ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-74-95
E-mail: info@21aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Севастополь
25 февраля 2021 года Дело № А84-3453/2020
Резолютивная часть постановления объявлена 17.02.2021
Постановление изготовлено в полном объеме 25.02.2021
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Кузняковой С.Ю., судей Градовой О.Г., Лазарева С.Г., при ведении протокола и его аудиозаписи секретарем судебного заседания Колбасовой К.И.,
с участием представителя от государственного казенного учреждения города Севастополя «Единая дирекция капитального строительства» - ФИО1 по доверенности № 64 от 26.01.2021,
в отсутствии Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя, Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного казенного учреждения города Севастополя «Единая дирекция капитального строительства» на решение Арбитражного суда города Севастополя от 19 ноября 2020 года по делу № А84-3453/2020, принятое по заявлению Государственного казенного учреждения города Севастополя «Единая дирекция капитального строительства» об оспаривании решения Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя, при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя,
установил:
Государственное казенное учреждение города Севастополя «Единая дирекция капитального строительства» (далее – заявитель, ГКУС «ЕДКС») обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о признании недействительным решения Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя (далее –Департамент) от 29.05.2020 № 2411/01-02-04-16/02/20 об отказе в выдаче градостроительного плана земельного участка (далее – ГПЗУ), расположенного по адресу: г. Севастополь, Балаклавский район, г. Инкерман, ул. Раенко–ул. Малиновского, с к.н. 91:01:073002:126. В качестве способа устранения допущенных нарушений просит обязать Департамент выдать градостроительный план указанного земельного участка.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 19 ноября 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, учреждение обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования. В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; неправильное применение норм материального права. Полагает, что указанное Департаментом основание отказа не предусмотрено действующим законодательством, отказ нарушает права заявителя как правообладателя испрашиваемого земельного участка.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель учреждения поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Департамент и ДИЗО явку своих представителей не обеспечили, о судебном заседании извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не известили. В соответствии с частью 3 статьи 156 и частью 1 статьи 266 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена судом в отсутствие указанных лиц.
Законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции проверены в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ). При этом оснований для его изменения или отмены, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 26.05.2020 заявитель обратился в Департамент за предоставлением государственной услуги по выдаче ГПЗУ в целях реализации мероприятия «Техническое обследование объекта незавершенного строительства, расположенного по адресу: г. Севастополь, <...>. Малиновского, КН 91:01:073002:126, с приложением договора № 185 безвозмездного пользования земельным участком от 29.08.2019.
По результатам рассмотрения представленных документов на вышеуказанный объект, Департаментом принято решение № 2411/01-02-04-16/02/20 от 29.05.2020 об отказе в выдаче ГПЗУ. Заявителю сообщено, что действующей градостроительной документацией для вышеуказанного земельного участка является Генеральный план города Севастополя, утвержденного решением сессии Севастопольского городского Совета от 13.12.2005 № 4114, документация по планировке территории «Проект планировки и проект межевания территории улично-дорожной сети и территории общественного пользования», утвержденная постановлением Правительства Севастополя от 23.04.2018 № 248-ПП. Согласно действующей градостроительной документации земельный участок расположен в зоне зеленых насаждений общего пользования (парки, скверы и др.), частично в зоне много -и среднеэтажной многоквартирной жилой застройки, частично в границах красных линий УДС (на территории общего пользования).
Полагая, что указанное решение является незаконным и нарушают его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, учреждение обратилось в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение является законным и обоснованным и не нарушает прав и законных интересов учреждения.
Апелляционная коллегия, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, соглашается с указанными выводами суда первой инстанции исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений статьей 51, 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) градостроительный план - это один из документов информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, целью которой является обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства, и является необходимым документом для получения разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт.
Пунктом 1 ст. 57.3 ГрК РФ предусмотрено, что градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно - строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.
Источниками информации для подготовки ГПЗУ являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Согласно части 1 статьи 44 ГрК РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам. Подготовка градостроительных планов выполняется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа. Частью три названной нормы определялся состав информации, подлежащий включению в градостроительный план земельного участка.
Таким образом, согласно нормам ГрК РФ градостроительный план земельного участка - это документ, в котором отражается вся имеющаяся информация о конкретном земельном участке, содержащая в том числе сведения о возможном использовании этого земельного участка в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации.
