ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 21АП-4075/2021 от 15.02.2022 Двадцати первого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. + 7(8692) 54-74-95

www.21aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Севастополь

18 февраля 2022 года  

                                                 Дело № А83-9420/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2022 года.

Постановление изготовлено в полном объеме  18 февраля 2022 года.

Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:

 председательствующего                                           Приваловой А.В.,

 судей                                                                           Градовой О.Г.,

                                                                                     Кузняковой С.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Ивановой И.Д.,

при участии в судебном заседании:

от индивидуального предпринимателя Пушенко Татьяны Олеговны –  Назарова О.В., представитель на основании доверенности от 01.06.2021, личность удостоверена по паспорту гражданина Российской Федерации, представлен диплом;

от Министерства экономического развития Республики Крым – Лукашева Н.А., представитель на основании доверенности от 29.12.2021 № 12/5336, личность подтверждена служебным удостоверением, представлен диплом;

в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Пушенко Татьяны Олеговны на решение Арбитражного суда Республики Крым от 13 октября 2021 года по делу № А83-9420/2021, рассмотренному по заявлению индивидуального предпринимателя Пушенко Татьяны Олеговны к Министерству экономического развития Республики Крым, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым, Совета министров Республики Крым, о признании незаконными действий,

установил:

индивидуальный предприниматель Пушенко Татьяна Олеговна (далее – заявитель, предприниматель, ИП Пушенко Т.О.) обратилась в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконными действий Министерства экономического развития Республики Крым (далее – министерство, уполномоченный орган), выразившихся в отказе во включении заявок предпринимателя в реестр полученных заявок  на предоставление мер поддержки за июнь, июль и август 2020 года, и возложении на министерство обязанности включить заявки предпринимателя на предоставление мер поддержки за июнь, июль и август 2020 года в реестр полученных заявок,  включить предпринимателя в реестр получателей мер поддержки.

Спор разрешен судом при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора,  Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым, Совета министров Республики Крым.

Решением Арбитражного суда Республики Крым от 13.10.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым решением, ИП Пушенко Т.О. обратилась в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неверное применение судом норм материального права, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Заявитель апелляционной жалобы считает, что суд неверно применил положения Закона Республики Крым от 25.06.2020 № 86-ЗРК/2020 «О некоторых мерах поддержки организаций и индивидуальных предпринимателей,  в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» (далее – Закон № 86-ЗРК/2020), основной целью которого является оказание мер поддержки предпринимателям, которые осуществляли в 2020 году деятельность на территории Республики Крым по основным видам экономической деятельности, в наибольшей степени пострадавшим в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции. В этой связи полагает, что суд не должен был ограничиваться формальной констатацией факта, что в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (далее – ЕГРИП) вид деятельности предпринимателя «Деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания» (код 56.10) не указан в качестве основного вида экономической деятельности, а должен был установить основной вид экономической деятельности, фактически осуществляемый заявителем. Судом не дана оценка представленным в материалы дела доказательствам, подтверждающим, что с мая 2019 года предприниматель фактически осуществляет деятельность по ОКВЭД 56.10 «Деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания», о чем в ЕГРИП 01.04.2021 были внесены соответствующие сведения. По мнению заявителя, суд должен бы учесть, что, исходя из положений постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 № 713 «Об утверждении Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска», основным видом экономической деятельности является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг, следовательно, предпринимателем соблюдены все условия для того, чтобы она была  включена в реестр получателей мер поддержки.

В отзывах на апелляционную жалобу Министерство экономического развития Республики Крым и Совет министров Республики Крым не согласились с приведенными в ней доводами, полагают выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, обоснованными и указывают на отсутствие оснований для его отмены.

Информация о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети «Интернет» по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Представитель предпринимателя в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просила судебный акт отменить, удовлетворить заявление. Представитель министерства, напротив, возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила судебный акт оставить без изменения.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание своих представителей не направили, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена судом в соответствии с частью 5 статьи 156 и частью 1 статьи 266 АПК РФ в отсутствие неявившихся лиц.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены апелляционным судом в порядке статей 266, 268 АПК РФ.

Изучив материалы дела, обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, заслушав пояснения представителей сторон, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.

Как следует из материалов дела, индивидуальный предприниматель Пушенко Т.О. 23.03.2021 обратилась в Министерство экономического развития Республики Крым с электронной заявкой по установленной форме о предоставлении мер поддержки, предусмотренных Законом № 86-ЗРК/2020, за период июнь – декабрь 2020 года, в которой указала код ОКВЭД по основному виду деятельности на 01.01.2021 (56.10) «Деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания» (т. 2 л.д. 56-59).

