ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Суворова, д. 21, г. Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-74-95
E-mail: info@21aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Севастополь 29 июня 2022 года | Дело № А83-16710/20 21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2022 года.
В полном объёме постановление изготовлено 29 июня 2022 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Мунтян О.И.,
судей Баукиной Е.А.,
ФИО1,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Талановой Ю.П.,
при участии в заседании:
от истца:
Государственный комитет по делам
межнациональных отношений
Республики Крым ФИО2 (дов. № 1 от 10.01.2022);
от ответчика
Администрация Бахчисарайского района
Республики Крым не явился, извещен надлежаще;
от третьих лиц:
Счетная палата Республики Крым не явился, извещен надлежаще;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Бахчисарайского района Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 20 апреля 2022 года по делу № А83-16710/2021,
у с т а н о в и л:
Государственный комитет по делам межнациональных отношений Республики Крым (далее – Госкомнац Крыма) обратился в Арбитражный суд Республики Крым к Администрации Бахчисарайского района Республики Крым о возврате денежных средств из бюджета муниципального образования Бахчисарайского района Республики Крым в бюджет Республики Крым в размере 202 563,06 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечена - Счетная палата Республики Крым.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 20 апреля 2022 года исковые требования удовлетворены.
Взысканы с Администрации Бахчисарайского района Республики Крым в пользу Государственного комитета по делам межнациональных отношений Республики Крым денежные средства, подлежащие возврату в бюджет Республики Крым в размере 202 563,06 руб.
Не согласившись с указанным решением суда, Администрация Бахчисарайского района Республики Крым обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Податель жалобы считает, что полномочия по заключению договоров социального найма не относятся к полномочиям сельского поселения, администрацией Бахчисарайского района Республики Крым обязательства исполнены до наступления сроков, установленных соглашений (31.12.2019). Указывает, что законные механизмы, которые могут повлиять на своевременное заключение договоров социального найма между администрацией сельского поселения и гражданином у администрации Бахчисарайского района отсутствуют.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2022 апелляционная жалоба принята к производству, назначено судебное заседание на 14 час.45 мин., 22.06.2022.
Госкомнац Крыма в отзыве на апелляционную жалобу просит решение Арбитражного суда республики Крым от 20 января 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
От Счетной палаты Республики Крым поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствии представителя.
Представитель истца в судебном заседании возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил отказать в ее удовлетворении обжалуемый судебный акт оставить без изменений.
Ответчик и третье лицо, явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечили, извещены надлежаще.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
С учетом изложенного, суд счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившихся представителей ответчика и третьих лиц по имеющимся в деле материалам.
Законность решения суда первой инстанции проверена в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
При повторном рассмотрении дела апелляционным судом установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения дела, обстоятельства.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Законом Республики Крым от 20.12.2018 № 556-ЗРК/2018 «О бюджете Республики Крым на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», Государственной программой Республики Крым по укреплению единства российской нации и этнокультурному развитию народов России «Республика Крым – территория межнационального согласия» на 2018-2020 годы, утвержденной постановлением Совета министров Республики Крым от 29.01.2018 № 30 (далее – Госпрограмма) 09.06.2018 между Госкомнац Крыма и Администрацией Бахчисарайского района Республики Крым заключено соглашение №1 о предоставлении и расходовании субсидии из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на приобретение жилья для граждан из числа реабилитированных народов Крыма
Впоследствии 16.07.2019, 31.10.2019 в соглашение внесен ряд изменений на основании дополнительных соглашений.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 29.01.2018 №30 утвержден Порядок предоставления и распределения субсидии из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на софинансирование капитальных вложений и капитального ремонта объектов муниципальной собственности, приобретение объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность в рамках основного мероприятия «Меры социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий» Государственной программы Республики Крым по укреплению единства российской нации и этнокультурному развитию народов России «Республика Крым - территория межнационального согласия» (далее - Порядок №30).
В соответствии с пунктом 3.2.2 соглашения Администрация обеспечивает достижение следующего значения показателя результативности предоставления субсидии: 3 семьи, из числа реабилитированных народов Крыма, улучшивших жилищные условия при оказании содействия за счёт средств бюджетаРеспублики Крым с использованием субсидии, направленной бюджету муниципального образования на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, приобретение объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность.
Так, договор социального найма жилого помещения № 2/20 между Администрацией Скалистовского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым и гражданкой ФИО3 заключен 21.02.2020.
Договор социального найма жилого помещения № 09 между Администрацией Вилинского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым и гражданином ФИО4 заключен 11.06.2020.
Договор социального найма жилого помещения № 19 между Администрацией Плодовского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым и гражданкой ФИО5 заключен 08.12.2020.
