ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А02-1835/20 от 24.03.2022 АС Западно-Сибирского округа

Арбитражный суд

Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тюмень Дело № А02-1835/2020

Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме 28 марта 2022 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Чапаевой Г.В.

судей Алексеевой Н.А.

Малышевой И.А.

рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи и системы веб-конференции (онлайн-заседания) при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шимпф Е.В. кассационную жалобу Министерства природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай на решение от 10.06.2021 Арбитражного суда Республики Алтай (судья Соколова А.Н.) постановление от 19.11.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Хайкина С.Н., Кривошеина С.В., Павлюк Т.В.) по делу № А02-1835/2020 по заявлению Министерства природных ресурсов, экологии
и туризма Республики Алтай (649000, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. Ленкина, д.12, ОРГН 1070411000660, ИНН 0411130302) к Контрольно-счетной палате Республики Алтай (649000, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. Эркемена Палкина, 1,
ОРГН 1020400727632, ИНН 0411106850) о признании недействительным представления
в части.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: автономное учреждение Республики Алтай «Каракокша лес»
(ОГРН 1090411003099, ИНН 0409910640), автономное учреждение Республики Алтай «Чемал лес» (ОГРН 1090411003100, ИНН 0411145757), автономное учреждение Республики Алтай «Онгудай лес» (ОГРН 1090411003022, ИНН 0404007724), автономное учреждение Республики Алтай «Турочак лес» (ОГРН 1090411003044, ИНН 0407008116).

В заседании приняли участие представители Контрольно-счетной палаты Республики Алтай Литвинова Т.Н., Савко Е.В. и Церр Э.О. по доверенностям
от 02.03.2022.

Суд установил:

Министерство природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай (далее – Министерство, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Алтай с заявлением к Контрольно-счетной палате Республики Алтай (далее - Счетная палата) о признании недействительным представления от 23.09.2020 № 02-09/022 в части пункта 15 мотивировочной части, пункта 7 резолютивной части - возврата средств субсидий
в связи с невыполнением государственных заданий в сумме 607 300 руб.

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: автономное учреждение Республики Алтай «Каракокша лес», автономное учреждение Республики Алтай «Чемал лес», автономное учреждение Республики Алтай «Онгудай лес», автономное учреждение Республики Алтай «Турочак лес» (далее – третьи лица, учреждения, АУ РА «Каракокша лес», АУ РА «Чемал лес»,
АУ РА «Онгудай лес», АУ РА «Турочак лес»).

Решением от 10.06.2021 Арбитражного суда Республики Алтай, оставленным
без изменения постановлением от 19.11.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены частично; признаны недействительными пункт 15 мотивировочной части и пункт 7 резолютивной части представления Счетной палаты в отношении АУ РА «Каракокша лес» в сумме 80 730 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе (с учетом письменных пояснений) Министерство, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит принятые
по делу судебные акты отменить, вынести новое решение.

Счетная палата возражает против удовлетворения кассационной жалобы согласно отзыву (письменным пояснениям).

В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой
и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального
и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, если иное не предусмотрено АПК РФ.

Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, письменных пояснений, отзыва, проверив правильность применения судами норм материального
и процессуального права, не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.

Судами установлено и материалами подтверждено следующее.

На основании плана работы на 2020 год Счетной палатой в отношении Министерства проведена проверка законности и результативности использования средств, выделенных из бюджета Республики Алтай на осуществление установленных функций,
в рамках реализации государственной программы Республики Алтай «Обеспечение экологической безопасности и улучшение состояния окружающей среды за 2018-
2019 годы».

Выявленные в ходе проверки нарушения отражены в акте проверки от 07.09.2020.

23.09.2020 Счетной палатой вынесено представление № 02-09/022, в пункте 15 мотивировочной части которого сделан вывод о неосуществлении возврата
в республиканский бюджет средств субсидий на финансовое обеспечение государственного задания на оказание государственных услуг в связи с невыполнением государственных заданий на 2018 год подведомственными учреждениями, в том числе
АУ РА «Каракокша лес» - 103 500 руб., АУ РА «Турочак лес» - 1 300 руб., АУ РА «Чемал лес» - 152 100 руб., АУ РА «Онгудай лес» - 350 400 руб.

Пунктом 7 резолютивной части представления Министерству предписано принять меры по возврату средств субсидий в связи с невыполнением государственных заданий
в сумме 607 300 руб. (АУ РА «Каракокша лес» - 103 500 руб., АУ РА «Турочак лес» -
1 300 руб., АУ РА «Чемал лес» - 152 100 руб., АУ РА «Онгудай лес» - 350 400 руб.).

