ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. + 7(8692) 54-74-95
www.21aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Севастополь
22 марта 2021 года | Дело № А83-5390/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 марта 2021 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Приваловой А.В.,
судей Карева А.Ю.,
Лазарева С.Г.,
при осуществлении протоколирования судебного заседания секретарем судебного заседания Гусевой Е.Г.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени судебного разбирательства;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Службы финансового надзора Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 30 ноября 2020 года по делу № А83-5390/2019, принятое по заявлению некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым» к Службе финансового надзора Республики Крым, при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания,
установил:
некоммерческая организация «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым» (далее - заявитель, Фонд, НО «РФ КРМД РК») обратилась в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Службы финансового надзора Республики Крым (далее - административный орган, Служба) от 29.03.2019 № 16 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением наказания в виде штрафа в размере 4 152 200,00 руб.
Дело рассматривалось с участием Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым (далее - Министерство).
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 30.11.2020 заявленное требование удовлетворено, оспоренное постановление признано незаконным и отменено.
Не согласившись с принятым судебным актом, Служба обратилась с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неверную их оценку, указывая на неверный вывод суда об отсутствии в действиях Фонда состава административного правонарушения, просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Отзывы на апелляционную жалобу не представлены.
Информация о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети «Интернет» по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции своих представителей не направили, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. В соответствии со статьями 123, 156, 210 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены принятого по делу решения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым (главный распорядитель) и некоммерческая организация «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым» (получатель субсидии) заключили соглашение от 13.04.2017 № 114 о предоставлении из бюджета Республики Крым субсидии (далее - соглашение) на 2017 год на капитальный ремонт и/или замену лифтового оборудования в рамках государственной программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым на 2015-2017 годы, по условиям которого главный распорядитель предоставляет получателю субсидию из средств бюджета Республики Крым на указанные цели в соответствии с реестром многоквартирных домов по видам ремонта (приложение №1), включенных в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Крым на 2016-2045 годы, утвержденную постановлением Совета министров Республики Крым от 30.11.2015 № 753, в размере 207 610 000,00 руб. Соглашение действует до 31 декабря 2017 года.
Согласно приложению № 1 к соглашению предусмотрено выделение субсидии на ремонт и/или замену лифтового оборудования в 49 многоквартирных домах в количестве 104 единиц. Дополнительным соглашением № 3 от 09.11.2017 сторонами внесены изменения в приложение № 1 к соглашению, которым увеличен список домов до 57 и увеличено количество единиц лифтового оборудования – до 138.
Пунктом 3.3.9 соглашения от 13.04.2017 № 114редусмотрена обязанность получателя субсидии обеспечить достижение значений показателей результативности субсидии, указанной в пункте 1.4 соглашения (процент готовности объекта капитального ремонта равный 100), в срок до 01.10.2017.
Дополнительным соглашением № 4 от 08.12.2017 сторонами внесены изменения в пункт 3.3.9 соглашения от 13.04.2017 № 114 в части продления срока обеспечения достижения значений показателей результативности субсидии - до 31.12.2017.
Дополнительным соглашением № 5 от 29.12.2017 продлен срок действия соглашения – до 01.03.2018, а дополнительным соглашением № 6 от 26.02.2018 – до 31.12.2018 года.
Согласно выписке по счету РНКБ Банка (ПАО) субсидия в сумме 207 610 000,00 руб. была перечислена на расчетный счет НО «РФ КРМД РК» 13.06.2017.
На основании утвержденного приказом Службы от 29.12.2018 № 489 плана проверок в отношении Фонда была проведена плановая выездная проверка за период с 01.01.2017 по 31.12.2018 соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, при использовании средств, выделенных из бюджета Республики Крым на реализацию, в том числе, субсидии на капитальный ремонт и/или замену лифтового оборудования, результаты которой отражены в выписке из акта проверки. По данным проверки Служба пришла к выводу, что получателем субсидии в установленный соглашением срок до 31.12.2017 не обеспечено достижение показателей результативности использования субсидии (процент готовности объекта капитального ремонта равный 100), определенных пунктом 1.4 соглашения, в сроки определенные пунктом 3.3.9 соглашения, чем нарушены условия предоставления субсидии из бюджета Республики Крым на сумму 207 610 000,00 руб.
Такой вывод Службы основан на том, что при продлении срока действия соглашения до 31.12.2018 в пункт 3.3.9 соглашения изменения не вносились, следовательно, результативность использования субсидии должна была быть достигнута в срок до 31.12.2017.
По данному факту уполномоченным должностным лицом Службы в отношении Фонда при участии его законного представителя составлен протокол об административном правонарушении от 21.03.2019 № 16 и постановлением от 29.03.2019 № 16 Фонд привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 4 152 200,00 руб.
