ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 21АП-785/2016 от 23.05.2016 Двадцати первого арбитражного апелляционного суда

ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. / факс 8 (8692) 54-74-95

E-mail: info@21aas.arbitr.ru 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Севастополь

24  мая 2016 года 

                                                     Дело №А83-886/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2016 года

В полном объёме постановление изготовлено 24 мая  2016 года

Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Илюхиной А.П., судей Гоголя Ю.М., Калашниковой К.Г.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания  Голубенко В.А.,

            при участии:

от заявителя - Администрации города Алушты Республики Крым: не явился,  о времени и месте апелляционного рассмотрения дела извещен надлежащим образом и своевременно, о причинах неявки в суд не сообщил,

от заинтересованного лица - Управления имущественных отношений Администрации города Алушты Республики Крым: не явился,  о времени и месте апелляционного рассмотрения дела извещен надлежащим образом и своевременно, просит рассмотреть дело без участия его представителей,

рассмотрев  повторно в открытом судебном заседании в порядке статей 266-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционную жалобуАдминистрации города Алушты Республики Крым на определение  Арбитражного суда  Республики Крым  от 25 марта 2016 года об оставлении заявления без рассмотрения по делу  №А83-886/2016 (судья  Шильнова Е.Н.)

по заявлению Администрации города Алушты Республики Крым (пл. Советская, д. 1, г.Алушта, Республика Крым, 298516; ОГРН 1149102091610, ИНН/КПП 9101003371/910101001)

заинтересованное лицо:

Управление имущественных отношений Администрации города Алушты Республики Крым (пл. Советская, д. 1, г. Алушта, Республика Крым, 298516, ОГРН 1149102112301, ИНН/КПП 9101004230/910101001)

об установлении факта, имеющего юридическое значение,

установил:

09.02.2016 Администрация города Алушты Республики Крым обратилась   в Арбитражный суд Республики Крым, указав  заинтересованным лицом -  Управление имущественных отношений Администрации города Алушты Республики Крым с заявлением:

- установить имеющий юридическое значение факт принадлежности к собственности (владения) Муниципального образования городской округ Алушта в лице Администрации города Алушта Республики Крым недвижимого имущества, в виде зданий и сооружений производственной базы, расположенные по адресу: г. Алушта, 5 км. Ялтинского шоссе, 15, а именно:

- Литер А - Административное здание ( литера 1 эт. 8,8 кв.м., 2-эт. 44.6 кв.м., лестница 3,6 кв.м.) общей площадью 57,0 кв.м;

- Литер Б - склад (литера Б цок. этак 51,7 кв.м., Б склад 1 эт. 127,7 кв,м., Б1 пристройка цок. этак, литера Б1 пристройка 1 этак 75,0 кв.м., литера б навес площадью 5.5 кв.м.) общей площадью 259.9 кв.м.;

- Литер В - склад (литера В склад площадью 46,5 кв.м., литера В1 пристройка площадью 23.8 кв.м.) общей площадью 70.3 кв.м.;

- Литер Г - гараж (литера Г гараж площадью 127.6 кв.м., литера г навес площадью 60.1 кв.м., литера г1 навес площадью 240,9 кв.м., литера г2 тамбур площадью 16.5 кв.м., в литера г2 смотр, яма (4.8 кв.м.), литера Г 1 Пристройка площадью 25.7 кв.м.) общей площадью 470,8 кв.м.;

- Литер Д - склад общей площадью 17,7 кв.м.;

- Литер Е - навес общей площадью 176,7 кв.м.;

- Литер З - сторожка (литера 3 сторожка площадью 66,0 кв.м., з навес площадью 14,8 кв.м., крыльцо 1,8 кв.м.) общей площадью 82,6 кв.м.;

- Литер У - уборная общей площадью 2,2 кв.м;

Ограждения и мощения:

 № 1 - ворота площадью 7,2 кв.м.,

 № 2 - забор площадью 103,5 кв.м.,

 № 3 - забор площадью 25,2 кв.м.,

 № 4 - ворота площадью 10,0 кв.м.,

 № 5 - забор площадью 150 кв.м.,

 № 6 - забор площадью 11,2 кв.м.,

 № 7 - ворота площадью 6,0 кв.м.,

 № 8 - забор площадью 89,2 кв.м.,

 № 9 - подпорная стена площадью 11,7 кв.м.,

 №10- подпорная стена площадью 9,3 кв.м.,

 №11- подпорная стена площадью 6,4 кв.м.,

 №12 - подпорная стена площадью 2,4 кв.м.,

 №13 - подпорная стеная площадью 13,0 кв.м.;

 I - Асфальтобетон площадью 1185 кв.м.

