ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 21АП-645/19 от 17.04.2019 Двадцати первого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. 8 (8692) 54-74-95

E-mail: info@21aas.arbitr.ru 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Севастополь

23 апреля 2019 года                                                          Дело № А84-3070/2018

Резолютивная часть постановления объявлена  17.04.2019                                  

         Постановление изготовлено в полном объеме   23.04.2019

Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Омельченко В.А., судей Приваловой А.В.,              Яковлева А.С., при ведении протокола и его аудиозаписи секретарем судебного заседания Головченко Я.А.,

с участием представителей от Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Севастопольский государственный университет» - Головко В.В. по доверенности от 25.12.2018 № 215, от Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по г. Севастополю – Пиркун С.Н. по доверенности от 22.03.2018 № 6-1-45,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Севастопольский государственный университет» на решение Арбитражного суда города Севастополя от 26 декабря 2018 года по делу № А84-3070/2018 (судья Александров А.Ю.), принятое по заявлению Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Севастопольский государственный университет» об оспаривании предписаний Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по г. Севастополю,

установил:

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Севастопольский государственный университет»  (далее по тексту – заявитель, университет) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о признании недействительными предписаний Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по г. Севастополю (далее по тесту – административный орган, Управление) от 30.05.2018 № 1-ЧС в части пунктов 2,3,4,6, 7 и № 3-ГО в части пунктов 3, 10, 11, 21.

Решением Арбитражного суда города Севастополя от 26 декабря 2018 года в удовлетворении заявления Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Севастопольский государственный университет» отказано.

Не согласившись с указанным судебным актом, университет подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Арбитражного суда города Севастополя от 26 декабря 2018 года, принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования. В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права. Полагает, что оспариваемые пункты предписаний незаконно возлагают на него обязанности, не предусмотренные действующим законодательством и не относящиеся к деятельности университета.

Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании 10.04.2019 в порядке статьи 153 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 15.40ч. 17.04.2019.

В судебном заседании представитель университета поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе и пояснениях к ней.

От Управления поступил отзыв на апелляционную жалобу и пояснения к нему, в судебном заседании его представитель возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ). При этом судом апелляционной инстанции не установлены основания для его отмены или изменения, предусмотренные ст. 270 АПК РФ.

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что в период с 14.05.2018 по 30.05.2018 Управлением проведены плановые выездные проверки соблюдения университетом обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также установленных требований в области гражданской обороны, по результатам которых составлены акты от 30.05.2018 № 1-ЧС и № 3-ГО.

По результатам проверок Управлением в адрес заявителя направлены предписания от 30.05.2018 № 1-ЧС об устранении нарушений установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - предписание № 1 -ЧС) и № 3-ГО об устранении нарушений установленных требований в области гражданской обороны (далее – предписание № 3-ГО). Срок исполнения предписаний установлен до 01.06.2019.

Полагая, что предписания в части являются незаконными и нарушают его права и законные интересы в экономической деятельности, заявитель в порядке главы 24 АПК РФ обратился в Арбитражный суд города Севастополя с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые предписания вынесены Управлением в соответствии с действующим законодательством, при наличии установленных нарушений, предусмотренных приведенными нормативно-правовыми актами, регулирующими требования в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; гражданской обороны.

Апелляционная коллегия, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, соглашается с указанными выводами суда первой инстанции исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как установлено судом первой инстанции, в состав Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Севастопольский государственный университет» с 2015 года входит Институт ядерной энергии и промышленности, в котором, согласно информации, имеющейся в общем доступе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на кафедре «Ядерные энергетические установки» (https://www.sevsu.ru/univers/iyaiep/yaeu) в процессе практической подготовки активно используется реальное оборудование ядерных энергетических установок АЭС: исследовательский реактор ИР-100, физический стенд (критическая сборка, расположенная в массиве биологической защиты реактора), подкритическая уран-водная сборка.

Решением Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности города Севастополя Правительства Севастополя № 14 от 29.03.2018 утвержден перечень потенциально опасных объектов, расположенных на территории города Севастополя, на 2018 год, в который внесены Севастопольский государственный университет, Институт ядерной энергии и промышленности, эксплуатирующие радиационно-опасный объект (класс опасности II).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.04.2018 № 674-р внесены изменения в распоряжение Правительства Российской Федерации от 14.09.2009 № 1311-р и в перечень организаций, эксплуатирующих особо радиационно-опасные и ядерно-опасные производства и объекты внесено ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет» (пункт 46).

