ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-74-95
E-mail: info@21aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Севастополь
23 сентября 2020 года Дело № А84-5249/2019
Резолютивная часть постановления объявлена 16.09.2020
Постановление изготовлено в полном объеме 23.09.2020
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Кузняковой С.Ю., судей Карева А.Ю., Яковлева А.С., при ведении протокола и его аудиозаписи секретарями судебного заседания Волковой О.Л., Гусевой Е.Г.,
с участием представителей от общества с ограниченной ответственностью «ПСП Севастопольский отряд подводно-технических работ» - ФИО1 по доверенности от 31.07.2020, от Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя – ФИО2 по доверенности от 09.01.2020 № 01-33/903-Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ПСП Севастопольский отряд подводно-технических работ» на решение Арбитражного суда города Севастополя от 02 июля 2020 года по делу № А84-5249/2019, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ПСП Севастопольский отряд подводно-технических работ» об оспаривании решения Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «ПСП Севастопольский отряд подводно-технических работ» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением, в котором просит признать недействительным решение Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя (далее – Департамент), изложенное в письме от 01.08.2019 № 519/03-08/19, об отказе в предоставлении государственной услуги по выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства «База отдыха «Подводников» в районе парка Победы»; обязать Департамент устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества и выдать разрешение на строительство указанного объекта.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 02 июля 2020 года в удовлетворении требований общества отказано.
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось с апелляционной жалобой на решение Арбитражного суда города Севастополя от 02 июля 2020 года, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять решение об удовлетворении требований заявителя. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, поскольку судом в нарушение п. 2.9.1 Административного регламента предоставления государственной услуги «Выдача разрешения на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства», утвержденного приказом Департамента архитектуры и градостроительства г. Севастополя от 07.06.2019 № 121, приведены иные, не предусмотренные ни Административным регламентом, ни оспариваемым решением, основания для отказа в выдаче разрешения на строительство, в связи с чем, по мнению заявителя, суд вышел за пределы доказывания.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании 09.09.2020 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 17.00ч. 16.09.2020.
В судебном заседании представитель общества поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобы, настаивал на незаконности обжалуемого решения, которое свидетельствует о выходе суда первой инстанции за пределы предмета доказывания, установленного п. 4 ст. 200 АПК РФ.
Представитель Департамента в судебном заседании просила решение суд первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу общества – без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ). При этом оснований для его отмены или изменения, предусмотренных ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании договора аренды от 22.03.2007 обществу для строительства и обслуживания базы отдыха «Подводник» с отнесением этих земель к категории земель рекреационного назначения был предоставлен земельный участок площадью 0,2400 га, расположенный по адресу: г. Севастополь, район парка Победы.
Обществом были получены Градостроительные условия и ограничения застройки земельного участка от 14.03.2014 № ГУО-517 объект «База отдыха «Подводник» в районе парка Победы, г. Севастополь», материалы об инженерно-геологических и гидрогеологических условиях площадки для обоснования проекта строительства и обслуживания базы отдыха «Подводник» (в районе парка «Победы» в Гагаринском районе г. Севастополя).
30.01.2017 между Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя и обществом был заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером 91:02:001015:10 площадью 2400 кв.м, расположенный по адресу: г. Севастополь, район парка Победы, категория земель –земли населенных пунктов, разрешенное использование –«туристическое обслуживание (код 5.2.1)».
На основании указанных документов, общество 19.07.2019 обратилось в Департамент с заявлением о выдаче разрешения на строительство базы отдыха «Подводник».
По результатам рассмотрения данного заявления Департаментом приято решение, оформленное письмом от 01.08.2019 № 519/03-08/19, об отказе в предоставлении государственной услуги по выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства на основании п.п. 3, 4 п. 2.9.1 Административного регламента предоставления государственной услуги «Выдача разрешения на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства», утвержденного приказом Департамента архитектуры и градостроительства г. Севастополя от 07.06.2019 № 121 (далее –Административный регламент, действовавшем на момент обращения с заявлением о выдаче разрешения на строительство). Кроме того, в решении указано, что в соответствии с постановлением Правительства Севастополя от 18.03.2019 № 173-ПП «Об утверждении градостроительной документации «Проект планировки и проект межевания территории парка Победы в городе Севастополе» в Гагаринском муниципальном округе» земельный участок расположен в границах красных линий улично-дорожной сети территории общего пользования.
