ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 21АП-486/19 от 06.06.2019 Двадцати первого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-74-95

E-mail: info@21aas.arbitr.ru 

   ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Севастополь

07 июня 2019 года

Дело №А83-15771/2017

  Резолютивная часть постановления объявлена 06.06.2019

  Постановление изготовлено в полном объеме 07.06.2019

Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Сикорской Н.И., судей Евдокимова И.В., Остаповой Е.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарями  Букшановой М.М., Ищенко Е.А.,

при участии:

от Общества с ограниченной ответственностью «Парк Развлечений» – ФИО1, на основании доверенности от 10.01.2019 б/н, личность удостоверена временным удостоверением личности;

от Государственного автономного бюджетного учреждения Республики Крым «Управление особо охраняемыми территориями Республики Крым» - ФИО2, на основании доверенности от 09.01.2019 № 1, личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации;

от Администрации г. Евпатории Республики Крым -  ФИО3, на основании доверенности от 11.12.2018 № 3912/02-29, личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации;

от Совета Министров  Республики  Крым – ФИО4, представитель по доверенности от 29.03.2019 №1/01-57/2026, личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Парк Развлечений» на решение Арбитражного суда Республики Крым от 11 декабря 2018 года по делу №А83-15771/2017 (судья Колосова А.Г.),

по исковому заявлению Государственного автономного бюджетного учреждения Республики Крым «Управление особо охраняемыми территориями Республики Крым»

к Обществу с ограниченной ответственностью «Парк Развлечений»,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, Администрация г. Евпатории Республики Крым, Совет Министров Республики Крым, Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым

об освобождении земельного участка,

у с т а н о в и л:

ГАУ РК «Управление  особо  охраняемыми  природными территориями  Республики  Крым»  (далее – истец, ГАУ)  обратилось  в  Арбитражный  суд Республики  Крым  с  иском  к  ООО  «Парк  Развлечений»  (далее – ответчик, Общество),  в  котором просит обязать Общество освободить   территорию   Евпаторийского   дендрологического   парка регионального значения.

Определением  Арбитражного суда Республики Крым от  19.12.2017 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требований  относительно  предмета  спора,  привлечены  Министерство имущественных  и  земельных  отношений  Республики  Крым  (далее – третье  лицо - 1) и Администрация г. Евпатории Республики Крым (третье лицо-2).

Определением Арбитражного суда Республики Крым от 16.08.2018 судом к  участию в деле в качестве третьих лиц,   не   заявляющих   самостоятельные   требований   относительно   предмета   спора, привлечены Совет Министров Республики Крым (далее – третье лицо -3) и  Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым (далее – треть лицо - 4).

Протокольным   определением суда первой инстанции  от  11.09.2018    приняты к  рассмотрению измененные требования  о  понуждении  ООО  «Парк  развлечений»  в  течение  30  дней  с  момента вступления решения суда в законную силу освободить земельный участок с кадастровым номером  90:18:010113:17,  общей  площадью  31965  кв.м.,  расположенный  по  адресу: <...>,  путем  демонтажа  за  свой  счет  и своими   силами   от   расположенных   в   границах   участка   объектов – аттракциона «Камикадзе»  площадью  83,7  кв.м.,  кадастровый  номер  90:18:010113:26,  аттракцион «Автодром»   площадью   367   кв.м.,   кадастровый   номер   90:18:010113:34,   аттракцион «Цепочная  карусель»  площадью  274,3  кв.м.,  кадастровый  номер  90:18:010113:35  и аттракцион  «горки»  площадью  434,9  кв.м.,  кадастровый  номер  90:18:010113:33,  а  также понуждении ООО «Парк развлечений» в течение 30 дней с момента вступления решения суда   в   законную   силу   освободить   земельный   участок   с   кадастровым   номером 90:18:010113:17  от  расположенных  на  нем  объектов – крокодиляриума  с  теплицей 2003 года постройки площадью 298 кв.м., кадастровый номер 90:18:0101114:165 и собачатника 2003 года постройки площадью 11,8 кв.м., кадастровый номер 90:18:0101114:170.

В   удовлетворении   ходатайства   о   принятии   к   рассмотрению   требований   о признании   отсутствующим   зарегистрированного   права   собственности   ООО   «Парк развлечений», его аннулировании в ЕГРП и снятии  с кадастрового учета судом отказано.

