ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 2495/2006 от 02.08.2006 Десятого арбитражного апелляционного суда

ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва№ А41-К2-5758/06

08 августа 2006г.

Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2006г.

Полный текст постановления изготовлен 08 августа 2006г.

Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего судьи Макаровской Э.П.,

судей Мордкиной Л.М., Чучуновой Н.С.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дрозд Д.Н.

при участии в заседании:

от истца (заявителя): - ФИО1 – адвокат (уд. № 5140 от 16.08.2005) по доверенности от 02.09.2005;

от ответчика: - не явился; извещен надлежащим образом;

от третьих лиц: ФИО2 – советник директора по правовым вопросам по доверенности № 104 от 29.12.2005 по 31.12.2006;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России по г.Лыткарино Московской области на решениеАрбитражного суда Московской области от 17 мая 2006г. по делу № А41-К2-5758/06, принятое судьёй ФИО3 по иску (заявлению) ПК СА «Колхоз им. Ленина» к ИФНС России по г.Лыткарино Московской области, третье лицо – АКБ «Крыловский» (ОАО) об оспаривании инкассовых поручений, действий ИФНС России по г. Лыткарино Московской области

УСТАНОВИЛ:

 Производственный кооператив «Сельскохозяйственная артель «Колхоз имени Ленина» (ПК СА «Колхоз им. Ленина») обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Лыткарино Московской области (ИФНС России по г. Лыткарино МО) о признании недействительными инкассовых поручений №№ 413, 413/1, 413/2, 413/3 от 25.11.2005, о признании незаконными действий налогового органа, выразившихся в выставлении инкассовых поручений. В качестве третьего лица к участию в деле привлечен Акционерный коммерческий банк «Крыловский» (Открытое Акционерное Общество) (АКБ Крыловский»).

Решением Арбитражного суда Московской области от 17 мая 2006 года заявленные ПК СА «Колхоз им. Ленина» требования удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, ИФНС России по г.Лыткарино Московской области подала апелляционную жалобу, в которой просит указанное решение отменить как принятое с нарушением норм материального права. В качестве доводов жалобы налоговый орган ссылается на следующее: правовой режим удовлетворения требований кредиторов в процессе конкурсного производства различен в зависимости от того, вытекает право долга из обязательств, возникших до открытия конкурсного производства, или из обязательств, возникших после открытия конкурсного производства; налоги и другие обязательные платежи в бюджет и во внебюджетные фонды, обязанность по уплате которых возникает после открытия конкурсного производства, относятся к расходам, связанным с продолжением функционирования организации – должника, которые должны покрываться из конкурсной массы вне очереди; в случае появления у организации объекта налогообложения после введения моратория на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам должника организация обязана уплачивать текущие платежи в общем порядке, в связи с чем конкурсный управляющий обязан своевременно и правильно начислять и уплачивать налоги и иные обязательные платежи в бюджеты и во внебюджетные фонды, возникшие в период проведения конкурсного производства; спорные инкассовые поручения АКБ «Крыловский» (ОАО) исполнены не были, следовательно, права ПК СА «Колхоз им. Ленина» не нарушены.

Дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ в отсутствие представителя ИФНС России по г. Лыткарино Московской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства (уведомление о вручении почтового отправления 20.07.2006).

В судебном заседании представители ПК «Сельскохозяйственная артель «Колхоз имени Ленина» и АКБ Крыловский (ОАО) против удовлетворения жалобы возражали по мотивам, изложенным в судебном акте и в отзывах на апелляционную жалобу, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая ее необоснованной, а решение суда законным.

Проверив материалы дела, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав представителей ПК «Сельскохозяйственная артель «Колхоз имени Ленина» и третьего лица - АКБ Крыловский (ОАО), суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного акта.

Как следует из материалов дела и установлено судом, решением Арбитражного суда Московской области от 26 ноября 2002г. по делу № А41-К2-1473/99 производственный кооператив «Сельскохозяйственная артель «Колхоз имени Ленина» признан несостоятельным (банкротом); в отношении кооператива открыто конкурсное производство сро­ком на 12 месяцев (л.д. 15). Определением суда от 21 февраля 2006г. срок конкурсного производ­ства продлен на шесть месяцев до 26 мая 2006г.

25 ноября 2005г. налоговым органом в целях взыскания в бесспорном порядке сумм нало­гов со счетов организации выставлены инкассовые поручения № 413 на сумму 20217 руб. (налог на добавленную стоимость на товары, реализуемые на территории Российской Федерации), № 413/1 на сумму 318 руб. (водный налог), №413/2 на сумму 225223 руб. (налог на имущество организаций), № 413/3 на сумму 4705 руб. (земельный налог) (л.д. 11-14).

Не согласившись с действиями налогового органа по выставлению инкассовых поручений, ПК СА «Колхоз им. Ленина» обратился в арбитражный суд.

В соответствии со ст.ст. 61, 65 Гражданского кодекса Российской Федерации банкротство является одной из форм ликвидации организации и осуществляется на основании закона о несо­стоятельности (банкротстве).

