ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 21АП-2204/20 от 20.10.2020 Двадцати первого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-74-95

E-mail: info@21aas.arbitr.ru 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Севастополь

23 октября 2020 года

Дело № А83-19416/2019

Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2020 года.

Постановление изготовлено в полном объёме 23 октября 2020 года.

         Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего                                      Карева А.Ю.,

судей                                                                              Приваловой А.В.,

                                                                              ФИО1,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Волковой О.Л.,

при участии: представителя Крестьянского (фермерского) хозяйства «Орехи Крыма» - ФИО2, доверенность от 06.12.2019 б/н; представителя Министерства сельского хозяйства Республики Крым – ФИО3, доверенность от 16.10.2020 № 67,

         рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Крестьянского (фермерского) хозяйства «Орехи Крыма» на решение Арбитражного суда Республики Крым от 16 июля 2020 года по делу № А83-19416/2019, принятое по заявлению Крестьянского (фермерского) хозяйства «Орехи Крыма» о признании недействительным отказа Министерства сельского хозяйства Республики Крым,

установил:

Крестьянское (фермерское) хозяйство «Орехи Крыма» (далее – КФХ «Орехи Крыма», Заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к  Министерству сельского хозяйства Республики Крым (далее – Министерство), в котором просило: 1) признать недействительным отказ Министерства сельского хозяйства Республики Крым, изложенный в письме № 764-р от 09.08.2019 о частичном подтверждении суммы расходов КФХ «Орехи Крыма» и расчете суммы субсидии на проведение гидромелиоративных мероприятий в неполном объеме; 2) обязать Министерство сельского хозяйства Республики Крым повторно рассмотреть заявление Крестьянского (фермерского) хозяйства «Орехи Крыма» № 764-р от 09.08.2019 о предоставлении субсидии по направлению возмещение части затрат на гидромелиоративные мероприятия в сумме 18 700 000,00 рублей с учетом обстоятельств, установленных по данному делу.

Решением Арбитражного суда Республики Крым от 16.07.2020, в удовлетворении заявления КФХ «Орехи Крыма», было отказано.

Не согласившись с указанным судебным актом, КФХ «Орехи Крыма» обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 16.07.2020 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований Общества в полном объеме. В обоснование доводов жалобы, апеллянт указывает на то, что при вынесении решения судом первой инстанции были нарушены нормы процессуального права. Также, апеллянт указывает на то, что надлежащая оценка решению Министерства об уменьшении размера субсидии Заявителю, судом первой инстанции не дана, убедительные мотивы отклонения предоставленных Заявителем расчетов субсидии в решении не приведены, законные основания уменьшения суммы размера субсидии в решении суда достоверно не установлены.

Представитель КФХ «Орехи Крыма» поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 16.07.2020 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований Общества в полном объеме.

Представитель Министерства сельского хозяйства Республики Крым возражал относительно удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения, обосновывая свои возражения тем, что размер предоставленной КФХ «Орехи Крыма» субсидии был рассчитан исходя из размера фактических, понесенных им затрат, подтвержденных соответствующими документами (актами приемки выполненных работ, накладными и т.д.), представленных им самим же. Более того, доказательств того, что размер его фактических затрат составил 28 019 533,45 руб., Заявителем ни Министерству в ходе рассмотрения вопроса о предоставлении субсидии, ни суду первой инстанции предоставлено не было.

Законность и обоснованность решения от 16 июля 2020 года проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судом установлено, что Министерство сельского хозяйства Республики Крым, рассмотрев заявление КФХ «Орехи Крыма» от 24.07.2019 исх. № 07-31 (вх. 764-р от 25.07.2019) и пакет документов, письмом от 09.08.2019 № 764-р уведомило последнего о том, что сумма заявленной субсидии составляет 18700000,00 руб. В результате проверки представленных Заявителем документов на соответствие требованиям «Порядка предоставления субсидий на развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения Республики Крым в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым», утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Крым от 09 февраля 2017 года № 58 Министерством была подтверждена сумма фактических затрат в размере лишь 23257851,61 руб. В этой связи, в соответствии с п. п. 2.2.4 п. 2.2 раздела 2 Порядка, на рассмотрение комиссии была вынесена сумма субсидии, рассчитанная на основании фактически произведенных и допустимых затрат, подтвержденных документами - 16280496,15 руб.

Не согласившись с вышеуказанным, по мнению Заявителя, отказом, оформленным Письмом от 09.08.2019 № 764-р, КФХ «Орехи Крыма» обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с настоящим заявлением, в удовлетворении которого ему было отказано.

Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с ч. 2 ч. 2 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются: из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что 24.07.2019 КФХ «Орехи Крыма» в соответствии с «Порядком предоставления субсидий на развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения Республики Крым в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым», утвержденным Постановлением Совета министров Республики Крым от 09.02.2017 № 58, было подготовлено и направлено в адрес Министерства сельского хозяйства  Республики Крым заявление за исх. № 07-31 о предоставлении ему субсидии на проведение гидромелиоративных мероприятий в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым. Сумма заявленной КФХ «Орехи Крыма» субсидии составила 18 700 000,00 руб.

При этом, Порядок предоставления субсидий на развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения Республики Крым в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым, утвержденный постановлением Совета министров Республики Крым от 09.02.2017 № 58 (далее Порядок № 58), был разработан в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации и определяет цели, порядок и условия предоставления субсидии из бюджета Республики Крым юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) и индивидуальным предпринимателям на развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения Республики Крым в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым, утвержденной постановлением Совета министров Республики Крым от 13 декабря 2019 года N 732 (далее - субсидия, Государственная программа соответственно).

Согласно п. 1.3 Порядка № 58 (в редакции, действовавшей на момент обращения Заявителя), целью предоставления субсидии является повышение водообеспеченности земель сельскохозяйственного назначения Республики Крым и повышение продуктивности и устойчивости сельскохозяйственного производства путем возмещения части фактически осуществленных расходов, соответствующих сводному сметному расчету или уточненному сводному сметному расчету проекта реализации гидромелиоративных мероприятий (далее - проект) (этапа или очереди проекта) в текущем финансовом году или отчетном финансовом году на проведение гидромелиоративных мероприятий (без учета налога на добавленную стоимость), в случае непредставления соответствующей субсидии в отчетном финансовом году на возмещение указанных затрат, понесенных в отчетном финансовом году, в соответствии с проектом (этапом или очередью проекта).

В свою очередь, пунктом 2.2. Порядка № 58 установлены порядок и сроки рассмотрения документов.

Во исполнение требований п.п. 2.2.2. Порядка № 58, недостающие документы КФХ «Орехи Крыма» были предоставлены в Министерство к ранее предоставленному Пакету документов, сопроводительным письмом от 09.08.2019 № 08-36.

Между тем, в случае если получатель субсидии указал некорректную и/или фактически не подтвержденную документами запрашиваемую сумму субсидии, на рассмотрение комиссии выносится сумма субсидии, рассчитанная на основании фактически произведенных затрат, подтвержденных документами (п. п. 2.2.4. Порядка № 58).

Коллегией судей установлено, что в суд первой инстанции представителем Министерства был предоставлен расчет суммы субсидии, согласно которому, Заявителю была подтверждена лишь сумма 23257851,64 руб., в связи с чем, и размер субсидии соответственно был определен в размере лишь 16 280 496,15 (23 257 851,64*70%).

В дальнейшем, в соответствии с Порядком № 58, Протоколом заседания Комиссии Министерства по предоставлению субсидии в области растениеводства в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым, от 14.08.2019 N 33-р, Приказом Министерства от 14.08.2019 № 628 «Об утверждении сводного реестра получателей субсидии на развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения Республики Крым в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым» (далее - Приказ № 628), между Министерством и КФХ «Орехи Крыма» было заключено Соглашение о предоставлении ему из бюджета Республики Крым субсидии юридическим лицам (за исключением субсидии государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг на возмещение недополученных доходов и (или) возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг от 19.08.2019 № 339-р.

В этой связи, Министерство платежным поручением от 21.08.2019 № 623111 перечислило КФХ «Орехи Крыма» субсидию в сумме 16 280 496,15 руб.

При этом, суд первой инстанции обоснованно отметил тот факт, что ни Протокол заседания Комиссии от 14.08.2019 № 33-р, ни Приказ Министерства от 14.08.2019 № 628 Заявителем в надлежащей процедуре и установленные действующим законодательством сроки, оспорены не были.

На основании вышеизложенного коллегия судей апелляционной инстанции пришла к выводу о том, что отказ Министерства сельского хозяйства Республики Крым, изложенный в письме №764-р от 09.08.2019, является законным и обоснованным. Соответственно, суд первой инстанции обоснованно отказал Заявителю в удовлетворении его требований, учитывая безосновательное включение Заявителем в состав понесенных им затрат, сумм не подлежащих субсидированию (затраты на консультирование специалистов и НДС).

Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность судебного решения. Несогласие заявителя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащего применению в настоящем деле, не свидетельствует о неправильном применении судом норм материального права.

Судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, в связи с чем, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

         решение Арбитражного суда Республики Крым от 16 июля 2020 года по делу № А83-19416/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Крестьянского (фермерского) хозяйства «Орехи Крыма» – без удовлетворения. 

         Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа  в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                                    А.Ю. Карев

Судьи                                                                                   А.В. Привалова

                                                                                              ФИО1