ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. / факс 8 (8692) 54-74-95
E-mail: info@21aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Севастополь
15 сентября 2016 года
Дело № А83-14/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 08.09.2016
Постановление изготовлено в полном объёме 15.09.2016
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Карева А.Ю.,
судей Градовой О.Г.,
Горошко Н.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Голубенко В.А.,
при участии: представителя ООО «АА Сервис» – ФИО1, доверенность от 01.09.2016 № б/н; представителей Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Крым – ФИО2, доверенность от 01.08.2016 № 04-28/198, ФИО3, доверенность от 01.01.2016 № 04-28/92;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «АА Сервис» на решение Арбитражного суда Республики Крым от 13.07.2016 по делу № А83-14/2016 (судья Толпыго В.И.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «АА Сервис» (ОГРН <***>, ИНН <***>, проспект Кондратьевский, 39, офис 88, г. Санкт - Петербург, 195197; пр-т Елизарова, д. 41, оф. 218, <...>), заинтересованные лица: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (ОГРН <***>, ИНН <***>, ул. А. Невского, д.1, г. Симферополь, <...>), Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Крым (ОГРН <***>, ИНН <***>, ул. А.Невского, д.17, <...>), общество с ограниченной ответственностью «КЦСР» (ОГРН <***>, ИНН <***>, ул. Рашпилевская, д.321, <...>), общество с ограниченной ответственностью «Центр Протезно-Ортопедической Помощи ШАНС» (ОГРН <***>, ИНН <***>, ул. Боцманская, д.3, кв.51, <...>) о признании незаконными действий, о признании незаконными решения и предписания,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «АА Сервис» (ОГРН <***>, ИНН <***>, проспект Кондратьевский, 39, офис 88, г. Санкт - Петербург, 195197; пр-т Елизарова, д. 41, оф. 218, <...>) (далее – ООО «АА Сервис», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (ОГРН <***>, ИНН <***>, ул. А. Невского, д.1, г. Симферополь, <...>) (далее – Управление, антимонопольный орган), Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Крым (ОГРН <***>, ИНН <***>, ул. А.Невского, д.17, <...>) (далее – Фонд социального страхования), общество с ограниченной ответственностью «КЦСР» (ОГРН <***>, ИНН <***>, ул. Рашпилевская, д.321, <...>) (далее – ООО «КЦСР»), общество с ограниченной ответственностью «Центр Протезно-Ортопедической Помощи ШАНС» (ОГРН <***>, ИНН <***>, ул. Боцманская, д.3, кв.51, <...>) (далее - ООО «Центр Протезно-Ортопедической Помощи ШАНС»), в котором просит (с учётом заявления об уменьшении заявленных требований от 23.06.2016 и заявления об изменении предмета иска от 30.06.2016) признать незаконными и отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) (приказ Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Крым от 26.11.2015 №550), извещение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 26.11.2015.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 13.07.2016 в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «АА Сервис» было отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО «АА Сервис» обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 13.07.2016 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований Общества. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на то, что судом первой инстанции при вынесении решения были нарушены нормы материального права выразившиеся в том, что суд не установил какие нормы действующего законодательства были нарушены Заказчиком, и не установил факт неисполнения Заказчиком предписания Крымского УФАС России. Кроме того, в обжалуемом решении суд первой инстанции указал на то, что Крымское УФАС России в оспоренном предписании не понуждало в обязательном порядке провести аукцион и не устанавливало запрета на его проведение.
Представитель ООО «АА Сервис» поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 13.07.2016 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований Общества.
Представители Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Крым возражали относительно удовлетворения апелляционной жалобы, просили оставить решение Арбитражного суда Республики Крым от 13.07.2016 без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения, обосновывая свои возражения тем, что предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю по делу № 06/1024-15 от 19.11.2015 Региональным отделением Фонда были выполнены полностью, а именно, 25.11.2015 на официальном сайте антимонопольного органа была размещена документация с внесенными изменениями согласно предписанию, а также извещение с вновь назначенными сроками подачи заявок на участие в данном аукционе.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю, общество с ограниченной ответственностью «КЦСР», общество с ограниченной ответственностью «Центр Протезно-Ортопедической Помощи ШАНС», явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте проведения судебного заседания уведомлены в соответствии с нормами АПК РФ.
Апелляционный суд, принимая во внимание надлежащее уведомление Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю, общество с ограниченной ответственностью «КЦСР», общество с ограниченной ответственностью «Центр Протезно-Ортопедической Помощи ШАНС», необязательность явки их представителей в судебное заседание, достаточность доказательств для рассмотрения дела, счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие в судебном заседании представителей указанных лиц.
Законность и обоснованность решения от 13 июля 2016 года проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что общество с ограниченной ответственностью «АА Сервис» являлось участником электронного аукциона №0275100000115000189 «Поставка специальных средств при нарушении функций выделения для инвалидов Республики Крым в 2015 года» с начальной (максимальной) ценой контракта 2857159,69рублей, Заказчиком которого являлось Государственное учреждение - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Крым.
Согласно протоколу проведения электронного аукциона от 16.11.2015 заявка участника закупки – общества с ограниченной ответственностью «АА Сервис» была признана соответствующей требованиям, заявитель был признан победителем аукциона на поставку специальных средств при нарушениях функций выделения для инвалидов Республики Крым в 2015 году.
В дальнейшем, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю были рассмотрены жалобы общества с ограниченной ответственностью «КЦСР» и общества с ограниченной ответственностью «Центр Протезно-Ортопедической Помощи ШАНС» на аукционную документацию Государственного учреждения — регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Крым № 0275100000115000189 «Поставка специальных средств при нарушениях функций выделения для инвалидов Республики Крым в 2015 году».
