ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-74-95
E-mail: info@21aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Севастополь
30 августа 2022 года Дело № А83-24395/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 23.08.2022
Постановление изготовлено в полном объеме 30.08.2022
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Кузняковой С.Ю., судей Градовой О.Г., Кравченко В.Е., при ведении протокола и его аудиозаписи секретарем судебного заседания Волковой О.Л.,
с участием представителей от Раздольненского районного совета Республики Крым и Администрации Раздольненского района Республики Крым – ФИО1 по доверенностям от 10.01.2022 № Д-1/22, от 19.01.2022 № 5-2022, от крестьянского (фермерского) хозяйства «Хлебороб» - ФИО2 по доверенности от 08.02.2021,
в отсутствие: Совета министров Республики Крым, Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Министерства сельского хозяйства Республики Крым, Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Раздольненского районного совета Республики Крым, Администрации Раздольненского района Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 11.07.2022 по делу № А83-24395/2021, принятое по заявлению крестьянского (фермерского) хозяйства «Хлебороб» к Раздольненскому районному совету Республики Крым, Администрации Раздольненского района Республики Крым, при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Совета министров Республики Крым, Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Министерства сельского хозяйства Республики Крым о признании незаконными и отмене решения и постановления,
установил:
крестьянское (фермерское) хозяйство «Хлебороб» (далее – заявитель, КФХ «Хлебороб», фермерское хозяйство) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконными и отмене решения Раздольненского районного совета Республики Крым (далее – Раздольненский районный совет, совет) от 02.12.2021 №753-2/21 и постановления Администрации Раздольненского района Республики Крым (далее – Администрация Раздольненского района, администрация) от 02.12.2021 №108/И.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Совет министров Республики Крым, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Министерство сельского хозяйства Республики Крым.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 11июля 2022 года заявление удовлетворено. Суд признал незаконными решение Раздольненского районного совета от 02.12.2021 №753-2/21 «Об отмене решения внеочередной сессии Раздольненского районного совета II созыва от 17.11.2021 №724-2/21 «О даче согласия на предоставление земельного участка» и постановление Администрации Раздольненского района от 02.12.2021 №111/И «Об отмене постановления Администрации Раздольненского района от 22.11.2021 года № 108/И «О предоставлении земельного участка»; распределил судебные расходы.
Не согласившись с принятым решением, Раздольненский районный совет и Администрация Раздольненского района обратились с апелляционной жалобой, в которой просят решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы заявители ссылаются на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, поскольку оспоренные решение и постановление приняты органами местного самоуправления в соответствии с нормами действующего законодательства и в пределах своей компетенции.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Раздольненского районного совета и Администрации Раздольненского района поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
От КФХ «Хлебороб» поступил отзыв на апелляционную жалобу, в судебном заседании его представитель против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, указывая на законность и обоснованность обжалуемого решения.
От Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым поступили пояснения, согласно которым указывает, что спорное имущество не является собственностью Республики Крым ввиду чего его имущественные права и интересы данным спором не затронуты.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ), при этом судом апелляционной инстанции не установлены основания для его изменения или отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 14.09.2018 между Администрацией Раздольненского района и КФХ «Хлебороб» заключен договор аренды земельного участка №13-2018 общей площадью 12756164 кв.м, кадастровый номер 90:10:000000:1002, расположенный на территории Славновского сельского совета Раздольненского района Республики Крым за границей населенных пунктов, целевое назначение земельного участка - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур.
18.10.2021 КФХ «Хлебороб» обратилось в Администрацию Раздольненского района с заявлением о предоставлении за плату (выкуп) вышеуказанного земельного участка.
17.11.2021 Раздольненский районный совет, рассмотрев подготовленный Администрацией Раздольненского района проект, вынес решение №724-2/21, согласно которому было дано согласие на предоставление вышеуказанного земельного участка в собственность за плату по льготной цене, без проведения торгов КФХ «Хлебороб» в размере 15% от его кадастровой стоимости, а администрации поручено организовать все необходимые мероприятия по предоставлению земельного участка в собственность за плату по льготной цене, без проведения торгов.
На основании данного решения Администрация Раздольненского района 22.11.2021 вынесла постановление №108/И «О предоставлении земельного участка».
23.11.2021 на основании вышеуказанных актов (решения и постановления) между Администрацией Раздольненского района (продавец) и КФХ «Хлебороб» (покупатель) заключен договор №2 купли-продажи земельного участка, согласно которому продавец продал, а покупатель купил в собственность в целом земельный участок кадастровый номер 90:10:000000:1002 общей площадью 12756164 кв.м.