Не согласившись с пунктом 15 мотивировочной части и пунктом 7 резолютивной части представления, Министерство обратилось в арбитражный суд.

Частично отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды по результатам оценки представленных в материалы дела доказательств, руководствуясь положениями статей 1, 34, 69.2, 157, 265, 268.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 34, 38 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статей 3, 9, 16 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Положением о порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Республики Алтай и финансового обеспечения выполнения государственного задания, утвержденным постановлением Правительства Республики Алтай от 18.09.2015 № 301 (далее – Положение № 301), пришли к выводу о том, что материалами дела подтверждается факт частичного невыполнения подведомственными заявителю учреждениями государственных заданий.

При этом суды частично удовлетворили заявленные требования Министерства
с учетом произведенного Счетной палатой перерасчета размера субсидии, подлежащей возврату в республиканский бюджет в отношении АУ РА «Каракокша лес».

Оставляя принятые по делу судебные акты без изменения, суд округа исходит
из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований и признавая представление
в оспариваемой части законным и обоснованным, суды исходили из установленных обстоятельств недостижения третьими лицами плановых показателей годовых объемов выполнения работ, утвержденных государственными заданиями; непринятия Министерством мер по возврату подконтрольными ему учреждениями средств субсидий
в связи невыполнением объемов работ, установленных государственными заданиями.

Ссылка Министерства на отсутствие вины АУ РА «Турочак лес»
и АУ РА «Каракокша лес» в неполном исполнении государственного задания в части закупа семян по причине недостаточного финансирования и высокой рыночной стоимости семян была правомерно отклонена судебными инстанциями.

В нарушение условий соглашений предварительный отчет о выполнении государственного задания на 2018 год АУ РА «Турочак лес» в Министерство
не направлялся; с предложениями по изменению размера субсидии в связи
с недостаточным финансированием и (или) невозможностью выполнить государственное задание учреждение не обращалось, несмотря на то, что в течение 2018 года
в государственное задание на 2018 год АУ РА «Турочак лес» приказами Министерства неоднократно вносились изменения в сведения о выполняемых работах (наименование работ, показатели, характеризующие содержание, качество и объем работ); при этом государственным заданием допустимые (возможные) отклонения от установленных показателей объема выполняемых работ, в пределах которых государственное задание считается выполненным, Министерством утверждены в размере 0,0 %.

Аналогичные выводы сделаны судами по взаимоотношениям между Министерством и АУ РА «Каракокша лес».

Суды также обоснованно поддержали выводы Счетной палаты о том, что АУ РА «Чемал лес» не были выполнены в полном объеме работы по дополнению лесных культур, установленные государственным заданием.

Оценив в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ представленные документы (в том числе договор купли-продажи от 23.04.2018 о приобретении АУ РА «Онгудай лес» сеянцев лиственницы, акт приема-передачи товара (сеянцы лиственницы) от 23.04.2018, акт списания материальных запасов от 31.05.2018, наряд-акт от 14.05.2018
на выполнение работ, договоры возмездного оказания услуг, акты приемки-сдачи услуг, наряды-акты на производство работ), руководствуясь положениями Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», суды установили, в том числе следующее: - документы по оплате саженцев не представлены; - договоры на оказание услуг, акты приемки-сдачи оказанных услуг не содержат конкретные виды работ, конкретные места высадки растений, виды высаженных растений, их количество;
- учреждением спорные работы (услуги) не были включены в представленный отчет
об исполнении государственного задания.

Доводы Министерства об отсутствии у АУ РА «Онгудай лес» возможности выполнения работ по созданию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов
от пожаров, были рассмотрены судами и правомерно отклонены.

Судебные инстанции отметили, что в течение 2018 года в государственное задание на 2018 год АУ РА «Онгудай лес» приказами Министерства неоднократно вносились изменения в сведения о выполняемых работах (наименование работ, показатели, характеризующие содержание, качество и объем работ); размер субсидии изменялся
в сторону увеличения; учреждение в нарушение условий соглашения не представило
в Министерство предварительный отчет о выполнении государственного задания
на 2018 год, с предложениями по изменению размера субсидии в связи с недостаточным финансированием и (или) невозможностью выполнить государственное задание
не обращалось. Допустимые (возможные) отклонения в процентах (абсолютных величинах) от установленных показателей качества и (или) объема Министерством
в государственном задании не указаны.

Учитывая установленные обстоятельства, не опровергнутые Министерством, суды правомерно поддержали выводы Счетной палаты о неисполнении заявителем бюджетных полномочий главного распорядителя бюджетных средств по внесению изменений
в государственные задания в части уменьшения показателей, характеризующих объем работы, в связи с невозможностью ее выполнения учреждениями.