По результатом рассмотрения указанных жалоб, 19.11.2015 (16.11.2015 резолютивная часть решения; 19.11.2015 решение было изготовлено в полном объеме) по делам № 06/1024-15, 06/1028-15 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю были приняты решения о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе. По делу 06/1024-15 Управлением было вынесено предписание о нарушении законодательства РФ о контрактной системе.
Предписанием по делу №06/1024-15 от 19.11.2015 (16.11.2015 резолютивная часть предписания; 19.11.2015 предписание было изготовлено в полном объеме) было предписано: заказчику (Государственное учреждение – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Крым), Аукционной комиссии отменить протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 13.11.2015 №0275100000115000189-1, протокол подведения итогов электронного аукциона от 19.11.2015 №0275100000115000189-3 и разместить информацию об отмене протоколов на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru; заказчику (Государственное учреждение – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Крым) привести документацию об электронном аукционе №0275100000115000189 в соответствии с требованиями законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок и с учетом Решения Крымского УФАС от 16.11.2015 по делу № 06/1024-15 и разместить соответствующую документацию на Официальном сайте; назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дату рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дату проведения Аукциона, а также разместить на Официальном сайте информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе и дате проведения Аукциона. При этом дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе должна быть назначена не ранее чем через 6 дней со дня размещения на Официальном сайте соответствующей документации об Аукционе; заказчику (Государственное учреждение – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Крым), аукционной комиссии, Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок с учетом решения Крымского УФАС от 16.11.2016 по делу № 06/1024- 15; заказчику (Государственное учреждение – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Крым), аукционной комиссии, Оператору электронной площадки исполнить Предписание в срок до 17.12.2015 и предоставить подтверждение об исполнении в Крымское УФАС России.
На основании предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 19.11.2015 по делу №06/1024-15, Государственным учреждением - региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Крым 25 ноября 2015 года было размещено извещение №246 с изменениями об осуществлении закупки на поставку специальных средств при нарушении функций выделения для инвалидов Республики Крым в 2015 году, путем проведения аукциона в электронной форме. В соответствии с пунктом 17 извещения аукциона в электронной форме с изменениями №246 от 25.11.2015, датой окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе было установлено 04 декабря 2015 года.
В дальнейшем, 26.11.2015 Государственным учреждением - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Крым был издан приказ №550 об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя), согласно которому, аукцион в электронной форме на поставку специальных средств при нарушениях функций выделения для инвалидов Республики Крым в 2015 году был отменен (№ извещения 0275100000115000189)
26.11.2015 в 17:07 на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru было размещено извещение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Не согласившись с решением и предписанием Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю, а также с приказом и извещением об отмене определения поставщика Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Крым, ООО «АА Сервис» обратилось в Арбитражный суд Республики Крым о признании указанных ненормативных правовых актов незаконными и об их отмене.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, с учетом заявления об уменьшении заявленных требований от 23.06.2016 и заявления об изменении предмета иска от 30.06.2016, суд первой инстанции, пришел к выводу о том, что решение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 26.11.2015 было принято Фондом социального страхования в пределах срока, установленного частью 1 статьи 36 Закона N 44-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок урегулированы Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ, Закон о контрактной системе) (часть 1 статьи 1 Закона № 44-ФЗ).
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем; к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования; проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона № 44-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 36 Закона о контрактной системе, заказчик вправе отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) по одному и более лоту, за исключением проведения запроса предложений, не позднее, чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе либо не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок. После размещения в единой информационной системе извещения об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик не вправе вскрывать конверты с заявками участников закупки или открывать доступ к поданным в форме электронных документов заявкам. В этом случае заказчик не позднее следующего рабочего дня после даты принятия решения об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) обязан внести соответствующие изменения в план-график.
В силу части 2 статьи 36 Закона № 44-ФЗ, по истечении срока отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 настоящей статьи и до заключения контракта заказчик вправе отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством.
Частью 3 статьи 36 Закона о контрактной системе установлено, что решение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) размещается в единой информационной системе в день принятия этого решения, а также незамедлительно доводится до сведения участников закупки, подавших заявки (при наличии у заказчика информации для осуществления связи с данными участниками). Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) считается отмененным с момента размещения решения о его отмене в единой информационной системе.
Как уже указывалось выше, во исполнение предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 19.11.2015 по делу №06/1024-15, Государственным учреждением - региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Крым 25 ноября 2015 года было размещено извещение №246 с изменениями об осуществлении закупки на поставку специальных средств при нарушении функций выделения для инвалидов Республики Крым в 2015 году, путем проведения аукциона в электронной форме.
Пунктом 17 извещения аукциона в электронной форме с изменениями №246 от 25.11.2015 датой окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе было установлено 04 декабря 2015 года.
В дальнейшем, 26.11.2015 Государственным учреждением - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Крым был издан приказ №550 об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя), согласно которому, аукцион в электронной форме на поставку специальных средств при нарушениях функций выделения для инвалидов Республики Крым в 2015 году был отменен (№ извещения 0275100000115000189).
Так, 26.11.2015 в 17:07 на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru было размещено извещение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании вышеизложенного, принимая во внимание, что дата окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе определена 04.12.2015, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) было принято Фондом социального страхования 26.11.2015, то есть в пределах срока, установленного частью 1 статьи 36 Закона № 44-ФЗ.
Кроме того, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции относительно того, что нарушений требований Закона № 44-ФЗ Заказчиком не установлено; не установлен также факт неисполнения заказчиком предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю по делу 06/1024-15.
В свою очередь, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю в своем предписании не предписывало в обязательном порядке провести аукцион, не устанавливало запрета на его проведение.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 13 июля 2016 года по делу № А83-14/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «АА Сервис» – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий А.Ю. Карев
Судьи Н.П. Горошко
О.Г. Градова