ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 21АП-2181/15 от 03.02.2016 Двадцати первого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-62-49, факс 8 (8692) 54-74-95

E-mail: info@21aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Севастополь

10 февраля 2016 года

Дело № А84-1091/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 03.02.2016.

В полном объеме постановление изготовлено 10.02.2016.

Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Горошко Н.П., судей Градовой О.Г., Карева А.Ю.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Ждера А.Р.,

при участии представителей: от Правительства Севастополя, ФИО1, доверенность №5110/31/2-15 от 28.09.2015, ФИО2, доверенность №5109/31/2-15 от 28.09.2015; от Государственного унитарного предприятия «Севэлектротранс им. А. Круподерова», ФИО3, доверенность №26 от 30.12.2015; от Управления земельного контроля города Севастополя, ФИО4, доверенность №6/2016 от 11.01.2016,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Севастопольской региональной общественной благотворительной организацией «Ассоциация жертв незаконных политических репрессий» на решение Арбитражного суда города Севастополя от 10.11.2015 по делу № А84-1091/2015 (судья Минько О.В.),

по заявлению Севастопольской региональной общественной благотворительной организацией «Ассоциация жертв незаконных политических репрессий» (улица Индустриальная, 14-А, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Правительству Севастополя (улица Ленина, 2, <...>),

при участии заинтересованного лица:

Управления земельного контроля <...>, <...>),

Управления контроля городского хозяйства города Севастополя (299011, <...>),

Государственного унитарного предприятия «Севэлектротранс им. А. Круподерова» (299003, <...>)

о признании протокола, требования, действий органов, осуществляющих публичные полномочия незаконными, и обязательстве совершения определенных действий,

установил:

решением Арбитражного суда города Севастополя от 10.11.2015 по делу № А84-1091/2015 в удовлетворении заявления Севастопольской региональной общественной благотворительной организации «Ассоциация жертв незаконных политических репрессий» отказано в полном объеме.

Не согласившись с указанным решением, Севастопольская региональная общественная благотворительная организация «Ассоциация жертв незаконных политических репрессий» обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.

Представитель Севастопольской региональной общественной благотворительной организацией «Ассоциация жертв незаконных политических репрессий» в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие не явившихся представителей стороны, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства.

Рассмотрев доводы жалобы, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к следующему выводу.

Как следует из материалов дела, Севастопольская региональная общественная благотворительная организация «Ассоциация жертв незаконных политических репрессий» обратилась в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением (с учетом уточнений) в котором просит: признать протокол № 2 от 19.05.2015 заседания Городской комиссии по пресечению самовольного строительства незаконным, признать требование о перемещении (демонтаже) самовольно размещенного сооружения от 25.05.2015 незаконным и недействующим; признать незаконными действия Правительства Севастополя по демонтажу 114 металлических конструкций в поселке Любимовка совершенные 04.06.2015, принадлежащих Севастопольской региональной общественной благотворительной организации «Ассоциация жертв незаконных политических репрессий»; обязать Правительство города Севастополя своими силами и за свой счет привести в первоначальное состояние имущество Севастопольской региональной общественной благотворительной организации «Ассоциация жертв незаконных политических репрессий» в поселке Любимовка, зона отдыха, универсальная ярмарка; обязать Правительство города Севастополя дать опровержение информации, несоответствующей действительности в тех же средствах массовой информации, в которых была размещена недостоверная информация.

Рассмотрев требования заявителя, суд первой инстанции пришел к выводу, что избранный заявителем способ защиты нарушенного права по требованиям о признании недействительными протокола и требования, а также действий Правительства Севастополя, не соответствует нарушенному праву заявителя и восстановление его права не влечет, в связи с чем, в удовлетворении заявления Севастопольской региональной общественной благотворительной организации «Ассоциация жертв незаконных политических репрессий» отказал в полном объеме.

Установлено, что Договором пожертвования от 01.11.2014 Jбщество с ограниченной ответственностью «Севтехнострой» безвозмездно передало Севастопольской региональной общественной благотворительной организации «Ассоциация жертв незаконных политических репрессий» торговые павильоны в сборе в количестве 120 штук, расположенные в городе Севастополе, поселке Любимовка, «зона отдыха». 05.11.2014 подписан акт приема-передачи указанных торговых павильонов.

29.04.2015 в адрес Управления контроля городского хозяйства города Севастополя поступило письмо Главного управления потребительского рынка и лицензирования Севастополя от 23.04.2015 х. № 2786/2-15 ГУПРЛ с сообщением о нахождении незаконно размещённых стационарных торговых объектов в зоне отдыха посёлка Любимовка и необходимости проведения мероприятий по их демонтажу в соответствии с требованиями Порядка взаимодействия органов исполнительной власти при организации работы по освобождению земельных участков от незаконно размещенных на них объектов строительства, в том числе осуществлению демонтажа (сноса) и (или) перемещения таких объектов утвержденного Постановлением Правительства Севастополя от 09.10.2014 № 385.

06.05.2015 в соответствии с пунктом 10.3. Порядка составлен акт о выявлении незаконно расположенных объектов в количестве 120 штук, нарушение зафиксировано в фототаблицах №1 от 06.05.2015, № 2 от 13.05.2015.

06.05.2015 в адрес Управления земельного контроля города Севастополя направлен запрос о предоставлении акта обследования земельного участка по указанному адресу, согласно пункту 10.3. Порядка.

15.05.2015 Председателю Городской комиссии по пресечению самовольного строительства Департамента архитектуры и градостроительства в соответствии с пунктом 10.3. Порядка направлены материалы для рассмотрения и принятия соответствующего решения.

