ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 21АП-2219/15 от 28.01.2016 Двадцати первого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-62-49, факс 8 (8692) 54-74-95

E-mail: info@21aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Севастополь

03 февраля 2016 года

Дело № А83-3839/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 28.01.2016

Постановление изготовлено в полном объёме 03.02.2016

Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Карева А.Ю.,

судей Горошко Н.П.,

Градовой О.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кравченко А.В.,

при участии: представителя Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» - ФИО1, доверенность от 23.11.2015 № 45/714; представителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Евпатории Республики Крым ФИО2, доверенность от 16.11.2015 № 3680;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Евпатории Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 12.11.2015 по делу № А83-3839/2015 (судья Куртлушаев М.И.), принятое по заявлению Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» (ул. Воронина, д. 2, <...>) в лице филиала Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» - «6 финансово-экономическая служба» (ул. 5-й Авиагородок, 5-а, г. Евпатория, <...>) к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <...>, г. Евпатория, <...>) о признании решения недействительным,

установил:

Федеральное казенное учреждение «Управление Черноморского флота» (ул. Воронина, д. 2, <...>) в лице филиала Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» - «6 финансово-экономическая служба» (ул. 5-й Авиагородок, 5-а, г. Евпатория, <...>) (далее – Учреждение, Филиал, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <...>, г. Евпатория, <...>) (далее – Управление, заинтересованное лицо) о признании недействительным решения № 091С04150005878 от 11.08.2015 Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Евпатории Республики Крым о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности.

Решением Арбитражного суда Республики Крым от 12.11.2015 требования Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» в лице филиала Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» - «6 финансово-экономическая служба» к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Евпатории Республике Крым о признании решения недействительным были удовлетворены в полном объеме, а решение № 091С04150005878 от 11.08.2015 Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Евпатории Республике Крым о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах было признано недействительным.

Не согласившись с указанным судебным актом, Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Евпатории Республики Крым обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 12.11.2015 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» в лице филиала Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» - «6 финансово-экономическая служба». В обоснование апелляционной жалобы заявитель апелляционной жалобы указывает на то, что решение суда первой инстанции в части того, что филиал Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» - «6 финансово-экономическая служба» не является плательщиком страховых взносов, а, следовательно, не может быть привлечен к ответственности установленной части 1 статьи 46 Закона № 212, по его мнению, является не обоснованным. Управление, также считает, что Филиалом был пропущен срок обжалования решения Управления, установленный частью 11 статьи 39 Закона № 212.

Представитель Управления в ходе судебного разбирательства поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 12.11.2015 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» в лице филиала Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» - «6 финансово-экономическая служба».

Представитель Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» возражал относительно удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение Арбитражного суда Республики Крым от 12.11.2015 без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения, обосновывая свои возражения тем, что Филиал, как обособленное подразделение юридического лица в силу Закона № 212, не является ни страхователем, ни плательщиком страховых взносов, а лишь исполняет обязанности юридического лица по уплате страховых взносов, а также обязанности по представлению расчетов по страховым взносам по месту своего нахождения. Следовательно, по мнению представителя, Филиал не может быть привлечен к ответственности по части 1 статьи 46 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

Законность и обоснованность решения от 12 ноября 2015 года проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судом установлено, что в период с 10.06.2015 по 15.07.2015 ведущим специалистом-экспертом отдела администрирования страховых взносов, взаимодействия со страхователями и взыскания задолженности Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Евпатории Республики Крым - ФИО3 (далее - ведущий специалист-эксперт ФИО3) была проведена камеральная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов филиалом Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» - «6 финансово-экономическая служба». По результатом проверки, 15.07.2015 ведущим специалистом-экспертом ФИО3 был составлен акт камеральной проверки № 091С03150003600, который был вручен врио начальника «6 финансово-экономическая служба» 20.07.2015. В ходе проведенной проверки было выявлено несвоевременное представление плательщиком страховых взносов (филиалом Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» - «6 финансово-экономическая служба»), в установленный Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ срок, расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов за первый квартал 2015 года, а именно 21.05.2015.

В дальнейшем, по результатом проверочного мероприятия, заместителем начальника Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Евпатории Республике Крым 11.08.2015 было вынесено решение № 091С04150005878 о привлечении филиала Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» - «6 финансово-экономическая служба» к ответственности по части 1 статьи 46 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ в виде штрафа в размере 831316,31 руб.

Не согласившись с решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Евпатории Республики Крым от 11.08.2015 № 091С04150005878, Федеральное казенное учреждение «Управление Черноморского флота» в лице филиала Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» - «6 финансово-экономическая служба» обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявление о признании его недействительным.

