ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 21АП-2537/16 от 12.01.2017 Двадцати первого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. / факс 8 (8692) 54-74-95

E-mail: info@21aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Севастополь

18 января 2017 года

Дело № А83-5425/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2017 года.

Постановление изготовлено в полном объёме 18 января 2017 года.

Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Карева А.Ю.,

судей Градовой О.Г.,

ФИО1,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Голубенко В.А.,

при участии: представителя общества с ограниченной ответственностью «ВИЛС» – ФИО2, доверенность от 25.01.2016 № 82АА0415651; представителя Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым – ФИО3, доверенность от 06.10.2016 № 6628;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 22 ноября 2016 года по делу № А83-5425/2016 (судья Куртлушаев М.И.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ВИЛС» (ул. 60 лет Октября, д. 27, офис 2, г. Симферополь, <...>; ОГРН <***>, ИНН <***>) к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру <...>, г. Симферополь, <...>; проспект Победы, 165/1, г. Симферополь, <...>; ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным и отмене решения и понуждении совершить определенные действия,

установил:

  общество с ограниченной ответственностью «ВИЛС» (ул. 60 лет Октября, д. 27, офис 2, г. Симферополь, <...>; ОГРН <***>, ИНН <***>) (далее – ООО «ВИЛС», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру <...>, г. Симферополь, <...>; проспект Победы, 165/1, г. Симферополь, <...>; ОГРН <***>, ИНН <***>) (далее – Государственный комитет, регистрирующий орган) в котором просило признать незаконным и отменить решение Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым об отказе в государственной регистрации права собственности общества с ограниченной ответственностью «ВИЛС» на нежилое здание – магазин, расположенный по адресу: <...> Октября, д. 27, с кадастровым номером: 90:22:010310:2136; обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру <...>, город Симферополь <...>; ОГРН <***>; ИНН/КПП <***>/910201001, дата государственной регистрации – 04.07.2014) зарегистрировать в установленном законом порядке право собственности общества с ограниченной ответственностью «ВИЛС» на нежилое здание – магазин, общей площадью 301 кв.м., расположенного по адресу: <...> Октября, д. 27, с кадастровым номером: 90:22:010310:2136; обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру <...>, город Симферополь <...>; ОГРН <***>; ИНН/КПП <***>/910201001, дата государственной регистрации – 04.07.2014) возвратить обществу с ограниченной ответственностью «ВИЛС» (ул. 60 лет Октября, д. 27, г. Симферополь, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>, дата государственной регистрации – 19.07.2000, дата присвоения ОГРН – 10.12.2014) уплаченную по платежному поручению № 31 от 17.03.2016 государственную пошлину в размере 22000,00 руб. за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ними.

Решением Арбитражного суда Республики Крым от 22.11.2016 требования общества с ограниченной ответственностью «ВИЛС» были удовлетворены в полном объёме.

Не согласившись с указанным судебным актом, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым обратился в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 22.11.2016 и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований Общества отказать. В обоснование апелляционной жалобы апеллянт указывает на то, что Обществом не были представлены сведения о земельном участке, в границах которого располагается объект недвижимости, который подлежит государственной регистрации.

Представитель Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 22.11.2016 и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований Общества отказать.

Представитель общества с ограниченной ответственностью «ВИЛС» возражал относительно удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение Арбитражного суда Республики Крым от 22.11.2016 без изменения, обосновывая свои возражения тем, что на дату принятия решения об отказе в регистрации права на нежилое здание ООО «Вилс» (01.06.2016), Госкомрегистру был известен вид разрешенного использования у земельного участка, на котором расположено нежилое здание.

