ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-74-95
E-mail: info@21aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Севастополь
17 марта 2021 года | Дело № А84-2463/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.03.2021
Постановление изготовлено в полном объеме 17.03.2021
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Кузняковой С.Ю., судей Градовой О.Г., Лазарева С.Г., при ведении протокола и его аудиозаписи секретарем судебного заседания Волковой О.Л.,
с участием представителей от производственного кооператива «Автостояночный комплекс «Победа» – ФИО1 по доверенности от 30.04.2019, ФИО2 по доверенности от 15.01.2021, от Департамента городского хозяйства города Севастополя - ФИО3 по доверенности от 30.12.2020 № 66,
в отсутствии Комиссии по вопросам освобождения земель, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополя, от незаконно (самовольно) размещенных на земельных участках объектов некапитального строительства (за исключением нестационарных торговых объектов), Управления государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя,надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского хозяйства города Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 18 ноября 2020 года по делу № А84-2463/2020, принятое по заявлению производственного кооператива «Автостояночный комплекс «Победа» о признании незаконным решения Департамента городского хозяйства города, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Комиссии по вопросам освобождения земель, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополя, от незаконно (самовольно) размещенных на земельных участках объектов некапитального строительства (за исключением нестационарных торговых объектов), Управления государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя,
установил:
производственный кооператив «Автостояночный комплекс «Победа» (далее по тексту – кооператив, ПК «АСК «Победа», заявитель) обратился в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением в котором, с учетом уточнений, поступивших в судебном заседании, просит признать незаконным решение Комиссии по вопросам освобождения земель, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополя, от незаконно (самовольно) размещенных на земельных участках объектов некапитального строительства (за исключением нестационарных торговых объектов), оформленное пунктом 1 протокола от 21.05.2020 № 45-Д в части признания объектов с кадастровыми номерами 91:02:001015:170, 91:02:001015:171, 91:02:001015:172, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 91:02:001016:2156, некапитальными и подлежащих демонтажу (сносу).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, определениями суда от 01.06.2020, от 22.06.2020 привлечены Комиссия по вопросам освобождения земель, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополя, от незаконно (самовольно) размещенных на земельных участках объектов некапитального строительства (за исключением нестационарных торговых объектов) (далее – Комиссия), Управление государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 18 ноября 2020 года требование кооператива удовлетворено, признано незаконным решение Комиссии, оформленное пунктом 1 протокола от 21.05.2020 № 45-Д в части признания объектов с кадастровыми номерами 91:02:001015:170, 91:02:001015:171, 91:02:001015:172, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 91:02:001016:2156 некапитальными и подлежащих демонтажу (сносу); суд взыскал с Департамента городского хозяйства города Севастополя в пользу кооператива государственную пошлину в размере 3000 руб., а также расходы на производство судебной экспертизы в размере 32667,20 руб.; возвратил кооперативу из федерального бюджета сумму государственной пошлины в размере 9000 руб.; отменил обеспечительные меры после вступления решения в законную силу.
Не согласившись с указанным судебным актом, Департамент городского хозяйства города Севастополя (далее - Департамент) подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Арбитражного суда города Севастополя от 18 ноября 2020 года, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение норм материального права. Полагает, что заявитель не доказал своего права на государственную регистрацию права собственности на здание конторы, при этом материалами дела подтверждается, что спорные объекты являются не капительными.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель Департамента в судебном заседание поддержала доводы апелляционной жалобы в полном объеме по основаниям, изложенным в ней.
До начала судебного разбирательства от кооператива поступил отзыв на апелляционную жалобу, в судебном заседании его представители просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ). При этом судом апелляционной инстанции не установлены основания для его отмены или изменения, предусмотренные ст. 270 АПК РФ.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 22 мая 2020 года заявителем была получена выписка из протокола Комиссии от 21.05.2020 № 45-Д, в пункте 1 которого указано, что в отношении некапитальных объектов занятых ПК «АСК «Победа»: каркас из металлопрофиля, обшитый профилированными металлическими листами; каркас из металлопрофиля, обшитый профилированными металлическими листами; навес-каркас из металлопрофиля, обшитый с одной стороны профилированными асбест волокнистыми листами; каркас из металлопрофиля, обшитый профилированными металлическими листами принято решение о демонтаже незаконно размещенных объектов некапитального строительства.
Полагая, что указанное решение Комиссии, оформленное пунктом 1 протокола от 21.05.2020 № 45-Д является незаконным, кооператив обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции исходил из того, чтоспорные объекты являются объектами капитального строительства.
Апелляционная коллегия, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, пришла к выводу, что суд первой инстанции правильно удовлетворил заявление кооператива, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В целях упорядочения деятельности по защите прав города Севастополя как собственника объектов недвижимости, прав и охраняемых законом интересов жителей города, предприятий и организаций в случаях проведения самовольного строительства на территории города, а также обеспечения эффективного взаимодействия органов исполнительной власти города Севастополя в вопросах выявления, пресечения и профилактики самовольного строительства, на основании Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов -Республики Крым и города федерального значения Севастополя», Устава города Севастополя, Закона Севастополя «О Правительстве Севастополя» от 30 апреля 2014 года № 5-ЗС постановлением Правительства Севастополя от 09.10.2014 № 385 утверждён Порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти города Севастополя при организации работы по освобождению земель, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополя, от незаконно (самовольно) размещённых объектов некапитального строительства, в том числе осуществлению демонтажа (сноса) и (или) перемещения таких объектов (далее-Порядок № 385), которым, в частности, установлен порядок демонтажа (сноса) незаконно (самовольно) размещённых объектов некапитального строительства (пункт 1.1. Порядка № 385).