Заявление мотивировано тем, что в собственности муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым находятся здания и сооружения производственной базы,  расположенной по адресу: г. Алушта, 5 км Ялтинского шоссе, что подтверждается решением Алуштинского городского совета от 26.09.2007 № 19/165 «Об утверждении Реестра имущества, находящегося в коммунальной собственности г. Алушта»; решением Исполнительного комитета Маломаякского сельского совета от 28.05.2010 № 101 «О присвоении почтового адреса зданиям и сооружения базы КП «Благоустройство города», которым  зданиям и сооружениям производственной базы присвоен почтовый адрес: г. Алушта, с. Виноградное, 5-й км. Ялтинского шоссе, 15; в 2010 году КРП «СМБРТИ» проведена инвентаризация зданий и сооружений базы; производственная база в соответствии с Техническим паспортом и Топографическим планом земельного участка в г. Алушта, 5 км. Ялтинского шоссе расположена на земельном участке площадью 8208,06 кв.м., находящегося в собственности Муниципального образования городской округ Алушта; правоустанавливающие документы у Администрация города Алушты Республики Крым на здания и сооружения производственной базы, расположенной  по адресу: г. Алушта, с. Виноградное, 5-й км. Ялтинского шоссе, 15, отсутствуют, в связи, с чем оформить государственную регистрацию права собственности не представляется возможным со ссылками на статьи 219, 264, 265 ГК РФ, статью 17 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

            Надлежащим заинтересованным лицом в данном случае является Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру прав собственности.

Фактически истец цитирует в заявлении  статьи 264, 265 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а не Гражданского кодекса Российской Федерации.

Заявление не соответствует требованиям статьи 220 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой в заявлении должны быть также указаны: нормы закона, предусматривающего, что данный факт порождает юридические последствия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих доказательств или восстановления утраченных документов.

            23.03.2016 Управление имущественных отношений Администрации города Алушты Республики Крым в отзыве   заявление Администрации города Алушта Республики Крым о признании права собственности за муниципальным образованием городской округ Алушта Республики Крым  поддерживает по мотивам, изложенным в нем, основные из которых состоят в том, что у заявителя отсутствуют правоустанавливающие документы, подтверждающие право собственности для его регистрации;   просит установить имеющий юридическое значение факт принадлежности к собственности (владения) Муниципального образования городской округ Алушта в лице Администрации города Алушта Республики Крым недвижимого имущества, в виде зданий и сооружений производственной базы, расположенной по адресу: г.Алушта, 5 км, Ялтинское шоссе (т.1, л. 67-68).

25.03.2016 Администрация города Алушты Республики Крым обратилась с заявлением в порядке статьи 49 АПК РФ, поскольку в просительной части  заявленных требований была допущена техническая ошибка, изложив просительную часть в следующей редакции:

- установить имеющий юридическое значение факт владения и пользования Муниципальным  образованием  городской   округ Алушта   в лице Администрации города Алушта Республики Крым недвижимым имуществом как своим собственным в виде зданий и сооружений производственной базы, расположенных по адресу: г. Алушта, с. Виноградное, 5 км. Ялтинского шоссе, 15, а именно:

- Литер А - Административное здание общей площадью 43,2 кв.м. (I этаж, №3 топочная - 7,0 кв.м., II этаж, № 4 коридор - кв.м., № 5 кабинет – 8,1 кв.м., №6 кабинет – 8,2

кв.м., №7 кабинет – 9,4 кв.м.);

 - Литер Б - склад общей площадью 222,5 кв.м. (цокольный этаж, №1 склад - 11,7 кв.м., №2 склад - 5,9 кв.м., №3 склад - 19,8 кв.м., I этаж, №4 склад - 70,8 кв.м., №5 склад - 20,0 кв.м., №6 склад - 26,6 кв.м., №7 склад - 2,9 кв.м., №8 склад - 64,8 кв.м.);

