ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-74-95
www.21aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
город Севастополь | ||
6 апреля 2021 года | Дело № А83-5166/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2021 года
Полный текст постановления изготовлен 6 апреля 2021 года
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе: | |||
председательствующего судьи | ФИО1, | ||
судей | ФИО2, | ||
ФИО3, | |||
при ведении протокола судебного заседания секретарем Месеняшиной Т.В.,
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью «Инфралинк» - ФИО4 по доверенности от 24.04.2020 № УСП-ЮР,
в отсутствие надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания представителей: Управления федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю, Государственного казенного учреждения Республики Крым «Служба автомобильных дорог Республики Крым», Общества с ограниченной ответственностью «Балтморпроект», Управления федерального казначейства по Республике Крым,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю на решение Арбитражного суда Республики Крым от 25.11.2020 по делу № А83-5166/2020 по иску Управления федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю к Государственному казенному учреждению Республики Крым «Служба автомобильных дорог Республики Крым», Обществу с ограниченной ответственностью «Инфралинк», при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Общества с ограниченной ответственностью «Балтморпроект», Управления федерального казначейства по Республике Крым о признании недействительным дополнительного соглашения,
УСТАНОВИЛ:
Управление федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением к Государственному казенному учреждению Республики Крым «Служба автомобильных дорог Республики Крым», Обществу с ограниченной ответственностью «Инфралинк» о признании недействительным дополнительного соглашения № 1 от 24.12.2019 по государственному контракту № 087500000519000059, заключенному между ГКУ РК «Служба автомобильных дорог Республики Крым» и ООО «УСП Компьюлинк».
Суд первой инстанции определением от 16.06.2020 заменил наименование ответчика с Общества с ограниченной ответственностью «УСП Компьюлинк» на Общество с ограниченной ответственностью «Инфралинк».
Определением суда первой инстанции от 20.08.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Управление федерального казначейства по Республике Крым.
Решением суда от 25.11.2020 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением суда, Управление федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю обратилось с апелляционной жалобой на него, в которой просит отменить состоявшийся судебный акт и удовлетворить исковые требования.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что суд необоснованно оставил без внимания доводы и доказательства истца, в частности, о том, что изменение условий государственного контракта путем полного исключения пунктов контракта о казначейском сопровождении влечет его несоответствие требованиям закона об обязанности казначейского сопровождения данного контракта, так и законодательства в сфере закупок для государственных нужд о недопустимости расхождений между проектом контракта в составе аукционной документации и условиям заключенного контракта, а также об исчерпывающем перечне оснований для внесения изменений в условия государственного контракта. В данном случае проведение закупки на условиях казначейского сопровождения порядка оплаты с последующим исключением такого условия ограничило конкуренцию между участниками размещения заказа.
В представленном отзыве Общество «Инфралинк» изложило свои возражения по доводам апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Управление федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю, Государственное казенное учреждение Республики Крым «Служба автомобильных дорог Республики Крым», Общество с ограниченной ответственностью «Балтморпроект», Управление федерального казначейства по Республике Крым извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих полномочного представителя в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемый судебный акт отмене либо изменению не подлежит.
Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, 24.12.2019 между ГКУ РК «Служба автомобильных дорог Республики Крым» и ООО «УСП ФИО5» заключен государственный контракт № 0875200000519000059 .
Согласно пункту 1.1 контракта в целях реализации Федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2022 года», утвержденной постановлением Правительства РФ № 790 от 11.08.2014, заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательство выполнить работы по разработке технико-экономического обоснования по объекту «Создание инфраструктуры морских пассажирских, круизных перевозок и яхтенного туризма полуострова Крым» (далее – работы, объект) в соответствии с Техническим заданием (Приложение № 1 к контракту), Календарным планом выполнения работ (Приложение № 2 к контракту), являющимися неотъемлемыми частями контракта.
Подрядчик обязуется выполнить работы в объеме и в сроки, установленные пунктом 2.2 контракта (пункт 1.2 контракта).