Решением Арбитражного суда Республики Крым от 11 декабря 2018 года по делу №А83-15771/2017 исковые требования   Государственного   автономного   бюджетного   учреждения Республики  Крым  «Управление  особо  охраняемыми  территориями  Республики  Крым» удовлетворены частично. ООО  «Парк  развлечений»  обязано в течение 30  дней с  момента вступления решения суда в законную силу освободить территорию   Евпаторийского   дендрологического   парка   регионального значения,  расположенную  в  границах  земельного  участка  с  кадастровым  номером 90:18:010113:17, общей   площадью   31965   кв.м.,   по   адресу:   <...>,  путем  демонтажа  за  свой  счет  и  своими  силами  от расположенных  в  границах  участка  объектов – аттракциона  «Камикадзе»  площадью  83,7 кв.м.,  кадастровый  номер  90:18:010113:26,  аттракцион  «Автодром»  площадью  367  кв.м., кадастровый  номер  90:18:010113:34,  аттракцион  «Цепочная  карусель»  площадью  274,3 кв.м.,  кадастровый  номер  90:18:010113:35  и  аттракцион  «Горки»  площадью  434,9  кв.м., кадастровый номер 90:18:010113:33. В удовлетворении остальной части требований – отказано.  С  ООО  «Парк  развлечений» в  доход  федерального  бюджета  взыскана государственная  пошлина  в размере 6000,00 рублей.

Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, Общество с ограниченной ответственностью «Парк Развлечений» обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции в удовлетворенной части отменить, принять по делу новый судебный акт, которым, в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

В обоснование апелляционной жалобы ответчик указывает на то обстоятельство, что судом первой инстанции не установлены и не исследованы имеющие значение для дела обстоятельства относительно того, что на момент рассмотрения данного спора и принятия оспариваемого решения, земельный участок не был передан в пользование ГАУ РК «УООПТ» по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом РФ, т.е. у истца отсутствует право на земельный участок, являющийся предметом спора, в связи с чем у истца также отсутствует право на обращение в суд с данным иском.

Также, по мнению ответчика, вывод суда первой инстанции том, что аттракционы, которые просит демонтировать истец, расположены в Дендрологическом парке незаконно и нарушают права истца в части управления особо охраняемой природной территорией, является ошибочным, поскольку управление Дендрологическим  парком это не право, а делегированные государственные полномочия Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым. Кроме того, ответчик отмечает, что правомерность нахождения на территории Дендропарка аттракционов была предметом рассмотрения по делу №А83-13416/2017, на основании чего полагает, что переоценка судом первой инстанции указанных обстоятельств является существенным нарушением процессуального права. Апелляционная жалоба также мотивированна тем, что предметом спора по данному делу является земельный участок, а именно освобождение земельного участка, в связи с чем, снос недвижимых объектов является способом исполнения судебного акта, а потому статья 222 ГК РФ не может быть применена при разрешении данного спора. Как указал ответчик, суд также необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства о приостановлении производства по делу. Таким образом, истец полагает, что судом дана ненадлежащая оценка доказательствам, которые содержатся в материалах дела, а выводы, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2019 апелляционная жалоба ООО «Парк Развлечений», принята к производству суда апелляционной инстанции.

28.02.2019 от Государственного автономног  бюджетного   учреждения Республики  Крым  «Управление  особо  охраняемыми  территориями  Республики  Крым» поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указывает на то, что Распоряжение Совета Министров Республики Крым от 05.02.2015 №69-р «Об утверждении Перечня особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Крым» утвержден Перечень особо охраняемых природных территорий, в соответствии с которым «Евпаторийский Дендрологический парк» является особо охраняемой природной территорией. Согласно Распоряжения от 05.02.2015 №69-р, осуществление охраны и управление осуществляет ГАУ, собственником земельного участка является Республика Крым. Таким образом, в соответствии с положениями статей 304, 305 ГК РФ, ГАУ имеет законные полномочия по защите нарушенных прав владения. Кроме того, ГАУ отмечает, что поскольку договор аренды земельного участка истек в 2016 году и на 4 объекта, расположенных на земельном участке, Обществом не предоставлено правоустанавливающих документов, такие объекты находятся на земельном участке незаконно и подлежат  демонтажу. Согласно Договора о сотрудничестве от 25.04.2017, заключенного между истцом и ответчиком, использование территории Дендропарка возможно только в экспозиционной зоне, однако в связи с тем, что такая территория в установленном порядке не определена, нахождение объектов Общества не регламентировано режимом охраны Дендропарка. Кроме того, указанный договор о сотрудничестве от 25.04.2017 был признан недействительным решением Арбитражного суда Республики Крым от 13.09.2018 по делу №А83-680/2018. Учитывая изложенное,  просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

07.03.2019 от Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором Министерство указывает на то, что в силу принятых нормативных правовых актов Республики Крым, полномочия по управлению территорией Дендропарка, который расположен на земельном участке, являющемся собственностью Республики Крым, возложены на ГАУ, в связи с чем, данное лицо является надлежащим истцом по настоящему делу. Кроме того, учитывая, отсутствие договорных отношений, а также режим особо охраняемых природных территорий, в соответствии с положениями Закона №33-ФЗ от 14.03.1995 «Об особо охраняемых природных территориях», Закона №5-ЗРК/2014 «Об особо охраняемых природных территориях Республики Крым», нахождение объектов, используемых Обществом, не регламентировано режимом охраны Дендропарка.

