ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 44Г-9/13 от 18.12.2013 2-го Западного окружного военного суда (Город Москва)

<данные изъяты>

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ПРЕЗИДИУМА МОСКОВСКОГО ОКРУЖНОГО ВОЕННОГО СУДА

«18» декабря 2013 года

г. Москва

Президиум Московского окружного военного суда в составе:

председателя

Калиниченко Ю.А.,

и членов президиума:

Абабкова А.В., Осина В.А., Ряузова А.Н., Елфимова В.В.,

Зубова Е.В., Караблина А.А., Уланова А.Е., Самойленко А.И.,

при секретаре Григоряне А.С., с участием прокурора - заместителя военного прокурора Западного военного округа полковника юстиции Жаринова В.В. рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Андреева С.А. на решение Смоленского гарнизонного военного суда от 3 июня 2013 года и апелляционное определение судебной коллегии Московского окружного военного суда от 22 августа 2013 года по гражданскому делу по заявлению бывшего военнослужащего филиала № Федерального государственного казённого учреждения « военный клинический госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации (далее - филиал военного госпиталя) <воинское звание> Андреева С.А. об оспаривании действий начальника филиала военного госпиталя, связанных с невыплатой денежных средств и исключением из списков личного состава филиала военного госпиталя.

Заслушав доклад судьи Романова В.С., изложившего обстоятельства дела, содержание принятых по нему судебных постановлений, доводы кассационной жалобы и мотивы вынесения определения о её передаче для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, заключение прокурора, полагавшего необходимым отменить состоявшиеся по делу судебные постановления в части отказа заявителю в удовлетворении требований о возложении на начальника филиала военного госпиталя обязанности по выплате ему ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров как участнику ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС за период с ноября 2009 года по 22 мая 2013 года, и принять в этой части новое решение об их удовлетворении, президиум

у с т а н о в и л:

как усматривается из материалов дела, приказом Министра обороны Российской Федерации от 17 декабря 2012 года № 2342 Андреев был уволен с военной службы по основанию, предусмотренному подп. «а» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», то есть в связи с организационно-штатными мероприятиями. В связи с этим, начальник филиала военного госпиталя 26 марта 2013 года издал приказ № 159 о предоставлении Андрееву в период с 26 марта по 8 апреля 2013 года дополнительного отпуска как участнику ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, а с 9 апреля по 8 мая 2013 года – основного отпуска за 2013 год. Этим же приказом Андреев был исключён из списков личного состава филиала военного госпиталя с 8 мая 2013 года.

В связи с нахождением Андреева в период отпуска на лечении с 16 по 29 апреля 2013 года, приказом начальника филиала от 31 мая 2013 года № 296 в приказ от 26 марта 2013 года № 159 были внесены изменения, согласно которым ему продлён основной отпуск на время болезни (14 суток). В связи с этим дата исключения Андреева из списков личного состава филиала военного госпиталя перенесена на 22 мая 2013 года.

Окончательный расчёт по денежному довольствию с Андреевым произведён 15 апреля 2013 года, а за период с 9 по 22 мая 2013 года – 31 мая 2013 года.

Кроме того, на день исключения из списков личного состава филиала военного госпиталя Андрееву не выплачены денежная компенсация взамен предметов вещевого имущества и с ноября 2009 года ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров как участнику ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Полагая свои права нарушенными, Андреев обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным и отменить приказ начальника филиала военного госпиталя от 26 марта 2013 года № 159 в части исключения его из списков личного состава филиала военного госпиталя без обеспечения вещевым имуществом и без выплаты вышеназванной ежемесячной денежной компенсации.

Заявитель также просил обязать начальника филиала военного госпиталя восстановить его в списках личного состава филиала военного госпиталя до производства с ним окончательного расчёта в связи с увольнением с военной службы.

Решением Смоленского гарнизонного военного суда, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии Московского окружного военного суда, заявление Андреева удовлетворено частично.

Суд признал незаконными действия начальника филиала военного госпиталя, связанные с невыплатой Андрееву денежной компенсации взамен предметов вещевого имущества и обязал это должностное лицо выплатить заявителю данную компенсацию в размере, установленном действующим законодательством.

С филиала военного госпиталя в пользу Андреева суд взыскал 200 рублей в счёт возмещения судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины.

В удовлетворении заявления Андреева в части требований о возложении на начальника филиала военного госпиталя обязанности по отмене приказа от 26 марта 2013 года № 159 в части исключения его из списков личного состава филиала военного госпиталя и по восстановлению его в этих списках до производства с ним окончательного расчёта, судом отказано.

Кроме того, в мотивировочных частях решения суда первой инстанции и апелляционного определения суда второй инстанции указано на отказ в удовлетворении заявления Андреева в части требования о возложении на начальника филиала военного госпиталя обязанности по выплате ежемесячной денежной компенсации как участнику ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В кассационной жалобе, поданной и поступившей в суд кассационной инстанции 22 октября 2013 года, заявитель выражает несогласие с состоявшимися судебными постановлениями, в обоснование чего приводит следующие доводы.