Статьей 2 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ "О гражданской обороне" установлены основные задачи в области гражданской обороны.

Организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, являются организации в зависимости от оборонного и экономического значения, имеющие мобилизационные задания (заказы) и (или) представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, а также уникальные в историко-культурном отношении объекты.

В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ "О гражданской обороне" организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.

Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, а также организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты III класса опасности, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные аварийно-спасательные формирования.

Частью 1 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее по тексту – Закон № 68-ФЗ) установлено, что граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Согласно пунктам "в" и "д" статьи 14 Закона № 68-ФЗ организации обязаны обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять подготовку работников организаций в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также, обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Обязанности должностных и юридических лиц по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций предусмотрены Законом № 68-ФЗ, они выражаются в необходимости проведения определенных мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, направленных на максимально возможное уменьшение риска их возникновения.

Пунктами 2, 3, 4, 6, 7 предписания № 1–ЧС университету предписано пройти аттестацию аварийно-спасательной службы, входящей в состав специально подготовленных сил и средств организации, предназначенной и выделяемой (привлекаемой) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; пройти аттестацию аварийно-спасательным формированиям, входящим в состав специально подготовленных сил и средств организации предназначенным и выделяемым (привлекаемым) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; провести сопряжение локальной системы оповещения о чрезвычайных ситуациях организации с местной системой оповещения; провести в организации тактико-специальные учения с участием аварийно-спасательных служб (формирований) организации продолжительностью до 8 часов 1 раз в 3 года; провести в организации тактико-специальные учения с участием сил постоянной готовности организации – 1 раз в год.

В силу ст. 4 Закона № 68-ФЗ единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах. Принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также иные вопросы функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определяются законодательством Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации.

Пунктом 8 Положения "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 (далее – Положение), предусмотрено, что образование, реорганизация и упразднение комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, определение их компетенции, утверждение руководителей и персонального состава осуществляются соответственно Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.

В соответствии с п. 10 Положения к постоянно действующим органам управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектовом уровне относятся структурные подразделения организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.

Согласно п. 3 ст. 7 Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" (далее – Закон № 151-ФЗ), нештатные аварийно- спасательные формирования создаются организациями из числа своих работников в обязательном порядке, если это предусмотрено законодательством Российской Федерации, или по решению администраций организаций в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Пунктом 4 Приказа МЧС России от 23.12.2005 № 999 "Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований" (Зарегистрировано в Минюсте России 19.01.2006 N 7383, далее - Порядок) определено, что организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, а также организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты III класса опасности, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные аварийно-спасательные формирования в соответствии с Федеральным законом от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне".

В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона № 151-ФЗ нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями из числа своих работников в обязательном порядке, если это предусмотрено законодательством Российской Федерации, или по решению администраций организаций в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Статьей 8 Закона № 151-ФЗ установлено, что состав и структуру аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, за исключением профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, выполняющих горноспасательные работы, определяют создающие их федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации, общественные объединения исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также требований законодательства Российской Федерации.

В состав аварийно-спасательных служб входят органы управления указанных служб, аварийно-спасательные формирования и иные формирования, обеспечивающие решение стоящих перед аварийно-спасательными службами задач. Кроме того, в состав аварийно-спасательных служб могут входить научные организации, образовательные организации по подготовке спасателей, учреждения по подготовке поисковых собак и организации по производству аварийно-спасательных средств.

Все аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования подлежат обязательной регистрации (статья 10 Закона от № 151-ФЗ).

В соответствии с пунктом 14 Порядка личный состав нештатных аварийно-спасательных формирований комплектуется за счет работников организаций. Военнообязанные, имеющие мобилизационные предписания, могут включаться в нештатные аварийно-спасательные формирования на период до их призыва (мобилизации). Зачисление граждан в состав нештатных аварийно-спасательных формирований производится приказом руководителя организации. Основной состав руководителей и специалистов нештатных аварийно-спасательных формирований, предназначенных для непосредственного выполнения аварийно-спасательных работ, в первую очередь комплектуется аттестованными спасателями, а также квалифицированными специалистами существующих аварийно-восстановительных, ремонтно-восстановительных, медицинских и других подразделений.

