ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 21АП-3115/18 от 21.02.2019 Двадцати первого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-74-95

E-mail: info@21aas.arbitr.ru 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Севастополь

28 февраля 2019 года

      Дело № А83-22730/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 21.02.2019.

В полном объеме постановление изготовлено 28.02.2019.

Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Голика В.С., судей Градовой О.Г., Малышевой И.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Лесик А.В.,

при участии представителя от индивидуального предпринимателя ФИО1 – ФИО2, доверенность от 09.01.2017 №82АА0654287,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобуиндивидуального предпринимателя ФИО1 на решение Арбитражного суда Республики Крым от 12.10.2018 по делу № А83-22730/2017 (судья Евдокимова Е.А.)

по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1,

заинтересованное лицо Административная комиссия при администрации города Ялты Республики Крым,

при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Администрации города Ялты Республики Крым,

об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,

установил:

индивидуальный предприниматель ФИО1 обратилась в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссией при администрации города Ялты Республики Крым №791/23 по делу об административном правонарушении от 13.12.2017.

Решением Арбитражного суда Республики Крым от 12.10.2017 по делу № А83-22730/2017 в удовлетворении заявления - отказано.

Пологая, что указанное решение принято с нарушением норм материального и процессуального права, индивидуальный предприниматель ФИО1 обжаловала его в апелляционном порядке, просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.

Администрация города Ялты Республики Крым, Административная комиссия при администрации города Ялты Республики Крым, в судебное заседание явку своих уполномоченных представителей не обеспечили, учитывая наличие надлежащего извещения о дате и времени судебного заседания, дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие.

Рассмотрев доводы жалобы и отзыв на неё, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя заявителя, суд апелляционной инстанции считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно Свидетельству о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя серии 91 № 001805114 от 13 января 2015 года в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей 22 декабря 2014 года внесена запись о приобретении физическим лицом ФИО1 статуса индивидуального предпринимателя.

26 декабря 2016 года Инспекцией Федеральной налоговой службы по городу Ялте Республики Крым индивидуальному предпринимателя ФИО1 выдан патент на право применения патентной системы налогообложения № 9103160012640, в отношении осуществляемого ей вида предпринимательской деятельности: прочая розничная торговля вне магазинов (включая розничную торговлю любыми видами товаров, осуществляемую передвижными средствами развозной и разносной торговли, торговлю через автоматы).

22.11.2017  в 15 часов 45 минут по адресу: <...> в районе дома № 8, был выявлен факт самовольно занятой части территории благоустройства города путём установки металлического стола на колесиках длиной около 2 метров, с трикотажными изделиями ФИО1

22.11.2017 главным специалистом отдела администрации города Ялты в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении №122.11.17-05 в присутствии двух свидетелей, выразившемся в осуществлении самовольно занятой части территории благоустройства города путём установки металлического стола на колесиках длиной около 2 метров, с трикотажными изделиями.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении 13.12.2017 Административной комиссией при администрации города Ялты Республики Крым вынесено постановление №791/23, согласно которому индивидуальный предприниматель ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 3.11 Закона Республики Крым от 25.06.2015  №117-ЗРК/2015 «Об административных правонарушениях в Республике Крым», в пределах санкции которой ей было назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10000,00рублей.

Не согласившись с принятым постановлением, ИП ФИО1 обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Административная комиссия при администрации города Ялты Республики Крым создана в соответствии с Законом Республики Крым от 25.06.2015 № 117-ЗРК/2015 "Об административных правонарушениях в Республике Крым".

Согласно ст. 8.10 Закона Республики Крым от 25.06.2015 № 117-ЗРК/2015 "Об административных правонарушениях в Республике Крым" административные комиссии рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 2.1, частями 1, 3 статьи 2.2, статьями 3.4, 3.7, 3.8, 3.10 (в части нарушения, установленного нормативными правовыми актами органов местного самоуправления порядка предоставления муниципальных услуг), 3.11, 3.12, 3.15, 6.1, 6.2, 6.3, 7.1, 7.2 настоящего Закона.