19.05.2015 состоялось заседание Городской комиссии при Правительстве Севастополя, на котором комиссия решила освободить незаконно занимаемую территорию, путём демонтажа и переноса незаконно размещённых не капитальных сооружений в количестве 120 объектов, что зафиксировано протоколом № 2. Акт о перемещении (демонтаже) составлен 17.06.2015

Заявитель, не согласившись с вынесенными протоколом, требованием о перемещении (демонтаже) самовольно размещенного сооружения, действиями Правительства Севастополя, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными.

Однако, разрешая спор по существу, суд первой инстанции не учел следующее.

В соответствии с частью 2 статьи 27 АПК РФ арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.

Частью 1 статьи 29 АПК РФ установлено, что арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе: об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.

В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

С учетом изложенных норм АПК РФ можно сделать вывод, что определяющим моментом отнесения того или иного дела к подведомственности арбитражных судов являются субъектный состав, предмет спора и экономический характер требования.

При этом, согласно части 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

В гражданском и арбитражном процессуальном законодательстве не закреплено толкование понятия «иной экономической деятельности», вместе с тем, исходя из сущности этой деятельности, суд апелляционной инстанции считает, что под такой деятельностью применительно к определению подведомственности спора, также следует понимать деятельность, основной целью которой является систематическое получение прибыли (выгоды).

Статья 50 Гражданского кодекса в зависимости от цели создания организации, направленной на систематическое извлечение из осуществляемой деятельности прибыли или не преследующей таковую цель, делит юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации.

Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, 3 ассоциаций (союзов), к которым относятся, в том числе, некоммерческие партнерства, а также в других формах, предусмотренных законом (пункт 3 статьи 50 Гражданского кодекса). Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям (пункт 4 статьи 50 Гражданского кодекса).

Следовательно, из анализа указанных норм усматривается обязательность связи предмета спора с экономической деятельностью.

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7 "О некоммерческих организациях" некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Согласно части 1 статьи 123.8 Гражданского кодекса Российской Федерации ассоциацией (союзом) признается объединение юридических лиц и (или) граждан, основанное на добровольном или в установленных законом случаях на обязательном членстве и созданное для представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных целей, а также иных не противоречащих закону и имеющих некоммерческий характер целей.

В организационно-правовой форме ассоциации (союза) создаются, в частности, объединения лиц, имеющие целями координацию их предпринимательской деятельности, представление и защиту общих имущественных интересов, профессиональные объединения граждан, не имеющие целью защиту трудовых прав и интересов своих членов, профессиональные объединения граждан, не связанные с их участием в трудовых отношениях (объединения нотариусов, оценщиков, лиц творческих профессий и другие), саморегулируемые организации и их объединения.

Пунктом 1.1 Устава заявителя определено, что Севастопольская региональная общественная благотворительная организация «Ассоциация жертв незаконных политических репрессий» именуемая в дальнейшем «Ассоциация», создана и действует в интересах реабилитации, восстановления прав и социальной защиты, увековечения памяти жертв политических репрессий города Севастополя. «Ассоциация» является социально ориентированной некоммерческой организацией деятельность которой направлена на решение социальных проблем жертв политических репрессий и развитие гражданского общества в городе Севастополе. Организационно правовая форма – общественная организация (пункт 1.4).

Приобщенными к материалам дела уставными документами заявителя подтверждается правовой статус заявителя в качестве некоммерческого объединения, не имеющего в качестве цели деятельности извлечение прибыли.

Ввиду указанного, размещение Ассоциацией объектов (самовольных строений) без соответствующей разрешительной документацией на территории поселка Любимовка, не может быть связано с осуществлением им предпринимательской либо иной экономической деятельности, поскольку Ассоциация таковую не осуществляет.

Следовательно, оспариваемые протокол № 2 от 19.05.2015 заседания Городской комиссии по пресечению самовольного строительства и действия Правительства Севастополя по демонтажу 114 металлических конструкций в поселке Любимовка не затрагивают его какие-либо права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности Ассоциации, что, исходя из положений части 1 статьи 198 АПК РФ, обязательно для возможности оспаривания ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, осуществляющих публичные полномочия, в арбитражном суде.

В силу пункта 1 статьи 150 Арбитражного АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Поскольку судом апелляционной инстанции установлено, что деятельность Севастопольской региональной общественной благотворительной организации «Ассоциация жертв незаконных политических репрессий» не связана с предпринимательской или иной экономической деятельностью, суд считает неподведомственным данный спор арбитражному суду, в связи с чем, производство по делу подлежит прекращению.

Суд апелляционной инстанции обращает внимание заявителя, что прекращение арбитражным судом производства по делу не лишает его права на судебную защиту, гарантированную статьями 46, 47 Конституции Российской Федерации, поскольку заявитель вправе обратиться за защитой своих прав в суд общей юрисдикции.

В силу статьи 333.40 части 1 пункта 3 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная сторонами государственная пошлина за подачу иска и апелляционной жалобы подлежит возврату в случае прекращения производства по делу арбитражным судом.

Учитывая, что оригинал документа, подтверждающий уплату государственной пошлины, в установленном порядке, в материалы дела не предоставлен, оснований для возврата не имеется.

Руководствуясь статьей 104, пунктом 1 части 1 статьи 150, статьями 266, 268, пунктом 3 части 1 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Севастополя от 10.11.2015 по делу № А84-1091/2015 отменить.

Производство по делу прекратить.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий Н.П. Горошко

Судьи О.Г. Градова

А.Ю. Карев