ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 21АП-1909/19 от 31.07.2019 Двадцати первого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-74-95

E-mail: info@21aas.arbitr.ru 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Севастополь

07 августа 2019 года  

                                Дело № А83-6990/2018

Резолютивная часть постановления объявлена  31.07.2019                                  

         Постановление изготовлено в полном объеме   07.08.2019

Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Омельченко В.А., судей Градовой О.Г.,                     Карева А.Ю., при ведении протокола и его аудиозаписи секретарем судебного заседания Сикорской Т.Н.,

с участием представителей от Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым – ФИО1 по доверенности от 09.01.2019 № 867, от общества с ограниченной ответственностью «ЭКО-СВ-БУД»                                 – ФИО2 по доверенности от 18.09.2018 № 18/09-2918,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 19 апреля 2019 года по делу № А83-6990/2018 (судья Лукачев С.О.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЭКО-СВ-БУД» об оспаривании постановления начальника управления оперативного реагирования департамента государственного экологического надзора – старшего государственного инспектора Республики Крым ФИО3 о назначении административного наказания, при участии заинтересованного лица Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Эко-Св-Буд» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконным и отмене постановления начальника управления оперативного реагирования департамента государственного экологического надзора – старшего государственного инспектора Республики Крым ФИО3 от 20.04.2018 № 0618-010249 о назначении административного наказания за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 900 000 руб.

Решением Арбитражного суда Республики Крым от 19 апреля 2019 года заявленное требование удовлетворено, оспоренное постановление признано незаконным и отменено. 

Не согласившись с указанным судебным актом, Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым (далее – Министерство) обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. Полагает, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным.

Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Определением председателя суда от 31.07.2019 произведена замена судьи Приваловой А.В. на судью Градову О.Г. для участия в рассмотрении апелляционной жалобы.

В судебном заседании представитель Министерства поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе и пояснениях к ней.

Представитель заявителя представил отзыв на апелляционную жалобу, против удовлетворения которой в судебном заседании возражал, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения, указывая на законность и обоснованность обжалуемого решения.

Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены  в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ), при этом судом  апелляционной инстанции не установлены основания для его изменения или отмены.

Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании приказа о проведении внеплановой выездной проверки от 28.02.2018 № 449, по согласованию с Прокуратурой Республики Крым, в период с 13.03.2018 по 19.03.2018 проведена внеплановая выездная проверка соблюдения требований природоохранного законодательства в области геологического изучения, рационального использования и охраны недр, в области исполнения требований земельного законодательства ООО «Эко-Св-Буд» при осуществлении работ по разведке и добычи известняков Бурулькайского месторождения.

В результате проведенной с участием представителя общества проверки Министерством составлен акт № 4/08.2-16, в котором зафиксированы нарушения требований природоохранного законодательства в сфере недропользования.

Так, на южном участке Бурулькайского месторождения на момент проведения проверки 13.03.2018, 14.03.2018, 15.03.2018 проводились горные работы и работы по переработке полезного ископаемого – известняков, и установлен факт выхода (нарушения границ) за пределы границ лицензионной площади, установленной приложением №3 к лицензии на пользование недрами СИМ 50628 ТЭ при проведении работ по изъятию горных масс из недр при разработке Северо-Западного участка и Южного участка Бурулькайского месторождения известняков.

При осуществлении замеров участков и объемов добычи полезного ископаемого – песка, площади нарушенных земель привлечен ведущий геодезист Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымгеология», эксперт в области экспертизы при осуществлении регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения Республики Крым, свидетельство министерства от 02.10.2017 №1 – ФИО4

Согласно заключению эксперта ФИО4 от 21.03.2018 общая площадь работ и площадь нарушенных земель на Южном участке составляет 14,02 га. Добыча горной массы за пределами контура лицензионной площади Южного участка, установленной приложением №3 к лицензии на пользование недрами СИМ 50628 ТЭЮ, производилась на площади 1,91 га. Общая площадь нарушенных земель, включая участки добычи за пределами контура лицензионной площади Южного участка, установленной приложением №3 к лицензии на пользование недрами СИМ 50628 ТЭЮ, составляет 7,08 га.

Общая площадь работ и площадь нарушенных земель на Северо-Западном участке (участок №1) составляет 26,49 га. Добыча горной массы за пределами контура лицензионной площади Северо-Западного участка, установленной приложением №3 к лицензии на пользование недрами СИМ 50628 ТЭЮ, производилась на площади 400 кв.м. Общая площадь нарушенных земель, включая участки добычи и участок с проведенными вскрышными работами и отвалами, за пределами контура лицензионной площади Северо-Западного участка, установленной приложением №3 к лицензии на пользование недрами СИМ 50628 ТЭЮ, составляет 0,74 га.

Таким образом, на момент проведения проверки 13.03.2018 и 15.03.2018 обществом осуществлялось пользование недрами (извлечение горной массы и недр) вдоль южной границы лицензионной площади и горного отвода возле скважины С-132 при отсутствии лицензии на пользование недрами, что является нарушением требований ст. 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» (далее – Закон №2395-1), ст.18 Закона Республики Крым от 07.08.2014 №45-ЗРК «О недрах».

06.04.2018 по данному факту государственным инспектором Республики Крым ФИО5 в отношении ООО «Эко-Св-Буд» и в присутствии его законного представителя (директора) составлен протокол об административном правонарушении № 010249, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 7.3. КоАП РФ.

20.04.2018 начальником управления оперативного реагирования департамента государственного экологического надзора – страшим государственным инспектором Республики Крым ФИО3 в отношении общества и в присутствии его законного представителя (директора) вынесено постановление о назначении административного наказания № 0618-010249 за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 7.3. КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 900 000,00 руб.