В соответствии с Государственной программой города Севастополя «Развитие земельных и имущественных отношений в городе Севастополе», утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 20.10.2016 № 985-ПП (в редакции постановления Правительства Севастополя от 19.12.2019 № 678-ПП (далее - Постановление № 678-ПП) определено мероприятие 13.1 «Техническое обследование объекта незавершенного строительства, расположенного по адресу: г. Севастополь, <...>. Малиновского», целью которого является определение состояния объектов незавершенного строительства и их целевого назначения, а также необходимого объема финансирования для завершения строительства и ввода в эксплуатацию.
Судом установлено, что в целях реализации мероприятия «Техническое обследование объекта незавершенного строительства, расположенного по адресу: г. Севастополь, <...>. Малиновского», предусмотренного государственной программы города Севастополя «Развитие земельных и имущественных отношений в городе Севастополе», на основании статьи 39.10 ЗК РФ между Департаментом и ГКУС «ЕДКС» 29.08.2019 был заключен договор № 185 безвозмездного пользования земельным участком, по условиям которого заявителю сроком на 365 дней с 02.09.2019 был передан земельный участок из земель категории «земли населенных пунктов» с кадастровым номером 91:01:073002:126, площадью 8963 кв.м, расположенный по адресу: <...>. Малиновского, с разрешенным видом использования «многоквартирная застройка».
Таким образом, договор № 185 заключен с целью реализации мероприятия «Техническое обследование объекта незавершенного строительства, расположенного по адресу: г. Севастополь, <...>. Малиновского», целью которого являлось проведение исследований для установления состояния объектов незавершенного строительства.
В то же время, заявитель обратился в Департамент для получения ГПЗУ с целью осуществления строительно-монтажных работ в рамках договора безвозмездного пользования земельным участком от 14.07.2020 № 218. Однако в качестве оснований для выдачи ГПЗУ заявителем приложен договор № 185, из условий которого не усматривается осуществление заявителем строительно-монтажных работ на земельном участке.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что на момент обращения в Департамент за получением ГПЗУ у заявителя отсутствовало право на проведение строительных работ на земельном участке, расположенном по адресу: г. Севастополь, <...>. Малиновского, КН 91:01:073002:126, а следовательно –и на получение ГПЗУ.
Указанный вывод суда подтверждается тем, что в последующем, с учетом завершения мероприятия для осуществления которого земельный участок был передан заявителю в соответствии с договором № 185, между Департаментом и ГКУС «ЕДКС» 14.07.2020 был заключен договор № 218 безвозмездного пользования земельным участком в отношении земельного участка с кадастровым номером 91:01:073002:126, который имеет целью завершение строительства 45-ти квартирного жилого дома со встроенными помещениями для работы с детьми.
Однако на момент вынесения Департаментом оспариваемого решения 29.05.2020, указанный договор отсутствовал, как и право заявителя на застройку земельного участка.
Кроме того, с целью установления на территории города федерального значения Севастополя особенностей выдачи исходно-разрешительной документации на строительство (реконструкцию) и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, а также во исполнение части 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ, Постановлением Правительства Севастополя от 28.04.2015 № 339-ПП утверждено Положение об особенностях регулирования градостроительных отношений на территории города федерального значения Севастополя (далее -Положение № 339-ПП).
Приказом Департамента от 05.03.2020 № 30 утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги «Выдача градостроительного плана земельного участка» (далее -Административный регламент).
Так, в соответствии с пунктом 6 Положения № 339-ПП до принятия Правил землепользования и застройки города Севастополя уполномоченный орган осуществляет выдачу разрешений на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства, градостроительных планов земельных участков на основании сведений о разрешенном виде использования (целевом назначении) земельного участка, указанных в правоустанавливающих документах на земельный участок, с учетом: Генерального плана города Севастополя, утвержденного решением Севастопольского городского Совета от 13.12.2005 № 4114 (при отсутствии утвержденной документации по планировке территории); проектов планировки территории; проектов межевания территории; правовых актов Правительства Севастополя об утверждении режимов использования земель и градостроительных регламентов на территориях зон охраны объектов культурного наследия; детальных планов территорий, утвержденных уполномоченными органами государственной исполнительной власти в установленном законодательством Украины порядке до 18.03.2014, а именно: корректировки фрагмента плана детальной планировки Камышовой бухты (район парка Победы), утвержденной решением Севастопольского городского Совета от 23.01.2007 № 1272; фрагмента детального плана территории 7-го км Балаклавского шоссе, утвержденного решением Севастопольского городского Совета от 15.12.2009 № 8545; детального плана территории в районе горы Гасфорт, утвержденного решением Севастопольского городского Совета от 26.12.2012 № 5065.
