ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-74-95
E-mail: info@21aas.arbitr.ru
город Севастополь 08 февраля 2022 года | Дело № А83-6837/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.02.2022.
Постановление изготовлено в полном объёме 08.02.2022.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кузняковой С.Ю.,
судей Градовой О.Г.,
ФИО1,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Волковой О.Л.,
при участии в судебном заседании:
- от Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым – ФИО2, представителя по доверенности от 06.04.2021 б/н;
- от общества с ограниченной ответственностью «Левант» – ФИО3, представителя по доверенности от 01.10.2021 б/н;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 18 мая 2021 года по делу № А83-6837/2021, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Левант» к Министерству жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора - Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым, Администрацию города Ялты Республики Крым, Совет министров Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании незаконным действия (бездействия) и обязании совершить определенные действия,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Левант" (далее – ООО "Левант", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением (с учетом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ) к Министерству жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым (далее – Министерство, заинтересованное лицо) в котором просило суд признать незаконным:
- бездействие, выразившееся в невнесении сведений об объекте капитального строительства "Реконструкция с расширением туристического оздоровительного комплекса (корпус 2) по адресу: <...>" почтовый/строительный адрес: <...>, вид строительства: реконструкция в Реестр поднадзорных объектов;
- решение об отказе во внесении сведений об объекте капитального строительства "Реконструкция с расширением туристического оздоровительного комплекса (корпус 2) по адресу: <...>" почтовый/строительный адрес: <...>, вид строительства: реконструкция в Реестр поднадзорных объектов и обязании совершить определенные действия.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 18.05.2021, заявление Общества с ограниченной ответственностью "Левант" было удовлетворено частично; решение Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым об отказе во внесении сведений об объекте капитального строительства "Реконструкция с расширением туристического оздоровительного комплекса (корпус 2) по адресу: <...>" почтовый/строительный адрес: <...>, вид строительства: реконструкция в Реестр поднадзорных объектов, изложенном в письме N 3/80пП от 18.01.2021 признано незаконным; на Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым возложена обязанность по внесению сведений об объекте капитального строительства "Реконструкция с расширением туристического оздоровительного комплекса (корпус 2) по адресу: <...>" почтовый/строительный адрес: <...>, вид строительства: реконструкция в Реестр поднадзорных в течение четырнадцати дней с момента вступления судебного решения в законную силу; с Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Левант" были взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 000,00 руб.
Не согласившись с указанным судебным актом, Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 18.05.2021 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Общества в полном объеме. В обоснование доводов жалобы, апеллянт указывает на то, что решение суда было вынесено с нарушением норм материального и процессуального права, а также, что суд неправомерно пришел к выводу о превышении своих полномочий. Также апеллянт указывает на то, что форма и порядок формирования Реестра поднадзорных объектов, а также порядок и снования отказа во включении сведений об объекте капитального строительства в Реестр поднадзорных объектов устанавливаются Советом министров Республики Крым.Кроме того,вопросы ввода законченных строительством объектов в эксплуатацию на территории Республики Крым урегулированы статьёй 55 ГрК РФ с учетом особенностей установленные главой 5 Закона Республики Крым от 16.01.2015 № 67-ЗРК/2015 «О регулировании градостроительной деятельности в Республике Крым» (далее - ЗРК № 67). Общество также ссылается на то, что формирование реестра строящихся или реконструируемых ОКС, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 ГрК РФ, на территории Республики Крым предусмотрено ст. 21.3 ЗРК № 67.
Кроме того Министерство ссылается на нормы Конституции Российской Федерации согласно которым государственная власть в Российской Федерации, её субъектах опирается на принципы демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления (статья 1, часть 1), единства системы государственной власти (статья 5, часть 3), а также осуществления государственной власти на основе разделения законодательной, исполнительной и судебной властей и вытекающей из этого самостоятельности их органов (статья 10).В соответствии с вышеизложенным апеллянт считает, чтосуд не вправе обязать ответчиков (заинтересованных лиц) принять по итогам проверки обращения то или иное конкретное решение, которое, по мнению Заявителя, представляется правильным, что означало бы вмешательство суда в компетенцию государственных и муниципальных органов, что противоречит принципам разделения властей.
Представитель Общества с ограниченной ответственностью «Левант» возражал относительно удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Представитель Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым просил решение суда отменить, а апелляционную жалобу удовлетворить по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым, Администрацию города Ялты Республики Крым, Совет министров Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте проведения судебного разбирательства были уведомлены надлежащим образом.
