ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-74-95
E-mail: info@21aas.arbitr.ru
город Севастополь 05 августа 2020 года | Дело № А83-17169/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 августа 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 05 августа 2020 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Карева А.Ю.,
судей Кравченко В.Е.,
Омельченко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Волковой О.Л.,
при участии: представителя Администрации г. Саки Республики Крым - ФИО1, доверенность от 07.04.2020 № б/н; представителя ООО «Атланта» – ФИО2, доверенность от 12.04.2019 исх. 11;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Саки Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 07 октября 2019 по делу № А83-17169/2018 (судья Авдеев М.П.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Атланта» к Администрации города Саки Республики Крым, Отделу архитектуры, градостроительства и наружной рекламы Администрации города Саки Республики Крым, при участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора Муниципальное образование Сакского городского округа Саки в лице – Сакского городского совета Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Совет министров Республики Крым об оспаривании части градостроительного плана земельного участка,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Атланта» (далее – ООО «Атланта», Общество, Заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Администрации г. Саки Республики Крым, Отделу архитектуры, градостроительства и наружной рекламы Администрации г. Саки Республики Крым, в котором просило: 1) признать недействительным Градостроительный план земельного участка N RU82 0122 от 30 июля 2018 года, утвержденный постановлением администрации г. Саки от 30 июля 2018 г. N 853 в части, касающейся: установления в графе 8 "Иные показатели" п. 2.3 ГПЗУ, информация о запрете на установку ограждения, о запрете на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства; установления в п. 2.3. примечания с указанием на ограничения, связанные с использованием земельного участка связанные с наличием архитектурно-планировочной зоны; установления в п. 5 ГПЗУ, информации о том, что в границах земельного участка Постановлением Совета министров Республики Крым от 29 декабря 2017 года N 750 установлена зона особой архитектурно-планировочной организацией территории, в соответствии с чем, земельный участок имеет ограничения в использовании и входит в зону с особыми условиями использования территории; установления в п. 6 ГПЗУ информации о границах зоны с особыми условиями использования территории (зоны с особой архитектурно-планировочной организацией территории); установления в чертеже ГПЗУ Примечания 1, а также п. 4 Примечания 2 в соответствии с которыми, в связи с установлением зоны с особой архитектурно-планировочной организацией территории в границах земельного участка запрещено строительство, реконструкция, и капитальный ремонт объектов капитального строительства, в связи с чем, место допустимого строительства не обозначен.
В порядке восстановления прав и законных интересов Общество просило суд возложить на Администрацию г. Саки Республики Крым в течении двадцати рабочих дней с момента вступления в законную силу судебного акта, обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью "Атланта" путем выдачи Заявителю градостроительного плана земельного участка в новой редакции, содержащей сведения о предельных параметрах разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленных градостроительным регламентом для территориальной зоны "Зоны делового, общественного и коммерческого назначения, объектов культуры (О-1)" Правил землепользования и застройки г. Саки, в которой расположен земельный участок площадью 2560 кв. м, расположенный по адресу: <...>, кадастровый номер 90:21:010113:711.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 07.10.2019, заявление ООО «Атланта», было удовлетворено в полном объеме.
Не согласившись с указанным судебным актом, Администрация города Саки Республики Крым обратилась в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 07.10.2019 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Общества в полном объеме. В обоснование доводов жалобы, апеллянт указывает на то, что Администрацией г. Саки Заявителю был выдан Градостроительный план земельного участка, утвержденный Постановлением Администрации от 30.07.2018 №853, при том, что уже на момент подготовки ГПЗУ, в границах земельного участка, расположенного по адресу: <...>, кадастровый номер 90:21:010113:711, была установлена зона с особой архитектурно-планировочной организацией территории, что послужило основанием для включения в ГПЗУ информации об особенностях правового режима, установленного в границах архитектурно-планировочной зоны, предусмотренного Законом Республики Крым от 07.07.2017 №409-ЗРК «Об особенностях создания в Республике Крым зон с особой архитектурно-планировочной организацией территории». Также заинтересованной лицо указывает, что сведения, содержащиеся в выданном Заявителю градостроительном плане, не исключают возможность проведения реконструкции объектов капитального строительства, а лишь устанавливают обязанность получения первоначального согласования планируемой реконструкции/строительства с Архитектурно-градостроительным советом Республики Крым на предмет соответствия предельных параметров строительства, проектной документации, градостроительным и техническим регламентам. Кроме того, заинтересованное лицо указывает на то, что техническая заминка по невнесению им сведений об архитектурно-планировочной зоне в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), не могла послужить основанием для игнорирования требований Закона от 07.07.2017 №409-ЗРК, а также факта установления соответствующей зоны ограничения в границах земельного участка Заявителя.