Оценив представленные в материалы дела доказательства и установив, что оспоренное решение Управления было вынесено не в отношении плательщика страховых взносов - организации (юридического лица), а в отношении филиала учреждения, являющегося его структурным подразделением, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Евпатории Республике Крым № 091С04150005878 от 11.08.2015 подлежит признанию недействительным.

Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции исходя из следующего.

Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлены способы защиты гражданских, которые включают в себя, в том числе, признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления, а также иные способы, предусмотренные законом.

На основании части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу статьи 201 АПК РФ основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственного органа или органа местного самоуправления недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктом 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из изложенного следует, что для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственного органа или органа местного самоуправления недействительными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон №212).

Согласно подпунктов «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 Закона №212, плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в частности, организации и индивидуальные предприниматели.

В соответствии с частью 1 пункта 9 статьи 15 Закона № 212 (в редакции, действующей в спорный период) плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета отчетность, а именно не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Частью 11 статьи 15 Закона № 212 установлено, что обособленные подразделения, которым для совершения операций открыты юридическими лицами счета в банках и которые имеют отдельный баланс и начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц (далее в настоящей статье - обособленные подразделения), исполняют обязанности организации по уплате страховых взносов (ежемесячных обязательных платежей), а также обязанности по представлению расчетов по страховым взносам по месту своего нахождения, если иное не предусмотрено частью 14 настоящей статьи.

Таким образом, обязанность по предоставлению расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам возложена законодательством на страхователей по месту их регистрации в территориальных органах ПФР.

Судом апелляционной инстанции установлено, что решение от 11.08.2015 № 091С04150005878 о привлечении к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах было вынесено в отношении филиала Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» - «6 финансово-экономическая служба».

При этом, из выписки из ЕГРЮЛ следует, что Федеральное казенное учреждение «Управление Черноморского флота» имеет филиалы, в том числе, филиал Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» - «6 финансово-экономическая служба».

Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 24.07.2009 № 212 установлено, что организациями являются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.

Так, согласно пункту 1 статьи 55 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений (пункт 3 статьи 55 ГК РФ).

Между тем, в соответствии с положениями статьи 41 Федерального закона от 24.07.2009 № 212 ответственность за совершение правонарушений несут организации, индивидуальные предприниматели и физические лица в случаях, предусмотренных Федерального закона от 24.07.2009 № 212.

Филиал Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» - «6 финансово-экономическая служба» действует на основании Положения о филиале, утвержденного приказом командующего Черноморским флотом от 22.12.2014 № 6120; приказом командующего Черноморским флотом от 05.03.2015 № 97 был назначен временно исполняющий должность начальника филиала ФИО4, действовавший на основании доверенности от 05.06.2015 № 45/287. Следовательно, филиал как обособленное подразделение юридического лица по смыслу Закона № 212-ФЗ не является ни страхователем, ни плательщиком страховых взносов, а лишь исполняет обязанности юридического лица по уплате страховых взносов, а также обязанности по представлению расчетов по страховым взносам по месту своего нахождения.

Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что филиал не мог был привлечен к ответственности, предусмотренной статьей 46 Федерального закона от 24.07.2009 № 212, и соответственно, считает обоснованным вывод суда первой инстанции относительно того, что решение № 091С04150005878 от 11.08.2015 Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Евпатории Республики Крым о привлечении филиала Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» - «6 финансово-экономическая служба» к ответственности по пункту 1 статьи 46 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, подлежит признанию недействительным.

Кроме того, апелляционным судом не принимаются во внимание и не оцениваются ссылки пенсионного фонда в апелляционной жалобе на постановление Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 13.10.2008 № 296п «Порядок регистрации и снятия с регистрационного учета в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации страхователей, производящих выплаты физическим лицам» и постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2009 № 1097 «Об особенностях постановки на учет в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации отдельных категорий плательщиков страховых взносов», ввиду их несостоятельности.

Также, доводы апелляционной жалобы о пропуске Федеральным казенным учреждением «Управление Черноморского флота» в лице филиала Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» - «6 финансово-экономическая служба» десятидневного срока для обращения в суд первой инстанции, не принимаются судом апелляционной инстанции во внимание, поскольку данный вопрос был разрешен судом первой инстанции в обжалуемом решении, с которым суд апелляционный инстанции соглашается.

Принимая во внимание то, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.

Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Крым от 09 ноября 2015 года по делу № А83-3839/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Евпатории Республики Крым – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий А.Ю. Карев

Судьи О.Г. Градова

Н.П. Горошко