ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. / факс 8 (8692) 54-74-95
E-mail: info@21aas.arbitr.ru
город Севастополь 15 июня 2016 года | Дело № А83-1380/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 15 июня 2016 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Карева А.Ю.,
судей Полынкиной Н.А.,
Омельченко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Голубенко В.А.,
при участии: представителя ООО «Пансионат «Массандра» – Школенко Олега Борисовича, доверенность от 28.11.2015 № б/н; представителя Совета Министров Республики Крым – Бобковой Валентины Викторовны, доверенность от 09.11.2015 № 1/01-48/5306; представителя Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым – Шароватовой Юлии Владимировны, доверенность от 11.01.2016 № 02-Д; представителя Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Солнечная Таврика» - Василенко Николая Анатольевича, доверенность от 11.03.2016 № 18; представителя Немной Дины Сергеевны – Стаднюк Натальи Николаевны, доверенность от 22.03.2016 № 82АА0430676;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Солнечная Таврика», Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, Совета Министров Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 18.02.2016 по делу № А83-1380/2015 (судья Авдеев М.П.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Пансионат «Массандра» (ул. Дражинского, 46, г. Ялта, Республика Крым, 298600) к Совету Министров Республики Крым (пр. Кирова, 13, г. Симферополь, Республика Крым, 295005), Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым (ул. Севастопольская, 17, г. Симферополь, Республика Крым, 295015), Государственному унитарному предприятию Республики Крым «Солнечная Таврика» (ул. М. Залки, 17Б, г. Симферополь, Республика Крым, 295053), при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, на стороне заявителя Немной Дины Сергеевны (ул. Калинникова, 4, корп. 2, кв. 11, г. Ялта, Республика Крым, 295043), о признании частично недействительным распоряжения, понуждении к совершению определенных действий,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Пансионат «Массандра» (ул. Дражинского, 46, г. Ялта, Республика Крым, 298600) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании частично недействительным распоряжения Совета Министров РК №247-Р от 31.03.2015 (исключив из приложения 3 п.50 Пансионат «Массандра») и о понуждении заинтересованных лиц возвратить имущество Пансионата «Массандра».
В предварительном судебном заседании ООО «Пансионат «Массандра» было представлено заявление об изменении требований и увеличении круга участников судебного процесса, согласно которого заявитель просит: обязать Совет Министров Республики Крым, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, Унитарное предприятие Республики Крым «Солнечная Таврика» освободить от своих работников, охраны: помещения домовладения №46 по ул.Дражинского в г.Ялта, литеры «А» - корпус 1Й, «Б» - корпус 2Й, «Г» - котеджные домики «а» и «б», хозяйственные и вспомогательные помещения: котельная, лит. «Ж», «З» - общежитие, лит. «Л», «Е» мастерские, «О», «П» - сараи, кафе, находящиеся по адресу: ул. Дражинского, 46, г. Ялта и возвратить арендатору ООО «Пансионат «Массандра» указанное домовладение и земельный участок под ним в натуре. Кроме того, заявитель просит привлечь в качестве третьего лица собственника домовладения – Немную Дину Сергеевну.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 18.02.2016 заявление общества с ограниченной ответственностью «Пансионат «Массандра» было удовлетворено частично; на Унитарное предприятие Республики Крым «Солнечная Таврика» была возложена обязанность освободить от своих работников, охраны: помещения домовладения №46 по ул. Дражинского в г. Ялта, литеры «А» - корпус 1Й, «Б» - корпус 2Й, «Г» - котеджные домики «а» и «б», хозяйственные и вспомогательные помещения: котельная, лит. «Ж», «З» - общежитие, лит. «Л», «Е» мастерские, «О», «П» - сараи, кафе, находящиеся по адресу: ул. Дражинского, 46, г. Ялта; в остальной части в удовлетворении заявления было отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, Совет Министров Республики Крым обратился в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 18.02.2016 и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований Общества отказать в полном объеме. В обоснование апелляционной жалобы Совет Министров указывает на то, что решение Арбитражного суда Республики Крым от 18.02.2016 по делу № А83-1380/2015 является незаконным и необоснованным. Также апеллянт указывает на то, что принимая обжалуемое решение Арбитражный суд Республики Крым фактически прекратил право ГУП РК «Солнечная Таврика» распоряжаться имуществом Пансионата «Массандра», закрепленным за ним действующим и не отмененным распоряжением Совета министров Республики Крым от 31.03.2015 № 247-р.