Полагая, что постановление от 21.03.2019 № 16 является незаконным, Фонд обжаловал его в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, с учетом толкования соглашения от 13.04.2017 № 114 о предоставлении субсидии и дополнительных соглашений к нему, пришел к выводу об отсутствии в действиях Фонда состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ. При этом суд исходил из того, что нарушение условий использования субсидии не охватывается диспозицией данной статьи.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет доводы апелляционной жалобы на основании следующего.
Часть 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ предусматривает, что нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 2 до 12 процентов суммы полученной субсидии.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного указанной нормой, образуют действия, связанные с нарушением условий предоставления субсидий.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 14.12.2015 № 787 утвержден Порядок определения объема и предоставления субсидий некоммерческим организациям на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в рамках мероприятий государственной программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым (далее - Порядок № 787).
Согласно пункту 1.2 раздела 1 Порядка № 787 целью предоставления субсидии является финансовое обеспечение отдельных мероприятий краткосрочных планов реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Крым на 2016 – 2045 годы, утвержденной постановлением Совета министров Республики Крым от 30 ноября 2015 года № 753, включая работы и (или) услуги по капитальному ремонту, проектно-сметные работы и проведение экспертиз, услуги по строительному контролю (проведение технадзора) за выполнением работ по капитальному ремонту, в рамках мероприятий, предусмотренных программой.
Согласно подпунктам 1.3, 1.4 раздела 1 Порядка №787 исполнительным органом государственной власти Республики Крым, до которого в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации как получателю бюджетных средств доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидии, является Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, получателем субсидии является некоммерческая организация «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым».
Разделом 2 Порядка № 787 определены условия и порядок предоставления субсидии, к числу которых достижение к определенному сроку результативности использования субсидии не отнесено.
Предоставление субсидии осуществляется на основании типовой формы соглашения, в котором согласно пункту 2.10 раздела 2 Порядка № 787 должны быть предусмотрены обязательные положения, в том числе, порядок взаимодействия сторон соглашения при реализации указанного соглашения.
Из материалов дела следует, что субсидия была предоставлена Министерством на основании соглашения от 13.04.2017 № 114, которым определены условия использования субсидии, а также предусмотрено право внесения в него изменений по соглашению сторон путем заключения дополнительных соглашений.
Дополнительными соглашениями срок реализации субсидии неоднократно сторонами соглашения продлевался. Дополнительным соглашением № 7 от 29.12.2018 срок обеспечения достижения значений показателей результативности субсидии был продлен до 31.12.2018, а дополнительным соглашением № 8 от 28.02.2019 указанный срок продлен до 31.12.2019.
Полное освоение субсидии было достигнуто в июле 2019 года согласно отчетам Фонда в Министерство за январь-июль 2019 года и за январь-декабрь 2019 года об освоении субсидии, предоставленной по указанному соглашению. Данный факт представителями Службы не опровергнут.
В соответствии с пунктом 4.1 соглашения Фонд несет ответственность за целевое, эффективное, адресное и своевременное использование субсидии, предоставленной в соответствии с разделом 1 соглашения, выполнение условий предоставления субсидии, предоставление достоверных сведений в соответствии с действующим законодательством.
Однако из буквального толкования пунктов 1.4, 3.3.9 соглашения от 13.04.2017 №114 следует, что требование об обеспечении достижения значений показателей результативности субсидии не является условием для предоставления субсидии, это требование непосредственно связано с использованием субсидии, соответственно относится к порядку исполнения получателем обязанности расходования субсидии. Нарушение же условий предоставления субсидии может возникнуть при выдаче субсидии лицу, не имеющему по субъективным и объективным критериям право на ее получение.
С учетом установленных по делу обстоятельств, является правомерным вывод суда о том, что нарушение условий использования субсидии не охватывается диспозицией части 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ.
Указанный вывод согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 21.01.2020 № 303-ЭС19-26506.
Учитывая изложенное, и в частности то, что объективную сторону правонарушения по части 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ образуют действия, связанные с нарушением условий предоставления субсидий, а не условий использования, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что в действиях Фонда отсутствует состав указанного правонарушения.
Служба в нарушение части 4 статьи 210 АПК РФ не доказала наличие события правонарушения в меняемого Фонду, что является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 24.5 КоАП РФ, а, следовательно, служит основанием для признания незаконным и отмены постановления о привлечении к административной ответственности.
При таких обстоятельствах дела арбитражный суд обоснованно признал незаконным и отменил оспариваемое постановление Службы.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, апелляционным судом отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, а сводятся лишь к несогласию с выводами суда и переоценке установленных по делу обстоятельств, которым судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка при правильном применении норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в силу части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Принимая во внимание изложенное судебная коллегия находит обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, предусмотренные законом основания для отмены или изменения судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы в настоящем случае отсутствуют.
Вопрос о распределении судебных расходов по данному делу судом не рассматривается, поскольку в силу части 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 30 ноября 2020 года по делу №А83-5390/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Службы финансового надзора Республики Крым – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий А.В. Привалова
Судьи А.Ю. Карев С.Г. Лазарев