ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 21АП-3365/2022 от 04.10.2022 Двадцати первого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-74-95

www.21aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

город Севастополь

11 октября 2022 года

Дело № А83-4529/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 4 октября 2022 года

Полный текст постановления изготовлен 11 октября 2022 года

Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи

ФИО1,

судей

ФИО2,

ФИО3,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Каримовым А.А.,

при участии в судебном заседании представителя:

от Совета Министров Республики Крым – ФИО4 по доверенности от 23.11.2021 № 1/01-58/7557;

в отсутствие надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания представителей: Общество с ограниченной ответственностью «ДИО-Крым Плюс», Крымской таможни, Министерства экономического развития Республики Крым, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Республике Крым, Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Симферополю, ГУ - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Крым, ГУ – отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью «ДИО-Крым Плюс» на решение Арбитражного суда Республики Крым от 23.06.2022 по делу № А83-4529/2022,

установил:

Совет Министров Республики Крым обратился в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью «ДИО-Крым Плюс», в котором просит суд расторгнуть договор от 16 декабря 2016 года № 740/16 об условиях деятельности в свободной экономической зоне на территории Республики Крым, заключенного между Советом министров Республики Крым и Обществом с ограниченной ответственностью «ДИО-Крым Плюс».

Решением Арбитражного суда Республики Крым от 23.06.2022 исковые требования удовлетворены, расторгнут договор № 740/16 от 16.12.2016 об условиях деятельности в свободной экономической зоне на территории Республики Крым, заключенный между Советом министров Республики Крым и ООО «ДИО-Крым Плюс».

Не согласившись с решением суда, Общество обратилось с апелляционной жалобой на него, в которой просит отменить состоявшийся судебный акт и отказать в удовлетворении иска в полном объеме.

В обоснование апелляционной жалобы указывает, что в материалах дела отсутствуют надлежащие доказательства того, что ответчик был надлежащим образом уведомлен о проведении проверки и об истребовании органом контроля соответствующих документов.

Кроме того, апеллянт считает, что проверка, проведенная в отношении Общества по контролю за реализацией участником свободной экономической зоны инвестиционного проекта в порядке статьи 14.2 Федеральным законом от 29.11.2014 № 377-ФЗ «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» выполнена не в полном объеме, с нарушением пункта 9 Правил проведения проверки соответствия участника СЭЗ на территориях Республики Крым и г. Севастополя, что повлекло неверные выводы о несоответствии деятельности участника свободной экономической зоны требованиям Закона № 377.

В представленном отзыве Совет Министров Республики Крым изложил свои возражения по доводам апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебное заседание ответчик, третьи лица представителей не направили, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, что в силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемый судебный акт отмене либо изменению не подлежит.

Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, 16.12.2016 Совет министров Республики Крым и Общество с ограниченной ответственностью «ДИО-Крым Плюс» (далее – Общество), руководствуясь Федеральным законом от 29.11.2014 № 377-ФЗ «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее – Федеральный закон № 377-ФЗ), заключили договор № 740/16 об условиях деятельности в свободной экономической зоне на территории Республики Крым (далее – договор).

Предметом договора является осуществление участником предпринимательской и иной деятельности в свободной экономической зоне в соответствии с условиями договора с применением особого режима осуществления предпринимательской и иной деятельности в свободной экономической зоне, а также таможенной процедуры свободной таможенной зоны (пункт 1.1 Договора).

В соответствии с пунктом 1.2 договора участник осуществляет следующие виды деятельности на территории свободной экономической зоны: торговля оптовая текстильными изделиями (код ОКВЭД 46.41); торговля оптовая изделиями из керамики и стекла и чистящими средствами (код ОКВЭД 46.44); торговля розничная мебелью, осветительными приборами и прочими бытовыми изделиями в специализированных магазинах (код ОКВЭД 47.59); торговля оптовая прочими бытовыми товарами (код ОКВЭД 46.49); торговля оптовая офисной мебелью (код ОКВЭД 46.65); торговля розничная текстильными изделиями в специализированных магазинах (код ОКВЭД 47.51).