В своих пояснениях к апелляционной жалобе от 01.04.2019 и 03.04.2019 ООО «Парк Развлечений» отмечает, что спорные аттракционы были установлены в соответствии с Проектом организации территории, охраны и использования Дендропарка от 27.06.2003, которое на сегодняшний день является действующим, в соответствии с выданной разрешительной документацией.   Кроме того, согласно пункта 4.7 Положения о Евпаторийском Дендрологическом парке, принятом Постановлением Совета Министров Республики Крым от 10.04.2017 №187, на территории Дендропарка разрешается хозяйственная деятельность, не противоречащая данному положению. Таким образом, по мнению ответчика, аттракционы размещены на территории Дендропарка на законном основании. А учитывая наличие разрешительной документации на все аттракционы, а также отсутствие доказательств нарушения Обществом сохранности флористического покрова, доводы истца являются несостоятельными. Кроме того, постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 23.08.2017 по делу №А83-4251/2016 при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности, суд кассационной инстанции установил отсутствие наступления последствий от каких-либо видов деятельности осуществляемых Обществом на момент проверки и приведших к негативным изменениям качества окружающей среды, а также к деградации и уничтожению природных объектов, находящихся под особой охраной.

29.05.2019 от Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым поступили письменные пояснения, в которых Минимущество указывает на то, что нахождение и использование Обществом объектов на особо охраняемой природной территорий в отсутствие законных и договорных оснований является нарушением действующего законодательства.

В судебном заседании 30.05.2019 представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, а также пояснениях к жалобе. Представители истца и третьих лиц, относительно удовлетворения апелляционной жалобы возражали, по основаниям, изложенным в отзывах на апелляционную жалобу.

Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2019, по основаниям, предусмотренным статьей 163 АПК РФ, в судебном заседании был объявлен перерыв до 06.06.2019.

В судебное заседание 06.06.2019 представители лиц, участвующих в деле, не явились, надлежащим  образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе путем опубликования указанной информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", с учетом положений части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязывающих участников арбитражного процесса после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимать меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи, в связи с чем, суд  на основании  ст. ст. 121, 123, 156, 266  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотрение апелляционной жалобы в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, ООО «Парк развлечений» (ОГРН <***>) привело свои учредительные документы в соответствие с требованиями законодательства  Российской Федерации, с указанием данных о  его предыдущей регистрации 12.09.2001, регистрационный номер 31539765.

Из материалов дела следует, что 29 декабря 2001 года между Городским советом народных депутатов г. Евпатории и  ООО  «Парк  развлечений»  был  заключен  договор  на  право  временного  пользования землей, в соответствии с пунктом 1.2  которого обществу  на  условиях временного  пользования  был предоставлен земельный  участок площадью  32171  кв.м.  сроком  на  пятнадцать  лет для обслуживания Парка местного значения «Евпаторийский дендрологический парк».

Решением  Хозяйственного  суда  АРК  от  29.05.2008  по  делу  №2-16/4281  было прекращено   право   собственности   территориальной   громады   города   Евпатории   и признано право собственности ООО «Парк развлечений» на все объекты недвижимости, расположенные на территории дендрологического парка.

Согласно  выписке  из  Единого  государственного  реестра  прав  на  недвижимое имущество  и  сделок  с  ним,  на  основании  решения  суда  от  29.05.2008  за  обществом зарегистрировано право собственности на кафе-бар площадью 392,90 кв.м.

В ходе рассмотрения дела ответчик  представил  свидетельства  о  государственной  регистрации права от 26.02.2016, 26.04.2016, 26.02.2016, 26.04.2016, 11.07.2016,  06.06.2016, 29.02.2016, 29.02.2016, 06.05.2016, согласно которым на основании  указанного решения суда, а также решения Хозяйственного суда АР  Крым  от  20.09.2005, за  ним  зарегистрировано право  собственности  на  крокодилярий  с  теплицей  площадью  298  кв.м.,  систему водоснабжения с  установкой 13  колодцев, подсобное помещение площадью 85,50 кв.м., подсобное помещение  площадью  212,70  кв.м.,  административное  здание  площадью 32,10  кв.м.,  собачатник  площадью  11,80  кв.м.,  уборная  площадью  17,60  кв.м.,  уборная площадью  5,20  кв.м.,  система  электрооборудования с установкой 24 столбов - опорыосвещения,  электрораспределительной  подстанции  и  прожекторной  башни  площадью 4,90 кв.м. и протяженностью 950.0000 м.