Суды оставили без внимания запросы филиала военного госпиталя в финансовые органы о направлении денежных средств для выплаты ему ежемесячной денежной компенсацию на приобретение продовольственных товаров как участнику ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, начиная с ноября 2009 года. Однако данная выплата ему не произведена ввиду отсутствия денежных средств.

При разрешении его требования о производстве указанной выплаты суды не учли п. 3 ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», приказ Министра обороны Российской Федерации от 12 ноября 2012 года № 3500дсп и утратившие силу приказы Министра обороны Российской Федерации.

Заявитель указывает, что выводы судов об отсутствии обязанности у филиала военного госпиталя оснований для выплаты ему ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров как участнику ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, противоречат разъяснениям Департамента Смоленской области по социальному развитию. Указанная денежная компенсация после увольнения с военной службы ему выплачивается в военном комиссариате Смоленской области.

В заключение Андреев просит состоявшиеся судебные постановления в части невыплаты оспариваемой ежемесячной денежной компенсации на продовольственные товары как участнику ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС отменить, а также заявляет новые требования: рассмотреть правильность заказа денежных средств филиалом военного госпиталя, обязать вышестоящие финансовые органы произвести перечисление филиалу военного госпиталя денежных средств для выплаты ему ежемесячной денежной компенсации на продовольственные товары за период с ноября 2009 года по 22 мая 2013 года, а филиал военного госпиталя – выплатить индексацию оспариваемой денежной выплаты и 30 000 рублей в счёт компенсации морального вреда.

Определением судьи Московского окружного военного суда Романова В.С. от 19 ноября 2013 года кассационная жалоба заявителя с делом передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

Рассмотрев материалы гражданского дела и обсудив доводы кассационной жалобы, президиум приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального и процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Отказывая в удовлетворении заявления Андреева в части требования о возложении на начальника филиала военного госпиталя обязанности по выплате заявителю ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров как участнику ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, суды первой и второй инстанций, сославшись на ст.ст. 4 и 15 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», п. 2 Правил выплаты ежемесячной денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года № 907, исходили из того, что выплата указанной ежемесячной денежной компенсации производится гражданину по месту его жительства органом в сфере социальной защиты населения, вследствие чего у начальника филиала военного госпиталя отсутствовали правовые основания для её выплаты заявителю при проведении с ним окончательного расчёта при увольнении с военной службы.

Однако данные выводы судов первой и второй инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.

Как усматривается из материалов дела, Андреев является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году.

Пунктом 3 статьи 15 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее – базовый Закон) для указанной категории граждан гарантировано получение ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров.

В силу ст. 5 базового Закона, предусмотренные данным Законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 года № 35 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции постановления Пленума от 11 мая 2007 года № 23), в силу ст. 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ) надлежащим ответчиком по делам о возмещении вреда, причиненного здоровью инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, является Российская Федерация, представителем которой в соответствии с абзацем третьим пункта 15 части 1 статьи 14 названного Закона выступают органы социальной защиты населения или иные государственные органы, производящие выплату ежемесячной денежной компенсации, уполномоченные согласно части 3 статьи 125 ГК РФ выступать от имени казны Российской Федерации по обязательствам, вытекающим из причинения вреда жизни и здоровью в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Указаний на то, что выплата оспариваемой ежемесячной денежной компенсации военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, является исключительной компетенцией органов социальной защиты, в базовом Законе не содержится.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года № 907 утверждены Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в соответствии с которыми для получения компенсации на приобретение продовольственных товаров, гражданин подает по месту жительства в орган в сфере социальной защиты населения, уполномоченный органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации, заявление с приложением необходимых документов, уполномоченный орган составляет списки граждан, которые подписываются руководителем этого органа, заверяются печатью и представляются ежемесячно в территориальный орган Федерального казначейства. Территориальный орган Федерального казначейства перечисляет на основании представленных списков средства федерального бюджета, предусмотренные на выплату компенсации, в организации федеральной почтовой связи либо на счёт, открытый получателем компенсации в кредитной организации.

Абзацем вторым пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года № 907 установлено, что финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год Министерству финансов Российской Федерации. Министерство финансов Российской Федерации в установленном порядке вносит в сводную бюджетную роспись федерального бюджета соответствующие изменения, предусматривающие передачу бюджетных ассигнований Министерством финансов Российской Федерации Федеральному казначейству для их перечисления территориальным органам Федерального казначейств.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2005 года № 542 «Об утверждении Правил финансирования расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению гражданам мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и Федеральным законом «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» - финансирование расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению гражданам мер социальной поддержки осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год Министерству финансов Российской Федерации, за исключением расходных обязательств Российской Федерации, указанных в п. 6 этих Правил (п. 2 Правил).

Пункт 6 указанных Правил содержит специальную норму, согласно которой финансирование расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению мер социальной поддержки военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов и федеральных органов налоговой полиции, а также пенсионерам из их числа, в том числе ныне работающим (независимо от места работы), подвергшимся радиационному воздействию, осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год федеральным органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба.

