ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 21АП-2222/2022 от 21.07.2022 Двадцати первого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. + 7(8692) 54-74-95

www.21aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Севастополь

28 июля 2022 года  

                                               Дело № А83-13950/2021

Резолютивная часть постановления объявлена    21.07.2022                                   

Постановление изготовлено в полном объеме     28.07.2022

Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Кравченко В.Е., судей Приваловой А.В., Градовой О.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания  Голышкиной Ю.С., 

в отсутствии представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного  учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 21  апреля  2022 года по делу А83-13950/2021, принятому по заявлению муниципального дошкольного образовательного учреждения «Комсомольский детский сад «Солнышко» Джанкойского района Республики Крым к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым, об оспаривании ненормативного правового акта,

установил:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Комсомольский детский сад «Солнышко» Джанкойского района Республики Крым (далее – заявитель, страхователь, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании недействительными решений Государственному учреждению – Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в Джанкойском районе Республики Крым (межрайонное) (далее – пенсионный фонд) от 06.04.2021: №091S18210001895, №091S18210001896, №091S18210001897 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования.

Определением от 21.12.2021 суд первой инстанции в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) произвел замену Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Джанкойском районе Республики Крым на его правопреемника Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым.

Определением от 18.04.2022 в порядке статьи 130 АПК РФ суд выделил в отдельные производства требования учреждения о признании незаконным решения Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Джанкойском районе Республики Крым (межрайонное) от 06.04.2021: №091S18210001896, №091S18210001897 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования.

В рамках данного дела рассмотрено требование о признании незаконным решения пенсионного фонда от 06.04.2021 №091S18210001895.

Решением Арбитражного суда Республики Крым от 21 апреля 2022 года заявленное учреждением требование удовлетворено: суд признал незаконным оспариваемое решение пенсионного фонда, взыскал с пенсионного фонда в пользу учреждения расходы, связанные с оплатой государственной пошлины, в размере 3000 рублей.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, пенсионный фонд обжаловал его в апелляционном порядке, просит решение суда отменить, как необоснованный и незаконный, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований полностью, указывает на нарушение судом норм материального права, поскольку выявленные по результатам проверки сведений по форме СЗВМ-СТАЖ нарушения учреждением в добровольном порядке не устранены, в установленных срок сумма финансовых санкций не погашена.

В отзыве на апелляционную жалобу учреждение не согласилось с приведенными в ней доводами, указывая, что основания для отмены решения суда первой инстанции апелляционная жалоба не содержит, полагает, что выявленные при проверке факты  включения в льготный стаж, дающий право педагогическим работникам на досрочную пенсию по старости, периодов региональных нерабочих праздничных дней, установленных органами государственной власти Республики Крым, не являются ошибочными и соответствуют пенсионному и трудовому законодательству. Соответственно, непредставление корректирующих сведений на основании уведомления пенсионного фонда от 26.02.2021 не является обязанностью учреждения, и не может быть основанием для привлечения к ответственности.

Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети «Интернет» по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 АПК РФ.

Лица, участвующие в деле явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечили, направили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствии представителей. В соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, выслушав пояснения представителя застрахованного лица, оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности в порядке главы 7 АПК РФ, суд апелляционной инстанции установил следующие юридически значимые обстоятельства.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Комсомольский детский сад «Солнышко» Джанкойского района Республики Крым 31.12.2014 зарегистрировано и поставлено на учет в территориальном органе Пенсионного Фонда Республики Крым, и ему присвоен следующий регистрационный номер 091002002353.

Пенсионным фондом была проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный Фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов, представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе государственного пенсионного страхования страхователем, по результатам которой 09.03.2021 составлен соответствующий акт о выявлении правонарушения №091S1821000928, в котором указано нарушение учреждением законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования в части недостоверности предоставленных сведений о страховом стаже, в том числе стаже на соответствующих видах работ (сведения признаны недостоверными, не подлежащими включению в лицевой счет застрахованного лица) в отношении 1 застрахованного лица.  (т.1, л. д. 22).

На данный акт учреждением были представлены возражения, в которых указывает в том числе на то, что исключение региональных праздников для исчисления льготного стажа работников является неправомерным. (т. 1, л. д. 25-26).

Учитывая указанные обстоятельства пенсионным фондом 06.04.2021 на основании акта №091S1821000928 вынесено решение о привлечении страхователя к ответственности  №091S19210001895, согласно которому МДОУ «Комсомольский детский сад «Солнышко» привлечено к ответственности за нарушение срока предоставления сведений о застрахованных лицах применительно к ч. 3 ст. 17 Федерального закона №27-ФЗ, и ему назначен штраф в размере 500 руб. (т.1, л. д. 31).

Заявитель  полагая, что решением от 06.04.2021 нарушаются его права и законные интересы, обратился в суд первой инстанции с настоящими требованиями.

Суд апелляционной инстанции оценив  законность  и обоснованность  решения суда первой инстанции в порядке главы 34 АПК РФ,  не находит  оснований для отмены судебного акта первой инстанции, исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996  №6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными или незаконными при одновременном несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из положений статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, устанавливает Закон №27-ФЗ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Закона № 27-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы Пенсионного фонда РФ документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

Частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ предусмотрено применение финансовых санкций к страхователю в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона. Объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена указанной выше нормой Закона № 27-ФЗ, составляет, в том числе, нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

В силу пункта 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) сведения по форме СЗВ-СТАЖ.

Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного Фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного Фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.