Представитель Администрации г. Саки Республики Крым поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 07.10.2019 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Общества в полном объеме.
Представитель ООО «Атланта» возражал относительно удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Отдел архитектуры, градостроительства и наружной рекламы Администрации города Саки Республики Крым, Муниципальное образование Сакского городского округа Саки в лице – Сакского городского совета Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Совет министров Республики Крым, явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте проведения судебного разбирательства были уведомлены надлежащим образом.
Апелляционный суд, принимая во внимание надлежащее уведомление Отдела архитектуры, градостроительства и наружной рекламы Администрации города Саки Республики Крым, Муниципального образования Сакского городского округа Саки в лице – Сакского городского совета Республики Крым, Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Совета министров Республики Крым, необязательность явки их представителей в судебное заседание, достаточность доказательств для рассмотрения дела, счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие в судебном заседании представителей указанных лиц.
Законность и обоснованность решения от 07 октября 2019 года проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что 29.06.2017 между ООО «Атланта» и Администрацией г. Саки был заключен Договор аренды от 29 июня 2017 № 335 земельного участка площадью 2560 кв.м., расположенного по адресу: <...>, кадастровый номер 90:21:010113:711.
В связи с намерением провести реконструкцию находящихся на данном земельном участке нежилых зданий, а также в связи с необходимостью получения разрешения на реконструкцию существующего объекта недвижимости, 15 мая 2018 года ООО «Атланта» обратилось в Администрацию г. Саки с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка (далее по тексту - ГПЗУ).
Отделом архитектуры, градостроительства и наружной рекламы Администрации г. Саки по результатам рассмотрения указанного заявления был подготовлен ГПЗУ № RU82 0122 от 30 июля 2018 года, который в свою очередь был утвержден постановлением Администрации г. Саки от 30 июля 2018 года № 853.
Заявитель, полагая, что выданный ему градостроительный план не соответствует требованиям ст. 57.3 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, чем нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, проверив правильность применения судом первой инстанции норм права, коллегия судей не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы в силу следующего.
Из системного толкования часть 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации для осуществления строительства обществу необходимо получить соответствующее разрешение (п. 2). Разрешение на строительство выдается в случае осуществления строительства, реконструкции, в том числе, объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами (п. 5). Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство среди прочих документов необходимо представить градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории.
В соответствии с совокупностью положений частей 1, 2 статьи 51, статьей 52, частями 2, 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план земельного участка, на котором предполагается строительство (реконструкция) объекта капитального строительства, является необходимым документом при получении разрешения на строительство, реконструкцию.
Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является безусловной обязанностью уполномоченного органа.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 апреля 2017 года N 741/пр утверждена форма градостроительного плана земельного участка, согласно которой необходимость заполнения отдельных строк градостроительного плана земельного участка, поставлена в зависимость, в том числе от распространения на земельные участки, действия градостроительных регламентов или установления на земельные участки градостроительных регламентов.
По существу, градостроительный план земельного участка представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона), применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях, о возможности размещения на данном земельном участке объекта капитального строительства.
В соответствии со статьей 57.3 ГрК РФ градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности, информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка (часть 1). Источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (часть 2).
Градостроительный план может быть выдан либо в отношении застроенной территории, либо в отношении территории, предназначенной для строительства или реконструкции объектов капитального строительства. В последнем случае на основании градостроительного плана определяются основные параметры строительства, необходимые для проектирования объекта и получения разрешения на строительство.