- Литер Б1 - пристройка площадью 75,0 кв.м.;

- Литер б - навес площадью 5,5 кв.м.;

- Литер В - склад общей площадью 59,7 кв.м. (I этаж, №1 бокс - 39,6 кв.м., №2 коридор - 4, ( кв.м., № 3 подсобное помещение - 2,8 кв.м., №4 подсобное помещение - 13,3

кв.м., лит.);

- Литер В1 - пристройка площадью 23,8 кв.м.;

- Литер Г - гараж общей площадью 219,8 кв.м. (I этаж, №1 гараж - 29,6 кв.м., №2 гараж - 29, кв.м., №3 гараж - 28,7 кв.м., №4 гараж - 28,7 кв.м., №5 гараж - 28.3 кв.м., №6 гараж - 55, кв.м., №7 сварочный цех - 4,0 кв.м., №8 сварочный цех - 9,0 кв.м., №9 помещение - 19,8 кв.м.;

- Литер г2 - тамбур общей площадью 16,5 кв.м.;

- Литер Г1 - пристройка общей площадью 25,7 кв.м.;

- Литер г - навес площадью 60,1 кв.м.;

- Литер г1 - навес площадью 240,9;

- Литер Д - склад общей площадью 13,0 кв.м. (I этаж, №1 склад - 6.5 кв.м., №2 склад - 6 кв.м.);

- Литер Е - навес общей площадью 171,0 кв.м. (I этаж, №1 склад - 171,0 кв.м.);

- Литер З - сторожка общей площадью 52,5 кв.м. (I этаж, №1 помещение - 3,4 кв.м., N помещение - 3,7 кв.м., №3 коридор - 5,8 кв.м., №4 помещение - 21,0 кв.м., №5 помещение 9,6 кв.м., №6 помещение - 9,0 кв.м., лит. з навес - 14,8 кв.м.);

- Литер з - навес площадью 14,8 кв.м.;

Под служебными:

- Литер У - уборная общей площадью 2,2 кв.м.;

Под служебными:

№ 1- ворота площадью 7,2 кв.м.,

№ 2- забор площадью 103,5 кв.м.,

№ 3- забор площадью 25,2 кв.м.,

№ 4- ворота площадью 10,0 кв.м.,

№ 5- забор площадью 150,0 кв.м.,

№ 6- забор площадью 11,2 кв.м.,

№ 7- ворота площадью 6,0 кв.м.,

№ 9- забор площадью 89,2 кв.м.,

№ 10- подпорная стена площадью 11,7 кв.м.,

№ 11- подпорная стена площадью 9,3 кв.м.,

№ 12- подпорная стена площадью 6,4 кв.м.,

№ 13- подпорная стена площадью 2,4 кв.м.,

№ 14- подпорная стеная площадью 13,0 кв.м.;

Под мощением:

I - Асфбетон площадью 1185,5 кв.м.».

Основания заявления заявитель оставил без изменения.

25.03.2016 суд первой инстанции принял к рассмотрению указанное заявление (т.1, л. 129-132).

Определением Арбитражного суда  Республики Крым от  25 марта 2016 года заявление Администрации города Алушты Республики Крым об установлении факта, имеющего юридическое значение оставлено без рассмотрения, на основании пункта 3 части 1 статьи 148, части 3 статьи 217, части 4 статьи 221 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  (т.1, л. 135-141).

Определение мотивировано тем, что в настоящем деле установление  юридического факта связано с необходимостью разрешения судом спора о праве.

Не согласившись с определением суда,  заявитель – Администрация города Алушты Республики Крым, через электронную почту «Мой Арбитр» обратился с апелляционной жалобой, в которой просит  отменить определение суда  первой инстанции, удовлетворить заявленные требования Администрации города Алушты Республики Крым с учетом заявления в порядке статьи 49 АПК РФ ( л.149-152).