В соответствии со статьей 12 Закона № 151-ФЗ все аварийно- спасательные службы, аварийно-спасательные формирования подлежат аттестации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, не прошедшие аттестацию или не подтвердившие в ходе проверок свою готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации, к обслуживанию организаций по договору не допускаются и к проведению аварийно-спасательных работ не привлекаются.

Таким образом, как верно отмечено судом первой инстанции, являясь организацией, эксплуатирующей особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, университет должен был создать из числа своих работников нештатные аварийно-спасательные формирования в обязательном порядке и принять меры по прохождению их аттестации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом "г" и "з" статьи 14 Закона № 68-ФЗ, организации обязаны создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также возникновении чрезвычайных ситуаций.

Пунктом 4 Положения о системах оповещения населения, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий № 422, Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации № 90, Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации № 376 от 25.07.2006, системы оповещения создаются на региональном уровне - региональная система оповещения (на территории субъекта Российской Федерации); на объектовом уровне - локальная система оповещения (в районе размещения потенциально опасного объекта). Системы оповещения всех уровней должны технически и программно сопрягаться.

Согласно пункту 1.5.6. Постановления Правительства Севастополя от 03.10.2014 N 361 "Об организации оповещения и информирования населения города Севастополя о чрезвычайных ситуациях и при проведении мероприятий гражданской обороны" (вместе с "Положением об организации оповещения и информирования населения города Севастополя о чрезвычайных ситуациях и при проведении мероприятий гражданской обороны") органы исполнительной власти города Севастополя и организации, в введении которых находятся потенциально опасные объекты: обеспечивают включение в проекты на строительство потенциально опасных объектов разделов, предусматривающих создание локальных систем оповещения; обеспечивают проектирование и строительство локальных систем оповещения на действующих потенциально опасных объектах и их сопряжение с территориальной и муниципальной системами оповещения населения города Севастополя.

Пунктом 1.5.7. указанного постановления предусмотрено в частности, что организации, расположенные на территории города Севастополя, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию объектовые системы оповещения, обеспечивают их сопряжение с территориальной и муниципальной системами оповещения населения города Севастополя.

Университет требования ст. 7, 8, 9 Федерального закона от 12.02.1998  № 28 «О гражданской обороны» федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при осуществлении своей деятельности не обеспечил.

Доводы заявителя об отсутствии систем оповещения на муниципальном либо региональном уровне в городе Севастополе и об отсутствии нормативной обязанности их сопряжения у владельца локальной системы оповещения судом первой инстанции рассмотрены и обоснованно отклонены ввиду того, что 30.11.2018 Комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности города Севастополя Правительства Севастополя принято решение № 57 «О локальных системах оповещения потенциально опасных объектов города Севастополя», которым подтверждается как наличие региональной автоматизированной системы централизованного оповещения в городе Севастополе, так и наличие у предприятий - владельцев потенциально опасных объектов принять меры к сопряжению локальных систем оповещения с РАСЦО.

Кроме того, статья 9 Федерального закона № 28-ФЗ от 12.02.1998 «О гражданской обороне» обязывает организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации осуществлять обучение своих работников в области гражданской обороны.

Данная обязанность установлена также положениями пп. "г" п. 5 Постановления Правительства РФ N 841 от 02.11.2000 года и п. п. 10, 19 Приказа МЧС РФ N 999 от 23.12.2005, согласно которым организации обязаны осуществлять обучение работников организации, а также подготовку и руководство деятельностью нештатных аварийно-спасательных формирований в области гражданской обороны.

Постановлением Правительства РФ от 04.09.2003 N 547 (в ред. от 08.09.2010) "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуации природного и техногенного характера" установлено, что подготовка населения в области защиты от ЧС природного и техногенного характера организуется в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций и осуществляется по соответствующим группам в организациях, а также по месту жительства.

Согласно п.14 Постановления Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее 3 суток.

Однако университет в виду отсутствия сформированных аварийно-спасательные формирований не обеспечил соблюдение требований по организации с их участием тактико-специальных учений, что нарушает требования действующего законодательства в части выполнения обязанностей в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что оспариваемые пункты предписания № 1-ЧС вынесены в соответствии с действующим законодательством, при наличии установленных нарушений, предусмотренных приведенными нормативно-правовыми актами, регулирующими требования в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Пунктами 3, 10, 11, 21 предписания № 3-ГО университету предписано обеспечить документами, подтверждающими проведение в организации командно-штабных учений с участием аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований 1 раз в 3 года продолжительностью до 8 часов; создать спасательные службы в организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и продолжающей производственную деятельность в военное время; провести оснащение спасательных служб в организации, отнесенной к категории по гражданской обороне и продолжающей производственную деятельность в военное время; создать силы и средства гражданской обороны для обеспечения мероприятий по захоронению трупов специализированными ритуальными организациями.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона № 28-ФЗ «О гражданской обороне» организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне.