Законность и обоснованность решения от 22 ноября 2016 года проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судом установлено, что 22.03.2016 представителем по доверенности ООО «ВИЛС» ФИО2 в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым было подано заявление о государственной регистрации права собственности ООО «ВИЛС» на объект недвижимости, а именно нежилое здание - магазин, расположенный по адресу: <...> Октября, д. 27, с кадастровым номером: - 90:22:010310:2136. Вместе с заявлением ФИО2 были поданы следующие документы: декларация о готовности объекта к эксплуатации от 26.04.2013 № КР 142131150665; копия доверенности на ФИО2 от 25.01.2016; кадастровый паспорт здания от 09.02.2016 № 90-02/2016-43631; выписка из ЕГРЮЛ ООО «ВИЛС» от 28.04.2015 № 8872В/2015; заявление о внесении сведений в ГКН от 22.03.2016 № 91-0-32/3001/2016-3410 (внесение сведений о земельном участке); платёжное поручение об оплате государственной пошлины в размере 22000 руб. от 17.03.2016 № 31. Данный факт подтверждается распиской Госкомрегистра в получении документов на государственную регистрацию от 22.03.2016 № 9101-196137-3.

В дальнейшем, 30.03.2016 представителем по доверенности ООО «ВИЛС» ФИО2 в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, к ранее поданному заявлению, были приобщены учредительные документы ООО «ВИЛС», что подтверждается распиской Госкомрегистра в получении документов от 30.03.2016 № 9101-442248-1.

По результатом рассмотрения заявление о государственной регистрации права собственности ООО «ВИЛС» на объект недвижимости, 04.04.2016 государственным регистратором ФИО4 было вынесено уведомление о приостановлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В данном уведомлении были указаны причины приостановления государственной регистрации, а также был установлен срок (до 04.05.2016), в течение которого, ООО «ВИЛС» необходимо представить необходимые документы для возобновления государственной регистрации.

Во исполнение вышеуказанного уведомления о приостановлении государственной регистрации прав, 29.04.2016 представителем Общества ФИО2 были дополнительно представлены следующие документы: кадастровый паспорт земельного участка №90-02/2016-125104 от 01.04.2016; договор № 13 от 01.12.2000; извлечение из
 реестра прав Украины на недвижимое имущество № 17340169 от 11.01.2008; договор
 аренды земельного участка № 805-Р от 29.07.2010, зарегистрированного в Комитете по
 управлению земельными ресурсами городского совета 31.08.2010 за № 2019; выписка из
 решения № 853 от 29.11.2013, что подтверждается распиской Госкомрегистра в получении документов № 9101-492178-1 от 29.04.2016.

Также, 29.04.2016 представителем ООО «ВИЛС» самостоятельно было подано заявление о приостановлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество Общества сроком на 3 месяца (расписка № 9101:492198-1 от 29.04.2016), в связи с тем, что государственный регистратор ФИО4 будет находится в отпуске.

В дальнейшем, 18.05.2016 представителем Общества было подано заявление о возобновлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество ООО «ВИЛС» (расписка №9101-516259-1 от 18.05.2016) и была представлена нотариально заверенная копия декларации о готовности объекта к эксплуатации № КР 142131150665 от 26.04.2013 с нотариально заверенным переводом данной декларации на русский язык (расписка № 9101-516256-1 от 18.05.2016) (уведомлением о приостановлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 04.04.2016 требовалось представить данную копию декларации).

Тем не менее, решением Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 14.06.2016 обществу с ограниченной ответственностью «ВИЛС» было отказано в государственной регистрации права собственности на нежилое здание – магазин, расположенный по адресу: <...> Октября, д. 27, с кадастровым номером: 90:22:010310:2136.

Не согласившись с решением Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 14.06.2016, ООО «ВИЛС» обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с настоящим заявлением.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции установил, что у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации права собственности на нежилое здание – магазин, общей площадью 301 кв.м., расположенного по адресу: <...> Октября, д. 27, с кадастровым номером: 90:22:010310:2136 за обществом с ограниченной ответственностью «ВИЛС», в этой связи, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что требования Общества являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме

Суд апелляционной инстанции не усматривает основания для отмены принятого по делу судебного акта первой инстанции по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

При отсутствии указанной совокупности обстоятельств не подлежат удовлетворению требования о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.

Частью 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон № 122), государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 2 Закона № 122-ФЗ, государственная регистрация прав проводится на всей территории Российской Федерации по установленной настоящим Федеральным законом системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРП).

Отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом или судебным приставом-исполнителем в суд, арбитражный суд (пункт 5 статьи 2 Закона № 122-ФЗ).

Пунктом 1 статьи 16 Закона № 122-ФЗ установлено, что государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.

В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 18 Закона № 122-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.

Исчерпывающие основания отказа в государственной регистрации прав указаны в статье 20 Закона № 122-ФЗ. Так, в соответствии с абзацами 4, 10 части 1 статьи 20 Закона № 122-ФЗ, а именно: предоставленные документы на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, а также не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по предоставлению таких документов возложена на заявителя.

Из материалов дела следует, что основанием для отказа в государственной регистрации, послужило отсутствие сведений о земельном участке, в границах которого располагается объект недвижимости и информации о разрешенном использовании данного земельного участка.

Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 25 Закона № 122-ФЗ, право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.

Из представленной декларации Общества о готовности объекта к эксплуатации № КР 142131150665 от 26.04.2013 следует, что реконструкция недвижимого имущества была осуществлена на земельном участке, принадлежащем ООО «ВИЛС» на основании договора аренды земельного участка № 805-Р от 29.07.2010, который содержит план границ земельного участка, акт перенесения в натуру границ земельного участка, кадастровый план земельного участка и обзорную схему. Впоследствии заявителем был получен кадастровый паспорт земельного участка.

Абзац 2 пункта 1 статьи 25 Закона № 122-ФЗ предусматривает, что представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если на основании данного документа ранее было зарегистрировано право заявителя на указанный земельный участок в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

С учетом изложенных обстоятельств, а также нормативных правовых актов коллегия судей апелляционной инстанции пришла к выводу о том, что выводы государственного регистратора об отсутствии сведений о земельном участке являются несостоятельными.

Кроме того, судом апелляционной инстанции признается безосновательным довод апелляционной жалобы, касающийся необходимости внесения в государственный кадастр недвижимости сведения относительно разрешенного использования земельного участка, на котором расположен объект недвижимого имущества, исходя из следующего.

Согласно пункту 3 статьи 1 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ от 21.03.2014 «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее – Закон № 6-ФКЗ), Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - с 18.03.2014. Ранее на территории Республики Крым действовали нормы украинского гражданского права.

В соответствии со статьей 12.1 Закона № 6-ФКЗ, до 1 января 2017 года на территории Республики Крым особенности регулирования земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым.

В развитие вышеуказанных норм был принят Закон Республики Крым от 31.07.2014 № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее - Закон № 38-ЗРК), в пункте 1 статьи 2 которого закреплено, что права на имущество, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории Республики Крым в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента (далее - ранее действовавшие акты), признаются следующими правами, установленными законодательством Российской Федерации: 1) право частной собственности и право общей собственности признаются соответственно правом частной собственности и правом общей собственности; 2) право коммунальной собственности территориальных громад признается собственностью соответствующих муниципальных образований; 3) все земли, кроме частной и муниципальной собственности, признаются собственностью Республики Крым.

Пунктом 4 ст. 8 Закона № 38-ЗРК установлено, что перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, устанавливается нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым.

В соответствии с подпунктом 22 п. 1 Перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 11.08.2014 № 264, решение о вводе в эксплуатацию построенного объекта недвижимости является документом, подтверждающим ранее возникшее право на объекты недвижимого имущества.

Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации права собственности на нежилое здание – магазин, общей площадью 301 кв.м., расположенного по адресу: <...> Октября, д. 27, с кадастровым номером: 90:22:010310:2136 за обществом с ограниченной ответственностью «ВИЛС».

Кроме того, суд первой инстанции пришел к правильному выводу относительно необходимости возврата Обществу государственной пошлины за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество в размере 22 000 руб.

Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, и не могут послужить основанием для отмены вынесенного судебного решения.

На основании установленных обстоятельств и названных норм материального права Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, учитывая, что судом первой инстанции решение принято без нарушений норм материального права и при полном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, иных оснований для его отмены (изменения) не установлено.

Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Крым от 22 ноября 2016 года по делу № А83-5425/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий А.Ю. Карев

Судьи О.Г. Градова

ФИО1