Согласно пункта 1.3.1. Порядка № 385 под незаконно (самовольно) размещёнными объектами некапитального строительства понимаются некапитальные объекты, которые сооружены (размещены) без соответствующих разрешительных документов, являющихся основанием для сооружения (для размещения) данных объектов (нестационарные торговые объекты, аттракционы, выездные зоопарки, цирки и т.п.; гаражи для хранения технических средств передвижения; оборудование автостоянок и парковок; оборудование спортивных площадок, детских площадок, площадок для отдыха; элементы благоустройства: некапитальные ограждения, навесы, рекламные конструкции и т.п.).
Пунктом 1.3.2 Порядка № 385 определён перечень документов, являющихся основанием для размещения объектов (разрешительная документация) как по законодательству Российской Федерации, так и по законодательству Украины до 18 марта 2014 года.
Из приведённых положений Порядка № 385 следует, что условием для принятия решения о демонтаже или перемещении объектов некапитального строительства является отсутствие оснований для размещения нестационарного объекта на земельном участке, а также его некапитальный характер.
Приказом Департамента от 23.10.2017 № 362-ОД создана Комиссия по вопросам освобождения земель, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополя, от незаконно (самовольно) размещенных объектов некапитального строительства (за исключением нестационарных торговых объектов), этим же приказом утверждено Положение о Комиссии, пунктом 1.1 которого определено, что настоящее Положение устанавливает полномочия, порядок формирования и работы Комиссии.
Исходя из анализа приведенных в Положении норм, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что в полномочия Комиссии входит разрешение вопросов связанных только с размещением объектов некапитального строительства (за исключением нестационарных торговых объектов), при этом вынесение решения о демонтаже капитальных объектов в полномочия Комиссии не входит.
Судом установлено, что кооперативу на основании распоряжения Севастопольской городской государственной администрации от 04.08.1998 № 1487-р был предоставлен во временное пользование сроком до 01.02.2008 земельный участок площадью 0,2480 га в районе парка Победы.
21.09.1998 кооперативом с Севастопольской городской государственной администрацией был заключен договор № 326 на право временного пользования землей от (зарегистрирован в книге договоров на право временного пользования 27.10.1998 за номером 326).
Распоряжением от 26.03.2004 № 427р Севастопольской городской государственной администрацией утвержден акт государственной технической приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта от 19.03.2004 в отношении автостоянки на 100 машин по ул. Летчиков, 10.
В 2015 году на объекты – здание конторы и боксы были оформлены кадастровые паспорта, однако право собственности на объекты с кадастровыми номерами 91:02:001015:170, 91:02:001015:171, 91:02:001015:172 не зарегистрировано.
Указанные объекты расположены на земельном участке с кадастровым номером 91:02:001016:2156.
По результатам обследования земельного участка с кадастровым номером 91:02:001016:2156, Севгосстройнадзором составлена справка от 06.02.2020, в которой отражено, что строения выполнено из легких металлических конструкций, не имеет заглубленного фундамента, не имеет прочной связи с землей, что позволяет осуществить его перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без соразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик сооружения.
При этом, как следует из пояснений представителя третьего лица в суде первой инстанции, осмотр производился визуальный без детального исследования данных объектов, поскольку Севгосстройнадзором не осуществлялась проверка данных объектов, и не имелось полномочий для их исследования.
С учетом имеющихся разногласий сторон, по ходатайству заявителя, определением Арбитражного суда города Севастополя от 03.08.2020 была назначена судебная строительно-техническая экспертиза для установления факта наличия или отсутствия у спорных объектов заявителя признаков объектов недвижимого имущества.
В представленном заключении эксперта от 18.09.2020 № 1053/3-3 (эксперт ФИО4) сделаны противоположные выводы, в том числе относительно прочной связи с землей и возможности демонтажа без соразмерного ущерба сооружению.
В судебных заседаниях суда первой инстанции эксперт ФИО4 пояснила, что помимо осмотра спорных объектов ею производилось вскрытие асфальтового покрытия с откопкой грунтов в местах предполагаемого размещения конструкций фундамента, вскрытие полов в внутренних помещениях объектов и на основании данных исследования, осмотра и изучения документов сделан вывод о том, что объекты с кадастровыми номерами 91:02:001015:170, 91:02:001015:171, 91:02:001015:172 являются объектами капитального строительства.
На основании изложенного, принимая во внимание заключение экспертизы, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что поскольку в ходе судебного разбирательства установлено, что спорные объекты являются объектами капитального строительства, решение Комиссии, изложенное в п. 1 протокола от 21.05.2020 № 45-Д в отношении спорных объектов, является незаконным, принятым с превышением полномочий и нарушающий права и законные интересы ПК «АСК «Победа» в сфере предпринимательской деятельности, как лица эксплуатирующего данные объекты и имеющего законное право в случае принятия решения о демонтаже спорных объектов на принятие подобного решения компетентным органом в соответствии с предусмотренной действующим законодательством процедурой.
При этом судом первой инстанции правомерно отмечено, что в рамках настоящего дела не устанавливается законность возведения спорных объектов с кадастровыми номерами 91:02:001015:170, 91:02:001015:171, 91:02:001015:172, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 91:02:001016:2156 или возникновение права собственности на данные объекты.
Ссылки заинтересованного лица на судебные акты по делам № А84-2330/2019, № А84-355/2019 судом первой инстанции обоснованно отклонены как основанные на иных обстоятельствах дела.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные кооперативом требования.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции. Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием для отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Неправильного применения норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов в силу части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
Руководствуясь ст. 266, ст. 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 18 ноября 2020 года по делу № А84-2463/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента городского хозяйства города Севастополя – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий С.Ю. Кузнякова
Судьи О.Г. Градова
С.Г. Лазарев