ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-74-95
E-mail: info@21aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Севастополь
17 апреля 2019 года Дело № А84-4115/2018
Резолютивная часть постановления объявлена 10.04.2019
Постановление изготовлено в полном объеме 17.04.2019
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Омельченко В.А., судей Приваловой А.В., Яковлева А.С., при ведении протокола и его аудиозаписи секретарем судебного заседания Головченко Я.А.,
с участием представителя от товарищества собственников недвижимости жилищно-строительного обслуживающего кооператива индивидуальных застройщиков «Дубки» - ФИО1 по доверенности от 01.11.2018,
в отсутствии Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 25 декабря 2018 года по делу № А84-4115/2018 (судья Мирошник А.С.), принятое по заявлению товарищества собственников недвижимости жилищно-строительного обслуживающего кооператива индивидуальных застройщиков «Дубки» об оспаривании решения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя,
установил:
товарищество собственников недвижимости жилищно-строительного обслуживающего кооператива индивидуальных застройщиков «Дубки» (далее – заявитель, товарищество, ТСН ЖСОКИЗ «Дубки») обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее по тексту – заинтересованное лицо, департамент, ДИЗО) о признании незаконным и отмене отказа в предоставлении государственной услуги исх. 1956/15/15-21/18 от 04.08.2018, просит обязать департамент устранить допущенные нарушения прав и законных интересов товарищества путем утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 63000 кв.м, расположенного по адресу: <...>.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 25 декабря 2018 года требования товарищества удовлетворены, признан незаконным отказ Департамента в предоставлении государственной услуги исх. 19656/15/15-21/18 от 04.08.2018. Суд обязал Департамент устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, а также взыскал с Департамента в пользу товарищества государственную пошлину в размере 3000 руб. и возвратил товариществу из федерального бюджета сумму излишне уплаченной государственной пошлины в размере 9 000 руб.
Не согласившись с принятым решением, департамент обратился с апелляционной жалобой на решение Арбитражного суда города Севастополя от 25 декабря 2018 года, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять решение об отказе в удовлетворении требований заявителя. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на необоснованность вывода суда о наличии в решении Севастопольского городского Совета от 26.01.2010 № 9358 согласования на разработку землеустройства по отводу земельного участка данного товариществу как юридическому лицу, а не гражданам. Иных доводов в обоснование апелляционной жалобы не приведено.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель товарищества возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, указывая на его законность и обоснованность.
До начала судебного заседания от представителя департамента поступило заявление о возможности рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ). При этом оснований для его отмены или изменения, предусмотренных ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 10.07.2018 (через МФЦ, запись 05.07.2018 № 7970) товарищество обратилось в департамент с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, расположенного по адресу: <...>, площадью 63000 кв.м.
Решением, оформленным письмом от 04.08.2018 № 19656/15-15-21/18, департамент, руководствуясь подпунктом 1 пункта 2.10 Административного регламента предоставления государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь», утвержденного распоряжение Департамента от 19.01.2018 № 223-РДЗ (далее по тексту – Административный регламент), отказал в предоставлении государственной услуги.
Полагая, что указанное решение департамента является незаконным и нарушает его права, товарищество обратилось в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый отказ является необоснованным, не соответствующим положениям ст. 39.15, 39.16 Земельного кодекса и Административного регламента.
Апелляционная коллегия, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, соглашается с указанными выводами суда первой инстанции исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Товарищество собственников недвижимости жилищно-строительного обслуживающего кооператива индивидуальных застройщиков «Дубки» зарегистрировано в качестве юридического лица 13.01.2015, ранее имело регистрационный номер 35525756, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, изначально наименование товарищества было обслуживающий кооператив «Жилищно-строительное товарищество индивидуальных застройщиков «Дубки», зарегистрировано с 24.10.2007.
Из материалов дела следует, что решением Севастопольского городского Совета от 26.01.2010 № 9358 обслуживающему кооперативу «Жилищно-строительное товарищество индивидуальных застройщиков «Дубки» дано согласие на разработку в установленном законом порядке градостроительного обоснования размещения квартала индивидуальных жилых домов в районе Монастырского <...> (пункт 1 решения), а также на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью 6,3 га, из них: земельный участок ориентировочной площадью 4,34 га, испрашиваемый гражданами-членами ОК «ЖСТИЗ «Дубки» (согласно приложению) для строительства и обслуживания жилых домов, хозяйственных построек и сооружений (приусадебные участки); земельный участок ориентировочной площадью 1,96 га под проезды, проходы и для обслуживания объектов линейной инженерной инфраструктуры, в районе Монастырского <...>, при выполнении условий пункта 2 решения.
