ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-74-95
E-mail: info@21aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Севастополь
10 октября 2022 года Дело № А83-21958/2019
Резолютивная часть постановления объявлена 04.10.2022
Постановление изготовлено в полном объеме 10.10.2022
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Кузняковой С.Ю., судей Градовой О.Г., Кравченко В.Е., при ведении протокола и его аудиозаписи секретарем судебного заседания Волковой О.Л.,
с участием представителя от Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым - ФИО1 по доверенности от 05.08.2022 № 422-Д,
в отсутствии общества с ограниченной ответственностью «Парк развлечений», Государственного автономного учреждения Республики Крым «Управление особо охраняемыми природными территориями Республики Крым», Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым, Администрации города Евпатории Республики Крым, Совета министров Республики Крым, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Парк развлечений» на решение Арбитражного суда Республики Крым от 05 марта 2022 года по делу № А83-21958/2019, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Парк развлечений» об оспаривании приказа Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Государственного автономного учреждения Республики Крым «Управление особо охраняемыми природными территориями Республики Крым», Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым, Администрации города Евпатории Республики Крым, Совета министров Республики Крым,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Парк развлечений» (далее по тексту – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконным приказа Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым (далее по тексту – Министерство) от 09.09.2019 № 3079 «Об отказе в предоставлении земельного участка в аренду». В качестве способа восстановления нарушенных прав просит обязать Министерство осуществить подготовку проекта договора аренды земельного участка общей площадью 3,2 га, расположенного по адресу: <...>, в трех экземплярах и их подписание, а также направить проект указанного договора для подписания заявителю.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Государственное автономное учреждение Республики Крым «Управление особо охраняемыми природными территориями Республики Крым», Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым, Администрация города Евпатории Республики Крым, Совет министров Республики Крым.
Определением суда от 08 февраля 2021 года производство по делу № А83-21958/2019 приостанавливалось до вступления в законную силу решения по делу №А83-15150/2018.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 05 марта 2022 года в удовлетворении заявления общества отказано; суд разрешил вопрос о распределении судебных расходов.
Не согласившись с указанным судебным актом, общество подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования. Полагает, что вывод суда о несоответствии цели предоставления земельного участка целям использования такого земельного участка, а также действующей градостроительной документации, противоречит фактическим обстоятельствам дела; вывод суда о том, что Дендрологический парк регионального значения Республики Крым «Евпаторийский дендрологический парк» является особо охраняемой природной территорией регионального значения Республики Крым, обеспечение охраны которой, а также управление по использованию, осуществляет ГАУ РК «Управление особо охраняемыми природными территориями Республики Крым», что исключает возможность передачу спорного участка в аренду обществу, основан на неверном толковании ст. 39.20 и ч. 8 ст. 95 Земельного кодекса РФ.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением заместителя председателя Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 02 августа 2022 года произведена замена судьи Приваловой А.В. на судью Градову О.Г. для участия в рассмотрении апелляционной жалобы.
До начала судебного разбирательства от Министерства поступили отзыв на апелляционную жалобу и дополнительные письменные пояснения, в судебном заседании его представитель просила апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, а решение суда - без изменения как законное и обоснованное.
До начала судебного заседания общество в порядке части 2 статьи 156 АПК РФ известило апелляционный суд о возможности рассмотрения апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя, направив в электронном виде через онлайн сервис подачи документов «Мой арбитр» соответствующее заявление.
Законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции проверены в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), при этом судом апелляционной инстанции не установлено оснований для его отмены или изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 29.12.2001 между обществом и Городским Советом народных депутатов г. Евпатории был заключен договор на право временного пользования землей (в том числе аренды), согласно п. 1.2. которого земельный участок предоставлен на условиях временного пользования сроком на 15 лет для обслуживания парка местного значения «Евпаторийский дендрологический парк».
10.04.2017 указанный земельный участок по акту приема-передачи № 556 из муниципальной собственности был передан в государственную собственность Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым. Полномочия Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым по распоряжению спорным земельным участкомподтверждено, в том числе решением Арбитражного суда Республики Крым от 03.11.2020, оставленным без изменений судами апелляционной и кассационной инстанций, по делу №А83-15150/2018.