Согласно раздела 16 Приказа МЧС России от 14.11.2008 N 687 "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях" (далее – Положение), организации в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют основные мероприятия по подготовке населения в области гражданской обороны, к одним из которых относится осуществление подготовки личного состава формирований и служб организаций, а также работников организаций в области гражданской обороны.

В соответствии с п.16.14 Положения основными мероприятиями по вопросам обеспечения постоянной готовности сил и средств гражданской обороны является проведение занятий по месту работы с личным составом аварийно-спасательных формирований, нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне и спасательных служб, проведение учений и тренировок по гражданской обороне.

Подпунктом "г", пункта 5 Постановления Правительства РФ от 02.11.2000 N 841 "Об утверждении Положения о подготовке населения в области гражданской обороны" определено, что организации планируют и проводят учения и тренировки по гражданской обороне.

В соответствии с пунктом 2 Приказа МЧС России от 24.04.2013 № 284 «Об утверждении инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» (далее - Инструкция) подготовка органов управления и сил к решению задач гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется на комплексных учениях.

Таким образом, вышеуказанные нормы обосновывают необходимость проведения командно-штабных учений и тактико-специальных учений с привлечением аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований для организаций.

Доводы университета о том, что последнее не создает аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования и тем самым не проводит учения и тренировки обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку университет, являясь организацией, эксплуатирующей особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, должен был создать из числа своих работников нештатные аварийно-спасательные формирования в обязательном порядке и принять меры по проведению командно-штабных учений и тактико-специальных учений с привлечением аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований.

Довод университета об отсутствии спасательных служб, в виду того, что объект надзора не относится к организации, продолжающей производственную деятельность в военное время, обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку пунктом 16.6 Приказа МЧС России от 14.11.2008 N 687 "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях" определено, что к мероприятиям по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, относится создание, оснащение и подготовка организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне и (или) продолжающими или переносящими в безопасный район производственную деятельность в военное время, спасательных служб.

Также, пунктом 16.12. Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях предусмотрено, что организации в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют мероприятия по срочному захоронению трупов в военное время: создание, подготовка и обеспечение готовности сил и средств гражданской обороны для обеспечения мероприятий по захоронению трупов специализированными ритуальными организациями.

Таким образом, выполнение части указанных мероприятий не связано с мероприятиями проводимыми органами исполнительной власти субъекта и является обязанностью организации, следовательно предписание в части пункта 21 является также обоснованным.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному  выводу о наличии у контролирующего органа достаточных правовых оснований для выдачи заявителю оспариваемых предписаний по устранению нарушений требований по гражданской обороне.

Суд первой инстанции, оценивая объективную возможность исполнения предписаний контролирующего органа, обоснованно отметил, что документальные доказательства, объективно препятствующие заявителю исполнить названные требования законодательства к указанному сроку, заявителем суду не представлены.

Апелляционная жалоба не содержит доводов и фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем апелляционная жалоба не может быть признана апелляционным судом обоснованной и не может служить основанием для отмены обжалуемого решения.

Неправильного применения норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов в силу части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.

В связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы заявителя судебные расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в сумме 1500,00 руб. на основании статьи 110 АПК РФ относятся судом на заявителя жалобы.

Излишне уплаченная по платежному поручению от 21.01.2019 № 177 государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 1500,00 руб. подлежит возврату университету из федерального бюджета.

Руководствуясь ст. 104, ст. 110, ст. 266, ст. 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Севастополя от 26 декабря 2018 года по делу № А84-3070/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Севастопольский государственный университет» – без удовлетворения.

Возвратить Федеральному государственному автономному образовательному учреждению высшего образования «Севастопольский государственный университет» из федерального бюджета  1 500,00 рублей (одна тысяча пятьсот руб. 00 коп.) государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 21.01.2019 № 177.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                             В.А. Омельченко

Судьи                                                                           А.В. Привалова

                                                                                              А.С. Яковлев