ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 21АП-498/2022 от 11.02.2022 Двадцати первого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-74-95

E-mail: info@21aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Севастополь                                                            Дело № А83-581/2022

15 февраля 2022 года     

Резолютивная часть постановления объявлена 11.02.2022

Постановление изготовлено в полном объеме  15.02.2022

Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Кравченко В.Е., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой И.Д.,

в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени судебного разбирательства,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФИО1 на определение Арбитражного суда Республики Крым от 20 января 2022 года о возвращении искового заявления по делу № А83-581/2022 по заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым, о понуждении совершить определенные действия,

установил:

В Арбитражный суд Республики Крым от ФИО1 (далее – заявитель, ФИО1) поступило исковое заявление к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым (далее – Управление) «О вынесении определения в адрес Управления о выдаче справки для признания банкротом, об отмене обременений и реструктуризации долга по части 1 статьи 382 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) и главы 24 ГК РФ (применении статьи 416 ГК РФ «Прекращение обязательства невозможностью исполнения»). Ходатайство об истребовании доказательств, ходатайство о предварительном судебном заседании, ходатайство об освобождении от уплаты госпошлины (Налоговый кодекс Российской Федерации, статья 333.20.2)», в просительной части которого содержались следующие требования:

1) В соответствии со статьей 138 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ, пункт 1) провести предварительное судебное заседание в целях уточнения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

2) В случае если суд считает необходимым запросить Управление пограничного контроля Пограничной службы ФСБ России, в том числе по электронным каналам связи об инциденте;

3) В соответствии со статьей 63 КАС РФ истребовать (в том числе в электронной форме для соблюдения сроков) у ответчика постановления: запрет на выезд из Российской Федерации, связанные с ним исполнительные производства, арест банковских счетов заявителя, и др.

4) Запросить в Управлении копии перечисленных в иске исполнительные листы по долгам банков ФИО1

5) Соблюдать пункт 1 статьи 200 АПК РФ и часть 3 статьи 226 КАС РФ: административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя рассматриваются судом в срок, не превышающий десяти дней со дня поступления административного искового заявления в суд.

6) Принудить приставов ОСП вручать лично под расписку все запреты, постановления, решения и т.п.

7) Принудить ОСП обратить взыскания на имущество должника, находящееся у третьих лиц, обязать судебного исполнителя по г. Ялта арестовать имущество «БАНКА КРЕДИТ ДНЕПР» - г. Ялта, пгт. Никита, ул. Южнобережное шоссе, дом № 62 по исполнительному листу ФС-001742707 на 1 862 151,11 руб. по решению Симферопольского городского суда от 13.08.2015 по делу № 2-1991/2015, переданному 17.06.2020 для исполнения в ОСП по Киевскому району г. Симферополя.

8) Принудить ОСП к исполнению статьи 75 Обращение взыскания на имущественные права (исп. листы) Принудить ФССП к выплате заявителю денег по вышеперечисленным исполнительным листам, сообщить их судьбу и точное местонахождение.

9) Принудить ОСП прекратить конкретное исполнительное производство, вызвавшее запрет на выезд и все другие по взысканию с ФИО1, руководствуясь статьей 416 ГК РФ. Остановить, закрыть и вернуть взыскателю исполнительные производства по взысканию с ФИО1 по пунктам 3, 4 части 1 статьи 46; пункту 3 части 1 статьи 47; статьям 6, 14 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон 229-ФЗ).

10) Принудить ОСП снять аресты со всех банковских счетов. Вернуть деньги, снятые с банковского счета ФИО1 в АО «ГЕНБАНК» г. Симферополя.

11) Принудить ОСП снять ограничение на выезд из РФ, как абсолютно бессмысленное.

12) Немедленно известить о снятии ограничения выезда Управление пограничного контроля организационного департамента Пограничной службы ФСБ России, в том числе по электронным каналам связи.

13) Немедленно выдать должным образом оформленную справку для предоставления в МФЦ о возникших у ФИО1 по вине ФССП РФ долгах, где ФИО1 является взыскателей для признания банкротом (составить полный список кредиторов по утвержденной в соответствии с абзацем четвертым пункта 3 статьи 213.4 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон № 127-ФЗ) и в связи с этим приостанавливать все исполнительные производства в отношении ФИО1 (статьи 40, 47, 69, 96 Закона № 229-ФЗ) до завершения процедуры банкротства ФИО1 как физического лица согласно Закону № 127-ФЗ.

14) Обязать ФССП немедленно известить ФИО1 о достижении общей суммы долга равной 50 тыс. рублей по всем подразделениям ФССП РФ для передачи дела о банкротстве как физического лица в арбитражный суд согласно Закону № 127-ФЗ.