Не согласившись с указанным судебным актом, Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Солнечная Таврика» обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 18.02.2016 и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований Общества отказать в полном объеме. В обоснование апелляционной жалобы Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Солнечная Таврика» указывает на то, что право хозяйственного ведения ГУП РК «Солнечная Таврика» в отношении спорного имущества возникло с момента издания Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым приказа № 271 от 23.04.2015 о закреплении имущества и подписания 24.04.2015 акта приема-передачи имущества пансионата «Массандра». Приняв обжалуемое решение, суд первой инстанции фактически прекратил право хозяйственного ведения ГУП РК «Солнечная Таврика» в отношении пансионата «Массандра», имущество которого было закреплено за ГУП РК «Солнечная Таврика» действующего распоряжения Совета министров Республики Крым от 31.03.2015 № 247-р.РеРе
Не согласившись с указанным судебным актом, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 18.02.2016 и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований Общества отказать в полном объеме. В обоснование апелляционной жалобы Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым указывает на то, что своим решением Арбитражный суд Республики Крым фактически прекратил право ГУП РК «Солнечная Таврика» распоряжаться имуществом Пансионата «Массандра», закрепленным за ним действующим и не отмененным распоряжением Совета министров Республики Крым от 31.03.2015 № 247-р.
Представители Совета Министров Республики Крым, Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым и Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Солнечная Таврика» поддержали доводы изложенные в апелляционных жалобах, просили отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 18.02.2016 и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований Общества отказать в полном объеме.
Представитель ООО «Пансионат «Массандра» возражал относительно удовлетворения апелляционных жалоб по основаниям, указанным в возражениях на апелляционные жалобы.
Представитель Немной Дины Сергеевны возражал относительно удовлетворения апелляционных жалоб.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции от 18 февраля 2016 года проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что 30.04.2014 Государственный Совет Республики Крым принял Постановление №2085-6/14 «О вопросах управления собственностью Республики Крым», которым в пункте 1 установил, что на период интеграции Республики Крым в состав Российской Федерации и до разграничения собственности между Российской Федерацией, Республикой Крым и муниципальной собственностью, но не позднее чем до 01 января 2015 года, все государственное имущество (государства Украина) и бесхозяйное имущество, находящееся на территории Республики Крым, учитывается как собственность Республики Крым.
12.11.2014 Государственный Совет Республики Крым принял постановление №204-1/14 «О внесении изменений в Постановление Государственного Совета Республики Крым №2085-6/14 от 30.04.2014 «О вопросах управления собственностью Республики Крым», согласно которому внесены изменения, в частности, Приложение к данному постановлению дополнено пунктом 121: «Пансионат «Массандра", расположенный по адресу: г.Ялта, ул.Дражинского, 46.
Распоряжением Совета министров Республики Крым от 18.06.2014 №547-р «О ликвидации организаций и создании государственного унитарного предприятия Республики Крым «Солнечная Таврика» создано государственное унитарное предприятие Республики Крым «Солнечная Таврика».
Согласно Приложению 3 к распоряжению Совета министров Республики Крым от «18» июня 2014 года № 547-р утвержден ПЕРЕЧЕНЬ имущества, закрепленного за ГУП «Солнечная Таврика» на праве хозяйственного ведения.
Распоряжением Совета министров Республики Крым от 31.03.2015 №247-р «О внесении изменений в распоряжение Совета министров Республики Крым от 18.06.2014 №547-р» приложение к распоряжению дополнено пунктом 50. Пансионат «Массандра», г. Ялта, ул. Дражинского, 46.
19.04.2015 на предприятие пансионата «Массандра» прибыли представители ГУП РК «Солнечная Таврика», которые заняли помещения домовладения №46 по ул. Дражинского в г. Ялта, литеры «А» - корпус 1Й, «Б» - корпус 2Й, «Г» - котеджные домики «а» и «б», хозяйственные и вспомогательные помещения: котельная, лит. «Ж», «З» - общежитие, лит. «Л», «Е» мастерские, «О», «П» - сараи, кафе и установили свою охрану.
24.04.2015 Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым утвержден акт приема-передачи имущества пансионата «Массандра», расположенного по адресу: г. Ялта, ул. Дражинского, 46, имущество закреплено за ГУП РК «Солнечная Таврика» на праве хозяйственного ведения.
