ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 21АП-170/2021 от 03.03.2021 Двадцати первого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-74-95

E-mail: info@21aas.arbitr.ru 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Севастополь

11 марта 2021 года                                                              Дело № А83-16002/2020

Резолютивная часть постановления объявлена  03.03.2021                                  

         Постановление изготовлено в полном объеме   11.03.2021

Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Кузняковой С.Ю., судей Карева А.Ю.,                 Лазарева С.Г., при ведении протокола секретарем судебного заседания Волковой О.Л.,

в отсутствии лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, 

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства промышленной политики Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 17 ноября 2020 года по делу № А83-16002/2020, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Встреча» об оспаривании постановления Министерства промышленной политики Республики Крым о назначении административного наказания,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Встреча» (далее – общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Министерства промышленной политики Республики Крым (далее – Министерство) от 10.09.2020 № 2286/07-1-20 о назначении административного наказания по ст. 15.13. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде предупреждения.

Решением Арбитражного суда Республики Крым от 17 ноября 2020 года оспариваемое постановление признано незаконным и отменено. Суд пришел к выводу об отсутствии события и состава вмененного обществу правонарушения.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Министерство обжаловало его в апелляционном порядке. Полагает, что обществом пропущен срок для предоставления деклараций об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) и спиртосодержащей продукции и об объеме розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи (форма № 7,8) за 1 квартал 2020 года поскольку установление нерабочих дней основанием для переноса срока исполнения обязательств не является.

Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

До начала судебного разбирательства от Министерства промышленной политики Республики Крым поступило заявление о возможности рассмотрения дела в отсутствие его представителя.

Дело рассмотрено в порядке статьей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющемся в деле доказательствам.

Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ). При этом судом апелляционной инстанции не установлено оснований для его изменения или отмены.

Как следует из материалов дела и установлено судом, общество в 1 квартале 2020 года имело лицензию на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания от 23.05.2017 № 91РПО0001247, сроком действия с 23.05.2017 по 10.03.2021.

По сведениям, доступным в функционале личного кабинета Министерства промышленной политики Республики Крым на официальном сайте Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, установлено, что ООО «Встреча» в 1 квартале 2020 года осуществляло оборот алкогольной продукции.

Так, в ходе осуществления хозяйственной деятельности ООО «Встреча» закупало продукцию у поставщиков: ООО «Арена Трейд» в объеме 113,08 дала по коду 500.

Факт закупки алкогольной продукции в 1 квартале 2020 года подтвержден в соответствии с отчетом об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции ООО «Встреча» за период с 01.01.2020 по 31.03.2020, сформированным в системе ЕГАИС.

При анализе информации об организациях, представивших декларации об объемах розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, административным органом установлено, что в нарушение установленного действующим законодательством срока ООО «Встреча» декларации за 1 квартал 2020 года по форме № 7 об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) и спиртосодержащей продукции и по форме № 8 об объеме розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи предоставило с нарушением сроков, установленных действующим законодательством (21.04.2020).

По данному факту уполномоченным должностным лицом административного органа, в отсутствии  надлежащим образом извещенного представителя общества, 27.07.2020 составлен протокол об административном правонарушении № 2340/07-1-22 о совершении обществом административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13. КоАП РФ.

Постановлением уполномоченного должностного лица от 10.09.2020 № 2286/07-1-20 общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной санкцией статьи 15.13. КоАП РФ, в виде предупреждения.

Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюдён ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объёме (части 6, 7 статьи 210 АПК РФ).

В силу части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Согласно статье 15.13. КоАП РФ искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей влечет за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Объектом правонарушения является установленный законодательством порядок при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей.

Объективная сторона данного правонарушения выражается в искажении информации и (или) нарушении порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей.

Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется прямым умыслом.

При этом наличие умысла не может предполагаться, а должно быть доказано административным органом.

Статьей 14 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Закон № 171-ФЗ) установлена обязанность организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи представлять в орган по месту регистрации соответствующие декларации об объемах розничной продажи указанной продукции согласно приложениям № 7 и № 8 Правил представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, об объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 № 815 (в редакции постановления Правительства РФ от 29.12.2018 № 1719) (далее – Правила № 815).

До утверждения формата и порядка заполнения деклараций в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2018 № 1719 представление деклараций осуществляется в соответствии с приказами Росалкогольрегулирования от 05.08.2013 № 198 и от 23.08.2012 № 231 (информация Росалкогольрегулирования).

Таким образом, декларации об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуареи медовухи) и спиртосодержащей продукции (форма согласно приложению № 7) и об объемах розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи (форма согласно приложению № 8) представлялись в 1 квартале 2020 года с использованием формы предусмотренной приложением № 11 и 12 соответственно.

В соответствии с пунктом 15 Правил № 815 декларации предоставляются ежеквартально, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Согласно пункту 1 статьи 26 Закона № 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается искажение и (или) непредставление в установленные сроки деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции, использования производственных мощностей.

Нарушение порядка и сроков представления декларации образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ.

Из материалов дела следует и судом установлено, что ООО «Встреча» предоставило декларации за 1 квартал 2020 года по форме № 7 об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) и спиртосодержащей продукции и по форме № 8 об объеме розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуареи медовухи -21.04.2020, то есть, по мнению Министерства, с пропуском установленного законодательством срока.

Из пунктов «б» и «к» статьи 72 Конституции Российской Федерации следует, что сфера защиты прав и свобод человека и гражданина, трудовое законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

По смыслу части 3 статьи 11, частей 2 и 5 статьи 76, статей 72, 94 Конституции Российской Федерации федеральный законодатель, осуществляя правовое регулирование по вопросам, относящимся к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, вправе определять компетенцию органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере совместного ведения, равно как и устанавливать принципы разграничения предметов ведения и полномочий (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 09.01.1998 № 1-П).

Согласно статьи 6 Трудового кодекса Российской Федерации законами и иными нормативно-правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации могут быть установлены дополнительные нерабочие праздничные дни.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» по просьбе религиозных организаций соответствующие органы государственной власти в Российской Федерации вправе объявлять религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями на соответствующих территориях.

Указом Главы Республики Крым от 26.03.2020 № 76-У «О нерабочих праздничных днях» 20 апреля 2020 года объявлено праздничным нерабочим днем в связи с празднованием ФИО1.

Право субъекта Российской Федерации устанавливать на соответствующей территории дополнительные праздничные дни предусмотрено пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ и подтверждено постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2011 № 20ПВ-11.

В настоящем случае, как указано выше, праздничный день 20.04.2020 установлен в Республике Крым в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, как верно отмечено судом первой инстанции, применительно к спорным правоотношениям последним днем предоставления декларации является 21.04.2020.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд пришел к обоснованному выводу о том, что ООО «Встреча» не был нарушен установленный действующим законодательством Российской Федерации срок для предоставления соответствующих деклараций об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) и спиртосодержащей продукции и об объеме розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи (форма № 7,8) за 1 квартал 2020 года, что свидетельствует об отсутствии события и состава вмененного обществу правонарушения.

При таких обстоятельствах оспариваемое постановление правомерно признано судом незаконным и отменено.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судом рассмотрены и отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, а сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств, которым судом первой инстанции была дана надлежащая правовая оценка при правильном применении норм материального права.

Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.

Вопрос о распределении судебных расходов по данному делу судом не рассматривается, поскольку в силу части 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь ст. 266, ст. 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Крым от 17 ноября 2020 года по делу № А83-16002/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства промышленной политики Республики Крым – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 АПК РФ.

Председательствующий                                                       С.Ю. Кузнякова

Судьи                                                                                    А.Ю. Карев

                                                                                                        С.Г. Лазарев