ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-74-95
E-mail: info@21aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Севастополь Дело № А83-19426/2019
17 февраля 2021 года
Резолютивная часть постановления объявлена 11.02.2021
Постановление изготовлено в полном объеме 17.02.2021
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе судей Кравченко В.Е., Карева А.Ю., Лазарева С.Г.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Волковой О.Л.,
при участии в судебном заседании:
представителя Федерального государственного бюджетного учреждения науки «Крымская астрофизическая обсерватория РАН» ФИО1 по доверенности № 66 от 25.12.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Ялты Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 21 октября 2020 года по делу № А83-19426/2019,
принятое по заявлению Министерства науки и высшего образования Российской Федерации к Администрации города Ялты Республики Крым, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Федерального государственного бюджетного учреждения науки «Крымская астрофизическая обсерватория РАН», Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым о признании недействительными постановлений,
установил:
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (далее – заявитель, Минобрнауки России) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением, согласно которому просит:
- признать недействительным постановление Администрации города Ялты Республики Крым от 10.10.2016 №3720-п «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 6633 кв.м., расположенного по адресу Республика Крым, пгт Кацивели»;
- признать недействительным постановление Администрации города Ялты Республики Крым от 07.12.2016 №5213-п «О включении земельных участков в состав имущества казны и в Реестр муниципальной собственности муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым» .
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 21 октября 2020 года заявление Министерства науки и высшего образования Российской Федерации удовлетворено, указанные постановление Администрации города Ялты Республики Крым признаны недействительными.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о том, что обжалуемые ненормативные акты Администрации города Ялты Республики Крым не соответствуют нормативным правовым актам Российской Федерации, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем, не могут применяться. Кроме того, судом не было учтено обстоятельство того, что объекты недвижимого имущества (автомобильная дорога с кадастровым номером 90:25:070501:3001 и берегоукрепительное сооружения с кадастровым номером 90:25:070501:3012) ранее находились в границах земельного участка, переданного в федеральную собственность без оспаривания заинтересованным лицом.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация города Ялты Республики Крым ( далее – Администрация) обжаловало его в апелляционном порядке в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд. В жалобе Администрация г. Ялты Республики Крым просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме. Согласно доводам апеллянта решение суда подлежит отмене, как необоснованное и незаконное, вынесенное с нарушением норм процессуального и материального права, в том числе неправильного исследования доказательств и их правильной юридической оценки в совокупности.
По мнению апеллянта, принимая постановление от 10.10.2016 № 3720-п и постановление от 07.12.2016 № 5213-п, Администрация в рамках своих полномочий руководствовалась статьями 11.10, 39.9, 39.14 Земельного кодекса РФ, Федеральным Законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Республики Крым от 21.08.2014 № 54 - ЗРК «Об основах местного самоуправления в Республике Крым, Законом Республики Крым от 31.07.2014 №38 – ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» и Положением об управлении и распоряжении муниципальным имуществом муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденным решением 4-ой сессии Ялтинского городского совета 1-го созыва от 16.03.2015 № 14, в связи с чем, вывод суда о принятии названных ненормативных актов в противоречие нормативным правовым актам Российской Федерации, следует признать неправильным.
Администрация г. Ялты Республики Крым в дополнениях к отзыву на заявление Минобрнауки Крыма от 15.05.2020 и в апелляционной жалобе также в подтверждение принятия компетентных ненормативных актов указывает в том числе на решение 10-й сессии Ялтинского городского совета 2-го созыва от 26.03.2020 № 15 «О даче согласия на прием из федеральной собственности Российской Федерации в муниципальную собственность муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым объектов недвижимости, находящихся на праве оперативного управления научных организаций Министерства науки и высшего образования Российской Федерации». В связи с принятием которого, Главе Республике Крым ФИО2 был направлен проект на имя Председателя Правительства Российской Федерации ФИО3 о передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность муниципального образования городской округ Ялта, Республики Крым объектов недвижимости, в том числе и в пгт. Кацивели, и в развития которого был заключен муниципальный контракт № 11-П/2019 от 16.08.2019 о выполнении проектно - изыскательных работ по объекту : «Реконструкция дороги в пгт Кацивели г. Ялта».
Нарушение норм процессуального права усматривается заявителем апелляционной жалобы в не привлечении к участию в деле Совета министров Республики Крым и Министерства имущественных и земельных правоотношений Республики Крым, на чьи акты в обосновании решения ссылается суд первой инстанции, чем нарушаются их права и законные интересы.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2021 апелляционная жалоба принята к рассмотрению.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Администрация города Ялты Республики Крым в письменном ходатайстве просила рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие заявителя по имеющимся в деле материалам и доказательствам, без участия их представителя, жалобу удовлетворить, решение Арбитражного суда Республики Крым от 21 октября 2020 года по делу № А83-19426/2019 отменить.