23.11.2021 во исполнение пунктов 9 и 10 данного договора КФХ «Хлебороб» произведена оплата цены договора в безналичной форме на расчетный счет администрации Раздольненского района в размере 11 231 802,40руб., что подтверждается соответствующим платежным поручением.
26.11.2021 договор купли-продажи земельного участка от 23.11.2021 № 2 передан на государственную регистрацию в МФЦ Крыма отделение пгт. Раздольное.
02.12.2021 Раздольненским районным советом принято решение №753-2/21 об отмене решения внеочередной сессии Раздольненского районного совета № 724-2/21 от 17.11.2021 «О даче согласия на предоставление земельного участка». Как указано в решении, последнее принято на основании ходатайства Администрации Раздольненского района от 01.12.2021 №01-10/2615 и рекомендации комиссии Раздольненского районного совета по экономической, бюджетно-финансовой, налоговой политике, имущественным и земельным отношениям от 02.12.2021.
На основании решения Раздольненского районного совета №753-2/21 от 02.12.2021 в этот же день администрацией вынесено постановление № 111/И «Об отмене постановления Администрации Раздольненского района № 08/И от 22.11.2021 «О предоставлении земельного участка», вследствие чего администрация в одностороннем порядке обратилась в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о прекращении осуществления государственной регистрации перехода права собственности и возврате ранее представленных на регистрацию документов на земельный участок, что подтверждается уведомлением о приостановлении государственной регистрации прав.
Полагая, что решение Раздольненского районного совета от 02.12.2021 №753-2/21 и постановление Администрации Раздольненского района Республики Крым от 02.12.2021 №108/И являются незаконными и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности, фермерское хозяйство обратилось в арбитражный суд в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемые решение от 02.12.2021 №753-2/21 и постановление от 02.12.2021 №111/И приняты Раздольненским районным советом и Администрацией Раздольнского района в отсутствие предусмотренных действующим законодательством оснований.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы арбитражного суда и отклоняет доводы апелляционной жалобы исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон №131-ФЗ) муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
На основании части 1 статьи 48 Закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации.
Из данных норм следует, что муниципальные правовые акты могут быть отменены в порядке самоконтроля уполномоченными органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления в случае принятия ненормативного правового акта с нарушением или в противоречие с действующим законодательством.
Реализация органами местного самоуправления названного полномочия не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов и осуществляться произвольно. Орган местного самоуправления должен доказать, что отмененный им ненормативный правовой акт не соответствовал нормам действующего законодательства, а отменяющий акт должен соответствовать закону и не нарушать законных прав и интересов заинтересованных лиц, произвольно ограничивая их субъективные права. Данная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.07.2004 №1424/04, определении Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 №486-О-О.
Согласно статье 2 ЗК РФземельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.
Правительство Российской Федерации принимает решения, регулирующие земельные отношения, в пределах полномочий, определенных настоящим Кодексом, федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации, регулирующими земельные отношения.
На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
Статья 39.6 ЗК РФ содержит перечень оснований получения земельного участка в аренду без торгов, среди которых пункт 12 части 2 предусматривает передачу в аренду земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее Закон № 101-ФЗ).
Часть 8 статьи 10 Закона №101-ФЗ предусмотрено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов.
Случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах и без проведения торгов определены в статье 39.3 ЗК РФ, в части 1 которой предусмотрено, что продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных частью настоящей статьи. В части 2 данной нормы указано, что без проведения торгов осуществляется продажа, в том числе земельных участков крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (подпункт 8);земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка (подпункт 9).
В свою очередь, частью 1 и 4 статьи 10 Закона №101-ФЗ предусмотрено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном ЗК РФ.
При этом действующее законодательство не содержит запрета на приобретение (за плату) земельного участка, если он получен в аренду по тем или иным основаниям, предусмотренным в статье 39.3 ЗК РФ или Закона №101-ФЗ.
Статьей 15 Закона №131-ФЗ предусмотрено, что владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, относится к вопросам местного значения муниципального района.
