ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 21АП-3102/20 от 21.01.2021 Двадцати первого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 

ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-62-49
 E-mail: info@21aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

город Севастополь

Резолютивная часть постановления объявлена 21.01.2021.  В полном объёме постановление изготовлено 27.01.2021. 

Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе  председательствующего судьи Тарасенко А.А., судей Евдокимова И.В., и  Колупаевой Ю.В.,  

 при ведении протокола и аудиозаписи секретарем судебного заседания  Молчановой В.С., 

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы  Министерства обороны Российской Федерации, федерального государственного  казённого учреждения «Крымское территориальное управление имущественных  отношений» Минобороны России на решение Арбитражного суда города  Севастополя от 06.10.2020 по делу № А84-2378/2020 (судья Ражков Р.А.) 

по иску общества с ограниченной ответственностью «Управляющая  компания «Центр» 

к федеральному государственному казённому учреждению «Крымское  территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России,  Министерству обороны Российской Федерации, 

при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований  относительно предмета спора: квартирно-эксплуатационное управление  Черноморского Флота, ФИО1, федеральное  государственное казённое учреждение «ЦЖКУ» Министерства обороны  Российской Федерации, федеральное государственное казённое учреждение  «Югрегионжилье» 

о взыскании денежных средств
при участии в судебном заседании:

от общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания  «Центр» - ФИО2, по доверенности от 11.01.2021; 

от федерального государственного казённого учреждения «Крымское  территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России -  ФИО3, по доверенности 05.06.2020 № 219; 

от Министерства обороны Российской Федерации – ФИО4, по доверенности от 17.11.2020 № 207/10/010118/338 

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания  «Центр» (далее – истец, общество) обратилось в Арбитражный суд города 


Севастополя с исковым заявлением к федеральному государственному казённому  учреждению «Крымское территориальное управление имущественных отношений»  Минобороны России (далее - территориальное управление), Министерству  обороны Российской Федерации (далее – министерство) и с учетом ходатайства об  уточнении исковых требований от 04.08.2020 (л.д.65-66 том 1), удовлетворенного  протокольным определением от 04.08.2020 (л.д. 89-90 том 1) просит взыскать  задолженность по содержанию и текущему ремонту общего имущества по адресу  г.Севастополь, ул. Мечникова, д. 5 с обладателя прав на квартиру № 48,  расположенную в указанном многоквартирном жилом доме (далее – МКД), за  период с 01.05.2017 по 31.12.2019 в размере 12 891,18 рублей, пеню за период с  14.06.2017 по 05.04.2020 в размере 2 069,89 рублей, а также расходы по уплате  государственной пошлины в размере 2 000 рублей. Исковые требования со ссылкой  на статью 158 Жилищного кодекса Российской Федерации мотивированы тем, что  собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на  содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на  содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в  праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание  жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. 

Решением Арбитражного суда города Севастополя от 06.10.2020 исковые  требования удовлетворены. С территориального управления, а в случае  недостаточности денежных средств субсидиарно с министерства, взыскана в  пользу общества задолженность по содержанию и текущему ремонту общего  имущества за период с 01.05.2017 по 31.12.2019 в размере 12 891,18 рублей, пеня за  период с 14.06.2017 по 05.04.2020 в размере 2 069,89 рублей, а также взысканы  расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 рублей. Суд первой  инстанции руководствовался тем, что бремя содержания принадлежащего  имущества несет собственник. Таким образом, имеются правовые основания для  удовлетворения заявленных исковых требований. 

Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции,  территориального управления, министерство обратились с апелляционными  жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить, принять по  делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований  Апеллянты указывают, что жилое помещение, за которое общество просит  взыскать расходы по содержанию и текущему ремонту общего имущества должен  нести лицо, которое проживает в соответствующим помещении. Кроме того,  указывают на то, что истцом нарушен срок исковой давности. 

Представители территориального управления, министерства, общества в  судебном заседании поддержали соответственно апелляционную жалобу и  возражения против апелляционной жалобы. 

Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения  апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание  представителей не направили, в связи, с чем рассмотрение жалобы возможно в их  отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). 

Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в  порядке главы 34 АПК РФ, исследовав доводы апелляционной жалобы, изучив  материалы дела, апелляционный суд считает решение суда первой инстанции 


законным и обоснованным, а апелляционный жалобы, не подлежащие  удовлетворению, по следующим основаниям. 

Как видно из материалов дела, в соответствии с лицензией № 143 от  22.02.2018 об осуществлении предпринимательской деятельности по управлению  многоквартирными домами, многоквартирный дом, расположенный по адресу:  <...> находится в управлении государственного  унитарного предприятия Севастополя «Управляющая компания «Центр» с  31.07.2015 (правопредшественник общества). 

Управление многоквартирным домом по ул.Мечникова, д.5 со стороны  общества осуществляется и в настоящее время. 

В соответствии с выпиской из домовой книги квартиросъемщика

от 22.01.2020 право собственности на жилое помещение, квартиру № 48,  расположенную в данном многоквартирном доме зарегистрировано за  федеральным государственным казенным учреждением «Крымское  территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России.  Общая площадь жилого помещения 30,40 кв.м. 

В период времени с 01.05.2017 года по 31.12.2019 собственник не участвует  в затратах на содержание и текущий ремонт многоквартирного дома,  расположенного по адресу: <...>, в связи с чем  образовалась задолженность в размере 12 891,18 руб. 

В связи с просрочкой оплаты начислена законная неустойка за общий период  с 14.06.2017 по 05.04.2020 в размере 2 069,89 руб. 

Полагая, что собственник должен нести бремя на содержания общего  имущества, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском. 

При решении вопроса об обоснованности доводов апелляционной жалобы  суд руководствуется следующим. 

Согласно пункту 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации  (далее – ГК РФ) и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации  (далее – ЖК РФ) собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в  МКД принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома,  несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое  и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с  элементами озеленения и благоустройства. 

В силу статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в МКД несут бремя  расходов на содержание общего имущества в МКД. Доля обязательных расходов  на содержание общего имущества в МКД, бремя которых несет собственник  помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на  общее имущество в таком доме указанного собственника. 

По правилам части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в МКД  обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также  участвовать в расходах на содержание общего имущества в МКД соразмерно своей  доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за  содержание и ремонт жилого помещения. 

В силу статьи 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан  соразмерно своей доле участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по  общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению. 

До заселения жилых помещений государственного и муниципального  жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых 


помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной  власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица (часть 3  статьи 153 ЖК РФ). 

В соответствии с пунктом 4 статьи 214 ГК РФ имущество, находящееся в  государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями  и учреждениями во владение, пользование и распоряжение на праве  хозяйственного ведения или оперативного управления. 

Статьей 296 ГК РФ предусмотрено, что учреждение, за которым имущество  закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и  распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в  соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого  имущества и назначением этого имущества. 

Согласно пункту 1 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или  право оперативного управления имуществом, в отношении которого  собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или  учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи  имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или  решением собственника. 

В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской  Федерации от 11.06.2013 № 15066/2012 изложена правовая позиция о том, что  жилищное законодательство устанавливает обязанность нанимателей,  проживающих в МКД по договорам социального найма, вносить плату за  содержание общего имущества жилого дома и коммунальные платежи  непосредственно управляющей организации в случае, если ею осуществляется  управление жилым домом. Органы местного самоуправления несут  соответствующие расходы только до заселения жилых помещений муниципального  жилищного фонда. 

В соответствии с положениями части 1 части 154 ЖК РФ плата за жилое  помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения включает в  себя: плату за наем, плату за содержание и ремонт жилого помещения,  включающую в себя плату за услуги и работы по управлению МКД, содержанию и  текущему ремонту, плату за коммунальные услуги. В соответствии с частью 2  статьи 154 ЖК РФ, капитальный ремонт общего имущества в МКД проводится за  счет собственника жилищного фонда. 

В силу части 4 статьи 155 ЖК РФ наниматели жилых помещений по  договору социального найма и договору найма жилых помещений  государственного или муниципального жилищного фонда в МКД, управление  которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание  и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой  управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1  данной статьи. 

