ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. + 7(8692) 54-74-95
www.21aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Севастополь
26 июля 2022 года | Дело № А83-3786/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 июля 2022 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судей | Приваловой А.В., Кравченко В.Е., Яковлева А.С., |
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Ивановой И.Д.,
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью «Крымэнергоресурс» – ФИО1, представитель по доверенности от 25.03.2022 № 03/КЭР-22, личность подтверждена паспортом гражданина Российской Федерации, представлен диплом;
от Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым – ФИО2, представитель по доверенности от 10.01.2022 № 8-Д, личность подтверждена паспортом гражданина Российской Федерации, представлен диплом,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 09 ноября 2021 года по делу № А83-3786/2021, рассмотренному по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Крымэнергоресурс» к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Администрации Мысовского сельского поселения Ленинского района Республики Крым, Администрации Ленинского района Республики Крым, Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Крым городе Севастополе, о признании незаконным решения и обязании устранить нарушения.
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Крымэнергоресурс» (далее – общество, заявитель, ООО «Крымэнергоресурс») обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), в котором просит признать незаконным решение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым (далее – министерство) об отказе в установлении категории, вида разрешенного использования и условно разрешенного вида использования земельному участку с кадастровым номером 90:07:200601:773, выраженного в письме от 16.10.2020 №50901/01-10/4, и в порядке устранения допущенного нарушения прав и законных интересов общества обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым повторно рассмотреть его заявление от 16.09.2020 исх.№78/09 в установленный законом срок с момента вступления решения в законную силу.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены Администрация Мысовского сельского поселения Ленинского района Республики Крым, Администрация Ленинского района Республики Крым, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Крым.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 09.11.2021 заявленные требования удовлетворены, оспоренное решение признано незаконным, на министерство возложена обязанность повторно рассмотреть заявление общества от 16.09.2020 исх.№ 78/09 в установленный законом срок с момента вступления решения суда в законную силу, судом разрешен вопрос о взыскании судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым решением, министерство обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества. В обоснование доводов апелляционной жалобы министерство ссылается на Постановление Совета министров Республики Крым от 15.10.2014 № 378 «Об утверждении Положения об особенностях отнесения к определенной категории земель и установления вида разрешенного использования земельных участков», в соответствии с которым, по его мнению, надлежит устанавливать категорию земель и вид разрешенного использования спорного земельного участка путем соотнесения с правоустанавливающими документами; учитывая, что спорный земельный участок с кадастровым номером 90:07:200601:773 расположен за границами населенных пунктов Мысовского сельского поселения Ленинского района Республики Крым, категория и вид разрешенного использования которому не установлены, полагает, что, полномочиями по переводу земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, установлению вида разрешенного использования отнесены исключительно к ведению органов местного самоуправления.
В отзыве на апелляционную жалобу общество не согласилось с приведенными в ней доводами, полагая их несостоятельными, а принятое по делу решение законным и обоснованным, не подлежащим отмене. Возражая на доводы жалобы, заявитель указывает, что Постановление Совета министров Республики Крым от 15.10.2014 № 378, на которое ссылается министерство к спорным правоотношениям не применимо, участок расположен за пределами населенных пунктов и находится в собственности Республики Крым, следовательно, вопрос об установлении земельному участку вида разрешенного использования относится к компетенции министерства.
Администрация Ленинского района Республики Крым представила письменные пояснения, в которых указала, что до 01.01.2023 на территории Республики Крым особенности регулирования земельных отношений регулируются Законом Республики Крым от 31.07.2014 № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», исходя из положений которого все земли, кроме частной, муниципальной собственности, а также земель, отнесенных к землям лесного фонда, признаются собственностью Республики Крым. Спорный земельный участок расположен за границами населенных пунктов Мысовского сельского поселения Ленинского района Республики Крым, к землям муниципальной собственности не относится, следовательно, полномочиями по установлению категории земель и вида разрешенного использования этого участка муниципальные органы не обладают.
В судебном заседании представитель министерства поддержала доводы апелляционной жалобы, просила жалобу удовлетворить. Представитель общества, напротив, возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве, просил судебное решение оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили, что в соответствии с частями 3, 5 статьи 156 и частью 1 статьи 266 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы в отсутствие представителей неявившихся лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и в возражениях на нее, оценив представленные в дело доказательства, апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО «Крымэнергоресурс» является собственником объекта недвижимого имущества — нежилое строение, комплекс АЗС, кадастровый номер 90:07:200501:36, расположенного по адресу: Республика Крым, Ленинский район, Мысовский с/совет, автодорога Ленино — Мысовое 21-100 км.
Указанное имущество расположено на земельном участке площадью 1000 кв.м. с кадастровым номером №90:07:200601:773, который согласно выписке из ЕГРН не отнесен к соответствующей категории земель, вид разрешенного использования не установлен, сведения об участке имеют статус «временные».