Согласно Классификации расходов по сводной бюджетной смете Министерства обороны Российской Федерации, утверждённой приказом Министра обороны Российской Федерации от 12 ноября 2012 года № 3500дсп, расходы по выплате гражданам установленных законодательством пособий, денежных и других материальных компенсаций и льгот за вред, причинённый их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, отнесены к публичным нормативным обязательствам перед военнослужащими, гражданским персоналом Вооружённых Сил Российской Федерации, членами их семей.

Анализ вышеприведённых правовых норм свидетельствует о том, что финансирование расходных обязательств Российской Федерации, связанных с возмещением вреда и предоставлением мер социальной поддержки участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, являющихся военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, определяется за счёт средств федерального бюджета в Министерстве обороны Российской Федерации и осуществляется соответствующими органами военного управления по месту прохождения ими военной службы.

Как видно из материалов дела, Андреев до ноября 2009 года проходил военную службу по контракту в объединенном военном комиссариате города Сафонова Смоленской области, а после этой даты до дня увольнения с военной службы 22 мая 2013 года – в филиале военного госпиталя.

При этом в период прохождения военной службы в военном комиссариате заявителю назначалась и производилась выплата ежемесячной денежной компенсации на продовольственные товары как участнику ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Однако в период прохождения военной службы в филиале военного госпиталя до 22 мая 2013 года (день исключения из списков личного состава филиала военного госпиталя) указанная ежемесячная денежная компенсация Андрееву не выплачивалась.

Вместе с тем, согласно имеющимся в материалах дела справке и реестрам на выплату Андрееву ежемесячной денежной компенсации на продовольственные товары начальника и главного бухгалтера филиала военного госпиталя от 27 мая 2013 года, заявителю назначена к выплате данная ежемесячная денежная компенсация за период с ноября 2009 года.

В то же время данная выплата не произведена Андрееву вследствие не поступления в филиал военного госпиталя денежных средств на эти цели из военного госпиталя.

Кроме того, представитель начальника филиала военного госпиталя Акмурзанов В.В. в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции признал требование заявителя о выплате ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и просил его удовлетворить.

Указанное свидетельствует о том, что в период прохождения заявителем военной службы по контракту в филиале военного госпиталя с ноября 2009 года по 22 мая 2013 года его право на получение ежемесячной денежной компенсации на продовольственные товары, предусмотренное п. 3 ст. 15 базового Закона, подлежало реализации в данном филиале.

В связи с этим, президиум находит неправильными выводы судов первой и второй инстанций об отсутствии у филиала военного госпиталя оснований для выплаты Андрееву указанной ежемесячной компенсации.

Таким образом, допущенные судами первой и апелляционной инстанций нарушения норм материального права президиум признаёт существенными и считает, что они повлияли на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов Андреева, а поэтому президиум полагает необходимым отменить решение гарнизонного военного суда и апелляционное определение суда второй инстанции в указанной части требований Андреева и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять в этой части требований заявителя новое решение о их удовлетворении.

Поскольку требования заявителя о рассмотрении правильности заказа денежных средств филиалом военного госпиталя, возложении на вышестоящие финансовые органы обязанности по перечислению филиалу военного госпиталя денежных средств для выплаты ему ежемесячной денежной компенсации на продовольственные товары, а на филиал военного госпиталя – выплату индексации оспариваемой денежной выплаты и 30 000 рублей в счёт компенсации морального вреда, изложенные в его кассационной жалобе, не были предметом рассмотрения в судах первой и второй инстанций, то они на основании ч. 2 ст. 390 ГПК РФ и разъяснений, содержащихся в п. 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 29 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции», не подлежат разрешению судом кассационной инстанции.

С учётом изложенного и руководствуясь ст.ст. 386, 387 и 388, п. 5 ч.1 ст. 390 ГПК РФ, президиум

п о с т а н о в и л:

решение Смоленского гарнизонного военного суда от 3 июня 2013 года и апелляционное определение судебной коллегии Московского окружного военного суда от 22 августа 2013 года по гражданскому делу по заявлению Андреева <С.А.> в части отказа заявителю в удовлетворении требований о возложении на начальника филиала № Федерального государственного казённого учреждения « военный клинический госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации обязанности по выплате ему ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров как участнику ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, предусмотренной п. 3 ст. 15 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», за период с ноября 2009 года по 22 мая 2013 года, в связи с существенным нарушением норм материального права отменить и принять в этой части требований новое решение.

Признать незаконными указанные действия начальника филиала № 4 Федерального государственного казённого учреждения «1586 военный клинический госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации и обязать это должностное лицо выплатить Андрееву <С.А.> ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров, предусмотренную п. 3 ст. 15 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», за период с ноября 2009 года по 22 мая 2013 года в порядке, на основаниях и размере, установленных действующим законодательством.

В остальной части названные судебные постановления оставить без изменения.

Председатель президиума Ю.А. Калиниченко