ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 21АП-622/17 от 27.04.2017 Двадцати первого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. / факс 8 (8692) 54-74-95

E-mail: info@21aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Севастополь

04 мая 2017 года

Дело № А83-7151/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2017 года.

Постановление изготовлено в полном объёме 04 мая 2017 года.

Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Карева А.Ю.,

судей Горошко Н.П.,

ФИО1,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Голубенко В.А.,

при участии: представителя ООО «Корпорация Таврида» – ФИО2, доверенность от 27.09.2016 № б/н; ФИО3, доверенность от 27.09.2016 № б/н;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 15 февраля 2017 года по делу № А83-7151/2016 (судья Авдеев М.П.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Корпорация Таврида» (проспект Кирова, 30/2, г. Симферополь, <...>; ул. Чехова, д. 51, кв. 4, г. Симферополь, <...>) к Министерству экологии и природных ресурсов <...>, г. Симферополь, <...>) о признании приказов незаконными и возобновлении действия лицензий,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Корпорация Таврида» (проспект Кирова, 30/2, г. Симферополь, <...>; ул. Чехова, д. 51, кв. 4, г. Симферополь, <...>) (далее – ООО «Корпорация Таврида», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Министерству экологии и природных ресурсов <...>, г. Симферополь, <...>) (далее – Министерство, заинтересованное лицо) о признании приказов незаконными и возобновлении действия лицензий.

В суде первой инстанции ООО «Корпорация Таврида» уточнило требования и в окончательном варианте просило суд: признать приказ Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым №1682 от 09.08.2016 незаконным; обязать Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «Корпорация Таврида» путем возобновления действия лицензии СИМ 50082 ТЭ, выданной Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым обществу с ограниченной ответственностью «Корпорация Таврида» от 01.09.2015; признать приказ Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым №1683 от 09.08.2016 незаконным; обязать Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «Корпорация Таврида» путем возобновления действия лицензии СИМ 50083 ТЭ, выданной Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым обществу с ограниченной ответственностью «Корпорация Таврида» от 01.09.2015.

Решением Арбитражного суда Республики Крым от 15.02.2017 заявление общества с ограниченной ответственностью «Корпорация Таврида» было удовлетворено; приказ Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым №1682 от 09.08.2016 был признан незаконным; на Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым была возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «Корпорация Таврида» путем возобновления действия лицензии СИМ 50082 ТЭ, выданной Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым обществу с ограниченной ответственностью «Корпорация Таврида» от 01.09.2015; приказ Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым №1683 от 09.08.2016 был признан незаконным; на Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым была возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «Корпорация Таврида» путем возобновления действия лицензии СИМ 50083 ТЭ, выданной Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым обществу с ограниченной ответственностью «Корпорация Таврида» от 01.09.2015; с Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым в пользу общества с ограниченной ответственностью «Корпорация Таврида» была взыскана государственная пошлина в размере 6000 руб.

Не согласившись с указанным судебным актом, Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 15.02.2017 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ООО «Корпорация Таврида» в полном объеме. В обоснование доводов жалобы, апеллянт указывает на то, что основанием для приостановления права пользования недрами явились нарушения, которые были выявлены при проведении проверки Общества в мае 2016 года. В частности, усмотрев существенные нарушения лицензионных соглашений, Министерство приостановило действие лицензий.

17.04.2016 Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым по сервису электронной подачи документов в арбитражные суды «Мой Арбитр», представило в дело ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.

Представители ООО «Корпорация Таврида» возражали относительно удовлетворения апелляционной жалобы, просили оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционный суд, принимая во внимание ходатайство Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым, необязательность явки его представителя в судебное заседание, достаточность доказательств для рассмотрения дела, счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие в судебном заседании представителя указанного лица.

Законность и обоснованность решения от 15 февраля 2017 года проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судом установлено, что 19.08.2016 в адрес общества с ограниченной ответственностью «Корпорация Таврида» поступило уведомление Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым о том, что согласно приказа Министерства экологии и природных ресурсов от 09.08.2016 № 1683, ему приостановлено право пользования недрами, осуществляемое по лицензии СИМ 50082 ТЭ, выданной Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым, выданной ООО «Корпорация Таврида» с целью разведки и добычи глин Партизанского месторождения, расположенного в Симферопольском районе Республики Крым, а также согласно приказа Министерства от 09.08.2016 № 1682, Обществу приостановлено право пользования недрами, осуществляемое по лицензии СИМ 50083 ТЭ выданной с целью разведки и добычи глин Марьинского месторождения, расположенного в Симферопольском районе Республики Крым с 15.07.2016 до устранения нарушений. Кроме того, до 15.10.2016 ООО «Корпорация Таврида» предписывалось предоставить в Министерство документы, подтверждающие устранение ранее выявленных нарушений.