Министерство науки и высшего образования Российской Федерациипредставило в материалы дела отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие заявителя по имеющимся в деле материалам и доказательствам, без участия их представителя.
В отзыве министерство обращает внимание суда апелляционной инстанции на то, что фактически обстоятельства и представленные в материалы дела доказательства свидетельствуют о том, что имущество, в отношении которого изданы оспариваемые ненормативные правовые акты, является в силу закона федеральной собственностью, следовательно, полномочия по распоряжению таким имуществом у Администрации города Ялты Республики Крым отсутствовали как в 2016 года так и отсутствуют в 2020 году, как у органа муниципальной власти. Остальные возражения на жалобу подробно изложены в отзыве Минобрнауки России.
В судебном заседании 11 февраля 2021 года представитель Федерального государственного бюджетного учреждения науки «Крымская астрофизическая обсерватория РАН» просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение суда первой инстанции оставить без изменения, указывая на его законность и обоснованность.
Иные участники дела явку своих представителей не обеспечили, о времени и месте проведения судебного разбирательства были уведомлены надлежащим образом.
Апелляционный суд, принимая во внимание надлежащее уведомление лиц участвующих в деле, необязательность явки их представителей в судебное заседание, достаточность доказательств для разбирательства по существу апелляционной жалобы, счел возможным рассмотреть жалобу без участия представителей указанных лиц.
Рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Согласно Акту на право пользования землей, (запись в государственной книге регистрации землепользований от 10.10.1959 № 101) землепользователем земельного участка общей площадью 26,27 га является, - Крымская научная станция физического института им. Лебедева (л.д. 24 -25, том 1).
Решением от 24.02.1993 года 17 сессии 21 созыва Симеизского поселкового совета народных депутатов, г. Ялта , Республика Крым за Физическим институтом имени П.Н. Лебедева (ФИАН) был закреплен земельный участок площадью 10,0 га. ( пгт. Кацивели), (л.д. 48, том 1).
Распоряжением Кабинета Министров Украины от 22.11.2000 № 463-р Крымская научная станция физического института им. Лебедева передана в состав Национальной академии наук Украины как Крымская лазерная обсерватория ГАО НАН Украины (л.д. 134, перевод на л.д. 135, том 2)
В связи с принятием Республики Крым и г. Севастополя в Российскую Федерацию на основании Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ, в целях сохранения и развития научного потенциала на полуострове Крым Президентом Российской Федерации ФИО4 дано указание от 03.04.2014 № Пр-702, в соответствии с которым все научные организации и организации научного обслуживания Республики Крым и г. Севастополя, ранее подведомственные Национальной академии наук Украины (НАН) и научные организации и опытные хозяйства Национальной академии аграрных наук Украины (НААН), а также Крымская астрофизическая обсерватория, находившаяся в ведении Министерства образования и науки Украины, должны быть закреплены в региональной собственности с последующей передачей в федеральную собственность и в ведение Федерального агентства научных организаций (далее – ФАНО России) с сохранением их имущественных комплексов и введением моратория на принятие имущественных и кадровых решений на период до передачи данных организаций в ведение ФАНО России и в течение года после их передачи.
Во исполнение указания Президента Российской Федерации, в соответствии с Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 11.04.2014 № 2005-6/14 на базе имущества Научно-исследовательского института «Крымская астрофизическая обсерватория» и Крымской лазерной обсерватории ГАО НАН Украины создано Государственное бюджетное научное учреждение Республики Крым «Научно-исследовательский институт «Крымская астрофизическая обсерватория».
В соответствии с пунктом «г» части 1 статьи 114 Конституции Российской Федерации Правительство Российской Федерации осуществляет управление федеральной собственностью.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 № 374 «О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации» установлен порядок передачи государственных предприятий (учреждений) субъекта Российской Федерации, предлагаемых к передаче из собственности субъекта в федеральную собственность.
На основании пункта 1 Распоряжения Правительства Российской Федерации от 07.09.2015 № 1743-р созданы 7 научных учреждений, в том числе Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Крымская астрофизическая обсерватория РАН» (л.д. 147-148 т.2).
В пункте 4 названного Распоряжения установлено, что в качестве базы для создания и развития Федерального государственного бюджетного учреждения науки «Крымская астрофизическая обсерватория РАН» использовать имущество, закрепленное за Государственным бюджетным научным учреждением Республики Крым Научно-исследовательский институт «Крымская астрофизическая обсерватория», а также фактически используемое им.