В силу части 3 статьи 57.3 ГрК РФ в градостроительном плане земельного участка содержится следующая информация:
1) о реквизитах проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории в случае, если земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой утверждены проект планировки территории и (или) проект межевания территории;
2) о границах земельного участка и о кадастровом номере земельного участка (при его наличии);
3) о границах зоны планируемого размещения объекта капитального строительства в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (при его наличии);
4) о минимальных отступах от границ земельного участка, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства;
5) об основных, условно разрешенных и вспомогательных видах разрешенного использования земельного участка, установленных в соответствии с настоящим Кодексом;
6) о предельных параметрах разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленных градостроительным регламентом для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок, за исключением случаев выдачи градостроительного плана земельного участка в отношении земельного участка, на который действие градостроительного регламента не распространяется или для которого градостроительный регламент не устанавливается;
7) о требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке, установленных в соответствии с частью 7 статьи 36 настоящего Кодекса, в случае выдачи градостроительного плана земельного участка в отношении земельного участка, на который действие градостроительного регламента не распространяется или для которого градостроительный регламент не устанавливается;
8) о расчетных показателях минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетных показателях максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения в случае, если земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории;
9) об ограничениях использования земельного участка, в том числе если земельный участок полностью или частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий;
10) о границах зон с особыми условиями использования территорий, если земельный участок полностью или частично расположен в границах таких зон;
11) о границах зон действия публичных сервитутов;
12) о номере и (или) наименовании элемента планировочной структуры, в границах которого расположен земельный участок;
13) о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, а также о расположенных в границах земельного участка сетях инженерно-технического обеспечения;
14) о наличии или отсутствии в границах земельного участка объектов культурного наследия, о границах территорий таких объектов;
15) о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определенных с учетом программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа;
16) о реквизитах нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов, устанавливающих требования к благоустройству территории;
17) о красных линиях.
Статьей 36 ГрК РФ установлено, что градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (часть 1). Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования (часть 3).
В соответствии с пунктом 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3 статьи 85 ЗК РФ).
Статьей 38 ГрК РФ предусмотрено, что применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются указанные в части 1 настоящей статьи размеры и параметры, их сочетание (в том числе, минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений, такие отступы указываются в составе градостроительного плана земельного участка).
Согласно части 1 статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В соответствии с частью 4 статьи 30 ГрК РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.
В силу части 6 статьи 30 ГрК РФ в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются:
1) виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства;
2) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
3) ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации;
4) расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения в случае, если в границах территориальной зоны, применительно к которой устанавливается градостроительный регламент, предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории.
Таким образом, органы местного самоуправления обязаны при подготовке и выдаче градостроительного плана опираться на действующие на момент выдачи ГПЗУ правила землепользования и застройки, градостроительные регламенты которых, применительно к территориальной зоне, в которой расположен земельный участок, не содержали в себе ограничений, связанных с запретом на строительство.
Территориальное зонирование и градостроительные регламенты на территории города Саки на момент выдачи Заявителю градостроительного плана, определялось Правилами землепользования и застройки на часть муниципального образования городской округ Саки Республики Крым, утвержденными Решением Сакского городского совета от 29.01.2016 № 1-44/2.
В соответствии с указанным документом, земельный участок был отнесен к функциональной зоне О-1 – объекты делового, общественного и культурного назначения, объекты культуры.