Дополнительным  решением  Хозяйственного  суда  АРК  от  20.09.2011  за  ООО «Парк  развлечений»  было  признано  право  собственности  на  зеленые  насаждения: деревья лиственные 243 шт., деревья хвойные –802 шт., кустарники -тип лиственные –1372 шт., кустарники тип хвойные –104 шт., розы –7 шт. общей стоимостью 236362,32 гривны,  которые  растут  на  территории  Евпаторийского  дендрологического  парка  с компенсацией Евпаторийскому городскому совету стоимости этих зеленых насаждений.

Указанные  обстоятельства  также  установлены  решением  Арбитражного  суда Республики  Крым  по  делу  №А83-13415/2017,  оставленным  без  изменения  судебными актами вышестоящих инстанций.

Согласно представленным в материалы дела кадастровым паспортам, собачатнику площадью 11,80 кв.м. присвоен кадастровый номер 90:18:010114:170, а крокодиляриуму с теплицей, площадью 298 кв.м., присвоен кадастровый номер 90:18:010114:165.

20 июня 2016 года в адрес Министра экологии и природных ресурсов Республики Крым ФИО5 поступило заявление ФИО6 о нарушении ООО «Парк развлечений» требований действующего законодательства, выразившегося в расположении  на  территории  дендрологического  парка аттракционов и  увеселительных сооружений,  чем  нарушены  требования  Федерального  закона  №33-ФЗ.

Вследствие поступления указанной жалобы,  на  основании  приказа  Министерства  экологии и природных ресурсов Республики Крым от  31.05.2016  №948  по  согласованию  с  Прокуратурой Республики  Крым от 31.05.2016 в отношении ООО  «Парк  развлечений»  была  проведена внеплановая выездная проверка.

По    результатам    внеплановой    выездной    проверки    08    июня    2016    года Министерством  экологии  и  природных  ресурсов  Республики  Крым  составлен   акт проверки,  в  котором  зафиксированы  нарушения  ч.  1  ст.  29  Федерального закона  №33-ФЗ,  п.  2  ст.  50  Федерального  закона  от  10.01.2002  №7-ФЗ  «Об охране  окружающей  среды»  (далее – Федеральный  закон  №7-ФЗ),  выразившиеся  в размещении  на  территории  Евпаторийского  дендрологического  парка  регионального значения  на  пересечении  улиц  Пушкина-Фрунзе-Кирова  развлекательных  сооружений (аттракционов) в количестве 20 шт. общей площадью 3 251 кв.м. При этом аттракционы в количестве 10 шт. расположены на плиточном покрытии площадью 1 647,5 кв.м. (1 шт. набетонированной  площадке  82,5  кв.м.  и  9  шт.  на  открытом  грунте  площадью  1 521,00 кв.м.).  На  участке  площадью  8  250,00  кв.м.  ведутся  строительные  работы,  а  именно: заливаются бетоном пешеходные  дорожки,  устанавливаются  ограждения и  сооружения. На момент проверки забетонировано 2 750,00 кв.м территории Евпаторийского дендрологического парка регионального значения, что составляет 8,54% от общей площади парка, выявлено уничтожение насаждений. Неотъемлемой частью акта проверки является фототаблица от 08.06.2016.

Факт ознакомления уполномоченного представителя Общества  (ФИО7,  директор)  с  данным  актом  подтверждается  соответствующей отметкой на нем.

08.06.2016 консультантом Отдела экологического надзора г. Евпатории, пгт.Черноморское и Черноморского района Управления экологического надзора  Западно-Крымского региона - государственным инспектором Республики Крым в области  охраны окружающей  среды  ФИО8 в отношении  общества  вынесено  предписание  №19 об  устранении  нарушения законодательства в  области  охраны  окружающей  среды  и нарушений природоохранных требований.

Согласно  предписанию  №19  Министерством  экологии  и  природных  ресурсов Республики Крым ООО «Парк развлечений» предписано прекратить проведение строительных работ на территории Евпаторийского дендрологического парка до получения разрешительной документации на проведение данных работ. Срок  исполнения   - немедленно  с  момента получения данного предписания.

