75/2024-4333(2)
АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тюмень Дело № А02-2138/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2024 года Постановление изготовлено в полном объеме 30 января 2024 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Чапаевой Г.В.
судей Алексеевой Н.А.
ФИО1
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Республике Алтай на решение от 13.07.2023 Арбитражного суда Республики Алтай (судья Голубева О.В.) и постановление от 17.10.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Бородулина И.И., Кривошеина С.В., Хайкина С.Н.) по делу № А02-2138/2022 по заявлению Министерства экономического развития Республики Алтай (ОГРН <***>, ИНН <***>, <...>) к Управлению Федерального казначейства по Республике Алтай (ОГРН <***>, ИНН <***>, <...>) о признании недействительным представления.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - государственное бюджетное учреждение Республики Алтай «Центр развития туризма и предпринимательства Республики Алтай» (649000, <...>).
Суд установил:
Министерство экономического развития Республики Алтай (далее – Министерство, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Алтай с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Республике Алтай (далее – Управление казначейства), при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - государственного бюджетного учреждения Республики Алтай «Центр развития туризма и предпринимательства Республики Алтай» (далее – Учреждение) о признании недействительным представления от 07.10.2022 № 77-20-34/2820.
Решением от 13.07.2023 Арбитражного суда Республики Алтай, оставленным без изменения постановлением от 17.10.2023 Седьмого арбитражного апелляционного
суда, заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе Управление казначейства, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит принятые по делу судебные акты отменить, вынести новое решение.
Согласно части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, если иное не предусмотрено АПК РФ.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ изучив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Судами установлено и материалами подтверждено следующее.
В целях реализации федеральных проектов «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства», «Создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами», «Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса» подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 316 (далее – Федеральные проекты), между Министерством и Правительством Республики Алтай 25.12.2020 заключены следующие соглашения (далее – Соглашения от 25.12.2020):
- № 139-09-2021-249 о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», в субъекте Российской Федерации; по данному соглашению объем субсидии в 2021 году составил 1 720 909,09 руб. по КБК 139 0412 15 2 12 55270 523 в целях достижения результатов регионального проекта «Создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами»;
- № 139-09-2021-080 о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», в субъекте Российской Федерации; по данному соглашению объем субсидии в 2021 году составил 10 394 040,4 руб. по КБК 139 0412 15 2 14 55270 523 в целях достижения результатов регионального проекта «Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса».
Министерство являлось получателем средств бюджета Республики Алтай, которому доведены лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидий в соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
В свою очередь, между Министерством и Учреждением заключены два соглашения от 12.03.2021 о предоставлении из бюджета Республики Алтай Учреждению субсидий: - в размере 1 720 909,09 руб. на 2021 год (далее - Соглашение № 20-2021-39768); - в размере 19 964 444,45 руб. на 2021 год (далее - Соглашение № 20-2021-39780).
По состоянию на 31.12.2021 сумма неиспользованного остатка предоставленной субсидии в рамках заключенных соглашений составила 5 448 491,15 руб., в том числе: 405 573,16 руб. (по Соглашению № 20-2021-39768); 4 982 317,99 руб. (по Соглашению № 20-2021-39780).
На основании приказа Управления казначейства от 25.07.2022 № 147 в отношении Министерства в период с 26.07.2022 по 12.08.2022 проведена плановая выездная проверка годовых отчетов об исполнении в 2021 году бюджетов субъектов Российской Федерации, в которых доля дотаций из федерального бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 40 процентов объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, а также исполнении субъектами Российской Федерации согласно приложению № 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 21.12.2020 № 2196 дополнительных обязательств, установленных в соответствии с пунктом 4 перечня обязательств субъекта Российской Федерации, получающего дотацию на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, подлежащих включению в соглашение, которым предусматриваются меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъекта Российской Федерации, утвержденного приложением № 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 21.12.2020 № 2196.
По результатам выездной проверки Управлением казначейства составлен акт от 12.08.2022, в котором сделаны выводы о том, что в нарушение требований подпункта 10 пункта 1 статьи 158 БК РФ, пунктов 4.3.9 Соглашений от 25.12.2020, пункта 18 Порядка предоставления из республиканского бюджета Республики Алтай субсидий бюджетным учреждениям, подведомственным Министерству экономического развития Республики Алтай, утвержденного приказом Министерства от 14.07.2021 № 141-ОД (далее – Порядок № 141-ОД), пунктов 4.1.5 Соглашений № 20-2021-39768 и № 20-2021-39780, Министерством не осуществлен текущий контроль за соблюдением условий предоставления субсидий и других обязательств в части неосуществления в сроки, установленные законодательством Российской Федерации, возврата не использованного остатка субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства в субъекте Российской Федерации, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход»,
в федеральный бюджет:
- по КБК 928/0412/0411255276/612 ДК 21-55270-00000-00000 коду субсидии I297036 в сумме 109 005,64 руб. (средства федерального бюджета);
- по КБК 928/0412/0411555271/612 ДК 21-55270-00000-02000 коду субсидии I597038 в сумме 337 912,67 руб. (средства федерального бюджета).