На данное заявление предпринимателем было получено сообщение об отклонении ее заявки как не надлежаще оформленной, поскольку  в заявке указан не основной вид деятельности по  ОКВЭД на дату  01.01.2021.

Не согласившись с отказом уполномоченного органа включить ее заявку в реестр получателей мер поддержки, индивидуальный предприниматель обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что предпринимателем не соблюдены условия для получения мер поддержки, предусмотренные Законом № 86-ЗРК/2020, положениями которого установлено, что получатель мер поддержки определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 01.01.2021.

Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет доводы апелляционной жалобы в силу следующего.

С целью оказания некоторых мер поддержки организациям и индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в Республике Крым по состоянию на 1 января 2020 года и осуществляющим свою деятельность на территории Республики Крым по основным видам экономической деятельности, определенным Советом министров Республики Крым, в наибольшей степени пострадавшим в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в Республике Крым 25.06.2020 принят Закон №86-ЗРК/2020.

Статьей 2 Закона № 86-ЗРК/2020 определено, что мера поддержки представляет собой компенсационную выплату, направленную на частичную компенсацию затрат получателей мер поддержки, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников.

Получателями мер поддержки являются индивидуальные предприниматели, а также главы крестьянских (фермерских) хозяйств и организации (соответствующие организационно-правовой форме, определенной Советом министров Республики Крым), зарегистрированные, поставленные на учет в налоговом органе до 1 января 2020 года и осуществляющие свою деятельность на территории Республики Крым по основным видам деятельности, в наибольшей степени пострадавшим в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, определенных Советом министров Республики Крым, соответствующие условиям, указанным в части 2 статьи 6 настоящего Закона.

Осуществление организациями и индивидуальными предпринимателями деятельности в соответствующей сфере определяется по коду основного вида деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на дату подачи заявки на получение меры поддержки за апрель и май 2020 года и по состоянию на 1 января 2021 года при получении меры поддержки за июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь 2020 года (пункт 2 статьи 2 Закона № 86-ЗРК/2020).

Статьей 6 Закона № 86-ЗРК/2020 установлено, что для получения меры поддержки за июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь 2020 года получатель меры поддержки подает электронную заявку по форме, размещенной в государственной информационной системе Республики Крым «Портал Правительства Республики Крым», подписанную электронной цифровой подписью, которую необходимо подать в период с 1 февраля 2021 года по 31 марта 2021 года.

Получатели мер поддержки имеют право на меры поддержки после включения их в реестр получателей мер поддержки, который представляет собой  перечень организаций и индивидуальных предпринимателей, утверждаемый председателем Совета министров Республики Крым.

Условия для включения в реестр получателей мер поддержки определены частью 2 статьи 6 Закона № 86-ЗРК/2020, в числе которых предусмотрено, что основной вид деятельности получателя должен относиться к видам деятельности, в наибольшей степени пострадавшим в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденным Советом министров Республики Крым.

Механизм формирования реестра получателей мер поддержки определен постановлением Совета министров Республики Крым от 26.06.2020 № 366 «О вопросах реализации Закона Республики Крым от 25.06.2020 № 86-ЗРК/2020 «О некоторых мерах поддержки организаций и индивидуальных предпринимателей, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» (далее – Постановление № 366).

Согласно Постановлению № 366 уполномоченным органом на получение и обработку заявок на получение мер поддержки определено Министерство экономического развития Республики Крым, которое не реже чем один раз в 15 календарных дней, начиная с 1 февраля 2021 года, формирует реестр поданных заявок по форме согласно приложению №2 к данному постановлению и направляет его в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Крым и РНКБ Банк для осуществления проверки достоверности сведений, указанных в заявке, и внесения соответствующей информации в реестре поданных заявок. Управление и Банк в течение 2 рабочих дней после получения реестра поданных заявок вносят в него данные, относящиеся к их ведению и компетенции, и направляют реестр поданных заявок в Министерство (пункт 2.3 приложения № 1 к Постановлению № 366).

После получения реестра поданных заявок Министерство в течение 2 рабочих дней проводит анализ достоверности указанных в заявке сведений на основании внесенных в него данных, по результатам которого в случае расхождения сведений присваивает заявкам статус ненадлежаще оформленные и формирует перечень ненадлежаще оформленных заявок.