Апелляционный суд, принимая во внимание надлежащее уведомление, Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым, Администрации города Ялты Республики Крым, Совета министров Республики Крым, Государственного комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, необязательность явки их представителей в судебное заседание, достаточность доказательств для рассмотрения дела, счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие в судебном заседании представителей указанных лиц.
Законность и обоснованность решения от 18 мая 2021 года проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, в адрес Министерства 22.12.2020 от ООО "Левант" поступило заявление о внесении в Реестр поднадзорных объектов / Реестр неподнадзорных объектов капитального строительства по ОКС "Реконструкция с расширением туристического оздоровительного комплекса (корпус 2) по адресу: <...>" по установленной форме с приложениями. Вид строительства - реконструкция.
Рассмотрев вышеназванное заявление, Министерством было отказано заявителю во включении в Реестр поднадзорных объектов письмом N 3/80пП от 18.01.2021.
Не согласившись с решением Министерства, считая его незаконным и нарушающим права и законные интересы Заявителя, Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с настоящим заявлением.
Частично удовлетворяя требования Общества, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что решение Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым является необоснованным.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из материалов дела следует, что в качестве оснований для отказа Заявителю во включении в Реестр поднадзорных объектовкапитального строительства сведений об объекте: "Реконструкция с расширением туристического оздоровительного комплекса (корпус 2) по адресу: <...>" Министерство указало следующее:
1. Предоставленная копия раздела проектной документации "Пояснительная записка", шифр АГП 251/18-00-ПЗ, лист 6, п. "в" сведения о функциональном назначении объекта капитальной строительства не соответствуют проектным решениям. Вместе с этим информируем, вышеуказанный раздел разработан не в соответствии с требованиями Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года N 87 (далее - Положение);
2. Согласно предоставленной копии договора аренды земельного участка от 28.12.2016, вид разрешенного использования земельного участка - предпринимательство. В соответствии с Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540 (с изменениями на 06 октября 2017 года) данный вид разрешенного использования земельного участка предусматривает размещение объектов капитального строительства в целях извлечения прибыли на основании торговой, банковской и иной предпринимательской деятельности, содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования (далее - ВРИ), предусмотренных кодами 4.1 - 4.10. Таким образом, включает в себя вид разрешенного использования гостиничное обслуживание (код 4.7), однако ВРИ гостиничное обслуживание, предусмотрено для размещения гостиниц, а также иных зданий, используемых с целью извлечения предпринимательской выгоды из предоставления жилого помещения для временного проживания в них. Проектными решениями предусмотрена реконструкция с расширением туристического оздоровительного комплекса (корпус 2), что не соответствует ВРИ, целесообразней применить ВРИ санаторная деятельность 9.2.1;
3. В предоставленной к заявлению копии декларации о начале выполнения строительных работ от 12.04.2019 N РК 08319022323, этажность и количество этажей объекта - 6. Согласно предоставленной копии раздела проектной документации "Архитектурные решения", шифр АГП 251/18-03-АР, в таблице технико-экономических показателей, лист 3, отражено 5 этажей, в графической части раздела, есть план 6-го этажа, на котором размещены лестничная клетка и лифтовой холл. В соответствии с СП 118.13330.2012 "Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009 (с Изменениями N 1-4)" Г.8* При определении этажности здания учитываются все надземные этажи, в том числе технический этаж, мансардный, а также цокольный этаж, если верх его перекрытия находится выше средней планировочной отметки земли не менее чем на 2 м. При определении количества этажей учитываются все этажи, включая подземный, подвальный, цокольный, надземный, технический, мансардный и др. Примечание - отдельные технические надстройки на кровле (выходы на кровлю из лестничных клеток; машинные помещения лифтов, выходящие на кровлю; венткамеры и т.п.) в расчетное количество этажей не включаются, таким образом план на отметке +16.220 считать в количество этажей нецелесообразно. Также в предоставленной копии экспертизы проектной документации N 78-2-1-2-0008-18, п. 1.4 в характерных особенностях объекта отражено - здание шестиэтажное отдельно стоящее, без подвала с эксплуатируемой кровлей (на отметке +16.200 шестой этаж терраса, лист 10 экспертизы проектной документации), проектными решениями не предусмотрена эксплуатируемая кровля - терраса;
