ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 21АП-3006/20 от 24.02.2021 Двадцати первого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-74-95

E-mail: info@21aas.arbitr.ru 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Севастополь

03 марта 2021 года                                                         Дело № А83-17603/2019

Резолютивная часть постановления объявлена  24.02.2021                                  

         Постановление изготовлено в полном объеме   03.03.2021

Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Кузняковой С.Ю., судей Градовой О.Г., Яковлева А.С., при ведении протокола секретарями судебного заседания Колбасовой К.И., Волковой О.Л.,

в отсутствии лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы индивидуального предпринимателя ФИО1 и Администрации города Симферополя Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 22 сентября 2020 года по делу № А83-17603/2019, принятое по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 к Администрации города Симферополя Республики Крым,  Муниципальному казенному учреждению Департамент развития и муниципальной собственности Администрации г. Симферополя Республики Крым об оспаривании решения и понуждении к совершению действий, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Симферопольского городского совета,

установил:

индивидуальный предприниматель Чагарная Зоя Николаевна (далее - заявитель, предприниматель, ИП Чагарная З.Н.) обратилась в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением (с учетом уточнений в порядке статьи 49 АПК РФ от 04.10.2019) к Администрации города Симферополя Республики Крым (далее - Администрация), Муниципальному казенному учреждению Департамент развития и муниципальной собственности Администрации г. Симферополя Республике Крым (далее – Департамент, МКУ ДРМС) с требованием, согласно которому просит суд:  признать незаконным отказ административного ответчика от 26.07.2019 №16613/40/05-60, 16774/40/05-06 в завершении процедуры оформления передачи по договору купли-продажи земельного участка, площадью 0,4964 га, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Симферополь, пер. Лавандовый, 2-а с кадастровым номером - 90:22:010201:2350, с учетом ранее внесенного авансового взноса в цену продажи земельного участка; понудить Администрацию города Симферополя Республики Крым заключить договор купли-продажи земельного участка, 0,4964 га, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Симферополь, пер. Лавандовый, 2-а с кадастровым номером - 90:22:010201:2350, целевое назначение - для обслуживания и эксплуатации нежилых строений со складскими и производственными помещениями, с учетом ранее внесенного авансового взноса в цену продажи земельного участка.

Решением суда первой инстанции признан незаконным отказ Администрации от 26.07.2019 №16613/40/05-60, № 16774/40/05-06 в завершении процедуры оформления передачи по договору купли-продажи земельного участка, площадью 0,4964 га, расположенного по адресу: <...> с кадастровым номером - 90:22:010201:2350, с учетом ранее внесенного авансового взноса в цену продажи земельного участка. Суд обязал Администрацию повторно рассмотреть заявление предпринимателя от 04.07.2019 о завершении процедуры оформления спорного земельного участка, площадью 0,4964 га, расположенного по адресу: <...> с кадастровым номером - 90:22:010201:2350 в срок не позднее 30 дней с даты вступления решения суда в законную силу в соответствии с действующим законодательством и без учета оснований, изложенных в письме от 26.07.2019 №16613/40/05-60, №16774/40/05-06, взыскал с Администрации в пользу предпринимателя расходы, связанные с оплатой государственной пошлины в размере 300,00 руб., возвратил ФИО1 из федерального бюджета государственную пошлину в размере 5 700,00 руб. излишне уплаченную по квитанции от 23.09.2019 № 386.

На данный судебный акт поданы апелляционные жалобы:

индивидуальным предпринимателем ФИО1, в которой этот участник просит решение суда первой инстанции отменить в части возложения обязанности на Администрацию города Симферополя Республики Крым повторно рассмотреть заявление индивидуального предпринимателя ФИО1 от 04.07.2019 о завершении процедуры оформления передачи ФИО1 по договору купли-продажи земельного участка, площадью 0,4964 га, расположенного по адресу: <...> с кадастровым номером - 90:22:010201:2350, с учетом ранее внесенного авансового взноса в цену продажи земельного участка, в этой части вынести новое решение, которым обязать Администрации города Симферополя Республики Крым заключить с ФИО1 договор купли-продажи земельного участка, площадью 0,4964 га, расположенного по адресу: <...> с кадастровым номером - 90:22:010201:2350, целевое назначение - для обслуживания и эксплуатации нежилых строений со складскими и производственными помещениями, с учетом ранее внесенного авансового взноса в цену продажи земельного участка, по тем основаниям, что в нарушение норм материального права судом изменен предмет и объем заявленных требований и вместо возложения обязанности о заключении договора купли-продажи, решено возложить обязанность повторно рассмотреть заявление ИП ФИО1 Вывод суда о том, что заявление ИП ФИО1 не было рассмотрено по существу с принятием соответствующего решения несостоятелен, так как завершительной стадией по передаче ИП ФИО1 земельного участка является именно договор купли-продажи.