Началом выполнения работ является дата заключения контракта (пункт 2.1 контракта). При этом, пунктом 2.2 контракта определено, что датой окончания выполнения работ является 15.12.2020, в соответствии с Календарным планом выполнения работ (Приложение № 2 к контракту).
Согласно пункту 3.1 контракта общая стоимость (цена) работ по контракту составляет 481 870 000 руб., в том числе НДС по ставке в соответствии с действующим законодательством РФ
Контракт вступает в силу со дня его заключения сторонами и действует до 31.12.2020 и до полного исполнения сторонами своих обязательств по контракту (пункт 14.1 контракта).
Главой 15 контракта предусмотрено казначейское сопровождение.
В последующем стороны 24.12.2019 заключили дополнительное соглашение № 1, согласно которому раздел 15 «Казначейское сопровождение по контракту» полностью исключен.
В ходе внеплановой проверки, проведенной Управлением Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации на основании части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, установлено, что Заказчик в нарушение части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе заключил дополнительное соглашение № 1 от 24.12.2019, исключив раздел 15 «Казначейское сопровождение по контракту» государственного контракта №0875200000519000059 от 24.12.2019, которое изменяет первоначальные условия государственного контракта, определенные извещением и документацией о закупке.
Считая, что заключенным соглашением стороны изменили существенные условия контракта, истец обратился в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением о признании недействительным дополнительного соглашения № 1 от 24.09.2019.
Суд установил, что слуги по государственному контракту оказываются заказчику – ГКУ РК «Служба автомобильных дорог Республики Крым» во исполнение Федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2022 года», утвержденной Постановлением Правительства РФ № 790 от 11.08.2014 и Постановления Совета Министров Республики Крым от 19.08.2019 № 444 с целью создания условий для устойчивого развития морских портов, привлекательного инвестиционного климата и как следствие развитие экономики Республики Крым.
В соответствии с Федеральной целевой программой «Социально- экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2022 года» установлены определенные цели, объемы и источники финансирования данной программы.
В проекте государственного контракта, размещенном на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок 12.11.2019, а также в подписанном впоследствии государственном контракте предусматривалось казначейское сопровождение (глава 15 государственного контракта).
Пунктом 15.1 контракта установлено, что авансовые платежи по контракту подлежат казначейскому сопровождению в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2018 № 1765 «Об утверждении Правил казначейского сопровождения средств в случаях», предусмотренных Федеральным законом «О Федеральном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов», в случае если цена контракта для обеспечения нужд субъекта РФ составляет 100 миллионов (сто миллионов) рублей и более, подрядчик обязан открыть лицевой счет для учета операций не участника бюджетного процесса в территориальном органе Федерального казначейства.
Согласно пункту 15.2 контракта операции по зачислению и списанию авансовых платежей по контракту подлежат отражению на лицевых счетах, открытых территориальным органам Федерального казначейства в учреждениях Центрального банка Российской Федерации, предназначенных для учета операций со средствами юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса. Перечисление авансовых платежей осуществляется на открытый подрядчиком лицевой счет в территориальном органе Федерального казначейства.
Нормы о казначейском сопровождении ежегодно устанавливаются федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период и принимаемыми в его исполнение нормативными правовыми актами.
Казначейское сопровождение в 2019 году осуществляется в соответствии:
с Правилами казначейского сопровождения средств в случаях, предусмотренных законом о федеральном бюджете, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.12.2018 № 1765 (далее - Правила № 1765);
с Правилами казначейского сопровождения средств государственного оборонного заказа в валюте Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом о федеральном бюджете, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 28.12.2018 № 1702 (далее – Правила № 1702).
Положениями Правил № 1765 и Правил № 1702 предусмотрено включение в условия соглашений, государственных (муниципальных) контрактов, договоров, а также договоров (контрактов, соглашений), заключаемых в рамках их исполнения, источником финансового обеспечения которых являются целевые средства, положений о применении казначейского сопровождения.
Случаи осуществления казначейского сопровождения установлены Федеральным законом от 29.11.2018 № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов».