С целью устранения выявленных нарушений Управлением казначейства в адрес Министерства вынесено представление от 07.10.2022 № 77-20-34/2820, в соответствии с которым на заявителя возложена обязанность обеспечить возврат средств в федеральный бюджет в сумме 446 918,31 руб., а также принять меры по устранению причин и условий совершения нарушений в срок до 05.06.2023.
Министерство, считая данное представление незаконным, нарушающим его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций по результатам оценки представленных в материалы дела доказательств, руководствуясь положениями статей 6, 78, 162, 242, 269.2 БК РФ, Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее – Закон № 83-ФЗ), Порядком № 141-ОД, условиями Соглашений от 25.12.2020, №№ 20-2021-39768, 20-2021-39780, пришли к выводам о том, что в рассматриваемом случае имеются основания для удовлетворения заявленного требования о признании недействительным оспариваемого представления.
Суд кассационной инстанции, поддерживая выводы судов, исходит из норм материального права, указанных в судебном акте, и фактических обстоятельств дела.
В соответствии с положениями части 18 статьи 30 Закона № 83-ФЗ не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных бюджетным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 и со статьей 78.2 БК РФ, подлежат перечислению бюджетными учреждениями в соответствующий бюджет. Указанные остатки средств могут использоваться бюджетными учреждениями в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения.
Согласно пункту 20 Порядка № 141-ОД в случае наличия потребности у учреждения в направлении в текущем финансовым году полностью или частично остатков субсидий, не использованных по состоянию на 01 января текущего финансового года, на цели, ранее установленные условиями предоставления субсидий, учреждение направляет в министерство информацию о неисполненных обязательствах учреждения, источником финансового обеспечения которых являются не использованные на 01 января текущего
финансового года остатки целевых неисполненных обязательств. Остатки целевых средств, в отношении которых министерство приняло решение об их использовании, могут быть использованы учреждением в текущем финансовом году на цели, ранее установленные условиями их предоставления, в размере, не превышающем размер неисполненных обязательств учреждений (пункт 22 Порядка № 141-ОД).
Суд округа считает, что суды обеих инстанций дали всестороннюю оценку действиям Учреждения и Министерства, связанным с согласованием возможности использования остатков предоставленных субсидий, на иные цели в последующем периоде.
Так судами установлено, что 27.01.2022 Учреждением в адрес Министерства направлена Сводная информация о неиспользованных обязательствах получателей средств республиканского бюджета, источником финансового обеспечения которых являются неиспользованные на 01.01.2022 остатки целевых средств республиканского бюджета и направлениях их использования.
Министерством в адрес Министерства финансов Республики Алтай направлено письмо от 27.01.2022 № 08/438 для согласования информации о неисполненных обязательствах организации, источником финансового обеспечения которых являются неиспользованные на 1 января текущего финансового года остатки субсидий, полученные в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 БК РФ с приложением Сводной информации, представленной Учреждением.
Протоколом заседания от 16.02.2022 № 1 Совета по развитию инвестиционной и предпринимательской деятельности в Республике Алтай (коллегиального органа управления проектной деятельностью в исполнительных органах государственной власти Республики Алтай) принято решение разрешить Министерству принимать решения об использовании остатков субсидии на иные цели в 2022 году, предоставленных подведомственному учреждению в 2020-2021 годах, на реализацию региональных проектов «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства», «Создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами», обеспечивающих достижение результатов национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», в том числе по направлениям: - организация оказания комплекса услуг, сервисов и мер поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями и применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», в центрах «Мой бизнес» в объеме – 1 653 472,46 руб. (по коду целей 1597038 – 341 325,93 руб.; по коду целей 1597034 – 1 202 039,82 руб.; по коду целей 1297036 – 110 106,71 руб.).
С учетом установленных обстоятельств суды правомерно согласились с заявителем, что при наличии вышеуказанного решения Учреждение имело право использовать в 2022 году остатки средств субсидии, предоставленной в 2021 году; доводы Управления казначейства о нарушении Министерством порядка и условий предоставления
(расходования) межбюджетных трансфертов обоснованно были отклонены судами как не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.
Доводы Управления казначейства об отсутствии потребности в 2022 году в использовании субсидий, предоставленных в 2021 году, в связи с достигнутыми результатами предоставленных субсидий в рамках соглашений №№ 20-2021-39768, 20-2021-39780, признаны судами необоснованными.