Администрацией города Симферополя Республики Крым, в которой этот участник просит решение суда первой инстанции отменить полностью и постановить новое решение, которым в удовлетворении заявления отказать по тем основаниям, что решение суда принято с нарушением норм материального права, так как договор о выкупе земельного участка между сторонами не заключался, земельный участок предпринимателю не передавался, цена договора купли-продажи земельного участка не согласована, в связи с чем заявленное требование о государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок является необоснованным.

Представитель ИП ФИО1 в судебное заседание не явился, каких-либо ходатайств в адрес суда апелляционной инстанции не направил, ранее предоставил возражения на апелляционную жалобу Администрации г. Симферополя РК в которых ссылался на то, что вопрос о цене договора не только согласован, но и фактически частично исполнен в качестве оплаты авансового платежа, согласно договору об оплате авансового платежа в счет оплаты цены земельного участка, а ссылка на порядок осуществления оценки стоимости земельного участка в соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 39.4 ЗК РФ и Федерального закона от 29.07.1997 года № 3135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» не состоятельна, поскольку к спорным правоотношениям, наряду с нормами законодательства Российской Федерации, подлежат применению нормы законодательства Украины, которые действовали на территории Республики Крым на момент возникновения правоотношений.

Представитель Администрации в судебное заседание не явился, ранее направлял ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие представителя Администрации, просил удовлетворить апелляционную жалобу Администрации, отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска ИП ФИО1, а также отказать в удовлетворении апелляционной жалобы ИП ФИО1

Представители МКУ Департамент развития и муниципальной собственности Администрации г. Симферополя РК, Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Симферопольского городского совета, в судебное заседание не явились, отзывы (пояснения) на апелляционные жалобы не представили, каких-либо ходатайств в адрес суда апелляционной инстанции не направил.

Информация о принятии апелляционных жалоб к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Определением заместителя председателя суда от 20.01.2021  произведена замена судьи Приваловой А.В. на судью Яковлева А.С. для участия в рассмотрении апелляционной жалобы.

В судебном заседании 17.02.2021 в порядке статьи 153 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 14.00ч. 24.02.2021.

Апелляционные жалобы рассмотрены судом в соответствии с частью  3 статьи 156 и частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ)  в отсутствие неявившихся лиц.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в порядке статей 266, 268АПК РФ.

Как усматривается из материалов дела, на основании договора купли-продажи нежилых помещений от 19.10.2012 года, удостоверенного частным нотариусом Симферопольского городского нотариального округа АР Крым ФИО2, зарегистрированного в реестре под № 8087, ФИО1 принадлежат на праве собственности нежилые помещения, общей площадью 974, 7 кв.м, расположенные по адресу: <...>.

Право собственности на указанное недвижимое имущество зарегистрировано Крымским республиканским предприятием «Симферопольское межгородское бюро регистрации и технической инвентаризации» 28.11.2012, регистрационный номер 18574795.

Решением 61-ой сессии IV созыва Симферопольского городского совета № 722 от 30.05.2013 «О вопросах продажи земельных участков юридическим лицам и физическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность» в Перечень земельных участков несельскохозяйственного назначения, подлежащих продаже в г. Симферополе на неконкурентных началах, утвержденный решением Симферопольского городского совета от 26.02.2013 № 626 внесены данные: покупатель - ФИО1; месторасположение земельного участка, целевое назначение - <...>, для обслуживания и эксплуатации нежилых строений со складскими и производственными помещениями; правоустанавливающие документы на недвижимое имущество - договор купли-продажи нежилых помещений от 19.10.2012 р. № 8087; ориентировочная площадь земельного участка - 0,4964 га;утвержден размер авансового взноса ФИО1 в счет оплаты , цены земельного участка площадью 0,4964 га по пер. Лавандовому, 2-а в размере 20 % стоимости земельного участка, определенной по его нормативной денежной оценке - 478311 грн. 18 коп.; ФИО1 предоставлено разрешение на разработку технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка ориентировочной площадью 0,4964 га по пер. Лавандовому, №2-а, для обслуживания и эксплуатации нежилых строений со складскими и производственными помещениями; разработанную в соответствии с законодательством документацию по землеустройству предоставить на рассмотрение и утверждение городского совета через Управление по вопросам регулирования земельных отношений городского совета; возложена обязанность на ФИО1 в установленном порядке заключить с исполнительным комитетом Симферопольского городского совета договор об оплате авансового взноса в соответствии с пунктом 2 настоящего решения в счет оплаты цены земельного участка; исполнительному комитету городского совета провести в установленном порядке экспертную денежную оценку земельного участка площадью 0,4964 га по пер. Лавандовому, 2-а для обслуживания и эксплуатации нежилых строений со складскими и производственными помещениями.

