ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Суворова, д. 21, Севастополь, 299011, тел. / факс 8 (8692) 54-74-95
E-mail: info@21aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Севастополь
29 июня 2017 года
Дело №А84-352/2017
Резолютивная часть оглашена 26 июня 2017 года
Полный текст изготовлен 29 июня 2017 года
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Котляровой Е.Л.,
судей Вахитова Р.С.,
ФИО1
при ведении протокола судебного заседания секретарем Дьяченко М.С.
при участии представителей сторон:
представитель Управления ветеринарии города Севастополя, ФИО2, по доверенности от 22.06.2016 б/н, личность установлена паспортом гражданина Российской Федерации;
от общества с ограниченной ответственностью «РесторанСервис Плюс», ФИО3, по доверенности от 17.01.2017 года № 79, личность установлена паспортом гражданина Российской Федерации.
рассмотрев апелляционную жалобу Управления ветеринарии города Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 03 мая 2017 года по делу №А84-352/2017 (судья Архипенко А.М.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью «РесторанСервис Плюс» об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении, вынесенного Управлением ветеринарии города Севастополя
У С Т А Н О В И Л:
решением Арбитражного суда города Севастополя заявление о признании незаконным и отмене постановления об административном правонарушении общества с ограниченной ответственностью «РесторанСервис Плюс» удовлетворено.
Признано незаконным и отменено постановление Управления ветеринарии города Севастополя от 16.12.2016 №00363 о привлечении общества с ограниченной ответственностью «РесторанСервис Плюс» к административной ответственности, предусмотренной частью 8 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Не согласившись с принятым решением Управление ветеринарии города Севастополя обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявления отказать.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что решение суда первой инстанции принято при неправильном применении норм материального и процессуального права.
Так, податель апелляционной жалобы указывает, что судом первой инстанции оставлен без внимания тот факт, заявителю было направлено уведомление о дате и месте составления протокола об административном правонарушении, возражений по поводу изменения даты составления протокола от заявителя не поступало.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 10 мая 2017 года апелляционная жалоба Управления ветеринарии города Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 03 мая 2017 года по делу №А84-352/2017 принята к производству Двадцать первого арбитражного апелляционного суда и назначена к рассмотрению на 23 мая 2017 года.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 26 мая 2017 года судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы жалобу Управления ветеринарии города Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 03 мая 2017 года по делу №А84-352/2017 отложено на 26 июня 2017 года.
26 июня 2017 в судебное заседание явились представитель Управления ветеринарии города Севастополя, а также общества с ограниченной ответственностью «РесторанСервис Плюс».
В судебном заседании представитель Управления ветеринарии города Севастополя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе и просил решение суда первой инстанции отменить, представитель общества с ограниченной ответственностью «РесторанСервис Плюс» возражал и просил апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, решение суда первой инстанции без изменений.
Законность решения Арбитражного суда города Севастополя проверена Двадцать первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Повторно рассмотрев материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Так, ООО «РесторанСервис Плюс» обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением об оспаривании постановления административного органа от 16.12.2016 №00363 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной частью 8 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Как усматривается из материалов дела, 09.11.2016 специалистами административного органа в рамках проводимых Управлением Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Крым и городу Севастополю оперативно-розыскных мероприятий по адресу: <...>, установлен, в частности, факт хранения ООО «РесторанСервис Плюс» продукции животного происхождения без ветеринарных сопроводительных документов, а именно: минтай без головы дальневосточный в количестве 2784 кг, производства ООО «Петропавловск - Камчатский рыбоконсервный завод» (<...>); минтай замороженный в мешках в количестве 1848 кг, производства БАТМ «Тумнин» Рыболовецкий артель (колхоз) им. 50 лет Октября (<...>); навага мороженная в мешках в количестве 1920 кг, производства АО «Озерновский рыбоконсервный завод № 55» (<...>); навага замороженная в количестве 2794 кг, производства АО «РКЗ «Командор» (<...>).
09.11.2016 административным органом выдано предписание об устранении выявленных нарушений, которым ООО «РесторанСервис Плюс» предписано изъять из оборота, запретить реализацию, перемещение, поместить на изолированное ответственное хранение выявленную продукцию животного происхождения, а также представить в срок до 10.11.2016 в Управление ветеринарные сопроводительные документы на данную продукцию.