Доводы апелляционной жалобы мотивированы тем, что по данному делу спора о праве собственности не возникло, собственником является Администрация города Алушты Республики Крым; Администрация города Алушты Республики Крым ранее обращалась в Алуштинский городской суд с аналогичными требованиями, на что суд общей юрисдикции вынес определение о возвращение искового заявления, в котором было указано, что данное заявление не подведомственно Алуштинскому городскому суду общей юрисдикции и поэтому не может быть принято к производству,  поскольку согласно статьи 30 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражные суды рассматривают в порядке особого производства дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

            04.05.2016 определением  Двадцать первого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу Администрации города Алушты Республики Крым на определение  Арбитражного суда  Республики Крым  от 25 марта 2016 года об оставлении заявления без рассмотрения по делу  №А83-886/2016 приняток производству; назначено судебное заседание на 23.05.2016 (т.1, л. 145-148).

            23.05.2016 по электронной почте «Мой арбитр» от Управления имущественных отношений Администрации города Алушты Республики Крым поступил отзыв, в котором  поддержал апелляционную жалобу Администрации города Алушты, просит ее удовлетворить и заявление о рассмотрении дела в отсутствие их представителя (т.2, л. 1-5).

В судебное заседание, назначенное на  23.05.2016 Администрация города Алушты Республики Крым, заинтересованное лицо: Управление имущественных отношений Администрации города Алушты Республики явку уполномоченных представителей не обеспечили, о времени и месте апелляционного рассмотрения дела извещены надлежащим образом и своевременно.

Дело рассматривается в отсутствие представителей указанных выше лиц, в соответствии с положением статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Часть вторая статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения спора.

26.09.2007 решением 19 сессии 5-го созыва Алуштинского городского совета Автономной Республики Крым №19/165 «Об утверждении Реестра имущества, находящегося в коммунальной собственности г. Алушта»  рассмотрев проект Реестра имущества, находящегося в коммунальной собственности г.Алушта в соответствии с Положением о Реестре имущества, находящегося в коммунальной собственности г.Алушта, утвержденным решением 12 сессии 5 созыва Алуштинского городского совета № 12/14 от 11.04.2007, руководствуясь Постановлением Кабинета Министров Украины «О внесении изменений в Положение о Едином государственном реестре предприятий и организаций Украины» № 499 от 22.06.2005, ст. 60 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине», заключением постоянных комиссий, утвержден Реестр имущества, находящегося   в коммунальной собственности г.  Алушта (приложение № 1, 2, 3, 4, 5, 6)  (т.1, л. 20, 106).

            Технический паспорт изготовленный 10.12.2010 на нежилые строения расположенные по адресу: 5 км Ялтинское шоссе, 15 в г. Алушта, с. Виноградное оформлен на КП «Благоустройство города» (т.1, л. 22-54, л. 70-103).

Согласно справки от 20.06.2008 № 1-06-436 о внесении изменений в Реестр объектов коммунального имущества, 14.09.2007 в Реестр включена база Благоустройства города состоящая из: административного здания с навесом, гаража, здания склада трех боксов, склады, сторожка, собственником объектов является Алуштинский городской совет, расположенный по адресу: г. Алушта, пл. Советская, 1, балансодержателем: коммунальное предприятие «Благоустройство города», объекты внесены в Реестр решением 19 сессии 5-го созыва Алуштинского городского совета Автономной Республики Крым от 26.09.2007 № 19/165 «Об утверждении Реестра имущества, находящегося в коммунальной собственности г. Алушта»  (т.1, л. 105).

            28.05.2010 решением Исполнительного комитета Маломаякского сельского совета № 101 «О присвоении почтового адреса зданиям и сооружениям базы КП «Благоустройство города» рассмотрены представленные документы и заявление общества с ограниченной ответственностью «Крымбетон» вх. №02-10/557 от 25.05.2010 года с просьбой присвоить почтовый адрес нежилым помещениям производственной базы коммунального предприятия «Благоустройство города», арендатором которого является ООО «Крымбетон»,   руководствуясь ст. 30 п. «б» подп. 10 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине»,  присвоен следующий почтовый адрес нежилым помещениям производственной базы коммунального предприятия «Благоустройство города», которая состоит из административного строения с навесом, гаража, склад из трех боксов, склад, сторожка: с.Виноградное, 5-й км. Ялтинского шоссе, 15, Маломаякского сельсовета, г. Алушта, АР Крым (т.1, л. 104).