06.08.2013 между исполнительным комитетом Симферопольского городского совета и ФИО3 заключен договор об оплате авансового платежа в счет оплаты цены земельного участка №8/13 (т.д.1 л.д.42-43), согласно условиям которого ФИО1 обязалась внести в течение пяти банковских дней авансовый платеж в размере 478 311,18 гривен. По условиям указанного договора ФИО1 имеет право рассчитывать, что авансовый взнос по настоящему договору будет засчитан авансополучателем (исполкомом Симферопольского горсовета) в счет оплаты цены земельного участка, указанного в пункте 1.1 настоящего договора.

07.08.2013 ФИО1 внесла на специальный счет Симферопольского городского совета денежные средства в сумме 478 311, 18 (четыреста семьдесят восемь тысяч триста одиннадцать гривен 18 коп) грн. (выписка по счету от 07.08.2013; письмо Муниципального казенного учреждения Департамент финансов Администрации города Симферополя Республики Крым от 13.07.2017 исх. № 37/02/1-08/1286).

Согласно извлечению из технической документации о нормативно- денежной оценке земель от 15.10.2013, проведенной в соответствии с договором от 16.09.2013 г., заключенного между предприятием «Далекс - ЭКСПЕРТ» и Симферопольским городским советом, нормативная денежная оценка объекта оценки - земельного участка несельскохозяйственного назначения ориентировочной площадью 0,4964 га по пер. Лавандовый, 2-а в г. Симферополе составила 786 200 (семьсот восемьдесят шесть тысяч двести) гривен.

Решением 75 сессии VI созыва Симферопольского городского совета № 887 от 27.12.2013 «О вопросах продажи земельных участков юридическим лицам и физическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность», решено:

8.Утвердить техническую документацию по землеустройству:

8.5Гражданке Украины ФИО1 техническую документацию по землеустройству в части установления (восстановления) границ земельного участка (кадастровый номер 01100100000:02:001:0072) по пер. Лавандовому 2-а в г. Симферополе для обслуживания и эксплуатации нежилых строений со складскими и производственными помещениями.

11. Утвердить цену продажи земельных участков:

11.5. Земельного участка по пер. Лавандовому, 2-а площадью 0,4964 га (кадастровый номер 0110100000:02:001:0072) для обслуживания и эксплуатации нежилых строений со складскими помещениями, определенную по экспертной денежной оценке, выполненной предприятием «Далекс - Эксперт», в сумме 786 200 (семьсот восемьдесят шесть тысяч двести) гривен.

12.Продать юридическим и физическим лицам земельные участки в городе Симферополе:

12.5 Гражданке Украины ФИО1 земельный участок, указанный в пункте 11.5 настоящего решения.

04 июля 2019 года  ФИО1, обратилась в Администрацию города Симферополя с заявлением, в котором просила в установленном законом порядке завершить процедуру оформления передачи ей земельного участка, площадью 0,4964 га, расположенного по адресу: <...>, кадастровый номер 90:22:010201:2350, целевое назначение - для обслуживания и эксплуатации нежилых строений со складскими и производственными помещениями, а также заключить договор купли - продажи и провести государственную регистрацию с переходом права собственности на земельный участок, площадью 0,4964 га, расположенный по адресу: Республика Крым, г. Симферополь, пер. Лавандовый, 2- а, с учетом ранее внесенного авансового взноса в цену продажи земельного участка.

МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя рассмотрев обращение от 04.07.2019 № 16613/40/05-06, от 05.07.2019 № 16774/40/05-06 (вх. адм. от Ч-113/9771) о заключении договора купли-продажи земельного участка с учетом ранее внесенного авансового взноса со ссылкой на пункты 1, 2 статьи 39.20, подпункт 3 пункта 2 статьи 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 3.7 статьи 3 Положения о порядке определения нормативной цены земельных участков, расположенных на территории Республики Крым, размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 12.11.2014 № 450, сообщило ФИО1, что заключение договора купли-продажи земельного участка, с учетом ранее внесенного авансового взноса не представляется возможным.

