ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 21АП-2164/16 от 24.11.2016 Двадцати первого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. / факс 8 (8692) 54-74-95

E-mail: info@21aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Севастополь

01 декабря 2016 года

Дело № А84-2035/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2016 года.

Постановление изготовлено в полном объёме 01 декабря 2016 года.

Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Карева А.Ю.,

судей Градовой О.Г.,

ФИО1

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Голубенко В.А.,

при участии: представителя Регионального отделения Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» города Севастополя – ФИО2, доверенность от 22.11.2016 № 33; представителя ФИО3, доверенность от 02.02.2016 № 1; представителя Правительства Севастополя – ФИО4, доверенность от 12.09.2016 № 3941/31/1-16; представителя Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный музей героической обороны и освобождения Севастополя» - ФИО5, доверенность от 14.06.2016 № 460;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Регионального отделения Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» города Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 28.09.2016 по делу № А84-2035/2016 (судья Морозова Н.А.), принятое по заявлению Регионального отделения Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» <...>. ФИО6, д. 15, <...>) к Правительству Севастополя (ул. Ленина, 2, <...>), третьи лица: Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя (ул. Демидова, 13, <...>; ул. Ленина, 2 <...>), Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный музей героической обороны и освобождения Севастополя» (Исторический бульвар, 1, <...>), Департамент по имущественным и земельным отношениям <...>, <...>), Министерство культуры Российской Федерации (малый Гнездниковский переулок, д. 7/6, стр. 1, <...>; ФИО7 проезд, д. 7, стр. 2, <...>) об оспаривании распоряжения,

установил:

Региональное отделение Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» <...>. ФИО6, д. 15, <...>) (далее – РО ДОСААФ России, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о признании недействительным распоряжения Правительства Севастополя от 16.10.2015 №820-РП «О предоставлении Государственному бюджетному учреждению культуры города Севастополя «Национальный музей героической обороны и освобождения Севастополя» в постоянное (бессрочное) пользование многоконтурного земельного участка общей площадью 146 323 кв.м, расположенного по адресу: <...>».

Решением Арбитражного суда города Севастополя от 28.09.2016 в удовлетворении заявленных требований было отказано.

Не согласившись с указанным судебным актом, РО ДОСААФ России обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда города Севастополя от 28.09.2016 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований РО ДОСААФ России в полном объеме. В обоснование апелляционной жалобы апеллянт указывает на то, что на основании и/или вследствие противоправного Распоряжения Правительства Севастополя от 16.10.2015 № 820-РП «О предоставлении Государственному бюджетному учреждению культуры города Севастополя «Национальный музей героической обороны и освобождения Севастополя» в постоянное (бессрочное) пользование многоконтурного земельного участка общей площадью 146 323, кв.м., расположенного по адресу: <...>», земельные участки с кадастровым номером 91:03:001016:189, 91:03:001016:200 одновременно пребывают в пользовании двух юридических лиц. В этой связи, апеллянт считает, что при вынесении оспариваемого решения арбитражный суд неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, также, суд неправильно применил нормы материального права.

Представители Регионального отделения Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» города Севастополя поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просили отменить решение Арбитражного суда города Севастополя от 28.09.2016 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований РО ДОСААФ России в полном объеме.

Представитель Правительства Севастополя возражал относительно удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, обосновывая свои возражения тем, изложенные в апелляционной жалобе доводы являются не обоснованными, не основаны на фактических обстоятельствах дела и доказательствах, имеющихся в деле, а решение арбитражного суда первой, в свою очередь, является законным, обоснованным и мотивированным, принято с соблюдением норм материального и процессуального права, на основании фактических обстоятельств дела и при полном и всестороннем исследовании доказательств, имеющихся в деле.

Представитель Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный музей героической обороны и освобождения Севастополя» также возражал относительно удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, однако отзыв на апелляционную жалобу не представил.

Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя представил в дело ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.

Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя, Министерство культуры Российской Федерации, явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены надлежащим образом.

Апелляционный суд, принимая во внимание надлежащее уведомление Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя, Министерства культуры Российской Федерации, ходатайство Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, необязательность явки их представителей в судебное заседание, достаточность доказательств для рассмотрения дела, счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие в судебном заседании представителей указанных лиц.