4. В предоставленном разделе "Схема планировочной организации земельного участка", шифр АГП 251/18-00-ПЗУ (далее - СПОЗУ), в графической части раздела имеются расхождения в показателях этажности объекта;
5. Согласно предоставленной копии раздела СПОЗУ, лист 5, расчет парковочных мест предусматривает 17 машино-мест, в том числе 5 машино-мест вдоль существующего проезда Приморского парка. В соответствии с условными обозначениями графической части раздела, лист 4, парковочные месте не представляется возможным определить (в границах земельного участка), а располагать 5 машино-мест за границами земельного участка с кадастровым номером 90:25:010123:543 у застройщика нет оснований;
6. В предоставленной копии раздела проектной документации СПОЗУ, в графических материалах, отражены объекты капитального строительства и элементы благоустройства, не имеющих отношения к предоставленному застройщику на правах договора аренды земельному участку, что является нарушением требований к проектированию, которые установлены на основании п. 12 Положения, который определяет требования к разработке данного раздела проектной документации, так в указанном пункте определено, что СПОЗУ предусматривает текстовые и графические материалы, которые разрабатываются в отношении земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства, соответственно проект СПОЗУ не должен включать иные земельные участки и территории вне земельного участка, на котором располагается проектируемый объекта капитального строительства, в представленных материалах СПОЗУ выявлено, что проект СПОЗУ разработан с нарушением в соответствии с действующим законодательством. Само понятие, что такое "земельный участок" закреплено, в том числе и в части 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации и иных законов Российской Федерации и определяет, что земельный участок является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи, то есть это часть территории суши, имеющая фиксированную границу, площадь, местоположение, правовой статус и другие характеристики участка, которые отражаются в государственном кадастре недвижимости;
7. Согласно опорному плану сетей (лист 3 графической части СПОЗУ), реконструируемый объект расположен в охранной зоне существующих сетей ливневой канализации и охранной зоне существующего водопровода и охранная зона кабеля ЛЭП (отражено в ГПЗУ), без согласия ресурсоснабжающих организаций в охранных зонах запрещается производить любые виды работ;
8. В предоставленной копии градостроительного плана земельного участка N RU 357290007-01.2.10.00232 (далее - ГПЗУ), на чертеже ГПЗУ в примечании указано при определении пятна застройки застройщик обязан предоставить акт обследования зеленых насаждений, в предоставленных копиях документов данный акт отсутствует.
Также в своем письме Министерство сообщило, что согласно информации указанной в ГПЗУ, договоре аренды и в положительном заключении экспертизы проектной документации земельный участок расположен в зоне регулирования застройки 2 степени исторического ареала Х.1 Ялта. Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность, определяются требования к реконструкции существующих зданий и сооружений.
Суд первой установил, что Служба государственного строительного надзора Республики Крым является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, уполномоченным на осуществление, в пределах своей компетенции, на территории Республики Крым государственного строительного надзора за соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Крым за объектами капитального строительства, выдачу разрешений на строительство и разрешений на ввод объектов в эксплуатацию на объекты капитального строительства.
К отношениям, связанным с осуществлением государственного строительного надзора на территории Республики Крым, применяются положения Градостроительного кодекса Российской Федерации с учетом особенностей регионального законодательства.
Законом Республики Крым от 16.01.2015 № 67-ЗРК/2015 "О регулировании градостроительной деятельности в Республике Крым" регулируются особенности осуществления градостроительной деятельности в Республике Крым, отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, иным вопросам в сфере градостроительства и основывается на законодательстве Российской Федерации и Республики Крым.
Нормативно-правовым актом, детализирующим положения Закона Республики Крым от 16.01.2015 № 67-ЗРК/2015 является, в том числе Постановление Совета министров Республики Крым от 06.02.2020 № 51 "Об утверждении формы технического задания на проведение обследования технического состояния строящегося, реконструируемого объекта капитального строительства и Порядка формирования Реестра поднадзорных объектов и Реестра неподнадзорных объектов" (вместе с "Порядком заполнения формы технического задания на проведение обследования технического состояния строящегося, реконструируемого объекта капитального строительства") установлены требования к формированию Реестра неподнадзорных объектов, а также основания для отказа во включении сведений об объекте капитального строительства в Реестр неподнадзорных объектов.