Как следует из материалов дела, основанием для отказа в выдаче ГПЗУ стало то, что согласно действующей градостроительной документации, а именно Генерального плана города Севастополя, утвержденного решением сессии Севастопольского городского Совета от 13.12.2005 № 4114, документации по планировке территории «Проект планировки и проект межевания территории улично-дорожной сети и территории общественного пользования», утвержденная постановлением Правительства Севастополя от 23.04.2018 № 248-ПП, испрашиваемый земельный участок расположен в зоне зеленых насаждений общего пользования (парки, скверы и др.), частично в границах красных линий УДС (на территории общего пользования).
Кроме того, обстоятельства нахождения земельного участка частично в зоне зеленых насаждений общего пользования (парков, скверов и др.), частично в границах красных линий улично-дорожной сети и территории общего пользования, подтверждается выкопировкой из Генерального плана развития города Севастополя, выкопировкой из ИСОГД.
При этом заявитель испрашивает ГПЗУ относительно всего земельного участка, а не его части, а из представленных доказательств следует, что на земельном участке расположены и иные строения.
Градостроительный кодекс Российской Федерации отдельно выделяет такие объекты, как территории общего пользования, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц. К данным территориям относятся в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары (пункт 12 статьи 1).
Согласно пункту 12 статьи 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон.
Исходя из содержания пункта 12 статьи 1 ГрК РФ, пункта 8 статьи 27, пункта 12 статьи 85 ЗК РФ и статьи 262 Гражданского кодекса Российской Федерации, перечень земель (территорий) общего пользования не является закрытым.
В соответствии со ст. 61 Федерального закона от 10.01.2002 No 7ФЗ «Об охране окружающей среды» зеленый фонд городских и сельских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территорий в границах этих поселений».
Понятие территории общего пользования приведено в пункте 12 статьи 1 ГрК РФ как территории, которой беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары). Красные линии обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории (пункт 11 статьи 1 ГрК РФ).
Согласно пункту 11 статьи 1 ГрК РФ красные линии –линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территории общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Согласно приказу Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» виды разрешенного использования земельных участков (территорий) общего пользования включают размещение объектов улично-дорожной сети, автомобильных дорог и пешеходных тротуаров в границах населенных пунктов, пешеходных переходов, набережных, береговых полос водных объектов общего пользования, скверов, бульваров, площадей, проездов, малых архитектурных форм благоустройства.
Таким образом, отображенные в постановление Правительства Севастополя от 23.04.2018 № 248-ПП территории с красными линиями улично-дорожная сеть и территории общего пользования являются объектами регионального значения. При этом красные линии частично проходят по спорному земельному участку.
На основании изложенного, суд первой инстанции, принимая во внимание что на территории общего пользования не допускается размещение новых и реконструкция существующих объектов капитального строительства, не относящихся к объектам инженерной инфраструктуры, пришел к верному выводу о законности оспариваемого отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка, расположенного по адресу: г. Севастополь, Балаклавский район, г. Инкерман, ул. Раенко–ул. Малиновского, с к.н. 91:01:073002:126 и отсутствии нарушенных прав и законных интересов учреждения, в связи с чем правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалуемого судебного акта.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда, основанными на правильно установленных обстоятельствах и собранных по делу доказательствах, не свидетельствует о наличии нарушений норм материального или процессуального права и не может служить основанием для отмены судебного акта. Доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда первой инстанции, и позволяющих сделать вывод о незаконности судебного акта, в апелляционной инстанции не заявлено.
Неправильного применения норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов в силу части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
Руководствуясь ст. 266, ст. 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 19 ноября 2020 года по делу № А84-3453/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного казенного учреждения города Севастополя «Единая дирекция капитального строительства» – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий С.Ю. Кузнякова
Судьи О.Г. Градова
С.Г. Лазарев