Не согласившись с указанными приказами, ООО «Корпорация Таврида», обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконными приказов Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 09.08.2016 № 1682 и № 1683.

Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспоренные приказы Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем, суд первой инстанции удовлетворил требования Общества в полном объеме.

Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, регулируются Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон №2395-1, Закон о недрах), обеспечивающим защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр.

Согласно положениям статьи 11 Закона № 2395-1, предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

В соответствии с частью 2 статьи 20 Закона № № 2395-1, право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в случаях: 1) возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами; 2) нарушения пользователем недр существенных условий лицензии; 3) систематического нарушения пользователем недр установленных правил пользования недрами; 4) возникновения чрезвычайных ситуаций (стихийные бедствия, военные действия и другие); 5) если пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах; 6) ликвидации предприятия или иного субъекта хозяйственной деятельности, которому недра были предоставлены в пользование; 7) по инициативе владельца лицензии; 8) непредставления пользователем недр отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации о недрах, непредставления или нарушения сроков представления геологической информации о недрах в соответствии со статьей 27 настоящего Закона в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации (в отношении лицензий на пользование участками недр местного значения); 9) по инициативе недропользователя по его заявлению.

Данный перечень является исчерпывающим и расширенному токованию не подлежит.

Согласно ч. 4 ст. 21 Закона о недрах, в случаях, предусмотренных пунктами 2, 3, 5 и 8 части второй статьи 20 настоящего Закона, решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения.

Между тем, из обжалованных приказов Министерства от 09.08.2016 № 1682 от 09.08.2016 и № 1683 следует, что в них не было не указано основание (норма материального права), за нарушение которого Общество привлекается к ответственности, что, в свою очередь, лишило Заявителя возможности в полной мере защитить свои права.

Из мотивировочной части указанных приказов следует, что Министерство ссылается на наличие протокола № 9 от 15.07.2016 (далее – Протокол № 9) (копия имеется в материалах дела) Комиссии по рассмотрению вопросов о предоставлении права пользования участками недр, внесении изменений, дополнений в лицензии, о продлении и переоформлении лицензий, а также о досрочном прекращении права пользования недрами на территории Республики Крым, по участкам недр, отнесенных к полномочиям Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым, из содержания которого следует, что представители ООО «Корпорация Таврида» не принимали участия на заседании комиссии, более того, они не были даже приглашены на заседание комиссии. Кроме того, сам протокол в адрес Общества не направлялся, равно как и его копия.

Между тем, указанные приказы, подписанные 09.08.2016, приостанавливают действие лицензий с 15.07.2016 без обоснование установления срока действия приказа во времени до даты его подписания.

В свою очередь, из содержания протокола № 9 следует, что на основании приказа Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым № 897 от 19.05.2016 «О проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО «Корпорация Таврида» в отношении Общества, находящегося по адресу: <...> каб. 4, была проведена внеплановая проверка.

Проведенной проверкой были выявлены следующие нарушения в области недропользования: А) по лицензии на право пользования недрами СИМ 50082 ТЭ от 21.09.2015 на разведку и добычу глин Партизанского месторождения на территории Симферопольского района Республики Крым, дата окончания действия лицензии 30.12.2016: нарушение, выразившееся в несоблюдении пункта 4.6. Приложения 1 к лицензии на пользование недрами, а именно, в не подготовке и не утверждении в установленном порядке технического проекта ликвидации или консервации горных выработок; нарушение, выразившееся в несоблюдении пункта 9.5. Приложения 1 к лицензии на пользование недрами, а именно, не предоставление информационного отчета до 05.02.2016 в соответствующий территориальный орган, о проведенных в 2015 году работах; Б) по лицензии па право пользования недрами СИМ 50083 ТЭ от 21.09.2015 на разведку и добычу глин Марьинского месторождения на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, дата окончания действия лицензии 01.11.2024: нарушение, выразившееся в несоблюдении пункта 9.5. Приложения 1 к лицензии на пользование недрами, а именно, не предоставление информационного отчета до 05.02.2016 в соответствующий территориальный орган, о проведенных в 2015 году работах.

По результатам проведенной проверки, Министерством был вынесен ряд предписаний об устранении выявленных нарушений.

Предписанием об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований от 27.05.2016 № 9-897-1, Обществу был предоставлен срок для составления и предоставления в ГБУ РК «Территориальный фонд геологической информации», информационного отчета о проведенных работах на Партизанском и Марьинском месторождении глин до 01.07.2016.

Таким образом, при принятии решения о приостановлении действия лицензий, с учетом, якобы, выявленных нарушения п. 9.5. Приложения 1 к лицензиям СИМ 50082 ТЭ от 21.09.2015 и СИМ 50083 ТЭ от 21.09.2015, Министерством не был учтен факт того, что данное предписание полностью было исполнено 01.06.2016, и, отчетность за 2015 год была предоставлена в уполномоченный орган до даты, установленной предписанием.