15) Освободить от уплаты госпошлины.

16) В случае если не удастся достичь мирового соглашения - взыскать компенсацию морального вреда – 10 000 руб. 00 коп., расходы по оплате государственной пошлины, материальный ущерб в размере 3 000 руб. (50 евро) за каждый утраченный оплачиваемый рабочий день, начиная со дня вынесения запрета на выезд из Российской Федерации до дня поступления отмены запрета на пограничные пункты РФ

17) Не использовать для пересылки решений суда и повесток «Национальную Почту».

18) В рамках сводного производства собрать все исполнительные листы по взысканию с ФИО1 и в его пользу у одного пристава в межрайонном отделении по исполнению особых производств, либо ОСП по Киевскому району г. Симферополя.

19) Обязательно извещать о решениях суда и о судебном заседании как по электронной почте 3mate@rambler.ru, так и по тел. <***>.

Определением Арбитражного суда Республики Крым от 20.01.2022 на основании пункта 1 части 1 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), вышеуказанное заявление возвратил заявителю, так как суд пришел к выводу о неподсудности данного дела Арбитражному суду Республики Крым и его подсудности суду общей юрисдикции.

Не согласившись с указанным определением суда первой инстанции, ФИО1 обратился в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение которым удовлетворить его требования, обязать Управление немедленно выдать должным образом оформленную справку для предоставления в МФЦ о возникших у ФИО1 по вине ФССП РФ долгах, где ФИО1 является взыскателем для признания банкротом (составить полный cписок кредиторов по утвержденной в соответствии с абзацем четвертым пункта 3 статьи 213.4 Закона № 127-ФЗ форме), и в связи с этим приостанавливать все исполнительные производства в отношении ФИО1 (статьи 40, 47, 69, 96 Закона № 229-ФЗ) до завершения процедуры банкротства ФИО1 как физического лица согласно Закону № 127-ФЗ.

В апелляционной жалобе ФИО1 указывает на то, что возврат заявления мотивирован общими фразами, из которых не усматриваются причины отклонения искового заявления.

Основные доводы апелляционной жалобы сводятся к следующему:

- апеллянт указывает, что судом сделан ошибочный ввод о том, что предметом обжалования являются решения, действия/бездействие, связанные с исполнительным производством по исполнению исполнительных листов, выданных судом общей юрисдикции, тогда как действительной причиной обращения в суд, был указанный в пункте 13 многократный отказ в выдаче справки, необходимой ему для признания банкротом. Поскольку заявления гражданина о признании банкротом рассматривается арбитражными судами, полагает, что заявление подсудно арбитражному суду;

- также апеллянт указывает на то, что требования, которые подлежат рассмотрению по правилам ГПК РФ, изложены для сведения.

Одновременно заявитель ходатайствовал о восстановлении процессуального срока подачи апелляционной жалобы.

Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2022 апелляционная жалоба принята к производству. Одновременно судом признано безосновательным заявление о восстановлении срока на апелляционное обжалование, учитывая отсутствие факта пропуска срока.

Информация о принятии апелляционных жалоб к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 АПК РФ).

На основании абзаца 2 пункта 2 статьи 272 АПК РФ апелляционная жалоба на определение арбитражного суда первой инстанции рассматривается судьей арбитражного суда апелляционной инстанции единолично.

Рассмотрев материалы, приложенные к заявлению и оценив доводы апелляционной жалобы, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены определения суда первой инстанции от 20.01.2022, исходя из следующих мотивов.

По смыслу взаимосвязанных положений статей 4, 27 и 127 АПК РФ при решении вопроса о принятии искового заявления к производству судья арбитражного суда проверяет, относится ли его рассмотрение к подсудности арбитражного суда. Установив, что дело неподсудно данному арбитражному суду или отнесено к ведению Верховного Суда Российской Федерации, суда общей юрисдикции, арбитражный суд на основании пункта 1 части 1 статьи 129 АПК РФ возвращает исковое заявление.

Возвращая заявление, суд первой инстанции исходил из отсутствия доказательств того, что ФИО1 на дату обращения в Арбитражный суд Республики Крым (13.01.2022) обладал статусом индивидуального предпринимателя и/или спор отнесен к подсудности арбитражного суда. В частности, суд первой инстанции сослался на разъяснения, содержащиеся в абзаце 1 пункта 4, пункте 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» (далее – Постановление № 50).

Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции исходя из следующего.

В соответствии со статьей 1 АПК РФ правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности осуществляется арбитражными судами в Российской Федерации, образованными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом, путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, по правилам, установленным законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах.