В соответствии с пунктом 2 решения от 26.01.2010 № 9358 ОК «ЖСТИЗ «Дубки» обязано было предоставить в городской Совет в установленные законом сроки разработанную и согласованную градостроительную документацию, указанную в пункте 1 решения.
Градостроительное обоснование на объект: кварталы индивидуальных жилых домов и хозяйственных построек было разработано в 2010 году и согласовано. Данное градостроительное обоснование 27.12.2012 получило положительное заключение государственной экспертизы № 2712/18.
В соответствии с ч. 1 ст. 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Частью 1 ст. 12 Закона города Севастополя от 25.07.2014 № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» (далее – Закон № 46-ЗС) установлено, что завершение оформления права на земельные участки, начатое до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органа местного самоуправления и решений о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года.
В соответствии с п. 2.10 Административного регламента основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является: - представленные документы по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; - представление недостоверных сведений заявителем; - земельный участок не находится в ведении городского округа и не относится к земельным участкам, указанным в пункте 3 статьи 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"; - схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно: а) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации; б) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; в) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации требований к образуемым земельным участкам; г) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; д) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории: - земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации; - земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
В качестве основания для отказа в предоставлении государственной услуги департамент указал - земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации. Далее имеется ссылка на подпункт 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, которым установлено такое основание для отказа как с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Как следует из оспариваемого отказа, при рассмотрении представленных заявителем материалов было выявлено отсутствие документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без торгов, так как решением Севастопольского городского Совета от 26.01.2010 № 9358 согласие на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью 6,3 га в районе Монастырского <...> дано гражданам-членам ОК «ЖСТИЗ «Дубки», соответствующее решение о даче согласия юридическому лицу - ОК «ЖСТИЗ «Дубки» в составе материалов отсутствует. Кроме того, обращено внимание на то обстоятельство, что решение Севастопольского городского Совета от 26.01.2010 № 9358 не заверено надлежащим образом, в связи, с чем проверить его подлинность не представляется возможным.
Из текста пункта 3 решения Севастопольского городского Совета от 26.01.2010 № 9358 следует, что согласие на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью 6,3 га было дано ОК «ЖСТИЗ «Дубки», то есть юридическому лицу, а не гражданам.
Таким образом, ссылки департамента на отсутствие в решении Севастопольского городского Совета от 26.01.2010 № 9358 согласования на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью 6,3 га данного ОК «ЖСТИЗ «Дубки» противоречат самому тексту решения Севастопольского городского Совета от 26.01.2010 № 9358, при этом иных документов, подтверждающих подобные выводы, заинтересованное лицо в материалы дела не предоставило.
Также не обоснованы и выводы департамента о предоставлении незаверенной копии решения Севастопольского городского Совета от 26.01.2010 № 9358.
Согласно п. 2.6.2. Административного регламента в случае завершения оформления права на земельные участки, начатого до принятия федерального конституционного закона, осуществляющегося на основании действующих решений органа местного самоуправления и решений о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года, заявитель предоставляет заверенные копии решений органа местного самоуправления или решений о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года (в случае подачи документов через МФЦ копии заверяются сотрудником МФЦ, принимающим документы).
Как следует из пояснений представителя заявителя в суде первой инстанции, у товарищества имеется копия решения Севастопольского городского Совета от 26.01.2010 № 9358, заверенная надлежащим образом, и она была предоставлена сотруднику МФЦ ФИО2 при подачи соответствующего заявления, о чем имеются отметки на данной копии – «подлинник предъявлен ФИО2.» и подпись.
Иных оснований для отказа в предоставлении государственной услуги по заявлению № 23398/05-05-07/18 от 10.07.2018 в письме от 04.08.2018 № 19656/15-15-21/18 не изложено.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что отказ в предоставлении государственной услуги "Предварительное согласование предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь" является незаконным и не соответствующим положениям ст. 39.15, 39.16 Земельного кодекса и Административного регламента.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование товарищества.
Поскольку суд пришел к выводу о незаконности отказа департамента, то соответственно в порядке ч. 4 ст. 201 АПК РФ правомерно возложил на департамент обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в соответствии с требованиями п. 2.3 Административного регламента.
Поскольку апелляционная жалоба не содержит никаких доводов и фактов, то она не может быть признана апелляционным судом обоснованной и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Неправильного применения норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов в силу части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
Руководствуясь ст. 266, ст. 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 25 декабря 2018 года по делу № А84-4115/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий В.А. Омельченко
Судьи А.В. Привалова
А.С. Яковлев