Согласно справки от 04.03.2011 № 20-05-98 о внесении изменений в Реестр объектов коммунального имущества, 14.09.2007 в Реестр включены здания и сооружения по адресу: г. Алушта,  5 км Ялтинского шоссе, а именно: административное здание с навесом, здание склада трех боксов, гараж, навес, склады, сторожка, собственником объектов является Алуштинский городской совет, расположенный по адресу: г. Алушта, пл. Советская, 1, балансодержателем: коммунальное предприятие «Благоустройство города», объекты внесены в реестр решением  19 сессии 5-го созыва Алуштинского городского совета Автономной Республики Крым от 26.09.2007 № 19/165 «Об утверждении Реестра имущества, находящегося в коммунальной собственности г. Алушта»  (т.1, л. 107).

Согласно Реестру объектов коммунальной собственности, объекты: сторожка, склады, навес гараж, здание склада из трех боксов, административное здание с навесом, расположенные по адресу: 5 км Ялтинского шоссе, находятся в пользовании  КП «Благоустройство города» и включены в реестр 14.09.2007 (т.1, л. 108-110).

22.11.2015 определением Алуштинского городского суда по делу № 9-372/2015 отказано в принятии искового заявления Администрации города Алушта Республики Крым в интересах Муниципального образования городского округа Алушта, заинтересованное лицо Управлением имущественных отношений Администрации города Алушты Республики Крым, об установлении факта имеющего юридическое значение, в связи с тем, что  данное заявление не подведомственно Алуштинскому  городскому суду как суду общей юрисдикции и поэтому не может быть принято к производству, поскольку согласно статьи 30 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражные суды рассматривают в порядке особого производства дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (т.1, л. 55).

Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правовую оценку обстоятельств по делу и полноту их установления, исследовав правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный апелляционный суд полагает, что определение суда подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба  - без удовлетворения по следующим основаниям.

11.03.2014 Верховной Радой Автономной Республики Крым и Севастопольским городским Советом принята Декларация о независимости  Республики Крым и г. Севастополя, согласно которой провозглашено Крым независимым суверенным государством – Республикой Крым, в которой город Севастополь имеет особый статус.

Пунктами 2, 3   Постановления Государственного Совета Республики Крым от 17.03.2014 N 1745-6/14 "О независимости Крыма"  установлено, что со дня вступления в силу настоящего Постановления на территории Республики Крым не применяется законодательство Украины, не исполняются решения Верховной Рады Украины и иных государственных органов Украины, принятые после 21 февраля 2014 года.

Законодательство Украины, кроме указанного в абзаце первом настоящего пункта, применяется на территории Республики Крым до принятия соответствующих нормативных актов Республики Крым (пункт 2).

Деятельность государственных органов Украины на территории Крыма прекращается, их полномочия, имущество и денежные средства переходят к государственным органам Республики Крым, определенным Правительством Республики Крым (пункт 3).

18.03.2014 между Российской Федерацией и Республикой Крым подписан Договор  о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов.

21.03.2014 принят Федеральный Конституционный закон № 6 – ФКЗ “О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя”.

В соответствии со статьей 6 Федерального Конституционного Закона № 6 – ФКЗ, со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.

Статья 19 Федерального Конституционного Закона № 6 – ФКЗ гласит, местное самоуправление на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о местном самоуправлении с учетом особенностей, установленных для городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, а также в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Крым и города федерального значения Севастополя. На территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя формируются органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами соответственно Республики Крым и города федерального значения Севастополя. До завершения формирования этих органов местное самоуправление на указанных территориях осуществляется органами местного самоуправления, действующими на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов.

Согласно частям 1, 2 статьи 23 Федерального Конституционного Закона № 6 – ФКЗ, части 1 статьи 9 Договора,  законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.

В силу статьи 30 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке особого производства дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, рассматриваются судом в порядке главы 27 АПК РФ.

По делам особого производства заявитель обязан был представить доказательства того, что:

- в силу закона факт, об установлении которого заявлено требование, порождает юридические последствия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (пункт 2 части 1 статьи 220 Кодекса);

- у заявителя отсутствует возможность получить или восстановить надлежащие документы, удостоверяющие этот факт (часть 1 статьи 219 Кодекса).