Судами верно указано, что в нарушение условий соглашений, заключенных
с учреждениями, Министерством расчет средств субсидий, подлежащих возврату
в республиканский бюджет на 1 января 2019 года, в адрес автономных учреждений
не направлялся; меры по возврату подведомственными учреждениями в республиканский бюджет субсидий на финансовое обеспечение государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в связи с невыполнением государственных заданий на 2018 год не принимались.

С учетом представленных в материалы дела доказательств (реестра заявок
на кассовый расход по перечислению средств субсидий, отчетов об исполнении) суды отклонили доводы Министерства о том, что возможность выполнения государственных заданий у подведомственных учреждений отсутствовала в связи с недостаточностью средств федерального и республиканского бюджетов. Судами установлено,
что до учреждений Министерством в полном объеме доведены субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на 2018 год в соответствии
с заключенными с ними соглашениями о предоставлении субсидии.

Доводы Министерства о том, что при доведении фактического финансирования
не учитывался приказ заявителя от 01.11.2017 № 624 «Об утверждении нормативов затрат на осуществление отдельных переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай на 2017 год и плановый период 2018-2020 годов», были рассмотрены судебными инстанциями.

Судами верно отмечено, что Министерством не были утверждены нормативы затрат на выполнение работ подведомственными учреждениями на 2018-2019 годы в порядке, предусмотренном Положением № 301, Общими требованиями к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере воспроизводства и использования природных ресурсов, деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга состояния окружающей среды, ее загрязнения, лесного и водного хозяйства, охраны окружающей среды, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственным (муниципальным) учреждением, утвержденными приказом Минприроды России от 25.06.2015 № 279 (далее - Общие требования к определению нормативных затрат от 25.06.2015 № 279).

В письменных пояснениях в суде кассационной инстанции Счетная палата также указала, что произвести расчет объемов субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственных заданий с учетом нормативов, подлежащих применению по каждому
из видов работ (услуг), в полном объеме не представляется возможным в связи
с отсутствием утвержденных значений нормативных затрат на выполнение отдельных работ, утвержденных для подведомственных учреждений в государственных заданиях.

Суды установили, что Счетной палатой произведен расчет средств субсидий, подлежащих возврату в бюджет Республики Алтай в связи с невыполнением государственных заданий на 2018 год, в соответствии с положениями пункта 40 Положения № 301, Общими требованиями к определению нормативных затрат
от 25.06.2015 № 279, с учетом разъяснений, приведенных в письмах Минфина России
от 05.02.2016 № 02-01-09/5870, от 11.04.2016 № 02-01-09/20628, в части работ, нормативы затрат на которые были утверждены приказом Министерства от 01.11.2017 № 624,
в составе расчетно-технологических карт затрат на осуществление отдельных переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений Министерству.

Кассационная инстанция полагает, что доводы Министерства о недостаточном объеме финансирования, отсутствии средств федерального и республиканского бюджетов правомерно были отклонены судами, принимая во внимание, что, как указывалось выше, заявителем как главным распорядителем бюджетных средств не проводилась работа
по внесению изменений в государственные задания в части уменьшения показателей, характеризующих объем работы, в связи с невозможностью ее выполнения учреждениями; с предложениями по изменению размера субсидий в связи
с недостаточным финансированием и (или) невозможностью выполнить государственные задания учреждения не обращались, несмотря на то, что в течение проверяемого периода
в государственные задания приказами Министерства неоднократно вносились изменения
в сведения о выполняемых работах, размер субсидий изменялся в сторону увеличения. Установленные судами обстоятельства Министерством, в том числе в кассационной жалобе не опровергнуты.

Указанный в оспариваемом представлении Счетной палаты расчет судами проверен. Как указали суды, сумма субсидии, подлежащая возврату согласно оспариваемому представлению (в соответствующей части), определена в соответствии с нормативно установленными требованиями, документально Министерством не опровергнута.

В целом доводы, изложенные в кассационной жалобе, выражают несогласие кассатора с выводами судов, которые признали обоснованным вынесение Счетной палатой представления (в обжалуемой части) по результатам исследования представленных в материалы дела доказательств в их совокупности.

Суд кассационной инстанции считает, что выводы судов двух инстанций подтверждены материалами дела и основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах, получивших надлежащую оценку в соответствии с требованиями
статьи 71 АПК РФ, нормы материального права применены правильно, нарушений процессуального закона, которые могли повлечь принятие незаконных судебных актов,
не установлено.

Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 10.06.2021 Арбитражного суда Республики Алтай и постановление
от 19.11.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А02-1835/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия,
в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий Г.В. Чапаева

Судьи Н.А. Алексеева

И.А. Малышева