Статьей 3.11 Закона Республики Крым "Об административных правонарушениях в Республике Крым" № 117-ЗРК/2015 предусмотрено, что нарушение правил благоустройства, установленных органами местного самоуправления, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа: на граждан - в размере от трехсот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Объективная сторона данного правонарушения выражается в нарушении правил благоустройства, установленных органами местного самоуправления.

 Субъектами правонарушения, квалифицируемого по ст. 3.11 Закона Республики Крым № 117-ЗРК/2015, являются граждане, должностные лица и юридические лица.

Из постановления № 791/23 от 13.12.2017 усматривается, что основанием для привлечения заявителя к административной ответственности явилось нарушение п. 10.1.27 Правил благоустройства территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, индивидуальный предприниматель допустил самовольное занятие части территории благоустройства города, путем установления металлического стола на ул. Киевской в района дома № 8.

Решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 28.04.2015 № 20 утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.

В соответствии с п. 10.1.27 Правил благоустройства территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым на объектах благоустройства запрещается самовольно устанавливать объекты наружной рекламы, вывески, торговые лотки, палатки, павильоны, киоски, металлические конструкции, любые виды ограждений конструкций, ограничивающих пешеходное и автомобильное движение по территории благоустройства, металлические гаражи, торговое оборудование, торговый инвентарь (столы, стулья, табуреты, ведра, тазы, весоизмерительные приборы, зонты, тару и пр.), фотоинвентарь и оборудование, звукоусилительную аппаратуру, стопперы всех видов, металлические ограничители движения/парковок ("крабы", "лягушки", "сигнальные колпаки") и т.п.

Постановлением администрации г. Ялты Республики Крым от 08.04.2015 N 425-п "О размещении нестационарных торговых объектов, расположенных на территории муниципального образования городской округ Ялта" утвержден Порядок размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на территории муниципального образования городской округ Ялта.

Настоящий Порядок размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на территории муниципального образования городской округ Ялта (далее - Порядок ), разработан в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 №  381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 № 772 "Об утверждении Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов", Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Республики Крым от 21.08.2014 № 54-ЗРК "Об основах местного самоуправления в Республике Крым", в рамках реализации "Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Республики Крым", утвержденного приказом Министерства промышленной политики Республики Крым от 26.12.2014 № 129, во исполнение полномочий администрацией города Ялты, определенных п. п. 10, 11 ст. 56 Устава муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, и устанавливает процедуру размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на территории муниципального образования городской округ Ялта, а также:

- для обеспечения качественными услугами розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания жителей муниципального образования городской округ Ялта;

- упорядочения размещения нестационарных торговых объектов, а также обеспечения населения торговыми услугами в местах отдыха и проведения досуга;

- обеспечения единства требований к организации торговой деятельности при размещении нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Ялта (далее - муниципальное образование);

- сохранения внешнего архитектурного облика муниципального образования;

- формирования торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли.

В соответствии с п. 1.2. Порядка размещение нестационарных торговых объектов (далее - НТО), расположенных на территории муниципального образования городской округ Ялта, осуществляется в соответствии с утвержденной в установленном порядке схемой размещения нестационарных торговых объектов и требованиями паспорта НТО с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий, нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, обеспечения наиболее полного удовлетворения потребительского спроса.

Порядком размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на территории муниципального образования городской округ Ялта дано определение понятию лотка, им является передвижной торговый объект, осуществляющий разносную торговлю, не имеющий торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанный на одно рабочее место продавца, на площади которого размещен товарный запас на один день.

Схема размещения НТО представляет собой перечень территорий муниципального образования городской округ Ялта (далее - муниципальное образование), включая в себя земельные участки, здания, строения, сооружения, находящиеся в государственной собственности или муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена для размещения на них НТО. В схему могут включаться территории, уже занятые НТО, так и свободные, планируемые к размещению на них указанных объектов.