В соответствии с ч. 2 ст. 21.2 ЗРК N 67 к документам, разрешающим строительство или реконструкцию объектов капитального строительства на территории Республики Крым, относятся документы, дающие право на выполнение строительных работ, полученные до 21 марта 2014 года, либо документы, полученные в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Крым, устанавливающими особенности в сфере градостроительной деятельности.
На основании ч. 1 ст. 21.2 Закона Республики Крым от 16.01.2015 N 67-ЗРК/2015 "О регулировании градостроительной деятельности в Республике Крым" документы, разрешающие строительство или реконструкцию объектов капитального строительства на территории Республики Крым, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым до дня вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", изменению и переоформлению не подлежат. Продление срока действия таких документов не допускается.
Частью 2 и частью 3 вышеуказанной статьи установлено, что в целях настоящего Закона к документам, разрешающим строительство или реконструкцию объектов капитального строительства на территории Республики Крым, относятся документы, дающие право на выполнение строительных работ, полученные до 21 марта 2014 года, либо документы, полученные в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Крым, устанавливающими особенности в сфере градостроительной деятельности.
Суд первой инстанции установил, что к таким документам относятся: уведомление о начале выполнения строительных работ, декларация о начале выполнения строительных работ, разрешение на выполнение строительных работ.
К исходным данным на проектирование относятся документы, явившиеся основанием для выдачи документов, разрешающих строительство или реконструкцию объектов капитального строительства, полученные до 21 марта 2014 года, либо документы, полученные в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Крым, устанавливающими особенности в сфере градостроительной деятельности.
Соответственно к таким документам относятся: градостроительный план земельного участка, градостроительные условия и ограничения застройки земельного участка, архитектурно-планировочное задание, разрешение на проектно-изыскательские работы, строительный паспорт для объектов индивидуального жилищного строительства.
В соответствии с ч. 1 ст. 21.3 Закона Республики Крым от 16.01.2015 N 67-ЗРК/2015 "О регулировании градостроительной деятельности в Республике Крым" в срок до 31 декабря 2020 года, в целях строительства или реконструкции объектов капитального строительства, проектная документация которых в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации подлежит экспертизе, застройщики или технические заказчики строительства, реконструкции таких объектов, имеющие действующие документы, разрешающие строительство или реконструкцию таких объектов на территории Республики Крым, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами Республики Крым до 1 января 2015 года, государственными и иными официальными органами Республики Крым - до 31 декабря 2019 года, направляют в исполнительный орган государственной власти Республики Крым, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство, заявление о включении сведений об объекте капитального строительства в реестр строящихся или реконструируемых объектов капитального строительства, строительство которых должно осуществляться под государственным строительным надзором (далее - Реестр поднадзорных объектов).
Согласно ч. 3 ст. 21.3 Закона определено, что исполнительный орган государственной власти Республики Крым, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство, в течение двадцати рабочих дней проводит проверку представленных документов на комплектность, на наличие правоустанавливающих документов на земельный участок и на соответствие документов, разрешающих строительство или реконструкцию объектов капитального строительства, исходным данным на проектирование и виду разрешенного использования (целевому назначению) земельного участка, установленному градостроительной документацией на дату получения застройщиками (заказчиками) документов, указанных в части 2 статьи 21.2 настоящего Закона.
В соответствии с ч. 4 ст. 21.3 Закона установлено, что в случае соответствия представленных документов, указанных в части 2 настоящей статьи, условиям проверки, указанным в части 3 настоящей статьи, исполнительный орган государственной власти Республики Крым, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство, в течение двадцати рабочих дней со дня получения заявления о включении сведений об объекте капитального строительства в Реестр поднадзорных объектов включает указанные сведения об объекте капитального строительства в Реестр поднадзорных объектов и уведомляет лицо, направившее указанное заявление, о включении таких сведений в Реестр поднадзорных объектов в порядке и способом, установленными Советом министров Республики Крым.
Согласно ч. 5 ст. 21.3 Закона при выявлении несоответствия в представленных документах, указанных в части 2 статьи 21.2 настоящего Закона, документам, указанным в части 3 статьи 21.2 настоящего Закона, или виду разрешенного использования (целевому назначению) земельного участка, установленному градостроительной документацией на дату получения застройщиками или техническими заказчиками документов, указанных в части 2 статьи 21.2 настоящего Закона, исполнительный орган государственной власти Республики Крым, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство, в течение двадцати рабочих дней со дня получения заявления о включении сведений об объекте капитального строительства в Реестр поднадзорных объектов уведомляет лицо, направившее указанное заявление, об отказе во включении сведений об объекте капитального строительства в Реестр поднадзорных объектов в порядке и способом, установленными Советом министров Республики Крым, с указанием причин такого отказа.