Не согласившись с указанным распоряжением Совета министров Республики Крым от 31.03.2015 №247-р «О внесении изменений в распоряжение Совета министров Республики Крым от 18.06.2014 №547-р» в части дополнения приложения к распоряжению пунктом 50. Пансионат «Массандра», г. Ялта, ул. Дражинского, 46, а также действиями заинтересованных лиц, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что из представленных документов (копии штатного расписания обособленного структурного подразделения ГУП РК «Солнечная Таврика» Пансионат «Массандра», копий трудовых договоров, а также копии договора №0070-Т на оказание охранных услуг от 05.07.2015) на территории пансионата «Массандра», расположенного по адресу: г.Ялта, ул.Дражинского, 46, пребывают работники и охрана за ГУП РК «Солнечная Таврика», в этой связи требования заявителя в части понуждения Унитарного предприятия Республики Крым «Солнечная Таврика» освободить от своих работников, охраны: помещения домовладения №46 по ул.Дражинского в г.Ялта, литеры «А» - корпус 1Й, «Б» - корпус 2Й, «Г» - котеджные домики «а» и «б», хозяйственные и вспомогательные помещения: котельная, лит. «Ж», «З» - общежитие, лит. «Л», «Е» мастерские, «О», «П» - сараи, кафе, находящиеся по адресу: ул.Дражинского, 46, г.Ялта, были удовлетворены судом первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции считает, что вышеуказанное решение суда первой инстанции подлежит отмене, а вышеназванные жалобы апеллянтов удовлетворению исходя из следующего.
Согласно ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), решение по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц принимается арбитражным судом по правилам, установленным в главе 20 настоящего Кодекса. В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Соответственно, учитывая, что предметом рассмотренного судом первой инстанции спора, являлась недействительность оспариваемого Обществом Распоряжения №247-р от 31.03.2015 (требование Общества, касающееся понуждения к совершению определённых действий, в рамках Главы 24 АПК РФ рассмотрению не подлежало по определению, учитывая гражданско – правовую, а не административно – правовую природу данного требования), Арбитражный суд Республики Крым, пришёл к обоснованному выводу, что обжалуемое Распоряжение от 31.03.2015 №247-р «О внесении изменений в Распоряжение Совета министров Республики Крым от 18.06.2014 №547-р» принято Советом министров Республики Крым в пределах своих полномочий в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации, и оно не нарушает прав и законных интересов Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем, отсутствуют основания для удовлетворения требований в части признания частично недействительным распоряжения, должен был вынесен судебный акт об отказе в удовлетворении требований Общества в полном объёме.
Однако следует признать, что разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришёл к противоречивым и взаимоисключающим выводам.
Так, в частности, на странице 9 своего решения суд указывает следующее: «учитывая вышеизложенное, поскольку обжалуемое распоряжение принято Советом министров Республики Крым в пределах своих полномочий в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации, спорный ненормативный правовой акт не нарушает прав и законных интересов заявителя, в связи с чем основания для удовлетворения требований в части признания частично недействительным распоряжения, а также для возврата ООО «Пансионат Массандра» указанного домовладения и земельного участка под ним в натуре, отсутствуют».
При этом, на странице 10 этого же решения, суд первой инстанции, ссылаясь лишь на отсутствие письменного заявления одной из сторон о прекращении или изменении договора найма спорного домовладения, понуждает ГУП РК «Солнечная Таврика» освободить от своих работников и охраны, домовладение, находящееся у него в хозяйственном ведении по договору с собственником этого домовладения, каковым является Республика Крым.
Правовая позиция апелляционного суда основывается на следующем.
Согласно статье 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находится гражданское законодательство.
В соответствии с частью 3 стать 7 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (введена в действие Федеральным конституционным законом от 21.03.2014 №12-ФКЗ) (далее - Закон №6-ФКЗ) Государственный Совет Республики Крым и Совет министров Республики Крым, Законодательное Собрание города Севастополя вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.
В соответствии со статьей 12.1 Закона №6-ФКЗ до 1 января 2017 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое - имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Данная норма Закона №6-ФКЗ не ограничивает право Государственного Совета Республики Крым по регулированию своими нормативными правовыми актами только тех отношений, которые урегулированы актами федеральных органов исполнительной власти, а лишь устанавливает условие, при котором такое регулирование может быть осуществлено.
Согласно статье 76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации, из этого следует, что федеральные конституционные законы имеют большую юридическую силу, чем федеральные законы и подлежат преимущественному применению.
Таким образом, в случае принятия в развитие статьи 12.1 Закона №6-ФКЗ органами государственной власти Республики Крым нормативных правовых актов, регулирующих имущественные правоотношения, эти акты будут подлежать преимущественному применению, в том числе, в отношении Гражданского кодекса Российской Федерации, утвержденного федеральным законом.