Градостроительный регламент указанной территориальной зоны регламентируется статьей 21 Правил землепользования и застройки территории. Согласно ч. 1 ст. 21 ПЗЗ зоны делового, общественного и коммерческого назначения, объектов культуры включают в себя участки преимущественно территорий промышленных предприятий города, предназначенные для размещения объектов торговли, административных учреждений, общественного питания, предпринимательской деятельности, делового и финансового назначения. Градостроительным регламентом данной территориальной зоны установлены предельные параметры разрешенного строительства
Как следует из материалов дела, судом первой инстанции установлено, что в выданном Заявителю градостроительном плане № RU82 0122 от 30 июля 2018 года отсутствует информация о предельных параметрах разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленных градостроительными регламентами для территориальной зоны в которой находится земельный участок (в соответствующих графах 4, 5, 6, 7 (в случае необходимости) п. 2.3 ГПЗУ проставлены прочерки); на чертеже ГПЗУ не обозначено место допустимого строительства в пределах границ земельного участка. Кроме того, установлено, что в графе 8 «Иные показатели» п. 2.3 ГПЗУ содержится информация о запрете на установку ограждения, о запрете на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства; в п. 2.3. имеется примечание с указанием на ограничения, связанные с использованием земельного участка связанные с наличием архитектурно-планировочной зоны; в п. 5 ГПЗУ содержится информации о том, что в границах используемого Заявителем земельного участка, Постановлением Совета министров Республики Крым от 29 декабря 2017 г. № 750 установлена зона с особой архитектурно-планировочной организацией территории, в связи с чем, земельный участок имеет ограничения в использовании и входит в зону с особыми условиями использования территории; в п. 6 ГПЗУ отображены границы зоны с особыми условиями использования территории (зоны с особой архитектурно-планировочной организацией территории).
В обоснование своих требований Заявитель указывает на то, что установление в границах используемого земельного участка, зоны с особой архитектурно планировочной организацией территории осуществлялось незаконно, в отсутствие установленных законом от 07.07.2017 №409-ЗРК, условий и критериев; сама зона на момент выдачи ГПЗУ не была создана, так как ее границы отсутствовали в ЕГРН, в связи с чем, в градостроительный план неправомерно были включены ограничения по использованию земельного участка. Также оспариваемый градостроительный план земельного участка, по мнению Заявителя, подготовлен с нарушением действующих на момент выдачи Правил землепользования и застройки, а также требований, предъявляемых к форме и содержанию градостроительного плана.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 29 декабря 2017 года была создана зона с особой архитектурно-планировочной организацией территории в границах муниципального образования городской округ Саки на территории, имеющей особую рекреационную ценность (<...> земельный участок с кадастровым номером 90:21:010113:711)
Так, согласно ст. 1 Закона № 409-ЗРК, зона с особой архитектурно-планировочной организацией территории (далее –архитектурно-планировочная зона) – это зона с особыми условиями использования территории, включающая земли, земельные участки (части земельных участков) и расположенные на них объекты недвижимого имущества, в границах которой устанавливается особый правовой режим ее использования с учетом историко-культурной, экологической и рекреационной ценности, а также перспективного градостроительного развития.
Между тем, согласно ст. 2 указанного Закона, решение о создании архитектурно-планировочной зоны принимается Советом министров Республики Крым.
При этом, основанием для принятия решения о создании архитектурно-планировочной зоны, является заключение Архитектурно-градостроительного совета Республики Крым об отнесении территории в границах муниципальных образований с особой историко-культурной, экологической, и рекреационной ценностью.
В свою очередь, критерием отнесения территории к имеющей особую историко-культурную, экологическую или рекреационную ценность, является расположение в границах соответствующей территории особо охраняемых территорий, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, природных и других объектов, находящихся под особой охраной.
Кроме того, сведения об архитектурно-планировочной зоне, включая сведения о границах такой зоны и содержании ограничений использования объектов недвижимости, осуществления застройки и землепользования в пределах такой зоны, в обязательном порядке подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" для внесения в реестр сведений о зонах с особыми условиями использования территории.
Архитектурно-планировочная зона считается созданной, именно с момента внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости.
Сведения о расположении земельного участка полностью или частично в границах архитектурно-планировочной зоны, включая ограничения по использованию земельного участка, установленные для такой зоны, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" для внесения в реестр сведений о расположении земельного участка полностью или частично в границах зоны с особыми условиями использования территории.
Информация об особом правовом режиме и об установленных границах таких зон, подлежит обязательному отображению в документах территориального планирования и градостроительного зонирования соответствующих муниципальных образований Республики Крым.
Согласно ст. 4 Закона № 409-ЗРК, до утверждения Правил землепользования и застройки, правовой режим архитектурно-планировочной зоны устанавливается в соответствии с настоящей статьей. В границах архитектурно-планировочной зоны запрещается: (1) строительство объектов капитального строительства и размещение иных объектов; (2) реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства и иных объектов в случае, если такая реконструкция затрагивает внешний архитектурный вид указанных объектов».