Письмом от 19.12.2019 №1275/02 Администрация Мысовского сельского поселения Ленинского района Республики Крым на обращение общества уведомила его о том, что земельный участок с кадастровым номером №90:07:200601:773 Правилами землепользования и застройки муниципального образования Мысовского сельского поселения Ленинского района Республики Крым, утвержденными решением районного совета Ленинского района Республики Крым от 31.01.2019 №775-97/1, отнесен к зоне СХ-6 -«зона для ведения садоводства», в которой не предусмотрен такой вид разрешенного использования как «объекты дорожного сервиса» (код 4.9.1).
Получив такой ответ, общество обратилось в Администрацию Ленинского района Республики Крым с заявлением о внесении изменений в Правила землепользования и застройки Мысовского сельского поселения Ленинского района Республики Крым, утвержденные 31.01.2019 решением 67 сессии 1 созыва Ленинского районного совета №775-67/1, в части, касающейся дополнения территориальной зоны СХ-6 применительно к испрашиваемому земельному участку условно разрешенным видом использования «объекты дорожного сервиса» (код 4.9.1).
Заявление было удовлетворено, о чем общество уведомлено письмом Администрации Ленинского района Республики Крым от 05.03.2020 с указанием о том, что комиссией по подготовке проектов Правил землепользования и застройки сельских поселений Ленинского района Республики Крым рекомендовано внести изменения в соответствующие градостроительные регламенты Мысовского сельского поселения.
Решением 67 сессии 1 созыва Ленинского районного совета Республики Крым от 09.07.2020 №124-13/2 «О внесении изменений в решение 67 сессии 1 созыва Ленинского районного совета от 31.01.2019 №775-67/1 «Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования Мысовское сельское поселение Ленинского района Республики Крым» внесены указанные выше изменения, градостроительным регламентом для зоны СХ-6 предусмотрен условно разрешенный вид использования земельных участков – «объекты дорожного сервиса» (код 4.9.1).
С целью надлежащего оформления имущественных прав на земельный участок, на котором расположен объект недвижимого имущества, принадлежащий обществу на праве собственности, общество обратилось в министерство с заявлением от 16.09.2020 исх.№ 78/09 об установлении земельному участку с кадастровым номером 90:017:200601:773 категории и вида разрешенного использования, установлении условно разрешенного вида использования земельного участка «объекты дорожного сервиса» (код 4.9.1).
По результатам рассмотрения заявления министерство направило обществу письмо от 16.09.2020 №50901/01-10/4, в котором указало на предусмотренный статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) порядок установления условно разрешенного вида использования земельного участка, не рассмотрев при этом по существу вопрос об установлении категории и вида разрешенного использования земельному участку, но разъяснив право на обжалование отказа в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в судебном порядке.
Общество, расценив данное письмо как немотивированный отказ в предоставлении государственной услуги, нарушающий его права и законные интересы в осуществлении предпринимательской деятельности, обратилось в суд с настоящим требованием.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленное требование, обоснованно исходил из следующего.
В силу требований статей 198, 201 АПК РФ при рассмотрении спора о признании незаконным решения в порядке главы 24 АПК РФ в предмет доказывания входит установление фактов несоответствия этого решения закону или иному нормативному акту и нарушение им прав и интересов заявителя. Бремя доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия спорного решения, возлагается на заинтересованное лицо, что следует из положений части 5 статьи 200 АПК РФ.
Статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) предусмотрено, что земли в Российской Федерации используется в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Правовой режим земельного участка и объекта капитального строительства определяется также положениями градостроительного законодательства.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 30 ГрК РФ виды разрешенного использования земельного участка определяются в градостроительном регламенте, входящем в состав правил землепользования и застройки.
Правила землепользования и застройки разрабатываются применительно ко всем территориям поселений и городских округов (часть 1 статьи 31 ГрК РФ).
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений (пункт 2 статьи 85 ЗК РФ).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3 статьи 85 ЗК РФ).
Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.
В силу абзаца второго пункта 2 статьи 7 ЗК РФ любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, и о его разрешенном использовании в числе других сведений об объекте недвижимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (кадастр недвижимости) в качестве дополнительных сведений (часть 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
Виды разрешенного использования земельных участков на момент обращения общества в министерство определялись в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 № 540 (утратил силу 04.04.2021, приказом Росреестра от 10.11.2020 № П/0412 утвержден новый классификатор видов разрешенного использования земельных участков).
Как было указано выше, общество является собственником объекта недвижимого имущества, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 90:07:200601:773, который находится в территориальной зоне СХ-6 – «зона для ведения садоводства». Градостроительный регламент для данной зоны предусматривает в числе видов разрешенного использования – условно разрешенный вид – объекты дорожного сервиса (код. 4.9.1).