Кроме того, предписанием от 27.05.2016 № 9-897-2 от 27.05.2016, Обществу был предоставлен срок для выполнения подготовки и утверждения в установленном порядке технического проекта ликвидации (консервации) карьера на Партизанском месторождении глин, согласованном в установленном порядке до 25.08.2016.

В свою очередь, при принятии решения о приостановлении действия лицензии, с учетом нарушения п. 4.6. Приложения 1 к лицензии СИМ 50082 ТЭ от 21.09.2015, Министерством не был учтен факт того, что срок, предоставленный предписанием для устранения нарушения, еще не истек, а именно, приказы о приостановлении права пользования недрами изданы за 24 дня до его окончания.

Из материалов дела следует, что за выявленные нарушения, ООО «Корпорация Таврида» было привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.3. КоАП РФ, а также по ст. 8.5. КоАП РФ. Решением Арбитражного суда Республики Крым от 23.01.2017, суд признал незаконным и отменил полностью постановление Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым №0208/56, 0208/57, 0208/58 от 23.06.2016 о назначении административного наказания, а также признал незаконным и отменил полностью решение Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 22.07.2016 по жалобам ООО «Корпорация Таврида» на постановления №0208/56, 0208/57, 0208/58 от 23.06.2016 о назначении административного наказания.

Кроме того, суд апелляционной инстанции считает необходимым учесть на факт того, что вынесение приказа о приостановлении действия лицензии до истечения срока, установленного предписанием, противоречит действующему законодательству.

В соответствии с пунктом 4.6. Приложения, на пользователя недрами возлагается обязанность подготовки и утверждения в установленном порядке технического проекта ликвидации или консервации горных выработок, скважин, иных подземных сооружений, согласованного в соответствии с Законом № 2395-1, Законом Республики Крым от 30.07.2014 № 45-ЗРК «О недрах» не позднее, чем за 1 год до планируемого срока завершения отработки месторождения.

В соответствии со ст. 10 Законом № 2395-1 участки недр предоставляются в пользование на определенный срок или без ограничения срока. На определенный срок участки недр предоставляются в пользование для добычи полезных ископаемых - на срок отработки месторождения полезных ископаемых, исчисляемый исходя из технико- экономического обоснования разработки месторождения полезных ископаемых, обеспечивающего рациональное использование и охрану недр.

Статья 12 Закона Республики Крым от 30.07.2014 № 45-ЗРК «О недрах» дублирует указанную норму Федерального закона.

Согласно Приложению № 6 к Лицензии, ООО «Корпорация Таврида» ведет добычу полезных ископаемых на участке с 2005 года (за период эксплуатации месторождения добыча полезного ископаемого составила 94,0 тыс.м3). Балансовые запасы месторождения на 01.01.2015 составляют по категориям; В- 70,1 тыс. м3, CI - 962,0 тыс. м3.

Технико-экономического обоснования разработки месторождение на установление срока в 15 месяцев Министерством не предоставлены.

Таким образом, установление срока действия Лицензии СИМ 50082 ТЭ от 21.09.2015 на пользование недрами до 30.12.2016, противоречит нормам как федерального, так и нормам республиканского законодательства.

Согласно п. 4.6. Лицензионного соглашения, обязанность подготовки технического проекта ликвидации или консервации горных выработок возникает у недропользователя лишь при принятии решения о завершении отработки месторождения, при этом указан срок - не позднее, чем за 1 (один) год до планируемого срока.

Между тем, ООО «Корпорация Таврида» решения о завершении отработки месторождения не принимало; решение Министерства о завершении отработки месторождения ООО «Корпорация Таврида» также не получало. Таким образом, ООО «Корпорация Таврида» было лишено возможности выполнить данный пункт Договора.

При этом согласно абз.7 ст. 10 Закона № 2395-1 срок пользования участком недр продлевается по инициативе пользователя недр в случае необходимости завершения поисков и оценки или разработки месторождения полезных ископаемых, либо выполнения ликвидационных мероприятий при условии отсутствия нарушений условий лицензии данным пользователем недр.

Суд апелляционной инстанции считает обоснованным выводы суда первой инстанции относительно того, что приостанавливая лицензии, Министерство искусственно создает условия, являющиеся достаточным основанием для привлечения ООО Корпорация Таврида» к ответственности за пользование недрами с приостановленной лицензией за период с 15.07.2016.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемые приказы Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации и нарушают права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Кроме того, судом с административного органа была обоснованно взыскана государственная пошлина в размере 6000 рублей.

Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, и не могут служить основанием для отмены вынесенного судебного решения.

С учетом сделанных выводов апелляционная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба Администрации города Феодосии Республики Крым удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Крым от 15 февраля 2017 года по делу № А83-7151/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий А.Ю. Карев

Судьи Н.П. Горошко

ФИО1