Полагая, что указанное решение Департамента является незаконным и нарушает его права, общество обратилось в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый отказ является обоснованным, поскольку при выдаче разрешения на строительство приоритетным является соответствие земель, на которых будет осуществлено строительство, виду разрешенного использования, установленному Генеральным планом города Севастополя, действующем на момент принятия решения о выдаче, а в соответствии с Генеральным планом города Севастополя 2005 года земельный участок, на котором предполагается строительство объекта капитального строительства, расположен в зоне, функциональное назначение которой не определено, с учетом Корректировки фрагмента плана детальной планировки Камышовой бухты (район парка Победы), утвержденного решением сессии Севастопольского городского Совета от 23.01.2007 № 1272 –частично в зоне зеленых насаждений).
Апелляционная коллегия, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок и основания оформления, сроки выдачи, и основания отказа в выдаче разрешения на проведение строительных работ регулируются статьей 51 ГрК РФ.
Согласно части 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 11 статьи 51 ГрК РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган в установленный срок проводит проверку представленных документов, после чего выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Пунктом 3 статьи 51 ГрК РФ не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
В силу пункта 6 Положения об особенностях регулирования градостроительных отношений на территории города федерального значения Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 28.04.2015 № 339-ПП, до принятия правил землепользования и застройки города уполномоченный орган осуществляет выдачу разрешения на строительство объектов капитального строительства, градостроительных планов земельных участков на основании сведений о разрешенном виде использования земельного участка, указанных в правоустанавливающих документах на земельный участок с учетом Генерального плана города Севастополя, утвержденного решением Севастопольского городского совета от 13.12.2005 № 4114.
В силу части 3 статьи 63 ГрК РФ генеральный план города федерального значения Севастополя является документом территориального планирования субъекта Российской Федерации.
Регламентация градостроительной деятельности, как указал Конституционный суд Российской Федерации в постановлении от 28.03.2017 № 10-П, имеющая целью, в первую очередь, обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения и устойчивое развитие территорий, необходима также для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области.
Генеральный план, определяя назначение территории исходя из планов развития территории города в целом, может не соответствовать ее фактическому использованию, допуская потенциальное изменение назначение территории, поскольку генеральные планы определяют стратегию его развития и условия формирования среды жизнедеятельности (определение Верховного Суда Российской Федерации от 22.05.2017 № 56-АПГ17-7).
Вместе с тем, в силу требований части 3 статьи 9, частей 9 и 10 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ должен быть соблюден принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану, первичности генерального плана перед правилами землепользования и застройки, как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территории и содержащего долгосрочные ориентиры их развития, на что неоднократно указывал Верховный Суд Российской Федерации (определения от 12.10.2017 № 67-АПГ17-7, от 30.11.2017 № 87-АПГ17-2, от 03.10.2017 № 307-КГ17-5121).
При рассмотрении дела в суде первой инстанции Департамент ссылался на то, что спорный земельный участок согласно действующему Генеральному плану города Севастополя, утвержденному решением Севастопольского городского совета от 13.12.2005 № 4114, расположен на незастроенной территории с неопределенным зонированием.
Согласно представленной в материалы дела выкопировке из Корректировки фрагмента плана детальной планировки Камышовой бухты (район парка Победы), утвержденного решением сессии Севастопольского городского Совета от 23.01.2007 № 1272 земельный участок с кадастровым номером 91:02:001015:10 частично находится в зоне зеленных насаждений –территории общего пользования.).
Кроме того, данный земельный участок расположен в границах красных линий улично-дорожной сети территории общего пользования, утвержденных постановлением Правительства Севастополя от 18.03.2019 № 173-ПП «Об утверждении градостроительной документации «Проект планировки и проект межевания территории парка Победы в городе Севастополе» в Гагаринском муниципальном округе».