Так, согласно положениям статьи 5 Федерального закона от 29.11.2018 № 459-ФЗ «казначейскому сопровождению подлежат следующие целевые средства:
1) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям) и бюджетные инвестиции юридическим лицам, предоставляемые в соответствии со ст. 80 БК РФ;
2) взносы в уставные (складочные) капиталы юридических лиц (дочерних обществ юридических лиц), вклады в имущество юридических лиц (дочерних обществ юридических лиц), не увеличивающие их уставные (складочные) капиталы;
3) авансовые платежи по контрактам (договорам) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемым получателями субсидий и бюджетных инвестиций, а также получателями взносов (вкладов) с исполнителями по контрактам (договорам), источником финансового обеспечения которых являются такие субсидии, бюджетные инвестиции и взносы (вклады);
4) авансовые платежи по государственным контрактам о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг (за исключением государственных контрактов, заключаемых в целях реализации государственного оборонного заказа), заключаемым на сумму 100 млн руб. и более;
5) расчеты по государственным контрактам в случаях, установленных Правительством РФ, заключаемым в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, а также расчеты по контрактам (договорам), заключаемым в целях исполнения указанных государственных контрактов;
6) авансовые платежи по контрактам (договорам) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемым на сумму 100 млн руб. и более федеральными бюджетными и автономными учреждениями, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, предоставляемые в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 и ст. 78.2 БК РФ;
7) расчеты по государственным контрактам, заключаемым в целях реализации государственного оборонного заказа на сумму более 100 тыс. руб., а также расчеты по контрактам (договорам), заключаемым в рамках исполнения указанных государственных контрактов на сумму более 100 тыс. руб.;
8) авансовые платежи по государственным (муниципальным) контрактам о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемым на сумму 100 млн руб. и более государственными заказчиками для обеспечения государственных нужд субъекта РФ (муниципальными заказчиками для обеспечения муниципальных нужд), субсидии юридическим лицам, предоставляемые из бюджета субъекта РФ (местного бюджета), если источником финансового обеспечения расходных обязательств субъекта РФ (муниципального образования) являются субсидии, предоставляемые из федерального бюджета бюджету субъекта РФ на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности субъекта РФ (муниципальной собственности);
9) авансовые платежи по контрактам (договорам) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемым исполнителями и соисполнителями в рамках исполнения государственных (муниципальных) контрактов (контрактов, договоров) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, договоров (соглашений) о предоставлении субсидий, предусматривающих казначейское сопровождение;
10) средства, получаемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в случаях, установленных Правительством РФ.
Правила казначейского сопровождения средств в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.12.2018 № 1765 (далее – Правила казначейского сопровождения № 1765).
Согласно пункту 4 Правил казначейского сопровождения казначейское сопровождение № 1765 осуществляется в отношении целевых средств, предоставляемых на основании:
а) соглашений (договоров) о предоставлении субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям) (далее - субсидии юридическим лицам), договоров о предоставлении бюджетных инвестиций, договоров о предоставлении взносов в уставный (складочный) капитал юридических лиц (дочерних обществ юридических лиц), вкладов в имущество юридических лиц (дочерних обществ юридических лиц), не увеличивающих уставный (складочный) капитал таких юридических лиц, источником финансового обеспечения которых являются субсидии юридическим лицам и бюджетные инвестиции, соглашений (договоров) о предоставлении из бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) субсидий юридическим лицам в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 5 Федерального закона (далее - соглашение), или нормативных правовых актов, устанавливающих порядок предоставления субсидий юридическим лицам из федерального бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета - в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 5 Федерального закона), если указанными актами заключение договора (соглашения) о предоставлении субсидии юридическим лицам не предусмотрено (далее - нормативный правовой акт о предоставлении субсидии);
б) государственных контрактов на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) для обеспечения федеральных нужд, предусмотренных пунктами 4 и 5 части 2 статьи 5 Федерального закона (далее - государственный контракт);
в) государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), заключаемых на сумму 100000 тыс. рублей и более государственными заказчиками для обеспечения государственных нужд субъекта Российской Федерации (муниципальными заказчиками для обеспечения муниципальных нужд), и соглашений (договоров) о предоставлении субсидий юридическим лицам из бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), если источником финансового обеспечения расходных обязательств субъекта Российской Федерации (местного бюджета) являются субсидии, предоставляемые из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности) (далее - договор о капитальных вложениях);
г) контрактов (договоров) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), заключаемых на сумму 100000 тыс. рублей и более федеральными бюджетными или автономными учреждениями, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, предоставляемые в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 и статьей 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - контракт учреждения);
д) контрактов (договоров) о поставке товаров (выполнении работ, оказании услуг), заключаемых фондом капитального ремонта субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются средства, получаемые фондом капитального ремонта субъекта Российской Федерации за счет взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, уплаченных собственниками помещений в многоквартирных домах (далее - договор о проведении капитального ремонта);
е) договоров, контрактов и соглашений, заключаемых в рамках исполнения государственных контрактов, договоров о капитальных вложениях, соглашений, нормативных правовых актов о предоставлении субсидий, контрактов учреждений, договоров о проведении капитального ремонта (далее - договор (контракт, соглашение).