Законность и обоснованность решения от 28 сентября 2016 года проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судом установлено, что в соответствии с государственным актом на право постоянного пользования землей от 05.10.1999 серии I-KM №005187 (регистрационная запись №863) общественной организации «Севастопольская городская организация Общества содействия обороне Украины» был предоставлен в постоянное пользование земельный участок, площадью 1,5368 га, расположенный по адресу: <...>, для обслуживания здания стрелкового тира.

18.03.2014 между Российской Федерацией и Республикой Крым был подписан Договор о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

В связи с подписанием указанного договора, общероссийской общественно-государственной организацией «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» 11.04.2014 было принято решение о создании на базе Севастопольской городской организации общества содействия обороне Украины, Регионального отделения ДОСААФ России города Севастополя. В этой связи, Региональное отделение ДОСААФ России города Севастополя 22.09.2014 привело свою организационно-правовую форму в соответствие с законодательством Российской Федерации.

В удовлетворении просьбы Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный музей героической обороны и освобождения Севастополя» о предоставлении ему в постоянное (бессрочное) пользование земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя, руководствуясь, также распоряжениями Департамента имущественных и земельных отношений города Севастополя от 24.09.2015 №395 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного: Российская Федерация, г.Севастополь, Ленинский район, Исторический бульвар, площадью 146 324 кв.м» и от 07.10.2015 №542 «О включении в Реестр собственности субъекта Российской Федерации – города федерального значения Севастополь земельного участка, расположенного по адресу: <...> площадью 146 323 +/-215 кв.м», Правительством Севастополя было принято распоряжение от 16.10.2015 №820-РП (далее – распоряжение) о предоставлении вышеназванному учреждению с целью сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия в постоянное (бессрочное) пользование многоконтурного земельного участка из земель категории «земли населенных пунктов» с кадастровым номером 91:03:001016:381, площадью 146 323 кв.м (контур 1 площадью 31509,65 кв.м; контур 2 площадью 111179,90 кв.м; контур 3 площадью 883,18 кв.м; контур 4 площадью 1238,33 кв.м; контур 5 площадью 1512,44 кв.м), расположенный по адресу: <...> с разрешенным видом использования «историческая» (код 9.3), в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка от 07.10.2015 №91/12/15-119803.

Не согласившись с указанным распоряжением, РО ДОСААФ обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о признании его недействительным. Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований было отказано.

Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции исходя из следующего.

В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).

Статьей 1 Закона города Севастополя от 24.04.2014 №3-ЗС «О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя» установлено, что все земли в пределах территориальных границ города федерального значения Севастополя, за исключением земель, находящихся в частной собственности по состоянию на 17 марта 2014 года, являются государственной собственностью города федерального значения Севастополя.

В соответствии с частью первой статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (в редакции, действовавшей на дату спорных правоотношений) (далее – Закон №6-ФКЗ), до 01 января 2017 года на территориях республики Крым и города федерального значения Севастополь особенности имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

Осуществление Законодательным Собранием города Севастополя собственного правового регулирования согласовывается с определением Верховного суда Российской Федерации от 25.03.2016 по делу № А83-2309/2014 (№ 310-КГ15-17626).

Во исполнение приведенной нормы Закона № 6-ФКЗ, Законодательным Собранием города Севастополя был принят Закон от 25.07.2014 № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» (далее - Закон № 46-ЗС), который устанавливает особенности регулирования земельных и иных имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество на территории города Севастополя.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона №46-ЗС, права на объекты недвижимого имущества, независимо от государственной регистрации данных прав, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории города Севастополя в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента, признаются следующими правами, установленными законодательством Российской Федерации, в частности, все земли, кроме частной и муниципальной собственности, признаются собственностью города Севастополя.

В соответствии с п. 2 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. При этом от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса (п. 3 ст. 214 ГК РФ).

Подпунктом «д» пункта 2 статьи 21 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Закон №184-ФЗ) установлено, что высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право управлять и распоряжаться собственностью субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 26.12 Закона № 184-ФЗ, органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно управляют и распоряжаются имуществом, находящимся в собственности субъекта Российской Федерации, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также в соответствии с конституцией (уставом), законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя в отношении земельных участков, расположенных в границах указанных субъектов, если законами указанных субъектов не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя (пункт 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что управление и распоряжение земельными участками города федерального значения Севастополя и земельными участками, в границах города Севастополя, в том числе и теми, государственная собственность на которые не разграничена, а также принятие нормативных правовых актов в данной сфере, отнесено к исключительным полномочиям Правительства Севастополя.