Полагая, что данный отказ от 26.07.2020 за №16613/40/05-60, 16774/40/05-06 является незаконным, заявитель обратилась в суд с настоящими требованиями.

Суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой является обоснованным и законным в силу следующего.

Согласно части 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее - Закон N6-ФКЗ) законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено данным Законом.

Пунктом 1.1 статьи 12.1 Закона N6-ФКЗ предусмотрено, что до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

Особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым установлены Законом Республики Крым от 31 июля 2014 года N38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее - Закон N38-ЗРК).

В статье 13 Закона N38-3РК установлено, что завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года и действовавших на эту дату.

В силу части 7 статьи 13 Закона N38-ЗРК заявление о предоставлении земельного участка в порядке, установленном данной статьей, может быть подано не позднее 1 января 2020 года (в редакции, действовавшей в спорный период).

Порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Советом министров Республики Крым (ч.5 ст.13 Закона № 38-ЗРК).

Постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 N313 утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым (далее - Порядок).

В соответствии с п.4 Порядка завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года (далее - решение о разрешении на разработку документации, документация по землеустройству), в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.

Согласно пункту 5 Порядка N313, возникновение прав на земельный участок в соответствии с настоящим Порядком осуществляется на основании заявления, которое заинтересованное лицо подает в соответствующий уполномоченный орган; в соответствующие органы местного самоуправления муниципальных образований в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

В силу ч. 1 ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

Частью 2 статьи 15 ЗК РФ установлено, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

При этом нормами земельного законодательства предусмотрен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (п. 5 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ).

Глава VI ЗК РФ устанавливает правила, согласно которым осуществляется предоставление в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (ст.ст. 39.1 - 39.20 ЗК РФ).

Пунктом 6 ч. 2 ст. 39.3 ЗК РФ установлено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных ст. 39.20 настоящего Кодекса.

Согласно ч. 1 ст. 39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В силу ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со ст.ст. 9 - 1 1 настоящего Кодекса.

В соответствии с Законом Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», Постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 N 313 «Об утверждении Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым», Уставом муниципального образования городской округ Симферополь, решением 12 сессии Симферопольского городского совета I созыва от 12.02.2015 N 175 «О вопросах переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки», Постановлением администрации города Симферополя от 20.03.2015 N 121 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг», администрацией города Симферополя Республики Крым утвержден Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Завершение оформления прав на земельные участки, начатого до 21.03.2014» (далее - Административный регламент).

Согласно п.2.3. Административного регламента конечным результатом предоставления муниципальной услуги является: постановление Администрации города Симферополя Республики Крым о предоставлении в собственность бесплатно (далее - постановление о предоставлении муниципальной услуги); постановление Администрации города Симферополя Республики Крым о предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование (далее - постановление о предоставлении муниципальной услуги); договор аренды земельного участка (далее - договор); договор безвозмездного пользования земельного участка (далее - договор); договор купли-продажи земельного участка (далее - договор); постановление Администрации города Симферополя Республики Крым об отказе в предоставлении в собственность бесплатно (далее - постановление об отказе в предоставлении муниципальной услуги); постановление  Администрации города Симферополя Республики Крым об отказе в предоставлении в постоянное (бессрочное пользование) (далее - постановление об отказе в предоставлении муниципальной услуги); постановление Администрации города Симферополя Республики Крым об отказе в предоставлении земельного участка в аренду (далее - постановление об отказе в предоставлении муниципальной услуги); постановление Администрации города Симферополя Республики Крым об отказе в предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование (далее - постановление об отказе в предоставлении муниципальной услуги); постановление Администрации города Симферополя Республики Крым об отказе в предоставлении земельного участка за плату (далее - постановление об отказе в предоставлении муниципальной услуги).

Изложенное свидетельствует о том, что по результатам рассмотрения заявления ФИО1 администрация города Симферополя Республики Крым должна была вынести решение в форме постановления.

Отказ в предоставлении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности городского округа Симферополь Республики Крым, гражданам или юридическим лицам в собственность, в форме письма действующим законодательством не предусмотрен.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, о том, что заявление ФИО1 от 04.07.2019 не было рассмотрено по существу с принятием соответствующего решения, что свидетельствует о незаконности отказа административного органа, оформленного письмом от 26.07.2019 №16613/40/05-60, 16774/40/05- 06.