В  дальнейшем, в  отношении  ООО  «Парк  развлечений»,  в  связи  с  наличием  в действиях общества признаков  состава  административного  правонарушения,    вынесено постановление о назначении административного наказания № 003420, 003421-263/99, 100, согласно которому заявитель признан виновным в совершении правонарушения в области охраны  окружающей  среды  и  природопользования/в  области  охраны  собственности, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 8.6 и ст. 8.39 КоАП РФ, выразившегося в нарушении установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на особо охраняемой территории регионального значения «Евпаторийский дендрологический парк», а также выразившееся в уничтожении плодородного слоя почвы, а равно порче земель в результате размещения развлекательных сооружений и проведения строительных работ по оборудованию пешеходных дорожек, в связи с чем назначено  административное  наказание  в  виде административного штрафа в размере 400 000,00 руб.  

Не согласившись с указанным постановлением, ООО  «Парк  развлечений» обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с соответствующим заявлением (дело № А83-4251/2016)

Судебными  актами  по  делу №А83-4251/2016 установлено  наличие  состава  правонарушения  в  действиях  общества,  однако постановление  о  привлечении  к  административной  ответственности  отменено  в  связи  с грубым нарушением порядка привлечения к административной ответственности, что является самостоятельным основанием для отмены оспариваемого постановления.

Решением Арбитражного  суда  Республики  Крым  от 02 мая   2017   года  по  делу  №А83-6154/2016 требования Общества с ограниченной ответственностью «Парк развлечений» удовлетворены, признано недействительным предписание №19 от 08.06.2016 Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым об устранении   нарушений   законодательства   в   области   охраны   окружающей   среды   и нарушений природоохранных требований.

Также  в  материалы  дела  представлены  кадастровые  паспорта,  из  которых следует, что в 2006 году ООО «Парк развлечений» были установлены аттракционы, а  именно: «Камикадзе» площадью 83,7 кв.м, кадастровый номер 90:18:010113:26, аттракцион «Автодром» площадью 367   кв.м., кадастровый номер 90:18:010113:34, аттракцион «Цепочная карусель» площадью 274,3 кв.., кадастровый номер 90:18:010113:35 и аттракцион «Горки» площадью 434,9  кв.м., кадастровый номер 90:18:010113:33.

Решением Арбитражного суда Республики Крым от 08 февраля 2018 года по делу №А83-13416/2017 установлено,  что Симферопольским  межрайонным  природоохранным  прокурором старшим советником юстиции Д.А. Стадник проведена проверка, по результатам которой в отношении ООО «Парк развлечений» было вынесено Представление об устранении нарушений закона от 29.06.2017, исх. №07-03-2017.

Так, в ходе обследования территории Дендропарка  установлено, что  она фактически используется   ООО   «Парк   развлечений»,   разделена   на   две   части   забором   на функциональные   зоны.   На   территории   Дендропарка   расположено   14   объектов капитального  строительства.  В  отношении  10  объектов,  общей  площадью  1061,7  кв.м. предоставлены свидетельства о государственной регистрации права собственности ООО «Парк   развлечений»,   а   на   4   аттракциона   документы,   подтверждающие   право собственности или пользования не предоставлены; основания,  предоставляющие  ООО  «Парк  развлечений»  права  на  земельный участок  с  кадастровым  номером  90:18:010113:17  площадью  3,1965  га  отсутствуют, поскольку   действие   Договора,   заключенного   29.12.2001   между   Евпаторийскимгородским  советом  и  ООО«Парк  развлечений»,  истекло  29.12.2016,  а  нахождение  на указанном земельном участке 10 объектов недвижимости общей площадью 1067,7 кв.м., принадлежащих   ООО   «Парк   развлечений»,   указывает   только   на   возможность предоставления  последнему  земельного  участка  с особенностями,  установленными  ст. 39.20 ЗК РФ в размере необходимом для обслуживания данных объектов; использование  территории  Дендропарка,  в  том  числе  в  целях  рекреации,  на условиях  Договора  о  сотрудничестве  от  25.04.2017,  заключенном  между  ООО  «Парк развлечений»  и  ГАУ  РК  «УООПТ  РК»,  с  учетом  п.  4.8.1  Положения  о  Дендропарке возможно  исключительно  в  экспозиционной  зоне.  Однако в  связи  с  тем,  что  территория данной и иных зон в установленном порядке не определены, нахождение объектов,  используемых  ООО  «Парк  развлечений»,  не  регламентировано  режимом охраны Дендропарка.