Из материалов дела следует и судом установлено, что пенсионным фондом  в адрес учреждения направлено уведомление от 26.02.2021 об устранении имеющихся ошибок в представленной форме СЗВ-СТАЖ за 2017, 2018, 2019 гг. По результатам документальной проверки достоверности сведений индивидуального учета о страховом стаже страхователю указано на неверный подсчет дополнительных нерабочих региональных праздничных дней, установленных Законом Республики Крым от 29 декабря 2014 года № 55-ЗРК/2014 "О праздниках и памятных датах в Республике Крым" и Указами Главы Республики Крым «О нерабочих праздничных днях» от 30.03.2017 №16-У, от 02.02.2018  № 32-У, от 05.03.2019 №88-У.

В предоставленных возражениях на акт проверки учреждение указывает на то, что исключение региональных праздников для исчисления льготного стажа работников является неправомерным.

Изучив изложенный довод, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.

По смыслу статей 11 (часть 3), 72, 76 (части 2 и 5) и 94 Конституции Российской Федерации федеральный законодатель, осуществляя правовое регулирование по вопросам, относящимся к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, вправе определять компетенцию органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере совместного ведения, равно как и устанавливать принципы разграничения предметов ведения и полномочий (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 9 января 1998 № 1-П).

Согласно пунктам "б", "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека, трудовое законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Из статьи 73 Конституции Российской Федерации следует, что вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

В соответствии с пунктами 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

На федеральном уровне данные правоотношения регулируются Федеральным законом "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 26.09.1997 N 125-ФЗ и нормами Трудового кодекса Российской Федерации.

Государственным Советом Республики Крым 24.12.2014 был принят Закон Республики Крым «О праздниках и памятных датах в Республике Крым».

Согласно статье 6 Трудового кодекса Российской Федерации к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов.

В соответствии с данной статьей, допускается издание органами власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права при соблюдении следующих условий: вопросы по которым они издаются, не должны быть урегулированы на федеральном уровне, они не должны противоречить федеральным законам и снижать уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленный настоящим Кодексом или иными федеральными законами.

В статье 112 Трудового кодекса Российской Федерации перечислены праздничные дни, отмечаемые на всей территории Российской Федерации. Однако каждый регион Российской Федерации имеет свои национальные, исторические, религиозные и иные особенности и традиции, поэтому, правоотношения, связанные с этими особенностями и традициями, не могут быть урегулированы на федеральном уровне.

При этом в Трудовом кодексе Российской Федерации не содержится положение о том, что установление нерабочих праздничных дней является исключительной компетенцией федеральных органов государственной власти.

Из изложенного следует, что издание нормативных правовых актов о нерабочих праздничных днях, исходя из указанных особенностей и традиций того или иного субъекта Российской Федерации, не противоречит федеральному законодательству о нерабочих праздничных днях.

Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 №665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется, в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002  №516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила исчисления). Федеральный закон (ред. от 01.10.2019) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"

Пунктом 4 Правил исчисления установлено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Из пунктов 5 и 6 Правил исчисления следует, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, в календарном порядке.

При этом периоды работы, которая выполнялась в режиме неполной рабочей недели, но полного рабочего дня в связи с сокращением объемов производства (за исключением работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 13 и 19 - 21 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также иные периоды работ, которые по условиям организации труда не могут выполняться постоянно, исчисляются по фактически отработанному времени (пункт 6 Правил).

В силу части 1 статьи 91 Трудового кодекса Российской Федерации рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с данным кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени.

В соответствии со статьёй 106 Трудового кодекса Российской Федерации  время отдыха - это время, в которое работник свободен от трудовых обязанностей. К видам времени отдыха относятся, в том числе выходные дни и отпуска.

Нерабочие праздничные дни являются временем отдыха. (статья 107 Трудового кодекса Российской Федерации)

Согласно статье 113 Трудового кодекса Российской Федерации работа в выходные и нерабочие праздничные дни запрещается, за исключением случаев, предусмотренных Трудового кодекса Российской Федерации.

Приняв во внимание изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отсутствие в Правилах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516 прямого указания на возможность включения в специальный стаж периодов нерабочих праздничных дней, в том числе установленных в субъектах Российской Федерации, равно как и выходных дней, не является основанием для исключения данных периодов из стажа на соответствующих видах работ.

При таких обстоятельствах спора и приведенном правовом регулировании направление пенсионным фондом уведомления об устранении ошибок в форме СЗВ-СТАЖ является незаконным, а суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о неправомерности применения к страхователю финансовой санкции, в связи с чем  решение суда об удовлетворении требований заявителя следует признать законным.

Относительно указания пенсионным фондом в апелляционной жалобе на нарушения учреждением требований пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» следует отметить, что материалами дела, а именно, - положительными протоколами входного контроля (т. 1, л. д. 37-48),  подтверждается предоставление учреждением сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М. своевременно посредством системы электронного документооборота, что подтверждается

При этом  следует акцентировать, что своевременность и полнота предоставленных сведений по форме СЗВ-М не являлись предметом проводимой пенсионным фондом проверки. 

Изложенные в апелляционной жалобе доводы не свидетельствуют о нарушении   норм права, а сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств, которым судом первой инстанции была дана надлежащая правовая оценка при правильном применении норм материального права.

В связи с чем, доводы апелляционной жалобы отклоняются, как основанные на ошибочном толковании закона, оснований для отмены судебного акта судебной коллегией не установлено.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.

Вопрос о распределении судебных расходов по апелляционной жалобе не рассматривался, поскольку заявитель апелляционной жалобы освобожден от ее уплаты (подпункт 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации).

Руководствуясь статьями 266 - 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд

                                                      постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Крым от 21  апреля  2022 года по делу №А83-13950/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного  учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым – без удовлетворения. 

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                                                           В.Е. Кравченко

Судьи                                                                                                                      А.В. Привалова

                                                                                                                      О.Г. Градова