07.05.2018 общество обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 90:18:010113:17, общей площадью 3,2 га, расположенного по адресу: <...>, на срок 49 лет, мотивируя свои требования тем, что заявитель является собственником всего недвижимого имущества, расположенного на указанном земельном участке, в связи с чем имеет бесспорное право на предоставление данного земельного участка в аренду в соответствии с пунктом 2 статьи 39.6 Земельного Кодекса РФ. Целью использования земельного участка указано – организация отдыха и рекреационной деятельности (код 5.0), а также деятельность по особой охране и изучению природы (код 9.0).
Письмом от 17.05.2018 № 01-10/13966 Министерство возвратило направленные обществом материалы, указав на то, что в заявлении не указаны основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3 , пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 Кодекса оснований, цель использования земельного участка, не представлено сообщение, содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке с указанием кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров зданий, сооружений, принадлежащих на соответствующем праве заявителю.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 19.02.2019 по делу А83-12191/2018, оставленным без изменений постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2019, действия Министерства, выраженные в возврате заявления общества о предоставлении в аренду земельного участка, были признаны незаконными, на Министерство возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав путем рассмотрения по существу заявления общества.
Рассмотрев по существу указанное заявление, Министерство приказом №3079 от 09.09.2019 отказало обществу в предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка, общей площадью 3,2 га, расположенного по адресу: <...>.
Полагая, что указанный приказ не соответствует Земельному кодексу РФ и Закону Республики Крым от 31.07.2014 № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», а также нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, общество обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с настоящим заявлением.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что у общества отсутствует право, подлежащее судебной защите на получение земельного участка в аренду в испрашиваемом размере и границах; оспариваемый отказ является мотивированным.
Суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является обоснованным и законным в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия (бездействие) незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим Федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В подпункте 9 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов определен в статье 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации. Процедура подачи и рассмотрения заявления о предоставлении такого участка регламентирована в статье 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 5 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 данного Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; 2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; 3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 данного Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов приведены исчерпывающим образом в статье 39.16 ЗК РФ.
Как следует из содержания оспоренного приказа, основанием к отказу Министерство указало пункты 14, 14.1 статьи 39.16 ЗК РФ, пункт 3 статьи 13 Закона Республики Крым от 15.01.2015 № 66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений», сославшись на то, что разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка; испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории (территория особо охраняемого природного объекта Евпаторийский дендрологический парк), установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка; цель предоставления земельного участка не соответствует действующей градостроительной документации.
Особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым установлены Законом Республики Крым от 31.07.2014 № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым».
Согласно пункту 12 статьи 3 названного Закона, положения договора аренды земельного участка, договора залога земельного участка, договора об установлении сервитута, заключенных до вступления в силу Федерального конституционного закона и зарегистрированных в действовавшем на момент заключения таких договоров порядке, применяются в части, не противоречащей Гражданскому кодексу Российской Федерации и Земельному кодексу Российской Федерации.
Предоставление земельных участков на праве аренды на территории Республики Крым регламентируется Земельным кодексом РФ, Законом Республики Крым от 15 января 2015 года № 66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений».
Как следует из заявления общества испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 90618:010113:17, на котором расположен «Евпаторийский дендрологический парк», заявитель намерен использовать для организации отдыха и рекреационной деятельности (код 5.0), а также деятельности по особой охране и изучению природы (код 9.0).
Согласно информации, предоставленной Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым от 29.07.2019 № 14373/1 и Администрацией города Евпатории от 24.07.2019 № 3877/02.09 на запросы Министерства от 17.07.2019, испрашиваемый земельный участок расположен на территории Дендропарка и относится к землям особо охраняемых природных территорий, при этом вопросы деятельности на испрашиваемом участке, а также цели и задачи Дендропарка регулируются постановлением Совета министров Республики Крым от 10.04.2017 № 187.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 10.04.2017 № 187 утверждено Положение о дендрологическом парке регионального значения Республики Крым «Евпаторийский дендрологический парк», пунктом 1.1. которого Дендрологический парк регионального значения Республики Крым "Евпаторийский дендрологический парк" (далее - Дендропарк) в соответствии с распоряжением Совета министров Республики Крым от 5 февраля 2015 года № 69-р "Об утверждении Перечня особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Крым" является особо охраняемой природной территорией регионального значения Республики Крым.
