ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 21АП-2933/20 от 10.03.2021 Двадцати первого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-74-95

E-mail: info@21aas.arbitr.ru 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Севастополь

17 марта 2021 года  

                                    Дело № А84-2586/2020

Резолютивная часть постановления объявлена  10.03.2021                                  

         Постановление изготовлено в полном объеме   17.03.2021

Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Кузняковой С.Ю., судей Градовой О.Г., Карева А.Ю., при ведении протокола и его аудиозаписи секретарем судебного заседания Волковой О.Л.,

с участием представителя от общества с ограниченной ответственностью «Крымавтотранс» - ФИО1 по доверенности от 02.06.2020,

в отсутствии Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 23 сентября 2020 года по делу № А84-2586/2020, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Крымавтотранс» об оспаривании решения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Крымавтотранс» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о признании незаконным решения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее – Департамент), оформленного в письме от 03.03.2020 №21\исх-2152\20, которым заявителю отказано в предоставлении государственной услуги «Переоформление права постоянного пользования земельными участками, заключения договоров аренды, сервитутов в отношении земельных участков, предоставленных в пользование юридическим и физическим лицам до 18 марта 2014 года» в отношении земельного участка площадью 1886 кв.м, по адресу в районе ул. Сельская, город Севастополь, с кадастровым номером 91:03:002020:162. В качестве устранения допущенного нарушения прав заявитель просил суд обязать Департамент направить обществу подписанный проект договора аренды указанного земельного участка, не позднее десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Решением Арбитражного суда города Севастополя от 23 сентября 2020 года признано незаконным решение Департамента, оформленное письмом № 21/исх-2152/20 от 03.03.2020 об отказе в предоставлении государственной услуги «Переоформление права постоянного пользования земельными участками, заключения договоров аренды, сервитутов в отношении земельных участков, предоставленных в пользование юридическим и физическим лицам до 18 марта 2014 года» в отношении земельного участка площадью 1554 кв.м, по адресу: г. Севастополь, в районе ул. Сельская, кадастровый номер 91:03:002020:162. Суд возложил на Департамент обязанность совершить действия, предусмотренные Порядком переоформления права постоянного пользования земельными участками, заключения договоров аренды, сервитута в отношении земельных участков, предоставленных в пользование юридическими и физическими лицами до 18.03.2014», утвержденного Постановлением Правительства Севастополя от 21.12.2015 № 1250-ПП и направленные на заключение с обществом договора аренды земельного участка площадью 1554 кв.м, по адресу: г. Севастополь, в районе ул. Сельская, кадастровый номер 91:03:002020:162, а также взыскал с Департамента в пользу общества государственную пошлину в размере 3000 руб.

Не согласившись с принятым решением, Департамент обратился с апелляционной жалобой на решение Арбитражного суда города Севастополя от 23 сентября 2020 года, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять решение об отказе в удовлетворении требований заявителя. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела. Указывает, что отказ основанный на положениях пункта 1 статьи 39.16 ЗК РФ и пп.1 п. 2.9 Административного регламента по предоставлению государственной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь, в собственность без проведения торгов за плату», утвержденного распоряжением Департамента от 19.01.2017 № 523-РДЗ, является законным и обоснованным, поскольку размер испрашиваемого земельного участка значительно превышает площадь зданий, расположенных на нем.

Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Определением заместителя председателя суда от 10.02.2021  произведена замена судьи Приваловой А.В. на судью Карева А.Ю. для участия в рассмотрении апелляционной жалобы.

От общества поступил отзыв на апелляционную жалобу и дополнительные пояснения, в судебном заседании его представитель возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, указывая на его законность и обоснованность.

Департамент явку своего представителя не обеспечил, о судебном заседании извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил. В соответствии с частью  3 статьи 156 и частью 1 статьи 266 АПК РФ  апелляционная жалоба рассмотрена судом в отсутствие неявившегося представителя Департамента.

Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ). При этом оснований для его отмены или изменения, предусмотренных ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 17.10.2019 через «МФЦ для бизнеса» общество, руководствуясь пунктом 13 статьи 3 Закона города Севастополя от 25.07.2014 № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» (далее – Закон № 46-ЗС), Порядком переоформления права постоянного пользования земельными участками, заключения договоров аренды, сервитута в отношении земельных участков, предоставленных в пользование юридическим и физическим лицам до 18 марта 2014 года, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 21.12.2015 № 1250-ПП (далее – Порядок № 1250), обратилось в Департамент с заявлением о переоформлении права постоянного пользования земельным участком (заключения договора аренды, сервитута) площадью 1554 кв.м, расположенного по адресу: г. Севастополь, в районе ул. Сельская, кадастровый номер 91:03:002020:162.

Решением, оформленным письмом от 03.03.2020 № 21/исх-2152\20, обществу было отказано в предоставлении государственной услуги на основании пункта 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) и пп. 1 п. 2.9. Административного регламента предоставления государственной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь, в собственность без проведения торгов за плату», утвержденного распоряжением Департамента от 19.01.2017 № 523-РДЗ по причине отсутствия доказательств, подтверждающих наличие обстоятельств, дающих право на предоставление в порядке п.2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации земельного участка в размерах, значительно превышающих площадь зданий.

Полагая, что указанное решение Департамента является незаконным и нарушает его права, общество обратилось в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что указанные в оспариваемом решении основания для отказа не соответствуют требованиям пункта 7 Порядка № 1250.

Апелляционная коллегия, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, соглашается с указанными выводами суда первой инстанции исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В порядке, установленном статьей 19 Федерального закона от 30.11.1994 № 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», общество привело свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации, о чем 13.12.2014 внесена соответствующая запись в Единый государственный реестр юридических лиц (ОГРН <***>).