Суду при рассмотрении заявления необходимо установить:

- не связывается ли установление факта с последующим разрешением спора о праве, подведомственного арбитражному суду (часть 3 статьи 217, часть 4 статьи 221 Кодекса);

- не предусмотрен ли законодательством иной внесудебный порядок установления соответствующих фактов (часть 1 статьи 219 Кодекса).

Согласно части  статьи 217 АПК РФ дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, установленным настоящим Кодексом, с особенностями, предусмотренными в настоящей главе.

Арбитражный суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение для возникновения, изменения или прекращения прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 218 АПК РФ).

В силу статьи 219 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об установлении фактов, имеющих юридическое значение, только если у заявителя отсутствует возможность получить или восстановить надлежащие документы, удостоверяющие эти факты, и если федеральным законом или иным нормативным правовым актом не предусмотрен иной внесудебный порядок установления соответствующих фактов.

В нарушение положений статьи 65, пункта 2 части 1 статьи 220 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявителем не указаны нормы закона, предусматривающего, что данные факты порождают юридические последствия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 148, частью 3 статьи 217, частью 4 статьи 221 АПК РФ в случае, если при рассмотрении дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, выясняется, что возник спор о праве, арбитражный суд оставляет заявление об установлении фактов, имеющих юридическое значение, без рассмотрения, о чем выносит определение.

Указанная позиция соответствует и пунктам 2, 5, 7 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2004 N 76 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение", в котором указано, что заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение, подлежит оставлению без рассмотрения, если при рассмотрении дела об установлении юридического факта заинтересованным лицом был заявлен спор о праве или сам арбитражный суд пришел к выводу, что в настоящем деле установление факта связано с необходимостью разрешения судом спора о праве,  если требование возникло из спора о праве; такое требование может быть рассмотрено в общем порядке. Заявление об установлении наличия или отсутствия права (права собственности, права из обязательства и др.) не подлежит рассмотрению в порядке особого производства. Факт принадлежности имущества заявителю на праве собственности не может устанавливаться в порядке особого производства.

При рассмотрении дела об установлении факта, имеющего юридическое значение, арбитражный суд в судебном заседании проверяет, не предусмотрен ли законом или иным нормативным правовым актом иной внесудебный порядок установления данного факта, имелась ли у заявителя другая возможность получить или восстановить необходимые документы, устанавливает, порождает ли данный факт юридически значимые последствия для заявителя в связи с осуществлением им предпринимательской или иной экономической деятельности, выясняет, не затрагивает ли права других лиц установление требуемого факта, не возник ли спор о праве (часть 3 статьи 221 АПК РФ).

По смыслу данной нормы права, арбитражный суд рассматривает заявление об установлении юридического факта при наличии в совокупности следующих условий: если этот факт согласно закону порождает юридические последствия в виде возникновения, изменения или прекращения правоотношений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; установление факта не связывается с последующим спором о праве; заявитель не имеет другой возможности получить или восстановить надлежащие документы, подтверждающие этот факт; действующим законодательством не предусмотрен иной (внесудебный) порядок его установления.

Оставляя заявление без рассмотрения, суд первой инстанции  исходил из того, что фактически указанное заявление содержит не требование об установлении юридического факта, а требование о признании права собственности, которое не подлежит рассмотрению в порядке особого производства и должно рассматриваться в порядке искового производства.

В данном случае имеет место притязание лица, считающего себя собственником имущества, направленное на констатацию перед третьими лицами факта принадлежности ему права собственности на это имущество, что фактически представляет собой требование о признании права собственности, а не заявление, содержащее требование об установлении юридического факта.

Следовательно, при изложенных обстоятельствах, установление юридического факта владения и пользования имуществом как своим собственным по существу является спором о праве, который подлежит рассмотрению в порядке искового производства в соответствии со статьей 28 АПК РФ.

В рассматриваемом случае, заявитель в своем заявлении об установлении юридического факта ссылается на то, что установление юридического факта ему необходимо для государственной регистрации в Государственном комитете по государственной  регистрации  и  кадастру права собственности  на  указанные в заявлении объекты.

