ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А02-1935/2009 от 19.10.2010 АС Западно-Сибирского округа

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

ул. Ленина д. 74, г. Тюмень, 625010, тел. (3452) 799-444, http://faszso.arbitr.ru,e-mail info@faszso.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тюмень Дело № А02-1935/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2010 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 19 октября 2010 года.

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего, судьи О.И. Антипиной,

судей В.И. Ильина,

Т.И. Отческой,

рассмотрел в судебном заседании без участия представителей сторон кассационную жалобу заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью «Феникс» на постановление от 05.07.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи: И.И. Бородулина, С.В. Кривошеина, Н.А. Усанина) по делу № А02-1935/2009 по заявлению прокурора Чемальского района Республики Алтай к обществу с ограниченной ответственностью «Феникс» о привлечении к административной ответственности.

Суд установил:

Прокурор Чемальского района Республики Алтай (далее – прокурор) обратился в Арбитражный суд Республики Алтай с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Феникс» (далее – ООО «Феникс», Общество) о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением от 15.01.2010 Арбитражного суда Республики Алтай, оставленным без изменения постановлением от 05.07.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявление прокурора удовлетворено, ООО «Феникс» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде взыскания штрафа в размере 40 000 руб.

В кассационной жалобе ООО «Феникс», ссылаясь не несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит постановление отменить и прекратить производство по делу.

Общество указывает, что лекарственные препараты отсутствовали по объективным причинам.

Отзыва на кассационную жалобу не поступило.

Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Из материалов дела следует, что 17.11.2009 прокуратурой проведена проверка соблюдения ООО «Феникс» требований законодательства в сфере фармацевтической деятельности.

В ходе проверки выявлен факт осуществления ООО «Феникс» розничной торговли лекарственными препаратами с грубым нарушением условий лицензирования, а именно: отсутствия лекарственных средств и препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи (дифенгидрамин - раствор для внутривенного и внутримышечного введения и таблетки; рисперидон - таблетки, покрытые оболочкой; сульпирид (эглонил) - раствор для внутримышечного введения, таблетки, капсулы; флуфеназин - таблетки; зопиклон (анданте) - таблетки, покрытые оболочкой; никетамид (никотинамид) - капли, раствор для инъекций; дилтиазем (алдизем, диазем) - таблетки, покрытые оболочкой; этацизин - таблетки, покрытые оболочкой; каптоприл+гидрохлортиазид (капозид) - таблетки; дидрогестерон - таблетки, покрытые оболочкой; кортизон - таблетки; доксазозин — таблетки; финастерид (простерид) — таблетки), которые включены в минимальный ассортимент лекарственных средств, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.04.2005 № 312 «О минимальном ассортименте лекарственных средств».

Результаты проверки отражены в акте от 17.11.2009.

По факту выявленного нарушения 21.12.2009 прокурором в отношении Общества принято постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, что и явилось основанием для обращения в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности.

Удовлетворяя требование прокурора, суды исходили из доказанности наличия в действиях ООО «Феникс» состава вменяемого административного правонарушения.

Частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

В соответствии с подпунктом 47 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон № 128-ФЗ), пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 22.06.1998 № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» (далее - Закон № 86-ФЗ) фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.

Согласно статье 2 Закона № 128-ФЗ лицензионные требования и условия - это совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Порядок лицензирования фармацевтической деятельности, а также лицензионные требования и условия при осуществлении фармацевтической деятельности определены Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 № 416 (далее - Положение о лицензировании фармацевтической деятельности).

В силу пункта 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой административную ответственность. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами «а» - «д» пункта 4 вышеуказанного Положения.

Таким требованием (условием) при осуществлении фармацевтической деятельности является, в том числе соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными средствами, требований, установленных статьей 32 Закона № 86-ФЗ.

Согласно пункту 8 статьи 32 Закона № 86-ФЗ аптечные учреждения обязаны обеспечивать установленный федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обращения лекарственных средств, минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи.

Пунктом 1.5 Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2005 № 785, предусмотрено, что для бесперебойного обеспечения населения лекарственными средствами аптечные учреждения (организации) обязаны иметь в наличии минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи.

Минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи, утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.04.2005 № 312.

Судами установлено, в ходе проверки 17.11.2009 принадлежащего Обществу аптечного пункта, находящегося по адресу: Республика Алтай, Чемальский район, с. Чемал, ул. Торговый ряд, 2/2, выявлен факт отсутствия лекарственных средств и препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, которые включены в минимальный ассортимент лекарственных средств.

Частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В части 2 названной статьи указывается, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В связи с чем, вывод суда о том, что Общество обязано соблюдать вышеназванные правовые предписания является правильным. Возможность соблюдения этих требований у Общества имелась. Доказательств, свидетельствующих о принятии Обществом исчерпывающих мер для недопущения нарушений лицензионных требований, суду не представлено.

Установленные судами факты свидетельствуют об отсутствии обстоятельств объективной невозможности соблюдения Обществом требований законодательства, регулирующего фармацевтическую деятельность, или каких-либо других обстоятельств, исключающих вину Общества.

Вменяемое Обществу правонарушение подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами.

Ссылки апеллянта на пункт 2.12 Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2005 № 785, согласно которому рецепты на лекарственные средства, входящие в минимальный ассортимент лекарственных средств, обслуживаются в срок, не превышающий пяти рабочий дней с момента обращения больного, судами правильно отклонены, поскольку порядок обслуживания рецептов не изменяет требование к аптечному учреждению о наличии минимального ассортимента лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи.

Таким образом, суды обоснованно удовлетворили заявленное прокурором требование о привлечении ООО «Феникс» к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Срок и порядок привлечения ООО «Феникс» к ответственности соблюден, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении судами не установлено.

Арбитражные суды правильно применили нормы материального права. Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по делу не имеется.

Приведенные заявителем доводы были предметом рассмотрения судов, и им дана правильная правовая оценка. В суде кассационной инстанции на основании статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства по делу и выводы суда переоценке не подлежат.

По изложенным мотивам отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение от 15.01.2010 Арбитражного суда Республики Алтай и постановление от 05.07.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А02-1935/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Феникс» - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий О.И. Антипина

Судьи Т.И. Отческая

В.И. Ильин