Пунктом 2 указанного Распоряжения предписано ФАНО России осуществлять от имени Российской Федерации функции и полномочия учредителя и собственника имущества учреждений, указанных в пункте 1 настоящего распоряжения.
Указом Президента Российской Федерации от 15.05.2018 № 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» ФАНО России упразднено.
Функции по нормативно-правовому регулированию и оказанию государственных услуг в соответствующей сфере деятельности, а также функции по управлению имуществом переданы Министерству науки и высшего образования Российской Федерации.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.03.2011 №352 «О мерах по совершенствованию организации исполнения поручений и указаний Президента Российской Федерации» исполнение поручений и указаний Президента Российской Федерации являются обязательными для исполнения.
На основании части 2 статьи 90 Конституции Российской Федерации указы Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 Распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.05.2018 № 1055-р организации, ранее находившиеся в ведении упраздняемого ФАНО России, отнесены к ведению Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4.3.22 Положения о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2018 № 682, Минобрнауки России осуществляет функции и полномочия учредителя образовательных организаций высшего образования, научных и иных организаций, подведомственных Министерству, а также функции и полномочия собственника федерального имущества, закрепленного за указанными организациями.
Кроме того, на основании пункта 4.12 данного Положения Минобрнауки России обращается в суды с исками от имени Российской Федерации в защиту имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации по вопросам управления и распоряжения федеральным имуществом, закрепленным за Министерством и подведомственными ему организациями.
Пунктом 559 раздела I Распоряжения Правительства Российской Федерации от 27.06.2018 № 1293-р, установлено, что федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Крымская астрофизическая обсерватория РАН» является организацией, подведомственной Министерству науки и высшего образования Российской Федерации.
Таким образом, полномочия учредителя и собственника имущества организаций, ранее подведомственных ФАНО России, с июня 2018 года принадлежат Министерству науки и высшего образования Российской Федерации.
Относительно статуса объектов недвижимости, переданных по оспариваемым постановлениям Администрации, судом апелляционной инстанции установлено следующее.
Согласно пункту 1.1. Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 27.06.2014 № 157, Министерство имущественных и земельных отношений является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, проводящим государственную политику и осуществляющим функции по нормативному правовому регулированию, контролю в сфере имущественных и земельных отношений, отраслевое и межотраслевое управление в сфере имущественных и земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом, которое находится в его ведении, а также координирующим в установленных случаях деятельность в этой сфере исполнительных органов государственной власти Республики Крым.
В соответствии с пунктом 2.2. Положения Министерство имущественных и земельных отношений осуществляет от имени Республики Крым в установленном порядке управление и распоряжение имуществом (за исключением жилых помещений) и землями, находящимися в собственности Республики Крым.
Распоряжением Совета министров Республики Крым от 27.07.2016
№ 820-р «О безвозмездной передаче имущества из государственной собственности Республики Крым в федеральную собственность» принято решение о безвозмездной передаче имущества, находящегося на балансе ГЕНУ РК «Научно-исследовательский институт «Крымская астрофизическая обсерватория», из государственной собственности Республики Крым в федеральную собственность (л.д. 26-33, том 1).
Согласно Приложению № 1 к указанному Распоряжению в федеральную собственность, в том числе, была передана автомобильная дорога, расположенная по адресу: Республика Крым, г. Ялта, <...> (№ п/п 157 Приложения № 1).
Во исполнение названного Распоряжения Совета министров Республики Крым Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым приняты приказы от 25.08.2016 № 756 «О приеме в федеральную собственность имущества и закреплении его на праве оперативного управления за Федеральным государственным бюджетным учреждением науки «Крымская астрофизическая обсерватория РАН», от 29.11.2016 № 1135 «О передаче в федеральную собственность земельных участков», в соответствии с которыми приказано принять в федеральную собственность земельные участки и имущество, указанные в приложениях к распоряжениям Совета министров Республики Крым ( л.д. 37-38,49-50, том 1).
Передаточным актом от 02.09.2016, согласованным Министром образования, науки и молодежи Республики Крым ФИО5, утвержденным Министром имущественных и земельных отношений Республики Крым ФИО6, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым (МИЗО) передало, а ФГБНУ «КрАО РАН» приняло на праве оперативного управления имущество согласно приложениям к передаточному акту ( Л.Д. 63-75, том 1).
Одновременно с этим Распоряжением Совета министров Республики Крым от 08.11.2016 № 1385-р «О передаче земельных участков из государственной собственности Республики Крым в федеральную собственность» из государственной собственности Республики Крым в федеральную собственность безвозмездно переданы земельные участки, в том числе земельный участок общей площадью 100000 кв.м, расположенный по адресу: Республика Крым, г. Ялта, <...>, № п/п 10 Приложения № 1 к распоряжению Совета министров Республики Крым от 08.11.2016 № 1385-р).
Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 29.11.2016 № 1134 утвержден Акт приема - передачи земельных участков, в соответствии с которым в федеральную собственность приняты земельные участки согласно Приложению к акту приема-передачи земельных участков ( л.д. 42-43, том 1)
Наравне с вышеупомянутыми актами Совета министров и МИЗО Республики Крым, 10 октября 2016 года Администрацией города Ялта принимается первое обжалуемое постановление № 3720-п « Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 6633 кв.м, расположенного по адресу: Республика Крым, пгт. Кацивели, в границах населенного пункта из категории земель – «Земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования – «Земельные участки (территории) общего пользования – (код 12.)», в границах кадастрового квартала 90:25:070501.
Далее, 07 декабря 2016 года Администрацией города Ялта принимается следующее обжалуемое постановление № 5213 «О включении земельных участков в состав казны и Реестр муниципальной собственности муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым». ( л.д. 20-23, том.1). В соответствии с пунктом 1 приложения № 1 указан земельный участок с кадастровым номером 90:25:070501:939 с видом разрешенного использования – «Земельные участки (территории) общего пользования – (код 12.)», общей площадью 6633 кв.м., кадастровой стоимостью 2970859,68 рублей.
Данное постановление принято по мнению Администрации города Ялты Республики Крым в соответствии со ст.ст. 11.10, 39.9, 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральным Законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Республики Крым от 21.08.2014 № 54-ЗРК «Об основах местного самоуправления в Республики Крым», Законом Республики Крым от 31.07.2014 № 38-3РК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», руководствуясь Положением об управлении и распоряжении муниципальным имуществом муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденным решением 4-ой сессии Ялтинского городского совета 1-го созыва от 16.03.2015 № 14.
Принятие Администрацией города Ялты указанных выше постановлений явилось причиной для обращения Минобрнауки Россиив Арбитражный суд Республики Крым с настоящим заявлением, которое было рассмотрено в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соглашается с выводами суда первой инстанции и не находит оснований для отмены судебного акта исходя из следующих мотивов.
Главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) регламентирован порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
Ненормативный правовой акт, который может быть оспорен заинтересованным лицом в порядке главы 24 АПК РФ - это документ органа, обладающего властными полномочиями, содержащий обязательные конкретно-индивидуальные предписания, распоряжения, влекущие юридические последствия, предположительно нарушающий субъективные гражданские права и охраняемые законом интересы заявителя.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из содержания части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 и части 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснений, изложенных в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном установлении совокупности условий, а именно - их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания указанных обстоятельств, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Оставляя судебный акт в силе, суд апелляции соглашается с выводом суда первой инстанции о нарушении Администрацией города Ялты Республики Крым положений Конституции Российской Федерации и Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Распоряжения Совета министров Республики Крым от 27.07.2016 № 820-р «О безвозмездной передаче имущества из государственной собственности Республики Крым в федеральную собственность", Распоряжения Совета министров Республики Крым от 08.11.2016 № 1385-р «О передаче земельных участков из государственной собственности Республики Крым в федеральную собственность».
Согласно пункту 8 статьи 83 Конституции Республики Крым, Совет министров Республики Крым управляет и распоряжается собственностью Республики Крым в соответствии с законами Республики Крым, а также управляет федеральной собственностью, переданной Республике Крым в управление в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Частью 2 статьи 84 Конституции Республики Крым закреплено что постановления и распоряжения Совета министров Республики Крым, принятые в пределах его полномочий, обязательны к исполнению в Республике Крым.
Распоряжение Совета министров Республики Крым от 27.07.2016
№ 820-р «О безвозмездной передаче имущества из государственной собственности Республики Крым в федеральную собственность" и Распоряжение Совета министров Республики Крым от 08.11.2016 №1385-р «О передаче земельных участков из государственной собственности Республики Крым в федеральную собственность» приняты в пределах полномочий органа с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, не были обжалованы, вступили в силу, являются обязательными на всей территории Республики Крым.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что объекты недвижимости, в отношении которых были изданы оспариваемые ненормативные правовые акты, в силу закона являются федеральной собственностью, следовательно, у Администрации города Ялты Республики Крым, как у органа муниципальной власти, полномочия по распоряжению ими отсутствовали.