Из текста заявления и материалов дела следует, что общество обратилось в арбитражный суд с  заявлением об установлении факта владения и пользования указанным недвижимым имуществом как своим собственным для надлежащего оформления прав на него в регистрационном органе, так как правоустанавливающие документы  на здания и сооружения производственной базы, расположенной  по адресу: г. Алушта, 5 км. Ялтинского шоссе, 15 отсутствуют, в связи с чем оформить регистрацию права собственности не представляется возможным.

Пунктом 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

Согласно статье 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Таким образом, пункт 1 статьи 218 и статья 219 Гражданского кодекса Российской Федерации фактически предусматривают основание и момент возникновения права собственности на имущество.

Требование заявителя, сформулированное как заявление об установлении факта владения и пользования спорным объектом недвижимости, по существу связано с установлением оснований возникновения этого права и его наличия у заявителя, т.е. с разрешением вопросов прав, а не факта.

Требование о признании права собственности - признании гражданского правоотношения не может рассматриваться  в   порядке особого производства.

Заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение, подлежит оставлению без рассмотрения, если требование возникло из спора о праве. Такое требование может быть заявлено только путем предъявления иска и должно рассматриваться в порядке искового производства.

Следовательно, в полномочия суда по заявлению об установлении фактов, имеющих юридическое значение, не входит признание вещного права за заявителем. Признание или отказ в признании такого права происходит в рамках рассмотрения соответствующего иска. Именно в этом случае решение суда об удовлетворении иска является основанием для регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункт 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").

            Следовательно, установление в судебном порядке юридического факта владения и пользования недвижимым имуществом без признания права собственности исключает возможность государственной регистрации права собственности за заявителем на основании такого решения суда. 

По мнению коллегии судей, заявленное к рассмотрению требование по существу предполагает разрешение судом вопроса о праве, а именно факт принадлежности имущества заявителю именно на праве собственности. При этом указанный судебный акт заявитель намерен использовать в качестве правоустанавливающего документа.

Право собственности - это совокупность правовых норм, регулирующих отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением собственником, принадлежащем ему имуществом по своему усмотрению и в своих интересах, устранением всех третьих лиц от противоправного вмешательства в сферу его владения этим имуществом.

При этом, право собственности представляет собой наиболее широкую совокупность правомочий его обладателя, которая включает в себя: владение - фактическое обладание вещью, объектом права; пользование - извлечение из объекта собственности полезных свойств; распоряжение - определение дальнейшей судьбы объекта собственности.

Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) определено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

В пункте 5 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" заявителю предоставлено право обжаловать отказ в государственной регистрации права в судебном порядке.

Из материалов дела усматривается, что с соответствующим заявлением в регистрирующий орган  заявитель  не обращался.

При этом действующим законодательством ( ч. 5 ст. 131 ГК РФ, ч. 5 ст. 2, ч. 3 ст. 20 Закона N 122-ФЗ) предусмотрена возможность обжалования в суд действий (бездействия) регистрирующего органа, связанных с отказом в государственной регистрации прав либо уклонением от регистрации.

Отказ регистрирующего органа в регистрации права собственности на недвижимое имущество или сделки с ним не является основанием для признания этого права в порядке особого производства.

Следовательно, в полномочия суда по заявлению об установлении фактов, имеющих юридическое значение, не входит признание вещного права за заявителем. Признание или отказ в признании такого права происходит в рамках рассмотрения соответствующего иска заявленного к собственнику земельного участка, на котором расположен спорный объект недвижимости. Именно в этом случае решение суда об удовлетворении иска является основанием для регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункт 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").

Факт принадлежности имущества заявителю на праве собственности не может устанавливаться в порядке особого производства.

В порядке части  3 статьи 222 АПК РФ решение арбитражного суда об установлении факта, имеющего юридическое значение, является основанием для регистрации такого факта или оформления прав, которые возникают в связи с установленным фактом, соответствующими органами и не заменяет собой документы, выдаваемые этими органами.

Под правоустанавливающими документами понимаются те предусмотренные законодательством документы, которые отражают факт приобретения права собственности в законном порядке. Правоустанавливающие документы служат основанием для регистрации права. Перечень этих документов приведен в статье 17 ФЗ-122 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

В силу статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, одним из оснований для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним является вступившее в законную силу судебное решение.