Из материалов дела следует, что спорный земельный участок ранее учтенным не является, сведения о нем в ЕГРН имели статус «временные» и 17.03.2022 участок снят с кадастрового учета, ранее кадастровый учетный номер участку не присваивался, распоряжение Ленинской районной государственной администрации АРК от 03.09.2008 № 784 «О даче согласия ООО «Крымэнергоресурс» на разработку технической документации по землеустройству по передаче земельного участка в аренду», на которое ссылается министерство в апелляционной жалобе, реализовано не было, участок сформирован не был, установленных на местности границ не имеет.
Таким образом, вопреки утверждениям министерства, Постановление Совета министров Республики Крым от 15.10.2014 № 378 «Об утверждении Положения об особенностях отнесения к определенной категории земель и установления вида разрешенного использования земельных участков» не регулирует вопросы установления категории и вида разрешенного использованиявновь образуемых земельных участков.
Названное Положение устанавливает особенности отнесения к определенной категории земель и (или) установления вида разрешенного использования расположенных на территории Республики Крым ранее учтенных земельных участков и (или) права на которые возникли до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» в соответствии с законодательством, действующим на территории Республики Крым до вступления в силу Федерального конституционного закона.
В рассматриваемом случае, права на участок у общества до 21.03.2014 не возникли, участок ранее учтенным не является, следовательно, виды разрешенного использования и категория земель устанавливаются в соответствии с земельным и градостроительным законодательством в общем, а не специальном порядке.
Земельный участок с кадастровым номером 90:07:200601:773 расположен за границами населенных пунктов Мысовского сельского поселения Ленинского района Республики Крым, что следует из представленных в дело доказательств, в том числе сведений из ЕГРН, выписок из Генерального плана и Правил землепользования и застройки муниципального образования Мысовское сельское поселение Ленинского района Республики Крым, находится в государственной собственности Республики Крым и относится к ведению Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым. Данный факт министерством признается в представленных апелляционному суду письменных пояснениях от 18.07.2022 № 01-13/40250.
Таким образом, утверждения министерства о том, что оно не является компетентным органом по рассмотрению заявления общества об установлении спорному земельному участку категории и вида разрешенного использования несостоятельны.
Кроме того, таких оснований спорный отказ не содержит, обществу не было отказано в рассмотрении его заявления по причине отсутствия у министерства предметной компетенции.
В соответствии со статьей 10 ЗК РФ субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации. К полномочиям субъектов Российской Федерации относятся резервирование, изъятие земельных участков для нужд субъектов Российской Федерации; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.
Суд первой инстанции верно заключил, что в силу положений статьи 209 ГК РФ, статьи 40 ЗК РФ только собственнику принадлежит исключительное право распоряжаться земельным участком, определять его судьбу, в том числе, устанавливать категорию и вид разрешенного использования такого земельного участка.
При таких обстоятельствах, министерство, выступая уполномоченным органом по осуществлению правомочий собственника недвижимого имущества, принадлежащего Республике Крым, обязано было рассмотреть заявление общества об установлении категории и вида разрешенного использования земельному участку с кадастровом номером № 90:07:200601:773 по существу поставленных в нем вопросов.
Однако министерство ненадлежащим образом рассмотрело заявление общества, категория и вид разрешенного использования земельному участку с кадастровым номером 90:07:200601:773 установлены не были, как и не дано разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка, каких-либо мотивов такого рассмотрения поступившего обращения спорное решение не содержит, что свидетельствует о немотивированном отказе заявителю в предоставлении испрашиваемой государственной услуги.
Общество, как собственник объекта недвижимого имущества, в силу положений статьи 39.20 ЗК РФ имеет исключительное право на приобретение земельного участка в собственность или в аренду расположенного под объектом недвижимого имущества, следовательно, оно вправе инициировать процедуру установления земельному участку категории и вида разрешенного использования с целью дальнейшего его приобретения в установленном законом порядке. В этой связи немотивированный отказ уполномоченного органа нарушает законный интерес заявителя на дальнейшее оформление своего права на земельный участок и создает ему препятствия в осуществлении предпринимательской деятельности.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции по праву удовлетворил требование заявителя.
Учитывая, что заявление общества по существу поставленных в нем вопросов в установленном порядке рассмотрено не было, суд первой инстанции в соответствии со статьей 201 АПК РФ принял решение о восстановлении нарушенных прав заявителя путем возложения обязанности на министерство повторно рассмотреть заявление общества об установлении категории и вида разрешенного использования земельного участка от 16.09.2020 исх.№78/09.
Апелляционная жалоба министерства признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
В данном случае доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 09 ноября 2021 года по делу
№ А83-3786/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий А.В. Привалова
Судьи В.Е. Кравченко А.С. Яковлев