Согласно ст. 11 Федерального закона от 8 января 1998г. № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», действующего в отношении процедур бан­кротства должника в силу ч. 3 ст. 223 Федерального закона от 26 октября 2002г. № 127-ФЗ «О не­состоятельности (банкротстве)», к налоговым и иным уполномоченным органам применяются нор­мы о кредиторах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. При проведении процедур банкротства интересы всех кредиторов представляют собрание кредиторов и комитет кредиторов, образуемые в соответствии с настоящим Федеральным законом. С момента приня­тия арбитражным судом к производству заявления о признании должника банкротом кре­диторы не вправе обращаться к должнику в целях удовлетворения своих требований в ин­дивидуальном порядке.

С момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства наступает ряд последствий, в том числе: срок исполнения всех денежных обязательств должника, а также отсроченных обязательных платежей должника считается наступившим; прекращается начисление неустоек (штрафов, пени), процентов и иных финансовых (экономических) санкций по всем видам задолженности должника; все требования к должнику могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства; исполнение обяза­тельств должника допускается в случаях и порядке, которые установлены настоящей главой (ст. 98 Закона).

При этом в силу ст.ст. 15, 20 Закона обязанность рассматривать требования кредиторов возложена на арбитражного управляющего, который ведет реестр требований кредиторов. Разногласия, возникающие между конкурсными кредиторами, налоговыми и иными уполномоченными органами и арбитражным управляющим, о составе, размере и об очередности удовлетворения требований по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам рассматриваются арбитражным судом.

В ходе конкурсного производства конкурсный управляющий обязан использовать только один счет должника в банке или иной кредитной организации (основной счет должника), с которо­го осуществляются выплаты кредиторам в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о бан­кротстве, а также оплачиваются следующие расходы: связанные с выплатой вознаграждения кон­курсному управляющему; текущие коммунальные и эксплуатационные платежи должника; свя­занные с публикацией сообщения о признании должника банкротом и сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, а также с уведомлением кредито­ров должника; иные расходы, связанные с осуществлением конкурсного производства (ст. 105 За­кона).

Удовлетворение требований по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фон­ды осуществляется в четвертую очередь после удовлетворения внеочередных (судебные расходы, расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражным управляющим, текущие комму­нальные и эксплуатационные платежи должника, а также удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам должника, возникшим в ходе наблюдения, внешнего управления и конкурсного производства), требований граждан, перед которыми должник несет ответственность за причине­ние вреда жизни и здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей (первая очередь); расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским до­говорам (вторая очередь); требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом иму­щества должника (третья очередь) (ст. 106 Закона о банкротстве).

При определении размера требований по обязательным платежам учитывается задолжен­ность (недоимки), образовавшаяся (образовавшиеся) на момент принятия арбитражным судом за­явления о признании должника банкротом. Если должником после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом не в полном объеме уплачены обязательные плате­жи, суммы, не выплаченные до принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, включаются в общую сумму задолженно­сти должника перед кредиторами четвертой очереди. Суммы штрафов (пени) и иных финансо­вых (экономических) санкций подлежат удовлетворению в составе требований кредиторов пятой очереди (ст. 110 Закона).

На основании ст. 114 Закона конкурсный управляющий производит расчеты с кредиторами в соответствии с реестром требований кредиторов. Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди.

Частью 3 статьи 49 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что очеред­ность исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов при ликвидации организации среди расчетов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским законодательст­вом Российской Федерации, то есть в соответствии с изложенными выше нормами Закона о бан­кротстве.

Суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что, несмотря на то, что Закон о банкротстве (п. 1 ст. 106) предусматривает внеочередное удов­летворение требований кредиторов из конкурсной массы, возникших в ходе процедур банкротст­ва, налоговый орган, обладая статусом кредитора, не вправе в индивидуальном порядке, имея пре­доставленную Налоговым кодексом Российской Федерации возможность бесспорного списания денежных средств со счетов организации при осуществлении ею хозяйственной деятельности в обычных условиях, нарушать установленную гражданским законодательством очередность удов­летворения требований кредиторов.

Таким образом, бесспорное списание денежных средств со счета ПК «Сельскохозяйствен­ная артель «Колхоз имени Ленина» на основании выставленных инкассовых поручений повлекло бы преимущественное удовлетворение требований налогового органа перед другими кредиторами.

Суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, в данном случае действия налогового органа, выразившиеся в выставлении ин­кассовых поручений и, как следствие, инкассовые поручения №№ 413, 413/1, 413/2, 413/3 от 25 ноября 2005г., незаконны, поскольку противоречат нормам Налогового кодекса Российской Феде­рации, Закона о банкротстве.

При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы признаются необоснованными и потому отклоняются судом апелляционной инстанции.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Московской области от 17 мая 2006г. по делу №А41-К2-5758/06 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции ФНС России по г. Лыткарино Московской области - без удовлетворения.

ПредседательствующийЭ.П. Макаровская

Судьи:Л.М. Мордкина

Н.С. Чучунова