В соответствии со статьей 8 Закона №56-ЗС, объекты собственности города Севастополя подлежат учету в Реестре собственности города Севастополя. Порядок ведения Реестра собственности города Севастополя и внесения в него информации, а также предоставления информации об объектах собственности города Севастополя устанавливается Правительством Севастополя. Организацию учета и ведение Реестра собственности города Севастополя осуществляет исполнительный орган государственной власти города Севастополя в сфере управления и распоряжения государственным имуществом города Севастополя.

В силу Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 16.06.2015 №521-ПП, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя - исполнительный орган государственной власти города Севастополя, реализующий государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг, управлению и распоряжением государственным имуществом, которое находится в собственности города Севастополя, а также координирующий в установленных случаях деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти.

Положение об учете имущества собственности города Севастополя и ведении Реестра собственности города Севастополя было утверждено постановлением Правительства Севастополя от 31.12.2014 №702 (далее – Положение №702).

Согласно пункту 4 Положения № 702, учет имущества и ведение Реестра собственности города Севастополя осуществляется в отношении, в частности, земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя, в том числе предоставленных на соответствующем вещном праве или в пользование на основании соответствующих договоров правообладателям.

Из материалов дела следует, что на основании распоряжения Департамента от 07.10.2015 №542 земельный участок, расположенный по адресу: <...> площадью 146 323+/-215 кв.м, кадастровый номер 91:03:001016:381, вид разрешенного использования «историческая (код 9.3)» был включен в Реестр собственности города Севастополя (выписка из Реестра от 07.10.2015 №000088).

В дальнейшем, 08.10.2015 Департамент обратился с заявление в Севреестр о регистрации права собственности на указанный земельный участок. По результатам рассмотрения заявления, 09.10.2015 Управлением государственной регистрации были внесены сведения в единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 09.10.2015 серии АВ №033104.

С учетом изложенных обстоятельств, следует признать факт того, что оспоренное распоряжение было принято Правительством Севастополя (как собственником на распоряжение спорным земельным участком) в пределах предоставленных ему полномочий.

Пунктом 1 статьи 268 ГК РФ установлено, что право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицам, указанным в Земельном кодексе Российской Федерации.

В соответствии с п.п.1 п. 1 ст. 39.1, п. 1 ст. 39.9 ЗК РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование. При этом земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование, в том числе исключительно государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным).

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции относительно наличия у музея статуса, позволяющего Правительству, с точки зрения земельного законодательства, предоставить в пользование спорный земельный участок на соответствующем праве, исходя из следующего.

В соответствии с ч.ч. 1, 4 ст. 3 Закона №46-ЗС, предоставленное гражданам, юридическим лицам до вступления в силу Федерального конституционного закона право постоянного пользования земельным участком соответствует предусмотренному Земельным кодексом Российской Федерации праву постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. Юридические лица, которым земельные участки предоставлены на праве постоянного пользования до вступления в силу Федерального конституционного закона и которым земельные участки не могут принадлежать на праве постоянного (бессрочного) пользования в соответствии с законодательством Российской Федерации, обязаны переоформить права на такие земельные участки в аренду или приобрести земельные участки в собственность. В случае, если в соответствии с федеральным законом земельный участок не может находиться в собственности иностранных граждан и иностранных юридических лиц и предоставлен таким лицам на праве постоянного пользования до вступления в силу Федерального конституционного закона, указанные лица обязаны переоформить право постоянного пользования на право аренды.

Между тем, при наличии у РО ДОСААФ объектов недвижимости с зарегистрированным правом собственности на земельных участках, ранее полученных им на праве постоянного пользования, у него возникает право на такие земли в границах имущества в собственность или аренду, а потому какого-либо специального прекращения права постоянного пользования не требуется.

Все доводы апелляционной жалобы, были заявлены в суде первой инстанции, которым была дана надлежащая правовая оценка, с которой согласен суд апелляционной инстанции.

Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.

При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Севастополя от 28 сентября 2016 года по делу № А84-2035/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Регионального отделения Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» города Севастополя – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий А.Ю. Карев

Судьи О.Г. Градова

ФИО1