В схему размещения включаются, в том числе тележки, лотки, палатки по реализации продовольственных товаров, овощей, фруктов, мороженого, прохладительных напитков, кваса, в том числе в розлив, печатной продукции, книг, цветов, передвижные торговые точки (торговые прицепы, ларьки и др.) по реализации продовольственных товаров (п. 3.8. Порядка).

Решение о включении НТО в схему принимает рабочая группа на основании заявлений о включении в схему размещения НТО, поступивших в Управление. Решение рабочей группы оформляется протоколом (п. 3.1., 3.1.1. Порядка).

В соответствии с п. 3.2. Порядка граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические и физические лица, заинтересованные в установке НТО, подают заявление о включении в схему размещения НТО в Управление с указанием конкретных целей и срока эксплуатации НТО.

Как следует из материалов дела, 22.11.2017г. в 15 часов 45 минут по адресу: <...> в районе дома № 8, был выявлен факт самовольно занятой части территории благоустройства города, путём установки металлического стола на колесиках длиной около 2 метров, с трикотажными изделиями ФИО1

В соответствии с нормами статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений.

Вместе с тем, заявителем не предоставлено в материалы дела доказательств осуществления предпринимательской деятельности посредством расположения НТО в установленном органом местного самоуправления месте.

Факт совершения заявителем административного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении от 22.11.2017 №122.11.17-05.

Доказательства, свидетельствующие о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля, заявителем не представлено. Предприниматель имел реальную и достаточную возможность для обеспечения исполнения публичных обязанностей в сфере правил благоустройства территории города Ялты, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но не принял всех зависящих от него мер по их соблюдению.

В силу статьи 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 3.11 Закона Республики Крым от 25.06.2015 № 117-ЗРК/2015 "Об административных правонарушениях в Республике Крым".

Ссылка заявителя апелляционной жалобы на недопустимость распространения на сферу разносной торговли утверждаемых органами местного самоуправления схем размещения НТО несостоятельна, поскольку в рассматриваемом случае предприниматель осуществляла розничную реализацию товара (одежды), обустроив для этих целей нестационарное торговое место для торговли в одном определенном месте.

Такая торговля не является по своему характеру разносной, в связи с чем, не могут быть приняты во внимание ссылки предпринимателя на Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 16.01.2018 № 10-О и на отсутствие запрета на осуществление разносной торговли в местах, не включенных органами местного самоуправления в схему размещения нестационарных торговых объектов.

Аналогичные выводы изложены в определении Верховного Суда Российской Федерации от 21.09.2018 № 310-АД18-10637.

Доводы апелляционной жалобы о нарушении порядка привлечения заявителя к административной отвесности также опровергаются материалами дела.

Как верно установлено судом первой инстанции, согласно протоколу об административном правонарушении от 22.11.2017 №122.11.17-05, ИП ФИО1 присутствовала при его составлении и после ознакомления с ним, в присутствии двух свидетелей отказалась его подписывать. Данным протоколом ИП ФИО1 была уведомлена о рассмотрении дела об административном правонарушении 13.12.2017г. в 14-00 ч., что свидетельствует о соблюдении процессуальных требований КоАП РФ, гарантирующих право на защиту.

Судебная коллегия также безосновательными признает доводы заявителя о том, что протокол об административном правонарушении от 22.11.2017 №122.11.17-05 составлен в отношении физического лица ФИО1, а к ответственности привлечена ФИО1 как индивидуальный предприниматель, при этом  судебная коллегия исходит из того, что протокол составили в отношении ФИО1 как индивидуального предпринимателя при осуществлении предпринимательской деятельности и ранее неоднократно привлекаемой к ответственности.

Нарушений порядка привлечения к административной ответственности апелляционным судом не установлено.

Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено.

Оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении вынесено уполномоченными лицами в пределах их компетенции.

Оценив все имеющиеся доказательства по делу, апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

В этой связи оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд

                                                        постановил:

решение Арбитражного суда Республики Крым от 12.10.2018 по делу № А83-22730/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                               В.С. Голик

Судьи                                                                                                              О.Г. Градова

                                                                                                                         И.А. Малышева