Арбитражный суд возвращает исковое заявление согласно с пунктом 1 части 1 статьи 129 АПК РФ, если при рассмотрении вопроса о принятии заявления установит, что дело неподсудно данному арбитражному суду или подсудно суду общей юрисдикции.

Данная норма направлена на реализацию права на судебную защиту.

В соответствии со статьей 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и статьей 14 Международного пакта о гражданских и политических правах и частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации право каждого на судебную защиту, обеспечиваемое путем рассмотрения его дела законным, независимым и беспристрастным судом, предполагает, что рассмотрение дел должно осуществляться законно установленным, а не произвольно выбранным судом; признание же суда законно установленным требует, чтобы его компетенция по рассмотрению данного дела определялась законом.

В силу части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

Подсудность дел предполагает установление законом разграничения как предметной компетенции, в том числе между судами общей юрисдикции и арбитражными судами, так и в рамках каждого вида юрисдикции - для определения конкретного суда, уполномоченного рассматривать данное дело.

Несоблюдение установленной федеральным законодателем подсудности дел нарушает конституционное предписание о законном суде, а через это - и само право на судебную защиту.

Рассмотрение дела вопреки правилам о подсудности не отвечает требованию справедливого правосудия, поскольку суд, не уполномоченный на рассмотрение данного конкретного дела, по смыслу статей 46 и 47 Конституции Российской Федерации, не является законным судом, принятые же в результате такого рассмотрения судебные акты не могут признаваться реально обеспечивающими права и свободы (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 21.01.2010 № 1-П).

Вышеуказанные позиции также согласуются с позициями, выраженными в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.04.2006 № 3-П и определении Конституционного Суда Российской Федерации от 11.07.2006 № 262-О, согласно которым правосудие должен осуществлять только тот суд и тот судья, к ведению которых законом отнесено рассмотрение конкретного дела, при этом рассмотрение дел должно осуществляться законно установленным, а не произвольно выбранным составом суда; рассмотрение дел должно осуществляться судом, который в соответствии с установленными законом правилами подведомственности и подсудности обладает соответствующей компетенцией по рассмотрению конкретного дела.

Следовательно, несоблюдение правил компетенции, поскольку оно означает нарушение права на рассмотрение дела законным составом суда, является существенным нарушением.

В пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.12.2021 № 46 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции» (далее – Постановление № 46) отмечается, что судам необходимо учитывать, что в силу частей 1 и 2 статьи 27 АПК РФ к предметной компетенции арбитражных судов, по общему правилу, относится рассмотрение экономических споров и других дел, связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

В силу пункта 5 Постановления № 46 указано, что в порядке арбитражного судопроизводства рассматриваются дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений: дела, отнесенные к компетенции Суда по интеллектуальным правам (пункт 1 статьи 43.4 Закона об арбитражных судах, пункт 6 части 6 статьи 27, часть 4 статьи 34 АПК РФ); экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, принятых, совершенных (допускаемого) в отношении субъектов указанной деятельности в связи с ее осуществлением; дела об административных правонарушениях (статья 29, часть 1 статьи 52, раздел III АПК РФ).

Из заявления ФИО1 как его именует сам заявитель «О вынесении определения в адрес УФССП о выдаче справки для признания банкротом, об отмене обременений и реструктуризации долга по части 1 статьи 382 ГК РФ и главе 24 ГК РФ (применении статьи 416 ГК РФ «Прекращение обязательства невозможностью исполнения»)», просительной части заявления и приложений к нему следует, что заявитель обратился в суд с требованиями к органу принудительного исполнения, полагая, что действиями/бездействие последнего в связи с исполнением решений судов общей юрисдикции, в частности, в связи с невыдачей справки об открытых исполнительных производствах, нарушают его права и законные интересы.

То обстоятельство, что в случае удовлетворения заявленных требований заявитель планирует получить документы, необходимые для инициирования дела о банкротстве, ошибочно расценивается им так, что предметом уже данного спора является вопрос о банкротстве физического лица, отнесенный к компетенции арбитражных судов (пункт 1 части 6 статьи 27 АПК РФ, пункт 1 статьи 6 Закона № 127-ФЗ).

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в данном случае правовой интерес заявителя направлен на судебную защиту его прав и законных интересов в сфере исполнительного производства.

Такая защита осуществляется в порядке искового производства по нормам Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) и АПК РФ, административного судопроизводства - по нормам КАС РФ и производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - по нормам АПК РФ с учетом распределения компетенции между судами.

Относительно разграничения компетенции судов в пункте 3 Постановления № 50 отмечается, что требования, связанные с исполнением исполнительных документов и подлежащие рассмотрению в порядке искового производства, относятся к компетенции судов общей юрисдикции исходя из правил статьи 22 ГПК РФ, и арбитражных судов, в том числе Суда по интеллектуальным правам - в соответствии со статьями 27, 28, 33 АПК РФ.