06.02.2020 Совет министров Республики Крым принял постановление N 51 "Об утверждении формы технического задания на проведение обследования технического состояния строящегося, реконструируемого объекта капитального строительства и порядка формирования реестра поднадзорных объектов и реестра неподнадзорных объектов".
Пунктом 1.3 Порядка определено, что документы, разрешающие строительство или реконструкцию объектов капитального строительства на территории Республики Крым, сведения о которых включены в Реестр поднадзорных объектов и Реестр неподнадзорных объектов, приравниваются к разрешению на строительство, выданному в соответствии с положениями статьи 51 Градостроительного кодекса, с учетом положений Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", определяющих особенности градостроительной деятельности на территории Республики Крым.
В свою очередь, судом первой инстанции отмечено, что в Реестр поднадзорных объектов включаются сведения о документах, разрешающих строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства, проектной документации объектов капитального строительства, на основании которой выданы (зарегистрированы) разрешительные документы, предоставляющие (удостоверяющие) право на проведение строительных работ по строительству (реконструкции) объектов капитального строительства, строительство которых не завершено по состоянию на 31 декабря 2019 года.
К заявлению о включении в Реестр поднадзорных объектов прикладываются следующие документы (либо их заверенные копии):
1) документы, подтверждающие право собственности или пользования земельным участком, оформленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также содержащие сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок (при наличии таких лиц);
2) исходные данные для проектирования, послужившие основанием для выдачи документов, разрешающих строительство или реконструкцию;
3) документ, предоставляющий (удостоверяющий) право на проведение строительства или реконструкции объектов капитального строительства, действующий на момент подачи заявления о включении в Реестр поднадзорных объектов;
4) материалы проектной документации, подготовленные в соответствии с требованиями Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию", либо в ином порядке, если разрешительные документы на начало строительных работ (реконструкцию) были получены (зарегистрированы) до 21 марта 2014 года;
5) положительное заключение экспертизы проектной документации, выданное в соответствии с действующим на момент выдачи заключения законодательством.
При этом, для объектов капитального строительства, указанных в части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса, положительное заключение экспертизы проектной документации требуется только в случае, если документ, разрешающий строительство или реконструкцию такого объекта, получен до 21 марта 2014 года и на момент его получения в соответствии с требованиями действовавшего в тот период законодательства требовалось такое заключение;
6) положительное заключение экологической экспертизы проектной документации (в случаях, если это предусмотрено действующим на момент получения документации законодательством);
7) иные заключения (согласования) исполнительных органов государственной власти Республики Крым, органов местного самоуправления, предусмотренные действующим на момент получения документа, разрешающего строительство или реконструкцию объекта капитального строительства, законодательством (в случаях, если такие заключения (согласования) не включены в состав проектной документации на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства).
При этом, п. 2.3 Порядка уполномоченный орган в течение 20 (двадцати) рабочих дней с момента регистрации заявления проводит проверку представленных документов, по результатам которой вносит сведения в Реестр поднадзорных объектов.
Соответственно заявление и документы, принятые к рассмотрению Уполномоченным органом, проверяются на соответствие следующим требованиям:
- комплектность (наличие всех документов необходимых для подачи заявления);
- срок действия документа, разрешающего строительство или реконструкцию объектов капитального строительства (документ должен быть действующим на дату подачи заявления);
- наличие правоустанавливающих документов на земельный участок (за исключением объектов, в отношении которых документ, удостоверяющий право собственности или пользования земельным участком, не требовался и не представлялся при получении документа, разрешающего строительство или реконструкцию объекта капитального строительства в соответствии с законодательством, действовавшим на момент его выдачи);
- соответствие документов, разрешающих строительство или реконструкцию объектов капитального строительства, исходным данным на проектирование;
- соответствие документов, разрешающих строительство или реконструкцию объектов капитального строительства, виду разрешенного использования (целевому назначению) земельного участка, установленному градостроительной документацией, действующей на момент получения Застройщиком либо Техническим заказчиком документов, указанных в части 2 статьи 21.2 Закона N 67-ЗРК/2015;
- наличие заключений (согласований) исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предусмотренных действующим на момент получения документа, разрешающего строительство или реконструкцию объекта капитального строительства, законодательством (в случаях, если такие заключения (согласования) не включены в состав проектной документации на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства), в том числе на наличие согласований, установленных требованиями части 4 статьи 4 Закона N 409-ЗРК/2017.