Определением от 10.11.2016 №00347 Управление отложило сроки рассмотрения предписания от 09.11.2016 в части представления ветеринарных сопроводительных документов на 15.11.2016, а также предупредило заявителя о том, что в случае неявки лица, уполномоченного действовать от имени ООО «РесторанСервис Плюс», будет составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 10.8 КоАП РФ.
По состоянию на 17.11.2016 ветеринарные сопроводительные документы на выявленную в ходе проверки рыбную продукцию заявителем представлены не были, административный орган пришел к выводу о нарушении ООО «РесторанСервис Плюс» требований статей 3, 19 Федерального закона от 02.01.2000 №29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», пункта 3 приложения 1 Минсельхоза РФ от 17.07.2014 № 281 «Об утверждении правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов и порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронном виде», и составил в отношении последнего протокол об административном правонарушении от 17.11.2016 №00347 по части 1 статьи 10.8 КоАП РФ.
25.11.2016 Управлением вынесено постановление №00347, которым, в связи с отсутствием ветеринарных сопроводительных документов, продукция животного происхождения: минтай без головы дальневосточный в количестве 2784 кг, производства ООО «Петропавловск - Камчатский рыбоконсервный завод» (<...>); минтай замороженный в мешках в количестве 1848 кг, производства БАТМ «Тумнин» Рыболовецкий артель (колхоз) им. 50 лет Октября (<...>); навага мороженная в мешках в количестве 1920 кг, производства АО «Озерновский рыбоконсервный завод № 55» (<...>); навага замороженная в количестве 2794 кг, производства АО «РКЗ «Командор» (<...>), направлена на уничтожение.
Постановлением от 01.12.2016 по делу об административном правонарушении №00347 по факту отсутствия у заявителя ветеринарных сопроводительных документов на выявленную в ходе проверки продукцию животного происхождения ООО «РесторанСервис Плюс» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 10.8 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Кроме того, по факту невыполнения заявителем пункта 2 предписания от 09.11.2016, в части представления ветеринарных сопроводительных документов, 16.12.2016 должностным лицом административного органа в отношении ООО «РесторанСервис Плюс» составлен протокол об административном правонарушении №00363 по части 8 статьи 19.5 КоАП РФ.
Постановлением заместителя начальника Управления – начальника отдела государственного надзора ФИО4 от 16.12.2016 по делу об административном правонарушении №00363 заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 19.5 КоАП РФ, и назначено ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Полагая, что вынесенное административным органом постановление от 16.12.2016 №00363 о привлечении к административной ответственности является незаконным и подлежит отмене, ООО «РесторанСервис Плюс» обратилось в суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В силу статьи 2.1 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 №4979-1 "О ветеринарии" (далее – Закон о веренарии) ветеринарные правила (правила в области ветеринарии) являются нормативными правовыми актами, устанавливающими обязательные для исполнения физическими лицами и юридическими лицами требования, в частности, при оформлении ветеринарных сопроводительных документов. Ветеринарные правила разрабатывает и утверждает федеральный орган исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии.
Перечень подконтрольных товаров, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами (ветеринарные сертификаты, ветеринарные свидетельства, ветеринарные справки), утверждается федеральным органом исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии из числа товаров, содержащихся в перечне подконтрольных товаров, утвержденном актом, составляющим право Евразийского экономического союза. Форма и порядок оформления ветеринарных сопроводительных документов, за исключением формы и порядка оформления, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, устанавливаются ветеринарными правилами организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов (пункты 1 и 7 статьи 2.3 Закона о ветеринарии).
Правила организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов (далее – Правила №281), утвержденные приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 17.07.2014 №281.
Согласно пункту 2 Правил №281 (в редакции действующей на момент проведения проверки) ветеринарные сопроводительные документы (ветеринарные сертификаты, ветеринарные свидетельства, ветеринарные справки), характеризующие территориальное и видовое происхождение, ветеринарно-санитарное состоянии сопровождаемого подконтрольного товара, эпизоотическое состояние места его выхода и позволяющие идентифицировать подконтрольный товар, оформляются на подконтрольные товары, включенные в Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 317 «О применении ветеринарно-санитарных мер в Таможенном союзе».
Оформление ветеринарных сопроводительных документов осуществляется при: производстве партии подконтрольного товара; перемещении (перевозке) подконтрольного товара; переходе права собственности на подконтрольный товар (пункт 3 Правил №281).