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда  Российской Федерации, изложенной в постановлении от 09.11.2010 № 4910/10, при  наличии утвержденных тарифов на содержание и текущий ремонт общего  имущества, данных о площади МКД управляющая организация не должна  доказывать размер фактических расходов, возникших у нее в связи с содержанием  общего имущества, выделяя их в отношении одного из собственников помещений. 


Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного  суда Северо-Кавказского округа от 13.08.2020 по делу № А53-46293/2019. 

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по  правилам статьи 71 АПК РФ, установив факт неисполнения территориальным  управлением обязанности по несению расходов на содержание находящегося в его  владении имущества, суд первой инстанции пришел к верному выводу о  необходимости удовлетворения исковых требований в части взыскания  задолженности по содержанию и текущему ремонту общего имущества за период  с 01.05.2017 по 31.12.2019 в размере 12 891,18 рублей, пени за период с 14.06.2017  по 05.04.2020 в размере 2 069,89 рублей. 

Довод апеллянта о том, что расходы по содержания многоквартирного дома  должен нести наниматель помещения ФИО1, не принимается  апелляционным судом. 

Действительно, согласно части 4 статьи 155 ЖК РФ наниматели жилых  помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений  государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном  доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят  плату за содержание жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги  этой управляющей организации. 

Однако ФИО1 нанимателем соответствующей квартиры в  соответствующий период уже не являлся. 

В материалах дела имеется выписка из домой книги квартиросъемщика от  18.12.2020 ГУП Севастополя «Единый информационно-расчетный центр» (л.д.40  том 2), справка Управления начальника работ от 03.07.2008 № 495 (л.д.42 том 2),  поквартирная карточка (л.д.43 т.2), свидетельствующие о том, что ФИО1  числился проживающим (нанимателем, зарегистрированным) в квартире № 48 по  ул.Мечникова, д.5 с 02.11.2001 по 01.12.2002; в настоящее время в квартире никто  не зарегистрирован. 

Согласно выписке из лицевого счета от 18.12.2020, выданной ГУП  Севастополя «Единый информационно-расчетный центр» (л.д.44 том 2) в квартире   № 48 отсутствуют лица, которые являются нанимателями соответствующего  жилого помещения. 

 Согласно совместному акту осмотра от 12.01.2021 в квартире № 48 по  ул.Мечникова, д.5 никто не проживает. 

Из договора найма с ФИО1 видно, что он заключался сроком до  01.12.2002. 

Ходатайство представителя территориального управления в судебном  заседании апелляционного суда об истребовании сведений о наличии  зарегистрированных лиц по соответствующему адресу отклонено апелляционным  судом, поскольку материалами дела исчерпывающе установлены юридически  значимые для правильного рассмотрения спора обстоятельства. 

Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о  взыскании суммы требований с обладателя вещного права на соответствующее  помещение – с территориального управления, возложив субсидиарную  ответственность на министерство. 

 Ссылка апеллянта на то, что обществом нарушен срок исковой давности, не  принимается апелляционным судом, поскольку истцом в суде первой инстанции 


было заявлено ходатайство об уточнении исковых требований, согласно которым  исковые требования заявлены в рамках исковой давности. 

С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда первой  инстанции не имеется. 

Нормы материального права применены арбитражным судом первой  инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, которые привели к  принятию неправильного судебного акта, либо являющихся безусловным  основанием для его отмены, судом апелляционной инстанции не установлено.  Следовательно, оснований для отмены или изменения решения суда по доводам,  изложенным в апелляционной жалобе, не имеется. 

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 АПК РФ, Двадцать первый  арбитражный апелляционный суд, 

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда города Севастополя от 06.10.2020 по делу   № А84-2378/2020 оставить без изменения, апелляционные жалобы министерства  обороны Российской Федерации, федерального государственного казенного  учреждения «Крымское территориальное управление имущественных отношений»  министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения. 

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может  быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не  превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей  275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

Председательствующий судья А.А. Тарасенко 

Судьи И.В. Евдокимов 

 Ю.В. Колупаева