Перечень ненадлежаще оформленных заявок не позднее следующего рабочего дня после его формирования публикуется на веб-сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (https://minek.rk.gov.ru).

Получатель меры поддержки, заявка которого указана в Перечне ненадлежаще оформленных заявок, может подать заявку повторно по установленной форме в сроки, установленные Законом № 86-ЗРК (пункт 2.5 приложения № 1 к Постановлению № 366).

Вопреки доводам заявителя, из содержания приведенных правовых норм не следует, что уполномоченный орган должен проводить проверку фактически осуществляемого подателем заявки вида деятельности, таких полномочий министерству для целей формирования реестра получателей мер поддержки не предоставлено, получатель мер поддержки определяется  по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в ЕГРИП по состоянию на 01.01.20201.

В соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц индивидуальных предпринимателей» в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иные сведения о юридических лицах и предпринимателях, включая коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (пункт 1 статьи 4, подпункт "п" пункта 1 статьи 5).

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД), введенный в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.01.2014 № 14-ст, предназначен для классификации и кодирования видов экономической деятельности и информации о них и используется для определения основного и дополнительных видов деятельности, осуществляемых хозяйствующими субъектами, в целях единообразного их применения как самими хозяйствующими субъектами, так и для учета в государственных информационных системах различными органами.

При этом указанные в нем коды основного и дополнительного видов экономической деятельности по ОКВЭД определяются экономическими субъектами при государственной регистрации самостоятельно. В случае изменения каких-либо сведений о юридическом лице (индивидуальном предпринимателе) и документации, такие изменения вносятся им в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица (статья 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ).

Как следует из материалов дела, по состоянию на 01.01.2021 в ЕГРИП в отношении предпринимателя имелась информация о том, что основным видом деятельности    является – «Деятельность агентств недвижимости за вознаграждение или на договорной основе» (код 68.31), что исключает возможность получения мер поддержки, поскольку отрасль, в которой ведется основная деятельность получателя мер поддержки, не относится к отраслям, утвержденным распоряжением Совета министров Республики Крым от 29.01.2021 № 83-р «Об утверждении перечней видов деятельности, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции в Республике Крым, и видов организационно-правовых форм юридических лиц, имеющих право на получение мер поддержки за июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь 2020 года».

Данный правовой подход применительно к установленным обстоятельствам спора, связанным с рассмотрением заявлений о мерах поддержки предпринимателей, ведущих деятельность в отраслях российской экономки, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, нашел отражение в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 02.08.2021 № 306-ЭС21-11989, от 06.10.2021 № 308-ЭС12-8122

Полагая свои права нарушенными, предприниматель не учитывает, что из смысла положений Закона № 86-ЗРК/2020 меры государственной поддержки  не являются безусловно гарантированной выплатой, а предоставляются в целях компенсации затрат только при соблюдении определенных условий, которые предпринимателем не соблюдены, в связи с чем оспариваемые действия министерства не нарушают права и законные интересы  предпринимателя.

С учетом изложенного, оспоренные действия министерства совершены в пределах предоставленных ему полномочий, соответствуют Закону № 86-ЗРК/2020 и Постановлению № 366 и законных прав предпринимателя не нарушают.

Довод заявителя о неприменении судом постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 № 713 «Об утверждении Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска», которым определены критерии отнесения видов деятельности к основным видам экономической деятельности,  подлежит отклонению, поскольку вопросы предоставления государственной меры поддержки субъектам предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, данные правила не регулируют.

При таких установленных обстоятельствах и правовом регулировании спорных правоотношений суд первой инстанции по праву отказал предпринимателю в удовлетворении заявленных требований.

Доводы апелляционной жалобы  проверены апелляционным судом и отклонены, так как основаны на неправильном толковании норм материального права, не подтверждают нарушений судом норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, выводы суда соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела. Несогласие заявителя с выводами суда первой инстанции и иное толкование заявителем положений законодательства не может служить основанием для отмены судебного акта, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, судебное решение подлежит оставлению без изменений.

Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену обжалуемого судебного акта, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.

В связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы заявителя судебные расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы на основании статьи 110 АПК РФ относятся судом на заявителя жалобы.

Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Крым от 13 октября 2021 года по делу
№ А83-9420/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Пушенко Татьяны Олеговны – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                                                                 А.В. Привалова

Судьи                                                                                                                             О.Г. Градова                                                                                                                                  С.Ю. Кузнякова