В развитие вышеуказанных норм был принят Закон Республики Крым от 31.07.2014 № 38-3PK «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее - Закон №38-ЗРК), с последующим внесением в него изменений согласно Закону Республики Крым от 19.01.2015 №72-ЗРК/2015 «О внесении изменений в Закон Республики Крым «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым».
В пункте 2 статьи 2 Закона № 38-3PK закреплено, что право собственности на земельные участки и иные объекты недвижимого имущества, возникшее до вступления в силу Закона № 6-ФКЗ, на территории Республики Крым у физических и юридических лиц, включая иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, сохраняется за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Крым.
В пункте 1 статьи 2-1 Закона № 38-3PK установлено, что право собственности на имущество, включая земельные участки и иные объекты недвижимости, прекращается у прежнего правообладателя и возникает у Республики Крым со дня включения такого имущества в Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, утвержденный постановлением Государственного Совета Республики Крым от 30 апреля 2014 года № 2085-6/14 «О вопросах управления собственностью Республики Крым».
Следует отметить, что в соответствии с пунктом 2 статьи 2-1 Закона № 38-3PK земельные участки и иные объекты недвижимости, указанные в части 1 настоящей статьи, подлежат учету в Реестре имущества, находящегося в собственности Республики Крым, ведение которого осуществляется в порядке, установленном Советом министров Республики Крым.
Согласно пункту 121 приложения к Постановлению Государственного Совета Республики Крым от 30 апреля 2014 года № 2085-6/14 «О вопросах управления собственностью Республики Крым» (с изменениями, внесенными Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 24.09.2014 № 32-1/14 «О внесении изменений в Постановление Государственного Совета Республики Крым от 30 апреля 2014 № 2085-6/14 «О вопросах управления собственностью Республики Крым») Пансионат «Массандра», расположенный по адресу: г. Ялта, ул. Дражинского, 46, учитывается как собственность Республики Крым.
Следует признать, что в соответствии с вышеуказанными нормативными правовыми актами, Постановление Государственного Совета Республики Крым от 30 апреля 2014 года № 2085-6/14 является правоустанавливающим документом, которые подтверждает право собственности Республики Крым на указанное в приложении к нему имущество (включая земельные участки и иные объекты недвижимости).
Пунктом 3 статьи 2-1 Закона Республики Крым от 31.06.2014 № 38-3PK «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» установлено, что государственная регистрация прав на земельные участки и иные объекты недвижимости, включенные в Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, утвержденный Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 30 апреля 2014 года № 2085 6/14 «О вопросах управления собственностью Республики Крым», осуществляется на основании выписок из Реестра имущества, находящегося в собственности Республики Крым, ведение которого осуществляется в порядке, установленном Советом министров Республики Крым.
Выписка из Реестра имущества, находящегося в собственности Республики Крым, является основанием для государственной регистрации прав на такое имущество, а также для внесения сведений о такой регистрации в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество.
Согласно, имеющимся в материалах дела выпискам из Реестра имущества Республики Крым, имущество Пансионата «Массандра», расположенного по адресу: г. Ялта, ул. Дражинского, 46, включено в Реестр имущества Республики Крым.
Соответственно, следует признать, что право государственной собственности на имущество Пансионата «Массандра», расположенного по адресу: г. Ялта, ул. Дражинского, 46, возникло у Республики Крым в силу закона.
В свою очередь, следует признать, что в соответствии с частями 1, 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
При этом собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии с полномочиями, предусмотренными положениями 83, 84 Конституции Республики Крым, статьями 28, 41 Закона Республики Крым от 29.05.2014 № 5-ЗРК «О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым», статьями 2, 11 Закона Республики Крым от 08.08.2014 № 46-ЗРК «Об управлении и распоряжении государственной собственностью Республики Крым», Совет министров Республики Крым принял соответствующее распоряжение от 31.03.2015г. № 247-р «О внесении изменений в распоряжение Совета министров Республики Крым от 18.06.2014 №547-р «О создании Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Солнечная Таврика», согласно которому приложение 3 к распоряжению от 18.06.2014 №547-р дополнено пунктом 50 следующего содержания: «50. Пансионат «Массандра», г. Ялта, ул. Дражинского, 46».