Согласно Порядку внесения предложений для подготовки Архитектурно-градостроительным советом Республики Крым, заключений об отнесении территорий в границах муниципальных образований к территориям, имеющим особую историко-культурную, экологическую или рекреационную ценность, утвержденному постановлением Совета министров Республики Крым от 15 августа 2017 года № 404 порядок разработан в соответствии с Законом Республики Крым от 7 июля 2017 года № 409-ЗРК/2017 «Об особенностях создания в Республике Крым зон с особой архитектурно-планировочной организацией территории» (далее - Закон № 409-ЗРК/2017) и устанавливает процедуру внесения предложений для подготовки Архитектурно - градостроительным советом Республики Крым заключений об отнесении территорий в границах муниципальных образований к территориям, имеющим особую историко-культурную, экологическую или рекреационную ценность.
В соответствии с п. 3-5 Порядка предложения об отнесении территорий в границах муниципальных образований к территориям, имеющим особую историко-культурную, экологическую или рекреационную ценность (далее - предложения), вносятся исполнительными органами государственной власти Республики Крым, в том числе на основании поручений Главы Республики Крым.
Предложения направляются в исполнительный орган государственной власти Республики Крым в сфере градостроительства и архитектуры (далее - уполномоченный орган). Предложения оформляются в форме заявления.
К заявлению прилагаются материалы с обоснованием необходимости отнесения конкретной территории к территории, имеющей особую историко-культурную, экологическую или рекреационную ценность, в том числе:
- пояснительная записка с текстовым и графическим описанием границ соответствующей территории и ее характеристик с приложением документов, подтверждающих наличие в границах территории особо охраняемых территорий, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, природных и других объектов, находящихся под особой охраной, а также перечня мероприятий (ограничений), направленных на сохранение размещения особо охраняемых территорий, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, природных и других объектов, находящихся под особой охраной в границах данной территории;
- координаты характерных точек границ соответствующей территории (в электронном виде) в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости;
- в случае необходимости, иные материалы, позволяющие оценить и принять решение о необходимости отнесения территории к территории, имеющей особую историко-культурную, экологическую или рекреационную ценность.
Заявление подлежит рассмотрению на заседании Архитектурно- градостроительного совета Республики Крым в порядке, установленном Положением о нём. Архитектурно-градостроительный совет Республики Крым отклоняет предложение исполнительного органа государственной власти Республики Крым и принимает решение об отказе в выдаче заключения об отнесении территорий в границах муниципальных образований к территориям, имеющим особую историко-культурную, экологическую или рекреационную ценность, в случае несоответствия территории, указанной в предложении, критериям, установленным Законом № 409-ЗРК/2017.
Таким образом, решение о создании в границах муниципального образования архитектурно-планировочной зоны, принимается только Советом министров Республики Крым, и исключительно при наличии соответствующих оснований - территория должна иметь особую историко-культурную, экологическую, и рекреационную ценность.
Кроме того территории в отношении которых принято решение о создании архитектурно-планировочной зоны должны отвечать определенным критериям отнесения к ценности: (1) расположение в границах соответствующей территории особо охраняемых территорий; (2) расположение в границах соответствующей территории объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (3) расположение в границах соответствующей территории природных и других объектов, находящихся под особой охраной.
По мнению коллегии судей, судом первой инстанции обоснованно сделан вывод о том, что по смыслу вышеприведенных норм, не допускается произвольное и безосновательное отнесение территории к зоне с особой архитектурно-планировочной организацией территории в отсутствие обоснования, а также документов, подтверждающих наличие в границах территории особо охраняемых территорий, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, природных и других объектов, находящихся под особой охраной, а также перечня мероприятий (ограничений), направленных на сохранение размещения особо охраняемых территорий, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, природных и других объектов, находящихся под особой охраной в границах данной территории.
Между тем, как следует из материалов дела, Постановлением Администрации г. Саки №437 от 11.04.2016 в отношении земельного участка площадью 2560 кв.м., расположенного по адресу: <...>, кадастровый номер 90:21:010113:711 Администрацией г. Саки установлен вид разрешенного использования – 4.2 объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы).