При этом судом первой инстанции отмечано, что положения ст. 39.16 ЗК РФ содержат исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

Соответственно, при наличии оснований для отказа в заключении договора аренды земельного участка, данный отказ должен быть мотивирован, принят полномочным органом в установленный законом срок и доведен до сведения заявителя.

В то же время основания для отказа предпринимателю в предоставлении земельного участка в собственность, предусмотренные ст.39.16 ЗК РФ и п.2.11. Административного регламента, в оспариваемом письме Администрацией не приведены.

Письмо административного органа от 26.07.2019 №16613/40/05-60, 16774/40/05-06 содержащее немотивированный отказ в предоставлении муниципальной услуги  правомерно расценено судом первой интанции как незаконное, ограничивающее права предпринимателя на использование земельного участка и расположенной на нем недвижимости.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что оспариваемый отказ является незаконным и нарушает права и законные интересы предпринимателя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование предпринимателя.

Из положений статьи 2 и пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ следует, что признавая оспариваемый акт недействительным или решение незаконным суд вправе обязать орган, принявший оспариваемый акт, устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, не ограничивая при этом прав и обязанностей компетентного органа.

При этом избираемые судом меры восстановления нарушенного права применяются для восстановления состояния правоотношений, соответствующего требованиям права. Поэтому решение суда о принятии таких правовосстановительных мер должно соответствовать действующему законодательству, предусмотреть конкретный вариант поведения и предписать совершить определенные действия, которые должны быть исполнимыми на дату их совершения.

Исходя из принципа равенства всех перед законом и судом, лицо, прибегнувшее к судебной защите нарушенных прав в порядке административного судопроизводства, вправе ожидать от суда определения действенной меры, направленной на восстановление нарушенного права.

При этом судебные акты арбитражных судов в силу норм ст. 2 АПК РФ не могут подменять собой решения органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам, отнесенным к их компетенции, тем более в случаях, когда на эти органы законом прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений.

Поскольку по рассматриваемому делу основания отказа в предоставлении земельного участка в порядке завершения процедуры оформления, изложенные в письме администрации города Симферополя Республики Крым от 26.07.2019 №16613/40/05-60, 16774/40/05-06 не соответствует представленным документам и законодательству РФ, не содержат достаточной мотивировки и ссылки на ст. 39.16 ЗК РФ, п.22.11 Административного регламента, то суд первой инстанции правомерно установил, что восстановительная судебная мера должна быть адекватна нарушенному праву, связана с административной процедурой, которая предусмотрена при рассмотрении заявления обратившегося в уполномоченный орган лица, так как отказ публичного органа основан не на конкретных обстоятельствах.

Принимая во внимание необходимость соблюдения в каждом конкретном случае баланса частных и публичных прав, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что права и законные ИП ФИО1 подлежат восстановлению путем понуждения Администрации города Симферополя Республики Крым повторно рассмотреть заявление индивидуального предпринимателя ФИО1 от 04.07.2019 о завершении процедуры оформления спорного земельного участка, площадью 0,4964 га, расположенного по адресу: <...> с кадастровым номером - 90:22:010201:2350 в срок не позднее 30 дней с даты вступления решения суда в законную силу в соответствии с действующим законодательством.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом исследования суда первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку, носят формальный характер и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены правильного по существу судебного акта.

Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.

Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.

В связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы предпринимателя судебные расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в сумме 150,00 руб. на основании статьи 110 АПК РФ относятся судом на заявителя жалобы.

Излишне уплаченная государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 2850,00 руб. подлежит возврату предпринимателю из федерального бюджета.

Руководствуясь ст. 104, ст. 110, ст. 266, ст. 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Крым от 22 сентября 2020 года по делу № А83-17603/2019 оставить без изменения, апелляционные жалобы индивидуального предпринимателя ФИО1 и Администрации города Симферополя Республики Крым – без удовлетворения.

Возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО1 из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2850,00 рублей (две тысячи восемьсот пятьдесят  руб. 00 коп.), уплаченную по квитанции АО «Севастопольский морской банк» от 21.10.2020 № 13979468.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                                    С.Ю. Кузнякова

Судьи                                                                                    О.Г. Градова

                                                                                                     А.С. Яковлев