ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 21АП-1492/2015 от 10.08.2015 Двадцати первого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-62-49, факс 8 (8692) 54-74-95

www.21aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Севастополь

11 августа 2015 года  

Дело № А83-1562/2015

         Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2015 года.

         Постановление изготовлено в полном объеме 11 августа 2015 года.

Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Полынкиной Н.А., судей Градовой О.Г., Омельченко В.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Букуевой М.А., при участии представителей Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Симферополю – Безверхой Ю.А., доверенность от 17.03.2015 № 19106-15, Сеитяьгьева А.А., доверенность б/н от 12.01.2015 года, в отсутствии представителя общества с ограниченной ответственностью «Производственно-коммерческая фирма «Бетельгейзе», надлежащим образом уведомленного о времени и месте проведения судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Производственно-коммерческая фирма «Бетельгейзе» на решение Арбитражного суда Республики Крым от 17 июня 2015 года по делу № А83-1562/2015 (судья М.П. Авдеев) по  заявлению общества с ограниченной ответственностью «Производственно-коммерческая фирма «Бетельгейзе» к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Симферополю о признании решения незаконным,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Производственно-коммерческая фирма «Бетельгейзе» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Симферополю (далее – Инспекция) № 354А от 05.03.2015 об отказе в государственной регистрации.

Решением Арбитражного суда Республики Крым от 17.06.2015 в удовлетворении заявления отказано, при этом суд первой инстанции исходил из того, что поскольку Обществом в заявление по форме № Р 18001, поданное для государственной регистрации в Инспекцию, сведения о видах экономической деятельности были внесены с использованием ОКВЭД 029-2007, а не ОКВЭД 029-2001, то Инспекция правомерно  приняла решение об отказе в государственной регистрации.

Не согласившись с указанным судебным актом, Общество подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 17.06.2015, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что у Инспекции отсутствовали правовые основания для отказа в регистрации, так как заявленный вид деятельности  – 74.85 «Предоставление  секретарских, редакторских услуг и услуг по переводу» в ОКВЭД ОК029-2001 не содержится, а содержится в другом ОКВЭД – ОК 029-2007, использование которого при указании видов деятельности  при регистрации юридического лица в  Едином государственном реестре  юридических лиц (далее – ЕГЛЮЛ) действующим законодательством не запрещено.

Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Республики Крым от 17.06.2015 проверены в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). При этом оснований для его отмены судом апелляционной инстанции не установлено.

Как следует из материалов дела, 27.02.2015 Обществом в Инспекцию были представлены документы для государственной регистрации внесения сведений о юридическом лице в ЕГРЮЛ, зарегистрированном на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя, а именно: заявление по форме № Р 18001; протокол общего собрания участников; устав юридического лица (в 2 экз.); копии документов, подтверждающих адрес. По результатам рассмотрения данных документов регистрирующим органом принято решение об отказе в государственной регистрации юридического лица № 354А от 05.03.2015 в соответствии с пунктом «а» части 1 статьи 23 ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». При этом решение Инспекции мотивировано тем, что заявителем не представлены сведения о кодах по общероссийскому классификатору видов экономической деятельности  – ОК 029-2001.

Данное обстоятельство стало причиной обращения Общества в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконным решения Инспекции об отказе в государственной регистрации и обязании Инспекции провести государственную регистрацию Общества.

Апелляционная коллегия считает, что, рассматривая заявление по существу, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявления, исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как следует из положений частей 2, 3 статьи 201 АПК РФ, для признания решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными, необходимо одновременное соблюдение следующих условий: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Отсутствие хотя бы одного из указанных условий является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Перечень сведений и документов о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ, установлен в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ).

В силу подпункта «п» указанной нормы в ЕГРЮЛ в числе сведений о юридическом лице должны содержаться коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (далее – ОКВЭД).

Согласно подпункту «а» статьи 12 Закона о государственной регистрации юридических лиц при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган в том числе представляется подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица.

Как указано во введении к ОКВЭД ОК 029-2001 классификатор предназначен для классификации и кодирования видов экономической деятельности и информации о них и используется при решении задач, в том числе связанных с классификацией и кодированием видов экономической деятельности, заявляемых хозяйствующими субъектами при регистрации; определением основного и других фактически осуществляемых видов экономической деятельности хозяйствующих субъектов; кодированием информации о видах экономической деятельности в информационных системах и ресурсах, едином государственном регистре предприятий и организаций, других информационных регистрах.

Согласно введению к ОКВЭД ОК 029-2007 данный классификатор введен в действие на период с 01.01.2008 до 01.01.2015 для его использования совместно с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности при проведении всероссийского экономического обследования хозяйствующих субъектов и разработке базовых таблиц «затраты-выпуск» без отмены ОКВЭД                    ОК 029-2001. Данный ОКВЭД предназначен для классификации и кодирования видов экономической деятельности и информации о них и используется при решении задач, связанных с осуществлением государственного статистического наблюдения по видам деятельности за развитием экономических процессов и подготовкой статистической информации для сопоставления на международном уровне.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что задачи указанных Общероссийских классификаторов видов экономической деятельности различны.

Учитывая, что для целей кодирования видов экономической деятельности при государственной регистрации юридических лиц прямо предусмотрено применение ОКВЭД ОК 029-2001, у заявителя не имелось оснований для использования иного классификатора. Такое использование различных классификаторов видов экономической деятельности противоречит закрепленным в пункте 1 статьи 4 Закона         № 129-ФЗ принципам ведения реестра, является недопустимым.

Материалами дела подтверждается, что указанный в заявлении Общества код и вид деятельности не соответствуют видам и кодам общепринятого, установленного для этих целей ОКВЭД ОК 029-2001 (КДЕС Ред.1), что не может быть устранено регистрирующим органом по собственной инициативе.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 статьи 23 Закона 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.

Поскольку заявление Общества о внесении сведений о юридическом лице в ЕГРЮЛ, в отношении вида экономической деятельности «Предоставление секретарских, редакторских услуг и услуг по переводу» код по ОКВЭД 74.85 содержит недостоверные сведения, заявление следует считать не представленным в регистрирующий орган.

Выводы о том, что неверное указание заявителем кода по ОКВЭД является основанием для отказа в государственной регистрации, соответствует правовой позиции, сложившейся в судебной практике по рассмотрению аналогичных споров (постановление Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 08.02.2011 № 12101/10, постановление Арбитражного суда Северо-западного округа от 16.10.2014 по делу № А56-217/2014 и др.).

На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, в связи с чем решение суда первой инстанции не подлежит отмене.

Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд 
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 17 июня 2015 года по делу          № А83-1562/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия  и может быть  обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                                                           Н.А. Полынкина

Судьи                                                                                                                       О.Г. Градова

                                                                                                                       В.А. Омельченко