В соответствие с Договором аренды от 29.06.2017 г. № 335 земельный участок был предоставлен Обществу для размещения нежилых зданий (торговых павильонов) для вида разрешенного использования 4.2 объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы).
На указанном земельном участке расположены объекты недвижимости (нежилые здания магазинов, торговые павильоны, склады) принадлежащие Заявителю на праве собственности
Распоряжением Администрации г. Саки № 795 от 09.06.2017 на ООО «Атланта» была возложена обязанность в течение 18 месяцев привести объекты недвижимого имущества, расположенные на арендуемом земельном участке, в соответствие с установленным видом разрешенного использования земельного участка (торговые центры) путем проведения реконструкции указанных объектов.
В соответствии с Генеральным планом г. Саки, утвержденным Решением Сакского городского совета № 5 от 11.06.2009 г., действовавшим на территории г. Саки на момент принятия Постановления Совета министров Республики Крым № от 29 декабря 2017 г. № 750 и создания зоны с архитектурно-планировочной организацией территории, земельный участок площадью 2560 кв.м., расположенный по адресу: <...>, кадастровый номер 90:21:010113:711 был отнесен к функциональной зоне «территории рынков».
В соответствии с Правилами землепользования и застройки на часть муниципального образования городской округ Саки Республики Крым, утвержденными Решением Сакского городского совета от 29.01.2016 № 1-44/2, действовавшими на территории г. Саки на момент создания зоны с архитектурно-планировочной организацией территории, земельный участок был отнесен к функциональной зоне О-1 – объекты делового, общественного и культурного назначения, объекты культуры.
Градостроительный регламент указанной территориальной зоны регламентируется статьей 21 Правил землепользования и застройки территории муниципального образования городской округ Саки Республики Крым, утвержденных решением Сакского городского совета № 1-44/2 от 29 января 2016 г. (далее – ПЗЗ). Согласно ч. 1 ст. 21 ПЗЗ зоны делового, общественного и коммерческого назначения, объектов культуры включают в себя участки преимущественно территорий промышленных предприятий города, предназначенные для размещения объектов торговли, административных учреждений, общественного питания, предпринимательской деятельности, делового и финансового назначения.
Решением 104-ой сессии 1 созыва Сакского городского совета от 26.10.2018 № 1-104/3 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования городской округ Саки Республики Крым с учётом исключенных материалов в соответствии с картой разногласий», был утвержден градостроительный план земельного участка.
Решением Сакского городского совета "Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Саки Республики Крым" № 1-108/5 от 28.12.2018 утверждена новая редакция Правил землепользования и застройки (П33).
Согласно указанным документам территориального планирования, земельный участок также находится в зоне О-1 – Зоне делового, общественного и коммерческого назначения. При этом, градостроительный регламент указанной территориальной зоны устанавливает, что зоны делового, общественного и коммерческого назначения, включают в себя участки преимущественно территорий промышленных предприятий города, предназначенные для размещения объектов торговли, административных учреждений, общественного питания, предпринимательской деятельности, делового и финансового назначения. В ч. 1 и 2 ст. 44 ПЗЗ перечислены виды разрешенного использования, которые соответствуют территориальной зоне (О-1), а также предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Делая верный вывод о том, что земельный участок общей площадью 2560 кв.м., расположенный по адресу: <...>, кадастровый номер - 90:21:010113:711 на момент принятия п. 1.4. Постановления Совета министров Республики Крым от 29 декабря 2017 г. № 750 в части создания зоны с особой архитектурно-планировочной организацией территории в границах муниципального образования городской округ Саки на территории, имеющей особую рекреационную ценность (<...> земельный участок с кадастровым номером 90:21:010113:711), не обладал особой историко-культурной, природоохранной или рекреационной ценностью, суд первой инстанции обоснованно исходил из функционального назначения (территориальной зоны, в которой расположен земельный участок, вида разрешенного использования)земельного участка, установленного документами территориального планирования, а также из того, что в границах вышеуказанного земельного участка не располагались особо охраняемые территории, объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, природные и другие объекты, находящиеся под особой охраной, что подтверждается исследованными по делу доказательствами, в частности, выводами акта экспертного исследования и информацией из уполномоченных государственных органов об отсутствии в границах вышеуказанного земельного участка особо охраняемых территорий; объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации природных и других объектов, находящихся под особой охраной.
