ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 21АП-1927/19 от 31.07.2019 Двадцати первого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-74-95

E-mail: info@21aas.arbitr.ru 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Севастополь

07 августа 2019 года                                                      Дело № А83-17725/2018

Резолютивная часть постановления объявлена  31.07.2019                                  

         Постановление изготовлено в полном объеме   07.08.2019

Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Омельченко В.А., судей Градовой О.Г.,                     Карева А.Ю., при ведении протокола и его аудиозаписи секретарем судебного заседания Лесик А.В.,

с участием представителей от индивидуального предпринимателя Пасековой Натальи Викторовны – Бархиян А.А. по доверенности от 20.06.2019, Деменцевич С.В. по доверенности от 23.06.2019, от Администрации города Симферополя Республики Крым – Лапишко И.И. по доверенности от 24.12.2018 № 24/01-69/5030,

в отсутствие заместителя главы Администрации города Симферополя Республики Крым Круцюка Сергея Петровича, Симферопольского городского совета Республики Крым, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, 

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Пасековой Натальи Викторовны на решение Арбитражного суда Республики Крым от 09 апреля 2019 года по делу № А83-17725/2018 (судья Куртлушаев М.И.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Пасековой Натальи Викторовны об оспаривании постановления заместителя главы Администрации города Симферополя Республики Крым Круцюка Сергея Петровича, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Симферопольского городского совета Республики Крым, Администрации города Симферополя Республики Крым,

установил:

индивидуальный предприниматель Пасекова Наталья Викторовна (далее по тексту – предприниматель, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании недействительным постановления заместителя главы администрации города Симферополя Круцюка С. П. от 19.10.2018 № 5264   «О демонтаже (сносе) нестационарного торгового объекта, размещенного по адресу: Российская Федерация, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Киевская в районе дома 137, принадлежащего гр. Пасековой Н.В.».

Решением Арбитражного суда Республики Крым от 09 апреля 2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым решением, предприниматель обратилась с апелляционной жалобой на указанный судебный акт, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования. В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела.

Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Определением председателя суда от 31.07.2019 произведена замена судьи Приваловой А.В. на судью Градову О.Г. для участия в рассмотрении апелляционной жалобы.

До начала судебного разбирательства от предпринимателя поступило ходатайство о приостановлении производства по апелляционной жалобе до разрешения спора по делу А83-15723/2018, предметом рассмотрения которого является оспаривание бездействие Администрации, выразившееся в не заключении договора на размещение НТО предпринимателя, которое оставлено апелляционным судом без удовлетворения ввиду отсутствия обстоятельств, в силу которых невозможно принять решение по данному делу по существу. 

В судебном заседании представители предпринимателя поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

До начала судебного разбирательства от Администрации поступил отзыв на апелляционную жалобу, согласно которым против удовлетворения апелляционной жалобы возражает, просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ). При этом оснований для его отмены или изменения, предусмотренных ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Пасекова Наталья Викторовна зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя ИФНС по г. Симферополю 21.03.2015.

20.08.2015 на 26-й сессии 1 созыва Симферопольского городского совета принято решение № 361 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым» (далее – Решение № 361), которой было предусмотрено 536 объектов в городе. Согласно приложению № 2 Решения № 361 в схему размещения нестационарных торговых объектов по адресу: г. Симферополь, ул. Киевская, 137 включено 11 объектов без проведения конкурса.

Решением 88-й сессии Симферопольского городского совета от 28.06.2018 № 1657 (далее – Решение № 1657) схема НТО была оптимизирована, с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, утвержденных постановлением Совета министров Республики Крым от 04.01.2017 № 402 «Об утверждении Порядка размещения и функционирования нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований в Республики Крым».

Схема НТО была сокращена на 155 мест, предусмотрено выделение мест для товаропроизводителей без конкурсных процедур в количестве 73, одновременно из схемы дислокации размещения НТО, утвержденной Решением № 361 было исключено 9 мест в районе улицы Киевской, 137, в том числе торговый павильон ИП Пасековой Н.В.

19.07.2018 главным специалистом отдела по координации розничной и оптовой торговли управления торговли и бытового обслуживания Администрации Савиновым С.В. произведен осмотр нестационарного торгового объекта (далее по тексту – НТО), по результатам которого составлен акт обследования нестационарного объекта размещенного на территории муниципального образования городской округ Симферополь № 77, которым установлено, что по адресу: Республика Крым, г. Симферополь, ул. Киевская, возле дома №137 размещен торговый павильон (НТО), изготовленный из материалов легкой конструкции размером приблизительно 30 кв.м., принадлежащий ИП Пасековой Н.В., предпринимательская деятельность в нем фактически осуществляется ИП Олейниковой Л.А. Схемой размещения НТО расположение данного объекта не предусмотрено. К акту проверки прилагается фотография, на которой изображен нестационарный торговый объект, а именно кафе – кондитерская «Медоборы».

13.09.2018 Комиссия по демонтажу (сносу) в своем заключении № 13 пришла к выводу, что спорный объект подлежит демонтажу в связи с отсутствием правовых оснований для размещения.

04.10.2018 распоряжением № 1477-ро глава Администрации г. Симферополя, в связи с убытием в ежегодный отпуск до 21.10.2018, возложил исполнение своих обязанностей на заместителя главы администрации Круцюка Сергея Петровича.