Проанализировав представленные Министерством документы и сведения, суды установили, что реализация Соглашений №№ 20-2021-39768, 20-2021-39780, заключенных во исполнение Федеральных проектов на период 2019-2024 годы, а также региональных проектов, по состоянию на 31.12.2021 не окончена:
- показатели реализации регионального проекта «Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса», в том числе в рамках которого Учреждению была предоставлена субсидия, за период с 01.01.2021 по 31.12.2021 в полном объеме не достигнуты: показатель результата «Объем финансовой поддержки, предоставленной начинающим предпринимателям (кредиты, лизинг, займы), обеспеченной поручительствами РГО» на 30.12.2021 не выполнен (0% при планом показателе на 2021 год 0,200 млн. руб.); причиной недостижения значения показателя на 30.12.2021 явились сложности у начинающих предпринимателей при привлечении финансовых средств в кредитных учреждениях, поскольку большинство банков осуществляют кредитование субъектов МСП со сроком их регистрации не менее 12 месяцев);
- показатели реализации регионального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» за период с 01.01.2021 по 31.12.2021 в полном объеме не достигнуты: показатель результата «Объем финансовой поддержки, оказанной субъектам малого и среднего предпринимательства, при гарантийной поддержке региональной гарантийной организации» на 30.12.2021 не выполнен (40,3% при планом показателе на 2021 год – 51 018 тыс. руб.); причина - отказ банков в кредитовании субъектом МСП под поручительство РГО, в связи с окончанием льготных программ кредитования в банках.
Таким образом, суды верно указали, что у Учреждения имелась потребность в направлении в 2022 финансовом году остатков субсидий, не использованных по состоянию на 01.01.2022, на цели, ранее предусмотренные условиями предоставления субсидий в соответствии с заключенными с Министерством соглашениями.
Судами установлено, что в рамках Соглашения № 20-2021-39768 (остаток субсидии – 1 101 06,71 руб.) Учреждением заключен контракт от 09.02.2022 № 8/п4 на оказание услуг по организации и проведению обучающего курса «Начинающий визажист»; в рамках Соглашения № 20-2021-39780 (остаток субсидии 341 325,93 руб.) заключены: контракты от 26.07.2022 № 28/п4 на поставку товара (уголок стальной горячекатаный), от 12.04.2022 № 0177200000922000782 на поставку щитов мебельных, № 0177200000922002052 на поставку швеллера стального горячекатаного, от 23.05.2022 № 01772000000922001300 на поставку металлопрокатных изделий.
Делая выводы о том, что заключение Учреждением вышеуказанных контрактов является обоснованным, целесообразным, соответствует целям федеральных (региональных) проектов, суды исходили из следующего.
В целях реализации федеральной политики поддержки и развития предпринимательства в соответствии с соответствующими национальными проектами в Республике Алтай в 2020 году на базе Учреждения создан Центр «Мой бизнес», который аккумулировал на своей площадке все организации инфраструктуры поддержки предпринимательства Республики Алтай, в том числе и региональный Центр инжиниринга. Важнейший принцип деятельности созданного центра заключается в содействии развитию предпринимательства на всех этапах: от идеи до обучения, регистрации, реализации стартапов, проектов становления и дальнейшего развития. В смету направления расходования субсидии федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации на финансирование центра «Мой бизнес» закладывались мероприятия, которые являются наиболее приоритетными и соответствуют запросу предпринимательства в субъектах Российской Федерации. Смета согласуется с Минэкономразвития России.
Как указывал заявитель, региональный Центр инжиниринга на льготной основе предоставляет в аренду комплексное оборудование по переработке лекарственного растительного сырья (сушка, измельчение и упаковка); деревообработке (шлифование и резка); металлообработке (лазерной резке, сварке, полимерном окрашивании); упаковке товарного меда (гомогенизации и автоматической упаковке). Тем самым субъекты предпринимательства получили льготный доступ к оборудованию, что, в свою очередь, способствует повышению технологической готовности и производительности труда предпринимателей.
Таким образом, суды пришли к верному выводу, что действия по согласованию с Минэкономразвития России изменений в направлении расходования субсидий на финансирование центра произведены своевременно; приобретение оборудования в рамках заключенных контрактов напрямую связано с обеспечением деятельности Центра инжиниринга и согласуется с основными видами деятельности Учреждения.
С учетом изложенного, суд округа поддерживает вывод судебных инстанций, что в рассматриваемом случае нецелевого и неэффективного расходования бюджетных
средств не выявлено, правовые основания для возврата остатка средств субсидий в федеральный бюджет в спорной сумме отсутствуют.
Суд округа отклоняет доводы Управления казначейства о том, что Минэкономразвития России неправомерно не было привлечено к участию в деле, учитывая, что из кассационной жалобы не следует, что соответствующее ходатайство было заявлено участниками спора при рассмотрении дела в суде первой инстанции и оставлено судом без рассмотрения.
В целом доводы, изложенные в кассационной жалобе Управления казначейства, выражают несогласие кассатора с выводами судов первой и апелляционной инстанций, которые признали необоснованным вынесение представления по результатам исследования представленных в материалы дела доказательств в их совокупности и взаимосвязи.
Суд кассационной инстанции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций подтверждены материалами дела и основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах, получивших надлежащую оценку в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, нормы материального права применены правильно, нарушений процессуального закона, которые могли повлечь принятие незаконного судебного акта, не установлено.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 13.07.2023 Арбитражного суда Республики Алтай и постановление от 17.10.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А02-2138/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий Г.В. Чапаева
Судьи Н.А. Алексеева
ФИО1