Результатом деятельности участника в соответствии с инвестиционной декларацией, прилагаемой к заявлению о заключении договора, будет являться техническое перевооружение компании, оказывающей услуги в сфере торговли мебелью и товарами для дома с целью осуществления видов деятельности, указанных в пункте 1.2 договора, а также создание 2 новых рабочих мест (пункт 1.3 Договора).

Общий объем капитальных вложений участника составляет не менее 3 100 000 руб., которые в соответствии с пунктом 4 статьи 14 Закона № 377-ФЗ будут направлены на приобретение основных средств и выполнение мероприятий, предусмотренных инвестиционной декларацией.

Предполагаемый срок реализации проекта – 3 года. Участник приобретает статус участника свободной экономической зоны со дня внесения в единый реестр участников свободной экономической зоны записи о включении Участника в указанный реестр (пункты 1.5 – 1.6 договора).

Договор вступает в силу, и становится обязательным для сторон с момента его подписания сторонами и заключается на срок существования свободной экономической зоны, до 31.12.2039.

Сторонами 29.03.2019 заключено дополнительное соглашение № 1 к договору № 740/16 от 16.12.2016, в соответствии с которым внесены изменения в договор (л.д. 28-32).

В июле 2020 года в рамках предоставленных полномочий Министерство экономического развития Республики Крым (далее – Министерство) провело в отношении Общества документарную проверку.

По результатам документарной проверки установлено, что Обществом «ДИО-Крым Плюс» нарушены подпункты 2.3.2, 2.3.3 договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне на территории Республики Крым от 16.12.2016 № 740/16 в части соблюдения сроков и объемов осуществления капитальных вложений, также не созданы новые рабочие места.

По результатам проведенной проверки Министерство экономического развития Республики Крым составило акт от 04.08.2020 № 228/15.1 о нарушении Обществом обязательств, определенных подпунктами 2.3.2, 2.3.3 договора, и выдало предписание № 1 от 04.08.2020, об устранении нарушений в срок до 04.02.021.

По истечении вышеуказанного срока Общество не устранило нарушения, что обусловило обращение Совета Министров Республики Крым в Арбитражный суд города Севастополя.

По смыслу подпункта 4.4.2 договора в случае неосуществления участником капитальных вложений в объеме и сроки, которые предусмотрены настоящим договором, а также нарушения иных условий реализации инвестиционной декларации, договор может быть расторгнут досрочно по решению суда.

Неисполнение предложения Совета Министров расторгнуть договор № 740/16 от 16.012.2016 и дополнительного соглашения № 1 от 29.03.2019 послужило основанием для обращения Совета Министров Республики Крым в Арбитражный суд города Севастополя с настоящим иском.

Суд первой инстанции пришел к выводу, что материалами дела подтверждается факт существенного нарушения ответчиком условий договора, что является основанием для расторжения, и поскольку Общество не представило доказательств, подтверждающих как соблюдение договора, так и мер, предпринятых к реализации инвестиционного проекта.

После выполнения условий договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне, но не позднее чем через два месяца со дня истечения первых трех лет со дня включения лица в единый реестр участников свободной экономической зоны или внесения в указанный реестр информации о заключении с участником свободной экономической зоны другого договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне высший исполнительный орган государственной власти Республики Крым или высший исполнительный орган государственной власти города федерального значения Севастополя проводит в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проверку соответствия деятельности участника свободной экономической зоны требованиям настоящего Федерального закона (пункт 1 статьи 14.2 Федерального закона № 377-ФЗ).

Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона № 377-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент получения обществом статуса участника СЭЗ) при установлении в ходе контроля за выполнением участником СЭЗ условий договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне факта занижения объема капитальных вложений по сравнению с их объемом, предусмотренным указанным договором, осуществления в свободной экономической зоне предпринимательской деятельности, не предусмотренной указанным договором, или нарушения других условий реализации инвестиционной декларации, предусмотренных указанным договором, высший исполнительный орган государственной власти Республики Крым или высший исполнительный орган государственной власти города федерального значения Севастополя вправе потребовать в судебном порядке расторжения такого договора.

Таким образом, установление компетентным органом фактов нарушений условий договора и реализации инвестиционной декларации в части осуществления капитальных вложений, обязательств по созданию новых рабочих мест, выплаты заработной платы определенного размера являются достаточными основаниями для расторжения договора в судебном порядке.

Статьями 8, 10, 11 Федерального закона № 377-ФЗ регламентированы полномочия высшего исполнительного органа государственной власти Республики Крым или высшего исполнительного органа государственной власти города федерального значения Севастополя, из которых следует, что по решению высшего исполнительного органа государственной власти Республики Крым или высшего исполнительного органа государственной власти города федерального значения Севастополя отдельные полномочия, отнесенные к их компетенции настоящим Федеральным законом, могут быть переданы органам исполнительной власти Республики Крым и органам исполнительной власти города федерального значения Севастополя соответственно.

Контроль, с установлением определенных целей за выполнением участниками свободной экономической зоны условий договоров об условиях деятельности в свободной экономической зоне делегирован Законом высшему исполнительному органу государственной власти города федерального значения Севастополь в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статьи 14.1, 14.2 Федерального закона № 377-ФЗ).

Как следует из пункта 1 распоряжения Совета Министров Республики Крым от 31.12.2014 № 1639-р Министерство экономического развития Республики Крым является уполномоченным органом по управлению свободной экономической зоны на территории Республики Крым.

Министерство экономического развития Республики Крым является надлежащим исполнительным органом государственной власти Республики Крым по проведению контрольных мероприятий участников свободной экономической зоны.

Приказом Минэкономразвития России от 11.08.2016 № 509 утвержден Порядок осуществления контроля за выполнением участниками СЭЗ условий договора об условиях деятельности в СЭЗ (далее – Порядок контроля), которым установлены условия и порядок осуществления контроля за участником свободной экономической зоны (основания, периодичность плановых, внеплановых проверок, меры реагирования, полномочия контрольных органов, условия прекращения действия договора и, соответственно, исключения участника СЭЗ из реестра участников СЭЗ).

Правила проведения проверки соответствия деятельности участника свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и г. Севастополя требованиям Федерального закона «О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым», утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.2019 г. № 827.

Пунктом 15 Правил установлена обязанность участника при проведении проверки подготовить и представить проверяющим лицам подлинники документов, в том числе, по перечню, указанному в уведомлении, либо копии указанных документов, заверенных в установленном порядке.

На основании приказа № 228 от 25.06.2020 «О документарной проверке ООО «ДИО-Крым Плюс» была проведена документарная проверка Общества.

В рамках подготовки к проведению документарной проверки, в соответствии с пунктом 5 Правил проведения проверки, в адрес Общества  «ДИО-Крым Плюс» направлено письменное уведомление от 26.06.2020 № 15.1/1265 с перечнем документов, необходимых для ее проведения. Уведомление получено Обществом 29.07.2020 (почтовый идентификатор 29500048550931).

Таким образом, довод апеллянта о не извещении подконтрольного органа о проведении проверки отклоняется судебной коллегией.

В силу положений статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором (пункт 1). По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором (пункт 2).

Из содержания пункта 4.4.5 договора следует, что он может быть расторгнут по решению суда в случаях: неосуществление участником капитальных вложений в объеме и сроки, которые предусмотрены договором (пункт 4.4.5.1); занижение участником объема капитальных вложений по сравнению с объемом, предусмотренным договором (пункт 4.4.5.2); осуществление участником в свободной экономической зоне предпринимательской деятельности, не предусмотренной договором, с применением особенностей осуществления предпринимательской деятельности, установленных Законом № 377-ФЗ (пункт 4.4.5.3); неосуществление участником мероприятий, предусмотренных инвестиционной декларацией, в том числе нарушение графика осуществления ежегодного объема капитальных вложений, а также неисполнение условий пункта 2.3.7 договора (пункт 4.4.5.4 договора); иных случаях, установленных Законом № 377-ФЗ (подпункт 4.4.5.4).

В целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития, привлечения инвестиций в развитие действующих и создание новых производств, развития транспортной и иных инфраструктур, туризма, сельского хозяйства и санаторно-курортной сферы, а также повышения уровня и качества жизни граждан, в соответствии с Федеральным законом № 377-ФЗ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя устанавливается особый правовой режим, определенный в статье 2 данного Федерального закона, и регулируются отношения, возникающие в связи с созданием, функционированием и прекращением функционирования свободной экономической зоны в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе.

Статьей 13 Федерального закона № 377-ФЗ предусмотрено, что участник свободной экономической зоны вправе осуществлять предпринимательскую и иную деятельность в свободной экономической зоне с применением особого режима осуществления предпринимательской и иной деятельности в свободной экономической зоне, а также таможенной процедуры свободной таможенной зоны в соответствии с договором об условиях деятельности в свободной экономической зоне. Лицо приобретает статус участника свободной экономической зоны со дня внесения в единый реестр участников свободной экономической зоны записи о включении в единый реестр участников свободной экономической зоны.

В соответствии с частью 1 статьи 12.1 Федерального закона № 377-ФЗ, под инвестиционным проектом понимается ограниченный по времени осуществления и затрачиваемым ресурсам комплекс мероприятий, направленных на создание и последующую эксплуатацию новых либо модернизацию существующих объектов основных средств, который реализуется участником СЭЗ в целях производства новых товаров, выполнения работ, оказания услуг либо поддержания и (или) увеличения объема производимых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг путем осуществления капитальных вложений.

В соответствии с частью 1 статьи 12.1 Федерального закона № 377-ФЗ, под инвестиционным проектом понимается ограниченный по времени осуществления и затрачиваемым ресурсам комплекс мероприятий, направленных на создание и последующую эксплуатацию новых либо модернизацию существующих объектов основных средств, который реализуется участником СЭЗ в целях производства новых товаров, выполнения работ, оказания услуг либо поддержания и (или) увеличения объема производимых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг путем осуществления капитальных вложений.

Под капитальными вложениями понимаются инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на осуществление проектно-изыскательских работ, новое строительство, модернизацию объектов основных средств и на приобретение соответствующих машин, оборудования, инструментов, инвентаря. Не учитываются в качестве капитальных вложений затраты на приобретение земельных участков, а также на приобретение легковых автомобилей и их обслуживание (часть 2 статьи 12.1 Федерального закона № 377-ФЗ).

Таким образом, капитальными вложениями по смыслу Федерального закона № 337-ФЗ являются именно инвестиции, денежные затраты, а не фактическое поступление в собственность участника оборудования определенной стоимости.

Как указывалось ранее, общий объем капитальных вложений, планируемых в рамках инвестиционного проекта, был заявлен в договоре в размере 3 100 000 руб.

Согласно акту № 228/15.1 от 04.08.2020 Общество не представило в сроки, определенные органом контроля, истребованные документы, подтверждающие осуществление капитальных вложений в рамках исполнения условий договора (л.д.40 – 42).

Так как обязательства в части осуществления капитальных вложений Обществом не исполнены, цель инвестиционного проекта не достигнута.

Общество при рассмотрении дела по существу в арбитражном суде первой инстанции не опровергло отраженные в акте проверки выводы о нарушении Обществом обязательств, предусмотренных договором.

Довод апеллянта о необходимости проведения выездной проверки Общества отклоняется судебной коллегией в силу следующего.

Согласно пункту 1 приказа Министерства экономического развития Республики Крым в отношении Общества назначена документарная проверка.