На   основании   вышеизложенного,   Представлением   от   29.06.2017   прокурор потребовал принять в течение месяца со дня вынесения представления конкретные меры по  устранению  допущенных  нарушений  законодательства,  их  причин  и  условий,  им способствующих,  в  том  числе  путем  обеспечения  режима  особой  охраны  Дендропарка, исключении  фактов  использования  земельных  участков  при  отсутствии  документов, предусмотренных  ст.  26  Земельного кодекса РФ,  а  также  урегулированию  вопросов  землепользования  в отношении  объектов  недвижимости  в  порядке,  предусмотренном  ст.  39.20  Земельного кодекса РФ  и иными нормами законодательства.

24.04.2017 за  исх.  №01.1-15/325  ГАУ   РК «Управление   особо   охраняемыми   природными территориями Республики   Крым» обратилось  к  ООО  «Парк  развлечений» с требованием о сносе  незаконно  размещенных объектов на особо охраняемой природной территории.

25.04.2017 между  Государственным  автономным  учреждением  Республики  Крым «Управление особо   охраняемыми  природными  территориями  Республики  Крым»  и ООО  «Парк  развлечений»  заключен  договор  о сотрудничестве,  предметом  которого  является  урегулирование  взаимоотношений  сторон при  реализации  права  содержания  и  пользования  Дендропарком,  внесенным  в  перечень особо охраняемых территорий регионального значения.

Решением Арбитражного суда Республики Крым от 13 сентября 2018 года по делу №А83-680/2018  указанный  договор  был  признан  недействительным.  Решение  суда  взаконную силу не вступило.

При  этом,  как  усматривается  из  данного  договора,  право  размещения  на  особо охраняемой   природной   территории   объектов,   в   том   числе   аттракционов,   данным договором не предусмотрено.

Полагая  размещение  объектов  на  указанной  территории  незаконным,  ГАУ  РК «Управление   особо   охраняемыми   природными   территориями   Республики   Крым» обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с настоящим исковым заявлением.

Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Особо  охраняемые  природные  территории - участки  земли,  водной  поверхности  и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное,  научное,  культурное,    эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

Отношения в  области  организации,  охраны  и  использования  особо  охраняемых природных  территорий   в   целях   сохранения   уникальных   и   типичных   природных комплексов   и   объектов,   достопримечательных   природных   образований,   объектов растительного  и  животного  мира,  их  генетического  фонда,  изучения  естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения  урегулированы Федеральным  законом  № 33-ФЗ.

Положениями частей 1-4 статьи 28 Федерального закона №33-ФЗ дендрологические  парки  и  ботанические  сады являются особо охраняемыми природными территориями, созданными для формирования специальных   коллекций   растений   в   целях   сохранения   растительного   мира  и  его разнообразия. Природные ресурсы и недвижимое имущество, расположенные в границах дендрологических парков и ботанических садов, ограничиваются в гражданском обороте, если  иное  не  предусмотрено  федеральными  законами.  Управление  дендрологическими парками  и  ботаническими  садами  осуществляется  уполномоченными  Правительством Российской   Федерации   федеральными   органами   исполнительной   власти,   органами исполнительной  власти  субъектов  Российской  Федерации  и  подведомственными  им государственными учреждениями, а также государственными научными организациями и государственными  образовательными  организациями  высшего  образования.  Земельные участки  и  лесные  участки  в  границах  дендрологических  парков  и  ботанических  садов предоставляются    государственным     учреждениям,    осуществляющим     управление дендрологическими   парками   и   ботаническими   садами,   в   постоянное   (бессрочное) пользование.

Распоряжением  Совета  министров  Республики  Крым  от  19.10.2015  № 981-р  «О создании  Государственного  автономного  учреждения  Республики  Крым  «Управление особо    охраняемыми   природными   территориями   Республики   Крым» управление дендропарком «Евпаторийский  дендрологический  парк»  возложено на  Государственное автономное учреждение Республики Крым «Управление особо охраняемыми природными территориями Республики Крым».

Согласно  статье  2  Федерального  закона  от  03.11.2006  №174-ФЗ  «Об  автономных учреждениях»,  п.  1.4  Устава  ГАУ  РК  «Управление  особо охраняемыми  природными территориями Республики Крым» ГАУ РК «УООПТ» является автономным учреждением - некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ и оказания услуг в целях осуществления  предусмотренных  законодательством  Российской  Федерации  полномочий органов государственной власти.

Таким  образом,  судебная коллегия  приходит  к  выводу  о  подачи  настоящего  иска  надлежащим истцом.

Пунктом 2 Распоряжения Совета Министров Республики Крым от 30 августа 2016 года №1014-р были внесены изменения в приложении к распоряжению в пункте 54слова "Ландшафтно-рекреационный  парк "Битак" (55 га)" заменить словами "Дендрологический парк "Евпаторийский дендрологический парк" (3,2 га).