На основании п. 2.5 Порядка основаниями для отказа о включении сведений об объекте капитального строительства в Реестр поднадзорных объектов являются:
1. истечение срока действия документа, разрешающего строительство или реконструкцию;
2. несоответствие документов требованиям, установленным пунктом 2.4 настоящего Порядка;
3. отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок (за исключением объектов, в отношении которых документ, удостоверяющий право собственности или пользования земельным участком, не требовался и не представлялся при получении документа, разрешающего строительство или реконструкцию объекта капитального строительства, в соответствии с законодательством, действовавшим на момент его выдачи).
При этом отказ в приеме заявления, а также отказ во включении в Реестр неподнадзорных объектов могут быть обжалованы в судебном порядке в установленном законодательством порядке.
Предметом рассмотрения в настоящем споре является ответ Министерства, изложенный в письме за исх. N 3/80пП от 18.01.2021 года по включению сведений об Объекте в Реестр поднадзорных объектов /Реестр неподнадзорных объектов капитального строительства.
Так, судом первой инстанции правомерно установлено, что Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым действительно превысило свои полномочия, так как порядок Формирования реестра поднадзорных объектов и реестра неподнадзорных объектов предполагает включение сведений о документах, разрешающих строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства, на основании которой выданы (зарегистрированы) разрешительные документы, предоставляющие (удостоверяющие) право на проведение строительных работ по строительству (реконструкции) объектов капитального строительств, строительство которых не завершено по состоянию на 31.12.2019, а не дача правовой оценки этим документам.
Коллегия судей отмечает, что выводы Министерства, изложенные в оспариваемом отказе, свидетельствуют о переоценке представленных документов, при наличии положительного заключения негосударственной экспертизы № 78-2-1-2-0008-18 от 02.08.2018 г. Кроме того, эти выводы не имеют под собой конкретного правого обоснования.
Коллегией судей отмечено, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что министерством установленный Законом срок рассмотрения заявления не пропущен, и соответственно последним не допущено бездействие.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что отказ Министерства, изложенный в письме за исх. N 3/80пП от 18.01.2021 года по включению сведений об Объекте в Реестр поднадзорных объектов /Реестр неподнадзорных объектов капитального строительства, был вынесен с нарушением норм действующего законодательства, при этом он нарушает права и законные интересы Заявителя, так как объективно препятствует осуществлению его предпринимательской деятельности, предусмотренной Уставом Общества.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Соответственно, коллегия судей приходит к выводу, о том, что требование ООО «Левант» опризнать незаконным решение Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым об отказе во внесении сведений об объекте капитального строительства "Реконструкция с расширением туристического оздоровительного комплекса (корпус 2) по адресу: <...>" почтовый/строительный адрес: <...>, вид строительства: реконструкция в Реестр поднадзорных объектов, изложенном в письме N 3/80пП от 18.01.2021 обосновано, подтверждается материалами дела, в связи с чем, обоснованно удовлетворено судом первой инстанции.
В соответствии с требованиями пункта 3 части 4, пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ признание оспоренного ненормативного правового акта или решения недействительным, а действий (бездействия) - незаконными возлагает на государственные органы обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов лица, обратившегося в суд.
При этом, в силу особенностей рассмотрения споров в порядке главы 24 АПК РФ, возложение обязанности совершить определенные действия, не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя и должно быть соразмерно нарушенному праву с учетом обстоятельств дела.
Исходя из обстоятельств данного дела, учитывая все представленные участниками процесса доказательства, коллегия судей приходит к выводу, что суд первой инстанции при вынесении решения правомерно указал способ устранения нарушения прав и законных интересов общества. Кроме того заявленный способ восстановления нарушенного права будет наиболее эффективным и восстановит ненарушенное право Заявителя.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность судебного решения. Несогласие заявителя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащего применению в настоящем деле, не свидетельствует о неправильном применении судом норм материального права.
Судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, в связи с чем, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст. 266, ст. 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 18 мая 2021 года по делу № А83-6837/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий | Кузнякова С. Ю. | |
Судьи | Градова О. Г. | |
ФИО1 |