Пункт 3 части 2 статьи 39.4 ЗК РФ определяет, что при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется в порядке, установленном органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Решением 7 сессии 2 созыва Раздольненского районного совета от 22.12.2020 №455-2/20 утверждено Положение о порядке определения размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования Раздольненский район Республики Крым, согласно подпункту 3 пункта 2.13 которого при заключении договора купли-продажи земельного участка цена продажи земельного участка составляет 15 процентов кадастровой стоимости:предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства и находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, указанным юридическим лицам;крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Законом №101-ФЗ;предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства и переданного в аренду гражданину или юридическому лицу в порядке переоформления в соответствии с частями 4, 13 статьи 3 Закона Республики Крым от 31.07.2014 № 38-ЗРК«Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
Поскольку КФХ «Хлебороб» более трех лет пользуется на праве аренды земельным участком, нарушений при использовании такого земельного участка не совершало, оно имеет право на приобретение земельного участка в собственность, и данное право подтверждено органами местного самоуправления при принятии решения и постановлений от 17.11.2021 и 22.11.2021.
Кроме того, из материалов дела следует, что КФХ «Хлебороб» обращалось в Комитет Государственной Думы Российской Федерации по аграрным вопросам за разъяснением земельного законодательства с письмом исх. № 110 от 08.06.2022, в ответ на которое письмом за исх. № 3.10-22/399 от 21.06.2022 подтверждена законность доводов заявителя.
Судом установлено, что к проекту оспариваемых актов приложена информация, содержащая сведения о том, что из Аппарата Совета министров Республики Крым и Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым поступили ответы на письмо Администрации Раздольненского района №010118/820 о том, что поскольку земельные участки предоставлены КФХ «Хлебороб» на основании части 8 статьи 10 Закона №101-ФЗ (на основании участия в программе государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства), действие норм по продаже земельных участков на льготных условиях на такие земельные участки не распространяется.
Решения об отмене ранее принятых актов о даче согласия на продажу земельного участка Раздольненский районный совет и Администрация Раздольненского района со ссылками на положения пункта 12 части 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации и части 8 статьи 10 Закона №101-ФЗ обоснованы тем, что приобретаемый земельный участок передан в аренду КФХ «Хлебороб» как участнику программ государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, что исключает возможность его приобретения в собственность на платной основе без проведения торгов, в то время как ни одна норма законодательства не содержит запрета на приобретение (за плату) земельного участка, если он получен в аренду по тем или иным основаниям, предусмотренным поименованными нормами.
Как верно установлено судом первой инстанции, письмо Аппарата Совета министров Республики Крым от 26.11.2021 №1/40671/01-35/1 не содержит утверждений о том, что действие норм по продаже земельных участков на льготных условиях не распространяется на земельные участки, которые были предоставлены на основании части 8 статьи 10 Закона №101-ФЗ (на основании участия в программе государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства), а содержит в этой части ссылку на предоставленную Министерством имущественных и земельных отношений информацию. При этом отмечено, что в соответствии со статьями 12, 130 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
При этом в письме Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 19.11.2021 № 59557/01-08/1 отсутствует ссылка на норму права, которой предусмотрен запрет продажи на льготных условиях земельных участков, которые были предоставлены на основании части 8 статьи 10 Закона №101-ФЗ (на основании участия в программе государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства). Более того, письмо Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым не является правовым актом и носит исключительно рекомендательный характер.
Таким образом, по обращению Администрации Раздольненского района несоответствия принятых актов о передаче в собственность земельных участков законом не установлено, поскольку вопросы распоряжения землей муниципальной формы собственности отнесены к полномочиям органов местного самоуправления.
Суд первой инстанции правомерно принял во внимание, что отмена ненормативного правового акта о даче согласия на предоставление земельного участка в собственность после заключения соответствующего договора купли-продажи и его исполнения покупателем недопустима, поскольку постановление о предоставлении земельного участка в собственность реализовано и фактически возникли гражданско-правовые отношения, которые не могут быть прекращены в административном порядке.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что оспариваемые решение от 02.12.2021 №753-2/21 и постановление от 02.12.2021 №111/И приняты Раздольненским районным советом и Администрацией Раздольненского района в отсутствие предусмотренных действующим законодательством оснований, противоречат положениям действующего правового регулирования в сфере земельных правоотношений и нарушают права и законные интересы КФХ «Хлебороб» в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем правомерно удовлетворил требования фермерского хозяйства.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку основаны на неверном толковании норм права, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
Поскольку материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст. 266, ст. 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 11 июля 2022 года по делу № А83-24395/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Раздольненского районного совета Республики Крым и Администрации Раздольненского района Республики Крым – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий С.Ю. Кузнякова
Судьи О.Г. Градова
В.Е. Кравченко