Понятие территории общего пользования приведено в пункте 12 статьи 1 ГрК РФ как территории, которой беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары). Красные линии обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории (пункт 11 статьи 1 ГрК РФ).
Согласно подпункту «а» пункта 1 части 3 статьи 42 ГрК РФ основная часть проекта планировки территории включает, в том числе, чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии.
Согласно пункту 11 статьи 1 ГрК РФ красные линии – линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территории общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Объектами регионального значения признаются объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления полномочий по вопросам, отнесенным к ведению субъекта Российской Федерации, органов государственной власти субъекта Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации, законами субъекта Российской Федерации, решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие субъекта Российской Федерации (пункт 19 статьи 1 ГрК РФ).
Согласно приказу Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» виды разрешенного использования земельных участков (территорий) общего пользования включают размещение объектов улично-дорожной сети, автомобильных дорог и пешеходных тротуаров в границах населенных пунктов, пешеходных переходов, набережных, береговых полос водных объектов общего пользования, скверов, бульваров, площадей, проездов, малых архитектурных форм благоустройства.
Таким образом, отображенные в Проекте планировки и проекте межевания территорий красными линиями улично-дорожная сеть и территории общего пользования являются объектами регионального значения.
Пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ и пунктом 8 статьи 27 ЗК РФ установлен запрет на приватизацию земельных участков общего пользования (в границах территорий общего пользования).
В соответствии с правовой позицией, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 12.04.2011 № 15248/10, а также приведенной в пункте 18 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4(2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ от 15.11.2017, земли общего пользования не могут быть переданы для строительства объектов капитального строительства; земельный участок, который относится к землям общего пользования, не может быть выделен из земель общего пользования и предоставлен в пользование конкретному лицу.
Статьей 51 ГрК РФ установлены перечень документов, подлежащих направлению застройщиком вместе с заявлением о выдаче разрешения на строительство, и основания, при наличии которых может быть отказано в выдаче разрешения на строительство.
Одним из таких оснований является несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка (часть 13 статьи 51 ГрК РФ). Согласно данной части статьи 51 ГрК РФ в редакции, действующей с 01.01.2017, в выдаче разрешения на строительство должно быть отказано при несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка.
С учетом установленных по делу фактических обстоятельств, выдача разрешения на строительство капитального объекта за счет земель общего пользования, предназначенных для зоны зеленых насаждений и дороги общего пользования, противоречит действующему законодательству Российской Федерации и действующим документам территориального планирования города федерального значения Севастополя.
Исследовав и оценив фактические обстоятельства, представленные в материалы дела доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, доводы и возражения сторон в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии законных оснований у Департамента архитектуры для выдачи разрешения на строительство.
При таких обстоятельствах судом правомерно отказано в удовлетворении заявленных обществом требований.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции вышел за пределы предмета доказывания, установленного п. 4 ст. 200 АПК РФ, отклоняются апелляционным судом поскольку при рассмотрении спора суд не должен ограничиваться только формальным подходом к проверке законности оспоренного отказа Департамента в выдаче разращения на строительство на предмет соответствия этого отказа Административному регламенту, не исследовав и не установив правовую возможность такого строительства с учетом ограничений и особенностей места расположения земельного участка и его назначения в соотношении с правилами, предусмотренными земельным и градостроительным законодательством Российской Федерации.
Заявителем апелляционной жалобы не приведены доводы, опровергающие выводы суда, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Неправильного применения норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов в силу части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
В связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы заявителя судебные расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы на основании статьи 110 АПК РФ относятся судом на заявителя жалобы.
Руководствуясь ст. 266, ст. 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 02 июля 2020 года по делу № А84-5249/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ПСП Севастопольский отряд подводно-технических работ» – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий С.Ю. Кузнякова
Судьи А.Ю. Карев
А.С. Яковлев