То есть, Совет министров Республики Крым, законно, как орган, к полномочиям которого отнесены функции по управлению и распоряжению имуществом Республики Крым, распорядился вышеуказанным имуществом, закрепив его на праве хозяйственного ведения за Государственным унитарным предприятием Республики Крым «Солнечная Таврика».
Согласно части 1 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Частью 3 указанной статьи предусмотрено, что право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом, если иное не предусмотрено ГК РФ, прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным данным Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
Соответственно, следует признать, что право хозяйственного ведения ГУП РК «Солнечная Таврика» в отношении спорного имущества возникло с момента издания Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым приказа № 271 от 23.04.2015 о закреплении имущества и подписания 24.04.2015 акта приема- передачи имущества Пансионата «Массандра», расположенного по адресу: г. Ялта, ул. Дражинского, 46.
Между тем, Арбитражный суд Республики Крым, принимая оспариваемое решение, фактически прекратил право ГУП РК «Солнечная Таврика» распоряжаться имуществом Пансионата «Массандра», закрепленным за ним действующим и не отмененным распоряжением Совета министров Республики Крым от 31.03.2015 № 247-р.
Кроме того безосновательной является ссылка суда первой инстанции на часть 2 статьи 621 ГК РФ, которой установлено, что если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.
Между тем, договор имущественного найма, на который ссылается Общество, был заключен между Немной Д.С. и Пансионатом «Массандра» 04.12.2014 сроком до 03.11.2015.
При этом, согласно документов, представленных в дело ГУП РК «Солнечная Таврика», нанимателем - Обществом было прекращено пользование спорным имуществом 24.04.2015.
Кроме того, суд первой инстанции безосновательно не принял во внимание факт того, что особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества на территории Республики Крым установлены постановлением Совета министров Республики Крым от 25.09.2014 № 344 «О порядке предоставления в аренду имущества, находящегося в государственной собственности Республики Крым» (далее - Порядок).
В соответствии с разделом V Порядка недвижимое имущество Республики Крым, находящееся в хозяйственном ведении или оперативном управлении государственных предприятий (учреждений), может передаваться в аренду на основании договоров, заключаемых государственными предприятиями (учреждениями) с согласия Уполномоченного органа (Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым) в письменной форме в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и данным Порядком.
В соответствии с нормами статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды», в случаях, предусмотренных законом, договор аренды в отношении государственного или муниципального имущества может быть заключен только по результатам проведения торгов.
В связи с этим, договор найма, заключенный на новый срок без проведения торгов, является ничтожными (статья 168 Гражданского кодекса Российской Федерации), равно как и соглашение о продлении такого договора.
Таким образом, определяющие значение при рассмотрении судом вопроса о признании договора найма от 03.01.2014 действующим, является не наличие в ранее заключенном договоре условия о его продлении при отсутствии возражений сторон, а факт заключения его в соответствии с требованиями и порядком, предусмотренными правовыми нормами законодательства Российской Федерации, т. е. по результатам проведения торгов.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 2 раздела V Порядка для передачи в аренду недвижимого имущества Республики Крым, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении государственных предприятий (учреждений), потенциальный арендатор направляет заявление в произвольной форме, с приложением пакета документов, в соответствии с пунктами 1 - 6, 10, 11 приложения 3 к данному Порядку соответствующему арендодателю (государственному предприятию (учреждению)).
Соответственно, следует признать, что договор имущественного найма, на который ссылается суд первой инстанции при вынесении решения, был заключен Немной Диной Сергеевной и ООО «Пансионат «Массандра» в нарушение норм действующего законодательства Российской Федерации и Республики Крым.
Кроме того, Общество, зная о закреплении имущества Пансионата «Массандра» на праве хозяйственного ведения за ГУП РК «Солнечная Таврика» на основании распоряжения Совета министров Республики Крым от 31.03.2015г. № 247-р, не представило доказательства обращения в адрес ГУП РК «Солнечная Таврика» с соответствующим письмом о том, что Общество является нанимателем имущества, расположенного по адресу: г. Ялта, ул. Дражинского, 46. по Договору имущественного найма от 03.01.2014, не предприняло каких-либо действий, направленных на приведение своих договорных отношений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Общество также не предоставило в дело доказательства, подтверждающие исполнение ООО «Пансионат «Массандра» как нанимателя по Договору имущественного найма, требований постановления Совета министров Республики Крым от 25.09.2014г. № 344 «О порядке предоставления в аренду имущества, находящегося в государственной собственности Республики Крым», а также постановления Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 № 312 «Об утверждении Методики расчета и распределения арендной платы при передаче в аренду имущества, находящегося в государственной собственности Республики Крым», которым утверждена Методика с целью создания единого организационно - экономического механизма определения размера платы за аренду (субаренду) имущества, находящегося в государственной собственности Республики Крым, и устанавливает порядок ее расчета и распределения.