В соответствии с пунктом 8 Правил проведения проверки соответствия деятельности участника свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и г. Севастополя требованиям Федерального закона «О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.06.2019 № 827, предметом документарной проверки является соответствие деятельности участника требованиям Федерального закона № 377-ФЗ, устанавливаемое на основании сведений, содержащихся в том числе в документах, имеющихся в распоряжении органа контроля, относящихся к деятельности участника и связанных с исполнением участником условий договора, представленных участником в том числе в соответствии с уведомлением.

Вместе с тем, как следует из пункта 9 Правил Орган контроля проводит выездную проверку участника в случае, если при документарной проверке не представляется возможным:

а) удостовериться в полноте и достоверности сведений, имеющихся в распоряжении органа контроля, содержащихся в документах, представленных участником;

б) оценить соответствие деятельности участника условиям договора без проведения выездной проверки.

Как следует из материалов дела, документарная проверка проведена путем анализа сведений, содержащихся в документации, предоставленной Обществом.

По итогу анализа представленной документации установлено, что участником нарушены обязательства, определенные пунктом подпунктами 2.3.3, 2.3.4, пункта 2.3 договора.

Процедура проведения проверки, результат проведенной проверки и полномочия по вынесению предписания, заявителем в установленном порядке не оспорены. Проверка проведена в соответствии с действовавшим Порядком. В частности, по утвержденному плану, на основании приказа о ее проведении и с уведомлением заявителя о проведении проверки.

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о неосуществлении Обществом «ДИО-Крым Плюс» капитальных вложений в объеме и сроки, которые предусмотрены договором, что с учетом положений пункта 4.4.5.1 договора является основанием для расторжения договора.

В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 2 ГК РФ Общество несет риск осуществления им предпринимательской деятельности и должно прогнозировать возможные негативные последствия допускаемых нарушений договора.

Результатом деятельности Участника в соответствии с инвестиционной декларацией Общества является техническое перевооружение компании оказывающей услуги в сфере торговли мебелью и товарами для дома с целью осуществления торговли оптовой текстильными изделиями, изделиями из керамики и стекла, чистящими средствами, розничной торговли мебелью, осветительными приборами, оптовая торговля офисной мебелью и иные, а также создание 2 рабочих мест.

Выявленные уполномоченными органами нарушения договора свидетельствует о необеспечении Общества выполнения задач инвестиционного проекта.

В соответствии с подпунктом 4.4.5 договор может быть расторгнут по решению суда в случаях: неосуществление участником капитальных вложений в объеме и сроки, которые предусмотрены настоящим договором (подпункт 4.4.5.1).

Общество в порядке статьи 65 АПК РФ не представило доказательства исполнения вышеизложенных обязательств по договору, равно как и доказательства исполнения предписания от № 1 от 04.08.2020 в срок до 04.02.2021.

Неисполнение Обществом обязательств по договору обоснованно признано судом первой инстанции достаточным основанием для расторжения договора в соответствии с пунктом 2 статьи 450 ГК РФ.

В силу пункта 3 статьи 453 ГК РФ в случае расторжения договора в судебном порядке, обязательства считаются прекращенными с момента вступления в законную силу решения суда о расторжении договора.

Следовательно, настоящий договор считается расторгнутым с момента вступления в законную силу постановления Двадцать первого арбитражного апелляционного суда по настоящему делу.

Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Нарушений норм процессуального права, которые в силу части 4 статьи 270 АПК РФ являются основанием для безусловной отмены судебного акта, не допущено.

Учитывая результат рассмотрения апелляционной жалобы, расходы по уплате государственной пошлины, понесенные апеллянтом при обращении в суд апелляционной инстанции, подлежат отнесению на него (статья 110 АПК РФ).

Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Крым от 23.06.2022 по делу № А83-4529/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью «ДИО-Крым Плюс» – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья

ФИО1  

Судьи

ФИО2

ФИО3