П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
апелляционной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений арбитражного суда,
не вступивших в законную силу
г.Уфа
«26» июля 2006 г. Дело № 999/А07-10006/06-А-ГРА
резолютивная часть постановления объявлена 26.06.2006г.
полный текст постановления изготовлен 27.07.2006г.
Апелляционная инстанция Арбитражного суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи: Л.В. Безденежных,
судей: Л.В. Новиковой, С.А. Бобровой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кинзиной Т.А.,
рассмотрела в судебном заседании апелляционную жалобу
МРИ ФНС РФ № 25 по РБ
на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан
от 07.06.2006г. по делу № А07-10006/06-А-ГРА
по заявлению ОАО «Башкирэнерго»
к МРИ ФНС РФ № 25 по РБ
о признании частично недействительным решения налогового органа
при участии в судебном заседании:
от ОАО «Башкирэнерго» - ФИО1 – юрисконсульт по доверенности №119/11-27 от 26.12.2005г., ФИО2 – бухгалтер по доверенности №119/11-95 от 26.04.2006г.;
от МРИ ФНС РФ №25 по РБ – ФИО3 – госналогинспектор по доверенности №2д от 12.01.2006г.
В Арбитражный суд Республики Башкортостан обратилось ОАО «Башкирэнерго» (далее - Общество) с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции ФНС России № 25 по РБ (далее – Инспекция, налоговый орган) от 24.01.2006г. № 5045 в части доначисления налога на имущество в размере 1 094 748 руб. и соответствующей суммы пени.
Решением Арбитражного суда РБ от 07.06.2006г. (судья Гаврикова Р.А.) заявленные Обществом требования удовлетворены.
С вынесенным решением МРИ ФНС РФ № 25 по РБ не согласилась, указывая на отсутствие права использования налогоплательщиком льготы по налогу в отношении имущества, по которому код по ОКОФ не соответствует коду, включенному в Перечень, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.09.04г. № 504. По мотивам, изложенным в апелляционной жалобе, просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт, отказав в удовлетворении требования заявителя.
ОАО «Башкирэнерго» представлен отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому Общество считает решение суда законным и обоснованным.
Законность судебного акта проверена апелляционной инстанцией в порядке ст.ст. 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Как следует из материалов дела, 25.10.2005г. Ишимбайским филиалом ОАО «Башкирэнерго» представлена в МРИ ФНС РФ № 25 по РБ декларация по налогу на имущество за 9 месяцев 2005г.
По результатам проведенной камеральной проверки МРИ ФНС России № 25 по РБ принято решение № 5045 от 24.01.2006г., которым отказано в привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, но доначислен налог на имущество в размере 1 094 748 руб., а также пени в сумме 34 977,81 руб.
Основанием доначисления налога послужил вывод Инспекции о том, что налогоплательщиком неправомерно заявлена льгота, установленная п. 11 ст. 381 НК РФ в отношении линий электропередач, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью данного объекта. Инспекцией указано, что коды определенного налогоплательщиком имущества как льготируемого не соответствуют кодам, включенным в Перечень имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций, утвержденным Постановлением Правительства от 30.09.04г. № 504.
Не согласившись с принятым Инспекцией решением, ОАО «Башкирэнерго» обратилось в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные налогоплательщиком требования, суд первой инстанции исходил из правомерности заявленной Обществом льготы по налогу на имущество.
Данный вывод суда является правильным, соответствует действующему законодательству и материалам дела.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право пользоваться налоговыми льготами при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
В силу пункта 1 статьи 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Положениями главы 30 НК РФ определено, что объектом налогообложения по налогу на имущество организаций для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета (пункт 1 статьи 374 Кодекса).
Перечень объектов, освобождаемых от налогообложения, установлен статьей 381 НК РФ.
В соответствии с пунктом 11 статьи 381 НК РФ освобождаются от обложения налогом на имущество организации в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 такой перечень утвержден, а именно - Перечень имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям электропередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций.
Квалифицирующим признаком Перечня является код ОКОФ. Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94 утвержден Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.94г. № 359.
Сферой применения ОКОФ являются организации, предприятия и учреждения всех форм собственности. Объектами классификации в ОКОФ являются основные фонды. Группировки объектов в ОКОФ образованы в основном по признакам назначения, связанным с видами деятельности, осуществляемыми с использованием этих объектов и производимыми в результате этой деятельности продукцией и услугами.
Общая структура девятизначных кодов для образования группировок объектов в ОКОФ представлена в виде следующей схемы:
X0 0000000 - раздел
XX 0000000 - подраздел
XX XXXX000 - класс
XX XXXX0XX - подкласс
XX XXXXXXX - вид.
Группировки объектов в ОКОФ до уровня подклассов построены по иерархическому методу классификации, а на уровне видов использованы фасеты (перечни) с привязкой их к нижнему уровню иерархической структуры классификатора - к подклассам в пределах выделенного для данного подкласса интервала кодов.
В связи с тем, что ОКОФ является более детализированным, чем ОКОФ по Перечню, определение признака льготирования имущества, относящегося к соответствующему разделу указанного Перечня, в случае несовпадения инвентарного кода объекта по ОКОФ с кодом по ОКОФ по Перечню производится по совпадению фактического наименования имущества с примечаниями Перечня, а также если в соответствии с проектно-сметной документацией на объект данное имущество является неотъемлемой технологической частью объекта, код по ОКОФ которого включен в Перечень, и соответствует основным понятиям, определенным в ОКОФ, и признакам целевого назначения группировок объектов в ОКОФ.
Таким образом, льготированию подлежит не только имущество, код которого по ОКОФ непосредственно указан в перечне, но и имущество, являющееся неотъемлемой составной частью указанного объекта, которое может иметь свой код ОКОФ, независимо от кода ОКОФ основного объекта (сооружения).
Право на предоставление рассматриваемой льготы законодатель связывает с функциональной принадлежностью объектов обложения налогом на имущество.
При таких обстоятельствах, учитывая, что налоговым органом признается принадлежность спорного имущества к линиям электропередач и его нахождение на балансе заявителя, ОАО «Башкирэнерго» правомерно воспользовалось льготой, установленной п.11 ст. 381 НК РФ.
Обоснованным является вывод суда первой инстанции о несоблюдении налоговым органом порядка производства по делу о налоговом правонарушении и существенном нарушении прав налогоплательщика в силу п.1, 3, 6 ст. 101 НК РФ.
Кроме того, решение МРИ ФНС РФ №25 по РБ от 24.01.2006г. № 5045 вынесено в отношении Ишимбайского филиала ОАО «Башкирэнерго», которое не является юридическим лицом.
На основании вышеизложенного, доводы заявителя жалобы судом апелляционной инстанции отклоняются как основанные на неправильном толковании норм права и материалов дела.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная инстанция
ПОСТАНОВИЛА:
Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 07.06.2006г. по делу № А07-10006/06-А-ГРА оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента принятия и может быть обжаловано в порядке статей 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Председательствующий судья Л.В. Безденежных
Судьи Л.В. Новикова
С.А. Боброва