Частью 6 статьи 28 Федерального закона №33-ФЗ  регламентировано, что Положение о дендрологическом парке и ботаническом саде регионального значения утверждается решением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением  Совета  Министров  Республики  Крым  от  10  апреля  2017  года №187  утверждено  Положение о дендрологическом парке регионального   значения Республики Крым "Евпаторийский дендрологический парк" (далее – Положение).

Частью 1 ст. 29 Федерального закона  №33-ФЗ определено,  что на территориях  дендрологических парков и  ботанических садов запрещается всякая деятельность, не связанная с выполнением их задач и влекущая за собой нарушение  сохранности  флористических  объектов,  что  корреспондируется  с  п. 4.1 Положения.

Пунктом  4.2  Положения  регламентировано,  что  на  территории  Дендропарка запрещается  хозяйственная  и  иная  деятельность,  не  связанная  с  выполнением  их  задач  и влекущая   за   собой   нарушение   сохранности   флористических   объектов,   а   именно: проведение геологоразведочных работ, поиск и   добыча полезных   ископаемых, деятельность, влекущая за собой нарушение почвенного  покрова  и изменение гидрологического режима, за исключением деятельности, связанной с функционированием  Дендропарка,  выделение  и  предоставление  земельных  участков  из состава     земель     Дендропарка,     строительство     дорог,     трубопроводов,     линий электропередачи,   а   также   строительство   и   эксплуатация   хозяйственных   и   жилых объектов,   за   исключением   объектов   рекреационной   инфраструктуры,   музеев   и информационных   центров   и   иных   объектов,   связанных с   функционированием Дендропарка, проведение рубок древесно-кустарниковой растительности, за исключением рубок,   необходимых   при   проведении   мероприятий   по   уходу   за   растениями   и реконструкции  отдельных  частей  экспозиции  Дендропарка,  повреждение  и  уничтожение растений, сбор растений, их частей и плодов, мхов, грибов и лишайников, за исключением случаев,  предусмотренных  настоящим  Положением,  деятельность,  влекущая  за  собой нарушение  условий  обитания  и  беспокойство  объектов  животного  мира,  нахождение  на территории Дендропарка с  животными,   за   исключением   случаев, связанных с обеспечением  охраны  территории  Дендропарка,  пускание    палов,  выжигание растительности, организация туристских стоянок, разведение костров,   засорение территории,  организация  зрелищных  мероприятий за  пределами специально предусмотренных для этого мест, нахождение с огнестрельным,  пневматическим  и метательным оружием, в том числе с охотничьим огнестрельным оружием в собранном и разобранном виде,  капканами  и  другими  орудиями  охоты,  а  также с продукцией добывания объектов животного мира  и орудиями добычи  (вылова)  водных  биоресурсов, кроме случаев, связанных с проведением  мероприятий  по государственному  надзору  в области охраны и использования территории Дендропарка уполномоченными должностными лицами, создание объектов размещения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, за исключением временного  складирования бытовых  отходов на срок не  более  шести  месяцев  в  местах,  специально  определенных  ГАУ  РК  "УООПТ  РК"  и обустроенных в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования, мойка транспортных средств, въезд, движение и стоянка автомототранспортных средств, за исключением служебного транспорта, транспорта государственных природоохранных и других уполномоченных органов, пожарных машин, медицинской помощи, а также случаев, связанных с функционированием Дендропарка и уничтожение и повреждение  аншлагов,  шлагбаумов, стендов, граничных столбов и других информационных знаков и указателей, оборудованных экологических троп и мест отдыха, объектов садово-парковой архитектуры, строений, сооружений и иного имущества, нанесение надписей и знаков на деревья и любые объекты на территории Дендропарка.

Судом  установлено,  что  земельному  участку  площадью 31965 кв.м.  +/-63  кв.м., присвоен кадастровый номер №90:18:010113:17.

Из выписки о земельном  участке следует, что аттракцион  «Камикадзе» площадью 83,7  кв.м.,  кадастровый  номер  90:18:010113:26,  аттракцион  «Автодром»  площадью  367 кв.м.,  кадастровый  номер  90:18:010113:34,  аттракцион  «Цепочная  карусель»  площадью 274,3  кв.м.,  кадастровый  номер  90:18:010113:35  и  аттракцион  «Горки»  площадью  434,9 кв.м., кадастровый номер 90:18:010113:33 расположены в границах земельного участка.