Судом установлено, что 02.03.2000 между Севастопольской городской государственной администрацией и обществом заключен договор № 491 на право временного пользования землей, по условиям которого общество приняло во временное пользование сроком до 01.01.2020, в том числе земельный участок № 1 общей площадью 0,1886 га, расположенный в районе ул. Сельская, для реконструкции существующих АЗС в стационарные АЗС.

Договор на право временного пользования землей зарегистрирован в Книге записей договоров на право временного пользования землей 09.03.2000 № 491.

В соответствии с частью 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

Условия и порядок переоформления права постоянного пользования, права аренды, права сервитута, возникших в соответствии с земельным законодательством Украины, путем предоставления земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя, в аренду, в собственность, на праве сервитута юридическим и физическим лицам в соответствии с гражданским и земельным законодательством Российской Федерации установлены Порядком № 1250-ПП.

Согласно п. 2 Порядка № 1250-ПП переоформление права постоянного пользования земельными участками, заключения договоров аренды, сервитута в отношении земельных участков, предоставленных в пользование юридическим и физическим лицам до 18 марта 2014 года осуществляется на основании заявления, которое заинтересованное лицо подает в исполнительный орган государственной власти города Севастополя, уполномоченный распоряжаться земельными участками, находящимися в собственности города Севастополя (далее соответственно - заявление, уполномоченный орган).

Пунктом 7 Порядка № 1250 и пунктом 2.9. Регламента установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа уполномоченным органом в предоставлении земельного участка.

При  этом соответствующее решение об отказе в предоставлении земельного участка должно быть принято уполномоченным органом на протяжении 30 дней с момента поступления заявления о предоставлении земельного участка.

 Вместе с тем, как следует из материалов дела и установлено судом, заявление общества, поданное в соответствии с Порядком № 1250, рассмотрено Департаментом в порядке Административного регламента по предоставлению государственной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь, в собственность без проведения торгов за плату», утвержденного распоряжением Департамента от 19.01.2017 № 523-РДЗ.

Пунктом 13 статьи 3 Закона № 46-ЗС установлено, что в случае, если земельный участок, в отношении которого до вступления в силу Федерального конституционного закона заключен в действовавшем на момент его заключения порядке договор аренды, находится в государственной собственности города Севастополя или муниципальной собственности, орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение таким земельным участком, обязан по заявлению лица, с которым заключен соответствующий договор, заключить с таким лицом соответственно договор аренды.

На основании изложенного, давая оценку основаниям оспариваемого отказа, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что отказ Департамента в переоформлении права временного пользования земельным участком по мотиву непредоставления заявителем доказательств, подтверждающих наличие права на предоставление земельного участка в размерах, значительно превышающих площадь зданий, не соответствует требованием пункта 7 Порядка № 1250.

Разрешая вопрос об установлении, в соответствии с требованиями пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ, способа устранения допущенного нарушения прав и законных интересов апелляционный суд приходит к следующим выводам.

Определение надлежащего способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя входит в компетенцию арбитражного суда в рамках судейского усмотрения и связано с оценкой спорных правоотношений, с совокупностью установленных по делу обстоятельств. Соответствующий выбор конкретного способа восстановления нарушенного права не ограничен указанной заявителем мерой.

Применяемая судами восстановительная мера должна отвечать определенным критериям, в том числе обеспечивать восстановление права, нарушенного этими деяниями (актами), и быть обусловленной существом спора.

Меры восстановления нарушенного права применяются для восстановления состояния правоотношений, соответствующего требованиям права, поэтому решение суда о принятии таких правовосстановительных мер должно соответствовать действующему законодательству и быть исполнимым на дату его принятия (определение Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2014 № 301-ЭС14-2491).

Как следует из пункта 13 статьи 3 Закона № 46-ЗС уполномоченный на распоряжение земельным участком, в отношении которого до вступления в силу Федерального конституционного закона заключен в действовавшем на момент его заключения порядке договор аренды, находится в государственной собственности города Севастополя или муниципальной собственности, орган государственной власти или орган местного самоуправления, обязан по заявлению лица, с которым заключен соответствующий договор, заключить с таким лицом соответственно договор аренды.

Суд первой инстанции, с учетом фактических обстоятельств настоящего спора, с учетом предоставленных в Департамент документов, а также учитывая, что срок действия договора на временного пользования землей от 02.03.2000 № 491 не истек, пришел к выводу о необходимости  возложения на Департамент совершить действия, предусмотренные Порядком № 1250 и направленные на заключение с обществом договора аренды земельного участка, что является мерой восстановления прав заявителя в рамках административного судопроизводства, адекватной нарушению его прав.

Правовых оснований не соглашаться с данным выводом у апелляционного суда не имеется.

Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалуемого судебного акта.

Несогласие подателя жалобы с выводами суда, основанными на правильно установленных обстоятельствах и собранных по делу доказательствах, не свидетельствует о наличии нарушений норм материального или процессуального права и не может служить основанием для отмены судебного акта. Доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда первой инстанции, и позволяющих сделать вывод о незаконности судебного акта, в апелляционной инстанции не заявлено.

При таких обстоятельствах оснований для отмены состоявшегося судебного акта по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.

Неправильного применения норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов в силу части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.

Руководствуясь ст. 266, ст. 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Севастополя от 23 сентября 2020 года по делу № А84-2586/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                                    С.Ю. Кузнякова

Судьи                                                                                    О.Г. Градова 

                                                                                                     А.Ю. Карев