При производстве, обороте, а также перевозке продукции животного происхождения за пределы района (города) по территории Российской Федерации оформляются ветеринарное свидетельство формы №2 (абзацы четвертый и восьмой пункта 7 Правил №281).
В Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 №317 «О применении ветеринарно-санитарных мер в Таможенном союзе», включены такие товары, как «рыба мороженая» (код ТН ВЭД 0303) и «филе рыбное и прочее мясо рыбы (включая фарш), свежие, охлажденные или мороженые» (код ТН ВЭД 0304).
В силу статьи 3 Федерального закона от 02.01.2000 №29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (далее – Закон №29-ФЗ) не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые не соответствуют требованиям нормативных документов и которые не прошли государственную регистрацию в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Такие пищевые продукты признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
Статьей 19 Закона №29-ФЗ установлено, что хранение и перевозки пищевых продуктов, материалов и изделий должны осуществляться в условиях, обеспечивающих сохранение их качества и безопасность. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие хранение, перевозки пищевых продуктов, материалов и изделий, обязаны соблюдать требования нормативных документов к условиям хранения и перевозок пищевых продуктов, материалов и изделий и подтверждать соблюдение таких требований соответствующими записями в товарно-сопроводительных документах.
Исходя из пунктов 1.10 и 1.12 Ветеринарно-санитарных правил перевозки животных, птицы, рыбы, продуктов и сырья животного происхождения автомобильным транспортом, утвержденных Госагропромом СССР 30.01.1986 №432-5, отправитель груза обязан вручить ветеринарное свидетельство перевозчику, а тот, в свою очередь, в пункте назначения груза передает этот сопроводительный документ грузополучателю.
За нарушение ветеринарно-санитарных правил заготовки, переработки, хранения или реализации продуктов животноводства установлена административная ответственность частью 1 статьи 10.8 КоАП РФ.
Судебная коллегия, исходя из материалов дела, считает правомерным вывод суда первой инстанции, что поступление и хранение грузополучателем подконтрольных товаров, включенных в Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), в том числе рыбы мороженой, филе рыбного и прочего мясо рыбы (включая фарш) без ветеринарных сопроводительных документов является нарушением статьи 3 Закона №29-ФЗ, пункта 3 Правил №281 и образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 10.8 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, административным органом был установлен факт отсутствия у заявителя ветеринарных сопроводительных документов на рыбную продукцию, в связи с чем, данная продукция была направлена на уничтожение, а заявитель 01.12.2016 привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 10.8 КоАП РФ.
В тоже время за невыполнение предписания от 09.11.2016 (в части представления ветеринарных сопроводительных документов) постановлением ООО «РесторанСервис Плюс» привлечено к административной ответственности по части 8 статьи 19.5 КоАП РФ, которой установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законных требований лиц, уполномоченных на осуществление федерального государственного надзора, регионального государственного ветеринарного надзора, об устранении нарушений ветеринарно-санитарных требований и правил, ветеринарных правил.
Объектом данного правонарушения выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления государственного ветеринарного надзора.
Объективная сторона правонарушения выражается в невыполнении в установленный срок законного предписания органа, уполномоченного осуществлять соответствующие контрольно-надзорные функции.
Субъектом административного правонарушения в данном случае выступает лицо, не выполнившее в установленный срок законное предписание органа государственного ветеринарного надзора.
Вместе с тем, предписание должно содержать только законные требования, то есть на субъект может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для него в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что поскольку административным органом был установлен факт отсутствия в распоряжении заявителя сопроводительных ветеринарных документов на находящуюся в его обороте подконтрольную продукцию, то возложение на ООО «РесторанСервис Плюс» обязанности по представлению таких документов в орган регионального государственного ветеринарного надзора не отвечает признаку исполнимости.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы признаются несостоятельными, поскольку не опровергают законности и обоснованности принятого по делу судебного акта и не подтверждаются материалами дела.
Выводы суда первой инстанции о применении норм материального права соответствуют установленным судом по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а поэтому оснований для отмены решения арбитражного суда по приведенным в жалобе доводам не имеется.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Севастополя от 03 мая 2017 года по делу №А84-352/2017 оставить без изменений, апелляционную жалобу Управления ветеринарии города Севастополя оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Котлярова Е. Л.
Судьи
Вахитов Р.С.
ФИО1