Судом справедливо установлено, что обжалуемые ненормативные правовые акты приняты в нарушение положений Конституции Российской Федерации, моратория, установленного указанием Президента № Пр-702, распоряжения Правительства Российской Федерации от 07.09.2015 № 1743-р, распоряжения Совета министров Республики Крым от 27.07.2016 № 820-р, распоряжения Совета министров Республики Крым от 08.11.2016 № 1385-р и противоречат интересам Российской Федерации, так как, создают препятствия для достижения ФГБУН «КрАО РАН» целей, установленных пунктом 3 распоряжения Правительства Российской Федерации от 07.09.2015 № 1743-р, а именно проведение научных исследований в области астрономии, астрофизики и геодинамики, направленных на получение новых знаний о законах развития природы и способствующих технологическому, экономическому, социальному и культурному развитию России.
Таким образом, действия Администрации города Ялты Республики Крым, связанные с принятием спорных ненормативных актов могли привести к преждевременному выбытию имущества из федеральной собственности, что в настоящий момент времени не соответствует интересам Российской Федерации, как собственника такого имущества, поскольку собственник не должен и не может быть лишён своего имущества вследствие не основанных на законе действий лица.
Указание в жалобе на то, что по результатам совещания в Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Крым от 24.12.2018 подготовлено обращение на имя Главы Республики Крым – Председателя Совета министров Республики Крым ФИО2 (исх. 18.01.2019 № 225/02.1-19) с просьбой ходатайствовать перед Правительством Российской Федерации рассмотреть возможность раздела автомобильной дороги с кадастровым номером 90:25:070501:3001, расположенной в границах участка с кадастровым номером 90:25:070501:939, с последующей передачей из Федеральной собственности Российской Федерации в муниципальную собственность муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, не может быть положена в обоснование позиции Администрации.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие получение и рассмотрение Главой Республики Крым обращения с указанными проектами, ровно как, и информация о том, какое решение Глава Республики Крым принял по результатам рассмотрения данного обращения и какое решение приняло Правительство Российской Федерации в случае обращения Главы Республики Крым с подобными проектами.
Основания и доводы для принятия оспариваемых постановлений, на которые ссылается заявитель жалобы, не признаются судом и относимыми, а ссылка на решение 10-й сессии Ялтинского городского совета 2-го созыва от 26.03.2020 № 15 следует признать избыточной, поскольку данное решение было принято гораздо позднее и в нем сформировано только согласие на прием из федеральной собственности Российской Федерации в муниципальную собственность муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым объектов недвижимости, находящихся на праве оперативного управления научных организаций Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, а не переход из федеральной собственности.
Подводя итог, суд апелляционной инстанции критически оценивает указанный довод Администрации в апелляционной жалобе, поскольку эти события имели место после принятия обжалуемых постановлений и только свидетельствуют о допущенной Администрацией избыточности при их принятии при наличии официальной осведомленности о принятии органами высшей исполнительной власти республики и страны вышеупомянутых указаний и распоряжений.
Из этого следует, что объекты недвижимости, в отношении которых изданы оспариваемые постановления Администрации г. Ялты, в настоящее время являются федеральной собственностью, следовательно, полномочий по распоряжению ими у Администрации г. Ялты ни в 2016 году, ни тем более в 2020 году не было, что влечет за собой недействительность оспариваемых постановлений и, безусловно, легализует нахождение спорных объектов недвижимости в федеральной собственности.
Доводы подателя апелляционной жалобы о нарушении норм процессуального права, заключающееся в не привлечении к участию в деле Совета министров Республики Крым и Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым признаются судебной коллегией несостоятельными и немотивированными, поскольку издание указанными органами публичной власти актов, регулирующих отношения собственности в Республике Крым, в том числе в переходный период, исходит из законных полномочий и компетенции этих органов и не свидетельствует о нарушении их прав по данному делу.
Подводя итог, суд апелляционной инстанции считает, что принятые Администрацией города Ялты постановления от 10.10.2016 № 3720-п и от 07.12.2016 № 5213-п не соответствуют закону, нарушают права и законные интересы Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и правомерно признаны судом недействительными.
Оснований для иных выводов из имеющихся материалов дела, при действующем нормативно - правовом регулировании спорных правоотношений, не усматривается.
Все доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а сводятся к иному, чем у суда, толкованию норм права и оценке юридически значимых обстоятельств дела, фактически направлены на их переоценку, данную судом надлежащим образом, и не могут рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
Неправильного применения норм процессуального права, в том числе, влекущего безусловную отмену судебных актов в силу части 4 статьи 270 АПК РФ, судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 21 октября 2020 года по делу № А83-19426/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Ялты Республики Крым – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 АПК РФ.
Председательствующий В.Е. Кравченко
Судьи А.Ю. Карев
С.Г. Лазарев