19.10.2018 заместителем главы администрации Круцюком С.П. принято оспариваемое постановление «О демонтаже (сносе) нестационарного торгового объекта, размещенного по адресу: Российская Федерация, Республика Крым, город Симферополь, улица Киевская в районе дома 137, принадлежащего гр. Пасековой Н.В.». Установлен срок для добровольного сноса - семь рабочих дней с даты извещения о предстоящем демонтаже (сносе). В случае невыполнения заявителем постановления в добровольном порядке Департаменту городского хозяйства Администрации города Симферополя Республики Крым предписано организовать работу по принудительному демонтажу объекта.

Полагая, что указанное постановление является незаконным и нарушает ее права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, предприниматель обратилась в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции свой вывод мотивировал тем, что обстоятельств, свидетельствующих о наличии у ИП Пасековой Н.В. надлежащих документов, оформленных в установленном порядке и подтверждающих наличие у нее законного права на размещение нестационарного торгового объекта, не установлено.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя общества, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Исходя из анализа статьи 4 Закона Республики Крым от 21.08.2014 № 54-ЗРК «Об основах местного самоуправления в Республике Крым», статей 16, 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 3 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», Постановления Совета министров Республики Крым от 25.11.2014 № 465 «О вопросах освобождения земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства» Администрация является уполномоченным органом на принятие решений о демонтаже нестационарных торговых объектов.

Постановлением Администрации города Симферополя от 16.06.2017 № 1995 создана Комиссия по демонтажу - (сносу) объектов, расположенных на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым без правовых оснований и утверждено положение о Комиссии, которая рассматривает вопросы о сносе самовольных построек, а также вопросы о демонтаже (сносе) нестационарных торговых и иных нестационарных объектов, расположенных на территории города Симферополя.

Пунктом 1 статьи 39.36. Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон № 381-ФЗ) размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Порядок включения в схему размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 10 Закона № 381-ФЗ).

Таким образом, в соответствии с законодательством Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности производится на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов.

Решением Симферопольского городского совета от 13.03.2015 № 216 утверждено Положение о порядке управления и распоряжения имуществом муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (далее – Положение № 216).

В соответствии с разделом 2 Положения № 216 от имени и в интересах муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым права собственника осуществляют органы местного самоуправления в пределах их компетенции, установленной актами, определяющими полномочия этих органов, и данным Положением.

Симферопольский городской совет в сфере управления и распоряжения имуществом муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым осуществляет нормативное регулирование, в том числе устанавливает порядок управления и распоряжения имуществом муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, порядок принятия и передачи имущества в собственность муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.

Администрация города Симферополя Республики Крым в сфере управления и распоряжения имуществом муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым в том числе:осуществляет права владения, пользования и распоряжения имуществом муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Республики Крым, Уставом муниципального образования городской округ Симферополь, иными муниципальными правовыми актами; осуществляет функции и полномочия собственника имущества муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым в порядке и пределах, определенных федеральным законодательством, муниципальными правовыми актами;издает в пределах своих полномочий постановления, распоряжения по вопросам управления имуществом муниципального образования городской округ Симферополь; определяет порядок организации учета муниципального имущества и порядок ведения Реестра муниципального имущества муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.

Решением 12-й сессии Симферопольского городского совета от 12.02.2015 № 184 на территории зеленой зоны создан сквер, ранее именуемый как «сквер у 180 квартала», который в свою очередь ограничен улицей Ростовской и пешеходными дорожками вдоль улиц Киевской, Кечкеметской, а также территории, прилегающей к жилому дому № 137 по ул. Киевской.

Как усматривается из выписки из ЕГРН сквер площадью 6090+/-27 кв.м, поставлен на кадастровый учет, с присвоением кадастрового № 90:22:010201:4762, то есть земельный участок является сформированным. 07.12.2016, зарегистрировано право муниципальной собственности за муниципальным образованием городской округ Симферополь от 23.01.2018 № 90:22:010201:4762-90/090/2018-1.

В связи с формированием земельного участка под сквер, девять нестационарных торговых объектов подверглись исключению из схемы размещения НТО.

Симферопольским городским советом принято решение 62 сессии 1 созыва от 16.02.2017 № 1107 «О размещении нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Симферополь», согласно которому утверждено Положение об организации размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (далее Положение).

В соответствии с пунктами 2.1., 2.2. Положения нестационарные торговые объекты размещаются в соответствии со Схемой НТО, утвержденной решением Симферопольского городского совета. Основанием для размещения НТО является договор на размещение нестационарного торгового объекта на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, заключенный Администрацией с хозяйствующим субъектом. Приложениями к Договору являются эскиз фасада НТО в цвете в масштабе 1:50, а также схема размещения НТО с привязкой к местности в масштабе 1:500.

Доказательств, подтверждающих наличие у ИП Пасековой Н.В. законного права на размещение нестационарного торгового объекта суду не установлено.

Учитывая, что нестационарный торговый объект заявителя размещен без разрешительных документов в месте, не предусмотренном действующей схемой, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что оспариваемое постановление является законным, в силу наличия правовых оснований для демонтажа НТО. Нарушение порядка, предшествующему принятию оспариваемого постановления судом не установлено.

Апелляционная жалоба не содержит доводов и фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем апелляционная жалоба не может быть признана апелляционным судом обоснованной и не может служить основанием для отмены обжалуемого решения.

Неправильного применения норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов в силу части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на её подателя.

Руководствуясь ст. 110, ст. 266, ст. 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Крым от 09 апреля 2019 года по делу № А83-17725/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                                    В.А. Омельченко

Судьи                                                                                    О.Г. Градова

                                                                                                     А.Ю. Карев