Кроме того, Договор имущественного найма от 03.01.2014 является возмездным, и заключен физическим лицом (Немной Д.С.) с целью извлечения дохода от предпринимательской деятельности.
Согласно пункту 5 статьи 19 ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» от 30.11.1994 №52-ФЗ (с соответствующими изменениями) юридические лица, которые имели в соответствии с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, на территории Республики Крым на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым, города федерального значения Севастополя и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, и которые обратились с заявлением в регистрирующий орган для приведения своих учредительных документов в соответствие с законодательством Российской Федерации, приобретают права и обязанности российской организации с момента внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц, при этом их личным законом становится право Российской Федерации (статья 1202 ГК РФ).
Сведения о приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя либо прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя подтверждаются выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей либо иным документом, подтверждающим наличие этих сведений или отсутствие таковых, которые удостоверены надлежащим образом.
Вместе с тем, Немной Д.С., не было представлено доказательств подтверждающих приобретения статуса индивидуального предпринимателя путем внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи.
Кроме того, в постановлении Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2015 по делу № А83-3233/2014 по иску ООО «Пансионат «Массандра» к Государственному Совету Республики Крым об обжаловании постановления (оставленным в силе постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 14.03.2016) суд пришел к выводу о том, что срок сдачи спорного имущества по договору найма закончился 03.12.2014 в связи с чем отсутствует нарушение прав и законных интересов заявителя.
В свою очередь, коллегия судей Арбитражного суда Центрального округа, рассматривая 14.03.2016 кассационную жалобу ООО «Пансионат «Массандра» на решение Арбитражного суда Республики Крым и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда по делу № А83-3233/2014 пришла к выводу о том, что договор имущественного найма в силу того, что является возмездным, и заключен физическим лицом (Немной Д.С.) с целью извлечения дохода от предпринимательской деятельности без регистрации Физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, является ничтожным.
В соответствии со ст. 69 АПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
В соответствии со статьей 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
В соответствии со статьей 2 АПК РФ одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
Статьей 4 АПК РФ установлено, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Принимая во внимание нормы Федерального закона от 31.12.2014 №506-ФЗ «О внесении изменений в статью 19 Федерального закона «О введении в действие части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации», статьи 2, 4 АПК РФ, в связи с тем, что Договор имущественного найма от 03.01.2014 является ничтожным, у Общества отсутствует законное право использовать спорное имущество в соответствии с его назначением и видами своей уставной деятельности, в связи с чем отсутствует факт нарушения прав и законных интересов Общества.
Также следует отметить, что при рассмотрении дела А83-3233/2014 по иску ООО «Пансионат «Массандра» к Государственному Совету Республики Крым о признании недействующим Постановления Государственного Совета Республики Крым от 24.09.2014 № 32-1/14 «О внесении изменений в Постановление Государственного Совета Республики Крым от 30 апреля 2014 года № 2085-6/14 «О вопросах управления собственностью Республики Крым» в части отнесения к собственности Республики Крым Пансионата «Массандра», расположенного по адресу: г. Ялта, ул. Дражинского, 46 (пункт 121 Приложения к данному Постановлению) судом апелляционной инстанции было установлено, что срок сдачи спорного имущества по Договору имущественного найма от 03.01.2014 закончился 03.12.2014, в связи с чем отсутствуют нарушение прав и законных интересов Общества.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 4 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 10/22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" по смыслу частей 2, 3 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации или частей 2, 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные при рассмотрении дела по иску о праве на имущество, не имеют обязательного характера для лиц, не участвовавших в деле. Такие лица могут обратиться в суд с самостоятельным иском о праве на это имущество. В то же время, при рассмотрении названного иска суд учитывает обстоятельства ранее рассмотренного дела о праве на спорное имущество, независимо от того, установлены ли они судебным актом суда общей юрисдикции или арбитражного суда.
Учитывая вышеизложенное, суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемое апеллянтами решение суда первой инстанции подлежит отмене
Руководствуясь статьями 266, 268, п. 2 ст. 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 18 февраля 2016 года по делу № А83-1380/2015 отменить.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Пансионат «Массандра» отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий А.Ю. Карев
Судьи Н.А. Полынкина
В.А. Омельченко