Указанное обстоятельство сторонами не оспаривалось и подтверждается надлежащими и допустимыми доказательствами, приложенными к материалам дела.

Перечисленными судебными актами, множественными проверками государственных и надзорных органов, а также представленной в материалы дела истцом фототаблицей  подтверждается, что ООО «Парк развлечений»  использует  перечисленные объекты на особо охраняемой природной территории.

На основании  изложенного,  суд  приходит  к  выводу,  что  аттракционы,  которые просит  демонтировать истец,  расположены  в  дендрологическом  парке  незаконно    и нарушают права истца в части управления особо охраняемой природной территорией.

Утверждение ответчика, что аттракционы были установлены в соответствии с договором аренды земли от 29.12.2001, судом в силу установленных в решении Арбитражного суда Республики Крым от 28.02.2018 по делу №А83-13415/2017 обстоятельств во внимание не принимаются.

Доводы ответчика относительно того, что  иск о демонтаже  аттракционов может быть предъявлен только собственником земельного участка подлежат отклонению, поскольку судом установлено, что именно на истца возложена обязанность по управлению и обеспечению сохранности особо охраняемыми природными  территориями, в  связи  счем  нахождение перечисленных  объектов  в  силу  норм  материального  права, является незаконным.

При этом судебная коллегия приходит к выводу, что иск заявлен по основаниям незаконности размещения объектов именно на особо охраняемой территории дендропарка, которую истец просит освободить,  земельный участок с кадастровым номером 90:18:010113:17 указан для идентификации места расположения дендропарка.

В части отказа в удовлетворении заявленных требований о сносе объектов – крокодиляриум  с теплицей 2003 года постройки площадью 298 кв.м, кадастровый номер 90:18:0101114:165 и собачатник 2003 года постройки площадью 11,8 кв.м, кадастровый номер 90:18:0101114:170, выводы суда первой инстанции являются правомерными, поскольку с учетом положений статьи 222 ГК РФ истцом  не  соблюден  порядок  и  правовые механизмы признания капитальных объектов недвижимости самовольными. Восстановление  прав  собственника  земельного  участка  может  быть  реализовано  в исковом  порядке  с  соблюдением  требований  действующего  законодательства  в  части признания таких строений самовольными постройками.

С учетом изложенного, в удовлетворении иска в данной части судом первой инстанции отказано правомерно.

Судебная коллегия отмечает, что отказывая в удовлетворении ходатайства ответчика  о  приостановлении  производства  по  данному  делу  до  вступления  в  законную силу судебного акта по делу №А83-15150/2018, в котором Администрация  города Евпатории  Республики  Крым  обратилась  к  Министерству  имущественных  и  земельных отношений  Республики  Крым,  Совету  министров  Республики  Крым,  Министерству экологии и природных ресурсов Республики Крым, при участии в деле в качестве третьих лиц, не  заявляющих  самостоятельных  требований  относительно  предмета  спора – МКУ «Департамент  имущественных  и  земельных  отношений  администрации г. Евпатории Республики Крым; Общества с ограниченной  ответственностью  «Парк  развлечений», Государственного   автономного   учреждения   Республики  Крым  «Управление   особо охраняемыми   природными   территориями   Республики   Крым»   о   признании   права собственности  муниципального  образования  городской округ Евпатория на земельный участок с кадастровым номером 90:18:010113:17, площадью 3 2171 кв.м., расположенный по адресу: <...>, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что предметом  спора  по делу №А83-15150/2018 является  установление  собственника  земельного участка,  при  этом,  в  данном  деле  судом  рассматриваются  требования  об  освобождении земельного участка как дендрологического парка, в связи с чем, учитывая основания иска, установление   собственника   объекта   недвижимости   преюдициального   значения   для рассмотрения дела по существу не имеет.На  основании   чего   в   удовлетворении ходатайства ответчика о приостановлении производства по делу отказано правомерно.

Коллегия судей полагает, что иные доводы подателя апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.

Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено.

Таким образом, по результатам рассмотрения апелляционной жалобы установлено, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела и дал им правильную оценку и не допустил нарушения норм материального и процессуального права.

При таких обстоятельствах, коллегия судей полагает, что апелляционная жалоба Общества с ограниченной ответственностью «Парк Развлечений» на решение Арбитражного суда Республики Крым от 11.12.2018 по делу №А83-15771/2017, удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,           

                                                         постановил:

решение Арбитражного суда Республики Крым от 11 декабря 2018 года по делу №А83-15771/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Парк Развлечений» - без удовлетворения. 

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                                               Н.И. Сикорская

Судьи                                                                                                           И.В. Евдокимов

Е.А. Остапова