Пунктом 11 Порядка №30 установлено, что предоставление субсидий осуществляется в соответствии с соглашением на срок, не превышающий срок действия утвержденных Госкомнацем Крыма лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидий.
В соответствии с пунктом 1.2. раздела 1 Соглашения (с учетом дополнительных соглашений от 16.07.2019 № 1, от 31.10.2019 № 2) Госкомнац Крыма предоставляет Субсидию бюджету Администрации Бахчисарайского района Республики Крым в объеме 6 076 891,82 руб.
Согласно пункту 13 Порядка № 30 Госкомнац Крыма перечисляет Субсидии на счета Получателей, открытые в Управлении Федерального казначейства по Республике Крым.
Так, указанная в пункте 1.2 Соглашения сумма Субсидии доведена Госкомнацем Крыма Администрации Бахчисарайского района Республики Крым в 2019 году (платежными поручениями от 10.07.2019 № 293886, от 18.10.2019 № 217587, от 20.12.2019 № 8158023).
Постановлением Совета министров Республики Крым от 18.10.2019 № 591 «О распределении субсидий из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, приобретение объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность в рамках основного мероприятия «Меры социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий» Государственной программы Республики Крым по укреплению единства российской нации и этнокультурному развитию народов России «Республика Крым - территория межнационального согласия» сумма Субсидии Администрации Бахчисарайского района Республики Крым составила 6 076 891,82 руб.
Таким образом, показателем оценки результативности использования субсидий в соответствии с пунктом 15 Порядка №30 является 100 процентное достижение значений целевых показателей результативности использования субсидий, установленных заключенным соглашением.
Пунктом 25 Порядка №30 установлено, что в случае если муниципальным образованием Республики Крым по состоянию на 31 декабря года, в котором предоставляются субсидии, допущены нарушения обязательств, предусмотренных соглашением, указанных в подпункте 3 пункта 12 Порядка №30 (достижение значений показателей результативности использования субсидий), и в срок до первой даты предоставления отчетности о достижении значений показателей результативности использования субсидий в соответствии с соглашением в году, следующем за годом предоставления субсидий, указанные нарушения не устранены, объем средств, подлежащих возврату из бюджета муниципального образования Республики Крым в бюджет Республики Крым в срок до 1 июня года, следующего за годом, в котором предоставляются субсидии, рассчитывается по указанной в данном пункте формуле.
Однако, как усматривается из материалов дела, договоры социального найма жилого помещения с гражданами из числа реабилитированных народов Крыма по состоянию на 31.12.2019 заключены не были.
18.08.2020 Госкомнацем Крыма в адрес Администрации Бахчисарайского района Республики Крым направлено требование о возврате средств субсидии в бюджет Республики Крым.
Изложенное послужило основанием для обращения истца с иском в суд.
Решением суда первой инстанции исковые требования удовлетворены.
Заслушав пояснения представителя истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм процессуального права, правильность применения им норм материального права и соответствие выводов суда обстоятельствам дела, судебная коллегия пришла к выводу, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, означающий, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Согласно пункту 1 статьи 132 БК РФ под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 29.01.2018 №30 утвержден Порядок предоставления и распределения субсидии из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на софинансирование капитальных вложений и капитального ремонта объектов муниципальной собственности, приобретение объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность в рамках основного мероприятия «Меры социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий» Государственной программы Республики Крым по укреплению единства российской нации и этнокультурному развитию народов России «Республика Крым - территория межнационального согласия» (далее - Порядок №30).
Пунктом 11 Порядка №30 установлено, что предоставление субсидий осуществляется в соответствии с соглашением на срок, не превышающий срок действия утвержденных Госкомнацем Крыма лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидий.
Согласно пункту 13 Порядка № 30 Госкомнац Крыма перечисляет Субсидии на счета Получателей, открытые в Управлении Федерального казначейства по Республике Крым.
Как было установлено выше, указанная в пункте 1.2 Соглашения сумма Субсидии доведена Госкомнацем Крыма Администрации Черноморского района Республики Крым в 2019 году.
Пунктом 16 Порядка № 30 предусмотрено, что оценка эффективности использования субсидий осуществляется Госкомнацем Крыма по итогам финансового года на основании сравнения значений показателей результативности использования субсидий, установленных соглашением.
Согласно пункту 17 Порядка № 30 перечень показателей результативности использования субсидий и их значения уточняются, исходя из параметров финансирования Программы на очередной финансовый год.
Ответственность за достоверность представляемых Госкомнацу Крыма сведений и целевое использование субсидий возлагается на получателя в соответствии с пунктом 18 Порядка №30.