Каких-либо доказательств, опровергающих указанный вывод суда первой инстанции заинтересованным лицом в материалы дела не представлено ни в суде первой инстанции, ни на стадии апелляционного производства по его апелляционной жалобе.
Более того, судом первой инстанции со ссылкой на информацию Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым верно установлено, что на момент выдачи оспариваемого градостроительного плана сведения о границах зоны с особой архитектурно-планировочной организацией территории в границах земельного участка в нарушение абз. 2 части 4 статьи 2, ч. 5 ст. 3 Закона N 409-ЗРК, ст. ч. 24 ст. 106 Земельного кодекса в ЕГРН внесены не были, ввиду чего указанная зона не считалась созданной, и, соответственно информация о ней и предусмотренных ею ограничениях не могли быть включены в содержание оспариваемого градостроительного плана.
Таким образом, выводы суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспоренный Заявителем градостроительный план земельного участка, в оспариваемой части не соответствует статье 57.3 ГрК РФ, учитывая отсутствие информации о предельных параметрах разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленной градостроительными регламентами Правил землепользования и застройки г. Саки для территориальной зоны в которой находится земельный участок (в соответствующих графах 4, 5, 6, 7 п. 2.3 ГПЗУ проставлены прочерки); отсутствуют на чертеже ГПЗУ и не обозначены места допустимого строительства в пределах границ земельного участка; установление запрета на установку ограждения, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства и пр., что приводит к невозможности подготовки проектной документации по реконструкции объекта, и чем создаются необоснованные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности такого лица и нарушаются его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Доводы Администрации г. Саки о том, что сведения, содержащиеся в выданном градостроительном плане, не исключают возможность проведения реконструкции объектов капитального строительства, а устанавливают необходимость получения первично согласования планируемой реконструкции/строительства Архитектурно-градостроительным советом Республики Крым на предмет соответствия предельных параметров строительства, проектной документации градостроительным и техническим регламентам, отклоняются судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 57.3 ГрК РФ градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка (часть 1). Источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (часть 2).
Градостроительный план земельного участка по существу представляет собой выписку из Правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях. При этом градостроительный план не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в перечисленных источниках в отношении территории, на которой расположен данный участок.
Согласно ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации (в том числе путем внесения в нее изменений в соответствии с настоящим Кодексом) применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю (часть 1). Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта (часть 2)
Согласно ч. 3 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами необходимыми для подготовки проектной документации, являются в том числе и градостроительный план земельного участка.
В силу пункта 12 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации сведения, содержащиеся в градостроительном плане земельного участка, необходимы для подготовки схемы планировочной организации земельного участка, которая является составной частью проектной документации.
Анализ указанных норм в совокупности указывает на то, что только при наличии градостроительного плана возможно приступать к подготовке проектной документации на конкретный объект капитального строительства.
Таким образом, выдача градостроительного плана земельного участка соответствующего требованиям ст. 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, содержащего исчерпывающую информацию, необходимую для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка предшествует разработке проектной документации, ее экспертизе (в случае необходимости) и в дальнейшем выдаче разрешения на строительство.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Поскольку градостроительный план земельного участка в оспариваемой заявителем части не соответствует требованиям действующего законодательства, нарушает права и законные интересы общества, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленное требование.
Оценив изложенные в апелляционной жалобе доводы, коллегия судей приходит к выводу о том, что выводов суда первой инстанции относительно незаконности градостроительного плана земельного участка в оспариваемой части они не опровергают, значимых обстоятельств, влияющих на оценку решение суда, не содержат.
Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом рассмотрения и исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка, апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы судом апелляционной инстанции отклоняются в полном объеме, поскольку не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм права и по существу сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств, для переоценки которых оснований не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем, оснований для отмены или изменения решения не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 07 октября 2019 года по делу № А83-17169/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации города Саки Республики Крым – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий А.Ю. Карев
Судьи В.А. Омельченко
В.Е. Кравченко