Предметом спорного контракта является технико-экономическое обоснование по объекту «Создание инфраструктуры морских пассажирских, круизных перевозок и яхтенного туризма полуострова Крым», таким образом, объектом закупки являются услуги, связанные с научными исследованиями и экспериментальными разработками в области экономики и предпринимательства.
Проанализировав изложенные нормативные положения, суд верно признал, что работы, указанные в контракте, не относятся к капитальным вложениям в государственную собственность и в соответствии с ФЗ № 459-ФЗ от 29.11.2018 не подлежат казначейскому сопровождению.
Суд принял во внимание, что решением Киевского районного суда города Симферополя от 03.08.2020 по делу № 12-349/2020, оставленным без изменения решением Верховного суда Республики Крым от 22.09.2020, признано, что заказчиком (ГКУ РК «Служба автомобильных дорог Республики Крым») установлены условия казначейского сопровождения в нарушение требований пункта 1 части1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
Суд установил, что протоколом № ПРТ7500-758155 от 19.02.2020 на основании пункта 19 Порядка № 21н Управление Федерального казначейства возвратило без исполнения заявление Общества «УСП Компьлинк» на открытия лицевого счета. Отказ мотивирован отсутствием случаев, установленных законодательством Российской федерации для открытия лицевого счета для учета операций неучастника бюджетного процесса.
Из сведений, опубликованных на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок, в рамках контракта № 0875200000519000059 банковское или казначейское сопровождение не требуется (https://zakupki.gov.ru/epz/contract/contractCard/common-info.html?reestrNumber=2910216470219000050).
Проанализировав условия контракта апелляционным судом установлено, что государственный контракт, не соответствует ни одному пункту перечня, определенному Федеральным законом от 29.11.2018 № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» и Постановлением Правительства РФ от 30.12.2018 № 1765, и, как следствие, казначейское сопровождение контракта в данном случае законодательством не предусмотрено.
Согласно пояснениям Управления Федерального казначейства по Республике Крым в рассматриваемом случае банковское или казначейское сопровождение контракта не требуется, а включение раздела № 15 о казначейском сопровождении является технической ошибкой.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что заключенное сторонами соглашение № 1 об исключении раздела 15 «Казначейское сопровождение по контракту» является правовым.
Ссылки апеллянта на иную судебную практику по делу № А84-2141/2018 апелляционный суд отклоняет, поскольку не имеет преюдициального значения для настоящего дела.
По результатам повторного рассмотрения дела в порядке апелляционного производства апелляционная коллегия приходит к выводу, что оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу пункта 1 статьи 333.37 НК РФ Управление как учреждение, выполняющее отдельные функции органа государственной власти, освобождено от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд в качестве истца и ответчика, поэтому государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы взысканию не подлежит.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 25.11.2020 по делу № А83-5166/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю– без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья | ФИО1 | ||
Судьи | ФИО2 | ||
ФИО3 | |||