Пунктом 25 Порядка № 30 установлено, что в случае если муниципальным образованием Республики Крым по состоянию на 31 декабря года, в котором предоставляются субсидии, допущены нарушения обязательств, предусмотренных соглашением, указанных в подпункте 3 пункта 12 Порядка №30 (достижение значений показателей результативности использования субсидий), и в срок до первой даты предоставления отчетности о достижении значений показателей результативности использования субсидий в соответствии с соглашением в году, следующем за годом предоставления субсидий, указанные нарушения не устранены, объем средств, подлежащих возврату из бюджета муниципального образования Республики Крым в бюджет Республики Крым в срок до 1 июня года, следующего за годом, в котором предоставляются субсидии, рассчитывается по указанной в данном пункте формуле.
Как было установлено выше договор социального найма жилого помещения № 2/20 между Администрацией Скалистовского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым и гражданкой ФИО3 заключен 21.02.2020. Договор социального найма жилого помещения № 09 между Администрацией Вилинского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым и гражданином ФИО4 заключен 11.06.2020. Договор социального найма жилого помещения № 19 между Администрацией Плодовского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым и гражданкой ФИО5 заключен 08.12.2020.
Доводы апеллянта об освобождении от применения мер ответственности в связи с наступлением обстоятельств непреодолимой силы, коллегия судей признает не состоятельным по следующим основаниям.
Согласно пункту 27 Порядка № 30 основанием для освобождения муниципальных образований Республики Крым от применения мер ответственности, предусмотренных пунктами 25, 28, является документально подтвержденное наступление обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих исполнению соответствующих обязательств. При этом возврат и последующее использование средств, перечисленных из бюджетов муниципальных образований Республики Крым в бюджет Республики Крым в соответствии с пунктами 25, 28 настоящего Порядка, осуществляются по предложению соответствующего главного администратора доходов бюджета Республики Крым в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
Администрацией, соответствующих надлежащих документально подтвержденных обстоятельств, в адрес Госкомнаца Крыма представлено не было. Кроме того, ответчик имел возможность заявить о внесении изменений в пункт 7.1. Соглашения, а именно в части продления действия Соглашения.
Апеллянт каких-либо доказательств в понимании статьи 64 АПК РФ, подтверждающих осуществление Администрацией Бахчисарайского района Республики Крым исчерпывающих мер, направленных на надлежащее исполнение обязательства, ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции не представлено.
Доказательства, свидетельствующие об устранении нарушений и наличии оснований, для освобождения Администрации от обязанности возвратить в бюджет денежные средства, в материалы дела не представлены.
Доводы подателя жалобы об отсутствии нарушений выполнения обязательств, предусмотренных Соглашенем, коллегия судей признает несостоятельными.
Согласно пункту статьи 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Частью 1 статьи 421 ГК РФ установлено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом Российской Федерации или добровольно принятым обязательством.
В соответствии с частью 3 статьи 421 ГГК РФ стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.
Учитывая свободу договора, установленную нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, и в соответствии с Соглашением Администрация по собственной инициативе взяла на себя обязательство по достижению вышеуказанного значения показателя результативностипредоставления субсидии, а именно обеспечение жильём 3 семей в сроки, установленные Порядком и Соглашением.
Относительно доводов Администрации о нормах Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Закона Республики Крым от 19.01.2015 № 71-ЗРК «О закреплении за сельскими поселениями Республики Крым вопросов местного значения», коллегия полагает необходимым отметить, что Администрация имела возможность в рамках действующего законодательства выступить с инициативой о заключении трёхстороннего соглашения, либо о заключении соглашения с Администрациями сельских поселений Бахчисарайского района в соответствии с Госпрограммой № 30 и с целью исполнения обязательств установленных Порядком.
У Администрации Бахчисарайского района Республики Крым была возможность устранить допущенные нарушения по состоянию на 31.12.2019, а именно заключить договоры социального найма с гражданами в срок до 05.02.2020, до даты предоставления первой отчётности.
На основании изложенного суд правомерно удовлетворил заявленные Госкомнац Крыма требования.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы рассмотрены судом апелляционной инстанции и признаны несостоятельными, поскольку они сводятся к несогласию заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами, которые, подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, и не опровергнуты ответчиком в порядке, установленном нормами АПК РФ, что не свидетельствует о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, которые в силу части 4 статьи 270 АПК РФ являются основанием для безусловной отмены судебного акта, не допущено.
Поскольку администрация в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождена от уплаты государственной пошлины, вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины в связи с рассмотрением апелляционной жалобы, судом не разрешается.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 20 апреля 2022 года по делу № А83-16710/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Бахчисарайского района Республики Крым без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двухмесяцевсо дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий О.И. Мунтян
Судьи Е.А. Баукина
ФИО1