На основании пункта 1 статьи  18 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права.

Основанием для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в соответствии со статьей 28 Закона о регистрации являются судебные акты, в резолютивной части которых имеется вывод о принадлежности имущества определенному лицу на вещном или обязательственном праве (наличии обременения или ограничения права), подлежащем государственной регистрации.

Исходя из содержания нормы статьи 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Право собственности не возникает из факта владения и пользования имуществом как своим собственным, поскольку предполагает еще и право распоряжения имуществом.

Установление не права собственности, а юридического факта владения и пользования,  без  признания права собственности,  не приведет к восстановлению прав  заявителя.

Таким образом, основанием для государственной регистрации права на недвижимое имущество могут являться вступившие в законную силу судебные решения, устанавливающие право на недвижимое имущество.

            У  заявителя есть иные способы подтверждения и оформления права собственности на указанные объекты, в том числе, в порядке статей 225, 234 ГК РФ, путем предварительной постановки бесхозяйного недвижимого  имущества на учет государственным регистратором по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого оно находится и последующего признания права муниципальной собственности (или права собственности Республики Крым) или в силу приобретательной давности.

Согласно части 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Согласно статьи 234 ГК РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность). Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации. До приобретения на имущество права собственности в силу приобретательной давности лицо, владеющее имуществом как своим собственным, имеет право на защиту своего владения против третьих лиц, не являющихся собственниками имущества, а также не имеющих прав на владение им в силу иного предусмотренного законом или договором основания. Лицо, ссылающееся на давность владения, может присоединить ко времени своего владения все время, в течение которого этим имуществом владел тот, чьим правопреемником это лицо является.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно оставил заявление без рассмотрения.

В определении ВАС РФ от 27.07.2007 N 9358/07 по делу N А41-К1-19394/06 также изложена правовая позиция согласно которой,  спор при разрешении заявления об установлении факта владения и пользования недвижимым имуществом для последующей регистрации права собственности, фактически является спором о праве, который не подлежит рассмотрению в порядке особого производства, а потому оставление заявления без рассмотрении является обоснованным.

Проанализировав заявление и представленные документы, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что принадлежность спорного имущества на праве собственности не может быть установлена в порядке особого производства, поскольку связана с установлением оснований возникновения этого права и его наличия у заявителя и подлежит рассмотрению в порядке искового производства.

Кроме того, заявитель не обосновал невозможность установления такого права во внесудебном порядке.

            Заявление об установлении юридического факта подлежит оставлению без рассмотрения, если данный юридический факт необходимо установить для последующего разрешения спора о праве.

   При таких обстоятельствах,  суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в данном случае установление юридического факта связывается с последующим разрешением спора о праве, в связи с чем, заявление не может быть рассмотрено в порядке особого производства, а подлежит рассмотрению в порядке искового производства, и обоснованно оставил заявление без рассмотрения в соответствии с пунктом 3  части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы проверены апелляционной инстанцией в полном объеме и подлежат отклонению в силу их несостоятельности.

При таких обстоятельствах, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены определения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.

Обжалуемое определение принято законно и обоснованно с правильным применением норм материального и процессуального права.

При этом, суд апелляционной инстанции разъясняет, что за разрешением спора о праве заявитель может обратиться в арбитражный суд в порядке искового производства. Возможность такого обращения в арбитражный суд с заявлением о признании права собственности в таких случаях вытекает из статей 11 и 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права.

Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебного акта (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), также не установлено.

В соответствии с частью 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.

В силу подпункта 1.1 пункта 1  статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация города Алушты Республики Крым, освобождена от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.

Руководствуясь изложенным и учитывая требования  пункта 3 части 1 статьи 148, статей 184, 188, статьи 271, пункта 1 части 4 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд-

постановил:

Определение Арбитражного суда Республики Крым от 25.03.2016 по делу №А83-886/2016 об оставлении заявления без рассмотрения -  оставить без изменения, а  апелляционную жалобу Администрации города Алушты Республики Крым - без удовлетворения.

  Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающийодного месяца со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.   

Председательствующий

А.П. Илюхина

Судьи

Ю.М. Гоголь

К.Г. Калашникова