Согласно ст. 29 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон № 33-ФЗ) на территориях дендрологических парков и ботанических садов запрещается всякая деятельность, не связанная с выполнением их задач и влекущая за собой нарушение сохранности флористических объектов.
Пунктами 2.1., 3.1. указанного Положения (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого приказа) Дендропарк является особо охраняемой природной территорией регионального значения Республики Крым и создан с целью сохранения уникальных объектов природного и искусственного происхождения. Дендропарк организован в целях: сохранения в искусственных условиях коллекции живых растений (особенно редких, редких для степной зоны Республики Крым и исчезающих, а также занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Республики Крым) и других ботанических объектов, имеющих научное, учебное, экономическое и культурное значение; проведения научно-исследовательских работ; проведения научно-педагогической и эколого-просветительской работы в области ботаники и охраны природы, растениеводства и селекции, декоративного садоводства и ландшафтной архитектуры. На территории Дендропарка запрещается любая деятельность, не связанная с выполнением возложенных на него задач и влекущая за собой нарушение сохранности флористических объектов.
В силу п. 3. ст. 95 Земельного кодекса РФ на землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.
Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 (ред. от 04.02.2019, действовавшего на момент принятия оспариваемого приказа) утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков" в соответствии с которым код 5.0 (отдых (рекреация) предполагает обустройство мест для занятия спортом, физической культурой, пешими или верховыми прогулками, отдыха и туризма, наблюдения за природой, пикников, охоты, рыбалки и иной деятельности; создание и уход за городскими лесами, скверами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, а также обустройство мест отдыха в них. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 5.1 - 5.5 (размещение зданий и сооружений для занятия спортом, баз и палаточных лагерей для проведения походов и экскурсий по ознакомлению с природой, обустройство мест охоты и рыбалки, в том числе размещение дома охотника или рыболов и т.д.); код 9.0 (деятельность по особой охране и изучению природы) предполагает сохранение и изучение растительного и животного мира путем создания особо охраняемых природных территорий.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, указанные заявителем виды деятельности фактически предполагают в том числе, осуществление на территории испрашиваемого земельного участка хозяйственной деятельности, которая, по сути, не обусловлена реализацией цели Дендропарка, а также создание особо охраняемых природных территорий, в то время как согласно Положению на территории Дендропарка предполагается поддержание и сохранение уже существующего режима природопользования, осуществление которого возложено на Государственное автономное учреждение Республики Крым «Управление особо охраняемыми природными территориями Республики Крым» (п.1.3. Положения).
Кроме того, суд апелляционной инстанции обращает внимание, что на момент рассмотрения апелляционной жалобы постановлением Совета министров Республики Крым от 08.06.2022 № 430 в постановление от 10 апреля 2017 года № 187 внесены изменения, согласно которым на земельном участке с кадастровым номером 90:18:010113:17 на территории Дендропарка допускается единственный вид разрешенного использования - охрана природных территорий (9.1).
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что оспариваемый приказ Министерства соответствует закону в связи с чем обоснованно отказал в удовлетворении требований общества.
Иные доводы лиц, участвующих в деле, изучены и не приняты судом во внимание, как не имеющие значение для оценки спорных правоотношений.
Апелляционная жалоба не содержит доводов и фактов, которые имели бы значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, в связи с чем апелляционная жалоба не может быть признана апелляционным судом обоснованной и не может служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанцией не выявлено.
В связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы судебные расходы по оплате государственной пошлины за ее подачу в сумме 1500 руб. на основании статьи 110 АПК РФ относятся судом на общество.
Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1500,00 руб. подлежит возврату из федерального бюджета в порядке, установленном п.1 ч. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. 104, ст. 110, ст. 266, ст. 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 05 марта 2022 года по делу № А83-21958/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Парк развлечений» – без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Парк развлечений» из федерального бюджета 1500,00 рублей (одна тысяча пятьсот руб. 00 коп.) государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 04.04.2022 № 36.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий С.Ю. Кузнякова
Судьи О.Г. Градова
В.Е. Кравченко