Компетенция судов общей юрисдикции и арбитражных судов по делам об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей определяется в соответствии с нормами статьи 17 КАС РФ, статьи 29 АПК РФ и частей 2 и 3 статьи 128 Закона № 229-ФЗ.

Статьей 128 Закона № 229-ФЗ установлен порядок оспаривания постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия).

Согласно части 1 названной нормы постановления должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены в арбитражном суде либо суде общей юрисдикции в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

В силу части 2 статьи 128 Закона № 229-ФЗ заявление об оспаривании постановления должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в арбитражный суд в случаях:

1) исполнения исполнительного документа, выданного арбитражным судом;

2) исполнения требований, содержащихся в исполнительных документах, указанных в пунктах 5 и 6 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, в отношении организации или гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

3) исполнения постановления судебного пристава-исполнителя, вынесенного в соответствии с частью 6 статьи 30 настоящего Федерального закона, если должником является организация или гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и исполнительное производство возбуждено в связи с его предпринимательской деятельностью;

4) в иных случаях, установленных арбитражно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

В случаях, не указанных в части 2 настоящей статьи, заявление подается в суд общей юрисдикции (часть 3 там же).

В соответствии с частью 1 статьи 329 АПК РФ постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие) могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных АПК РФ и другими федеральными законами, по правилам, установленным главой 24 настоящего Кодекса.

Частью 1 статьи 29 АПК РФ определено, что арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

Поскольку ФИО1 не является субъектом предпринимательской деятельности, спорные правоотношения не связаны с предпринимательской или иной экономической деятельностью, возникли в рамках исполнения исполнительных документов, выданных судом общей юрисдикции, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что данный спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Применительно к разъяснениям, содержащимся в пункте 4 Постановления № 46 о том, что в случае, когда суд общей юрисдикции возвратил исковое заявление (административное исковое заявление) ввиду неподсудности дела судам общей юрисдикции, арбитражный суд при наличии соответствующего обращения лица с указанием на судебный акт суда общей юрисдикции и приложением данного акта обязан принять и рассмотреть такое требование по существу после вступления в силу соответствующего акта суда общей юрисдикции, суд первой инстанции обоснованно принял во внимание то, что ФИО1 не представил доказательства обращения с аналогичным заявлением в суд общей юрисдикции и отказа в принятии данного заявления к производству, либо прекращения производства по делу в связи с тем, что рассмотрение дела не отнесено к компетенции соответствующего суда общей юрисдикции. Напротив, с учетом того, что в своей апелляционной жалобе заявитель прямо указал на отсутствие такого обращения, суд апелляционной инстанции заключает, что данное обстоятельство, учитывая запрет спора между судами по вопросу подведомственности (подсудности), свидетельствует об отсутствии препятствий заявителю для доступа к правосудию.

Ранее заявитель обращался в Арбитражный суд Республики Крым с аналогичным заявлением к Киевскому районному суду г. Симферополя Республики Крым и определением суда от 28.12.2021 по делу № А83-25535/2021 оно также было возвращено заявителю на основании пункта 1 части 1 статьи 129 АПК РФ.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, из права каждого на судебную защиту его прав и свобод не вытекает возможность выбора гражданином по своему усмотрению способов и процедур судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральными законами (определения от 17.04.2003 № 123-О, от 16.11.2006 № 493-О, от 17.11.2009 № 1427-О-О, от 23.03.2010 № 388-О-О, от 22.03.2012 № 555-О-О и др.).

Учитывая вышеизложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что возврат заявления ФИО1, в связи с неподсудностью дела Арбитражному суду Республики Крым и подсудностью данного дела суду общей юрисдикции, был сделан судом обоснованно и не ограничивает право заявителя на судебную защиту.

Иное толкование заявителем апелляционной жалобы положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.

Ссылки заявителя на положения КАС РФ отклоняются как не применимые, поскольку КАС РФ регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении административных дел Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции и мировыми судьями (часть 1 статьи 1 КАС РФ).

Таким образом, обжалуемый судебный акт является мотивированным, соответствует нормам процессуального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.

Оснований, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены судебных актов в любом случае, апелляционной инстанцией не установлено.

Вопрос об уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы судом не рассматривался, поскольку подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации уплата государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы на определение о возвращении заявления не предусмотрена.

Руководствуясь статьями 266 - 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Определение Арбитражного суда Республики Крым от 20 января 2022 года по делу №А83-581/2022  оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

        Судья                                                                                             В.Е. Кравченко