Общество, не согласившись с вынесенным постановлением, обратилось в арбитражный суд с заявленным требованием.

Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции исходил из того, что вывод, данный экспертом в заключении от 15.03.2019 № 412/18-Э, опровергает доводы Министерства о наличие состава и события административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 7.3. КоАП РФ.

Частью 6 статьи 210 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 АПК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 7.3. КоАП РФ пользование недрами без лицензии на пользование недрами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 7.5 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.

Объектом названного административного правонарушения являются отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр на территории Российской Федерации, соответственно, законный режим недропользования является непосредственным объектом посягательства.

Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного вышеуказанной нормой, образует пользование недрами без соответствующей лицензии.

Субъектами правонарушения, квалифицируемого по ч. 1 ст. 7.3 административного закона, являются граждане, должностные и юридические лица.

В соответствии со ст. 9 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон № 2395-1) права и обязанности пользователя недр возникают у него с момента государственной регистрации лицензии на пользование участниками недр.

Согласно ст. 11 Закона № 2395-1 предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем лицензии заранее оговоренных условий. Между уполномоченными органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

Лицензия удостоверяет право лица на проведение работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых, использованию отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использованию недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в целях образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Одной из особенностей предоставления в пользование участков недр с целью добычи или добычи и разведки является то, что предоставляемый в пользование лицензионный объем горных пород ограничивается по площади (в пределах границ лицензионного участка), на основании чего ведение добычи полезных ископаемых вне границ, определенных лицензией подлежит квалификации административным органом как пользование недрами без лицензии (постановление Верховного Суда РФ от 27.02.2015 № 302-АД14-8959 по делу № А78-3397/2014).

Из материалов дела следует, что ООО «Эко-Св-Буд» имеет лицензию на право пользования недрами Сим 50628 ТЭ сроком действия до 14.12.2044 с целью разведки и добычи известняков Бурулькайского месторождения в Ленинском районе Республике Крым с границах, указанных в схеме расположения участка недр (приложение №3 к лицензии, т. 2 л.д. 103-105).

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Согласно части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Ввиду оспаривания обществом факта добычи полезных ископаемых за пределами границ предоставленного ему горного отвода, суд первой инстанции в рамках рассматриваемого дела назначил судебная землеустроительная экспертиза, выполнение которой поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью «Центр судебных экспертиз им. Б.Д. Сперанского» ФИО6

Согласно заключению судебной экспертизы от 15.03.2019 № 412/18-Э в плане Бурульчайское месторождение известняков разделено на два участка – северо-западный и южный, которые имеют форму неправильных многоугольников. Месторождение представляет собой холмистую равнинную площадь лицензионного участка горного отвода составляет 61,9 га. Месторождение не залесено, покрыто растительностью степного типа и кустарниками. Южный участок представляет собой пересеченную местность с навалами грунта, скоплением камней, преимущественно крупных фракций, откосами и уступами. Северный участок выражен холмистым типом рельефа со скоплением камней, выходов скальных пород.

С северо-западной части южного участка за пределами уточненного горного отвода в границах земельного участка ООО «Эко-Св-Буд» по западному склону произведена планировка поверхности склона для обустройства технологической дороги и рабочей площадки, с целью отсыпки вскрышными породами для приведения в конечное положение рабочего борта карьера. Данные работы оправданы с технической точки зрения в связи со сложным рельефом, но производятся не в соответствии с проектными решениями, в пределах принадлежащих ООО «Эко-Св-Буд» земель промышленного назначения. Добычные работы на данной части карьера производятся в контуре горного отвода. Производство добычи полезного ископаемого за пределами горного отвода не установлено.

С восточной части южного участка при проведении замеров, визуальном осмотре и сравнении результатов съемки и плана подсчета запасов добыча полезного ископаемого – известняков не установлена. Данные площади не вошли в контур подсчета запасов, так как при проведении геологоразведочных работ полезные ископаемые не выявлены, вследствие чего на государственный баланс данные площади и объемы поставлены не были. При изучении плана подсчета запасов видно, что ранее в неустановленный период до съемки, проведенной на момент разведки и утверждения запасов, данный участок уже был нарушен горными работами. На момент обследования на участке расположен мобильный ДСК и устроены рабочие площадки для обеспечения его деятельности. Производство добычи полезного ископаемого за пределами горного отвода не установлено.

В ходе обследования территории Бурулькайского месторождения, а также при рассмотрении исходных документов и сопоставления их с графической документацией, подготовленной на момент замера, пользование недрами за границами горного отвода и лицензионного контура на Бурулькайском месторождении известняков в Ленинском районе Республики Крым не установлено (т. 5 л.д. 96-108).

Оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе заключение экспертизы  от 15.03.2019 № 412/18-Э, согласно которой добыча полезного ископаемого ведется в границах горного отвода, в порядке статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о недоказанности административным органом события вмененного обществу правонарушения, а также об отсутствии оснований для привлечения общества к административной ответственности.

Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность судебного решения. Несогласие заявителя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащего применению в настоящем деле, не свидетельствует о неправильном применении судом норм материального права, в связи с чем апелляционная жалоба не может быть признана апелляционным судом обоснованной и не может служить основанием для отмены обжалуемого решения.

Неправильного применения норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов в силу части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.

Вопрос о распределении судебных расходов по данному делу судом не рассматривается, поскольку в силу части 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь ст. 266, ст. 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Крым от 19 апреля 2019 года по делу № А83-6990/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                                    В.А. Омельченко

Судьи                                                                                    О.Г. Градова

                                                                                                     А.Ю. Карев