ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А02-829/2017 от 06.03.2018 АС Западно-Сибирского округа

Арбитражный суд

Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тюмень Дело № А02-829/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2018 года

Постановление изготовлено в полном объеме 07 марта 2018 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Перминовой И.В.

судей Кокшарова А.А.

Чапаевой Г.В.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Республике Алтай на решение от 03.10.2017 Арбитражного суда Республики Алтай (судья Черепанова И.В.) и постановление от 14.12.2017 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Марченко Н.В., Бородулина И.И., Полосин А.Л.) по делу
№ А02-829/2017 по заявлению микрокредитной компании, некоммерческой организации «Фонд поддержи малого и среднего предпринимательства Республики Алтай» (<...>-
ФИО1, строение 27, офис 417, ОГРН <***>,
ИНН <***>) к Управлению Федерального казначейства по Республике Алтай (649000, <...>,
ОГРН <***>, ИНН <***>) об оспаривании представления от 22.05.2017 № 77-19-24/2093.

Другие лица, участвующие в деле: общество с ограниченной ответственностью «Фарм Груп» (649002, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>).

Суд установил:

микрокредитная компания, некоммерческая организация «Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства Республики Алтай» (далее – Микрокредитная компания, Фонд) обратилась в Арбитражный суд Республики Алтай с заявлением к Управлению Федерального Казначейства по Республике Алтай (далее - УФК по Республике Алтай, Управление казначейства) об оспаривании представления от 22.05.2017 № 77-19-24/2093.

Решением от 03.10.2017 Арбитражного суда Республики Алтай, оставленным без изменения постановлением от 14.12.2017 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены в части признания пункта 2 представления УФК по Республике Алтай незаконным и его отмене.

УФК по Республике Алтай обратилось с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

В отзыве на кассационную жалобу Фонд считает доводы Управления казначейства несостоятельными, а судебные акты – законными и обоснованными, в связи с чем просит оставить их без изменения.

В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено АПК РФ.

Проверив законность судебных актов в порядке статей 284, 286
АПК РФ, изучив доводы жалобы, отзыва на нее, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.

Судами установлено и подтверждено материалами дела, что Микрокредитная компания состоит на налоговом учете в Управлении Федеральной налоговой службы по Республике Алтай с присвоением идентификационного номера - 04 11018879, внесена в государственный реестр микрофинансовых организаций, является унитарной некоммерческой организацией. Учредителем Фонда в соответствии с Уставом является Правительство Республики Алтай в лице Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай.

Свою деятельность Фонд осуществляет на основании Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
(далее – Закон № 209-ФЗ), Федерального закона от 02.07.2010
№ 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее - Закон № 151-ФЗ) и иных нормативных правовых актов и Устава.

11.10.2016 на основании протокола № 111 заседания Правления Фонда, заявитель переименован в Микрокредитную компанию, некоммерческую организацию «Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства Республики Алтай».

Предметом деятельности Фонда является реализация Закона № 209-ФЗ.

В целях реализации Закона № 209-ФЗ, подпрограммы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» и поддержки развития малого и среднего предпринимательства Республики Алтай Министерством экономического развития и туризма Республики Алтай и Микрофинансовой организацией некоммерческой организацией «Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства Республики Алтай» (Получатель) заключено Соглашение о финансовой поддержке от 25.11.2016 № 1-2, согласно пунктам 1.1 и 1.2 которого субсидия в размере
3 151 049 руб. для формирования Фонда, предназначенного для выдачи займов субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляется за счет средств федерального бюджета.

21.11.2016 в Фонд обратилось ООО «ФарГруп» с документами для получения займа из Фонда.

Заседанием Правления Фонда принято решение от 06.12.2016 № 114 о предоставлении из целевых денежных средств Фонда под 10% от суммы займа в расчете на один год, сроком на 12 месяцев ООО «ФармГруп» микрозайм в размере 500 000 руб.

Фондом заключен договор займа от 15.12.2016 № 687/1 для пополнения оборотных средств сроком по 14.12.2017. Денежные средства перечислены платежным поручением от 20.12.2016 № 583.

УФК по Республике Алтай проведена выездная проверка в отношении Фонда по вопросам соблюдения условий предоставления и использования средств федерального бюджета в рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» в
2016 году.

По итогам проведения проверки составлен акт от 07.04.2017 и выдано представление от 22.05.2017 № 77-19-24/2093.

В пункте 2 представления указано на нарушение статьи 4 Закона
№ 209-ФЗ, подпункта 6 пункта 3.10 Правил предоставления микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства, зарегистрированным и осуществляющим свою деятельность на территории Республики Алтай, Микрокредитной компанией, некоммерческой организаций «Фонда поддержки малого и среднего предпринимательства Республики Алтай», утвержденных решением Правления Фонда, протокол от 06.12.2016 № 114 (далее – Правила представления микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства) - предоставление займа за счет субсидий из федерального бюджета обществу с ограниченной ответственностью «ФарГруп» (далее – ООО ФарГруп»), которое не было включено в Единый государственный реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, в связи с чем Управление казначейства требует рассмотреть информацию о выявленных нарушениях и принять меры по устранению причин и условий их совершения в срок до 13.06.2017, о результатах исполнения представления проинформировать УФК по Республике Алтай до 13.06.2017.

Не согласившись с представлением в части пункта 2, Фонд оспорил его в судебном порядке.

Основанием для вынесения представления послужил вывод УФК по Республике Алтай о том, что заем за счет субсидий из федерального бюджета ООО «ФармГруп» был выдан в нарушение статьи 4 Закона № 209-ФЗ, а также пункта 3.10 Правил предоставления микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства, поскольку на момент подачи заявления 21.11.2016 ООО «ФармГруп» не было включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, что не отрицается Фондом при рассмотрении спора.

Принимая решение, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 198, 200 АПК РФ, статей 3, 4, 4.1 Закона № 209-ФЗ, статьи 8 Закона № 151-ФЗ, Правилами предоставления микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства, Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, в рамках подпрограммы «развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 316, исходили из того, чточасть 1 статьи 4 Закона № 209-ФЗ к субъектам малого и среднего предпринимательства относит субъекты, отвечающие определенным требованиям, предусмотренным частью 1.1 статьи 4 Закона № 209-ФЗ и внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) или в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП), то есть прошедшие государственную регистрацию в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»; при этом статья 4 Закона № 209-ФЗне относит к числу критериев, характеризующих организацию как субъект малого и среднего предпринимательства, внесение ее в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Судами установлено, что ООО «ФармГрупп» отвечает признакам, перечисленным в части 1 статьи 4 Закона № 209-ФЗ, и зарегистрировано в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в качестве юридического лица.

Данные обстоятельства не оспариваются УФК по Республике Алтай.

ООО «ФармГруп» были предоставлены в Фонд документы, предусмотренные пунктом 3.2 Правил предоставления микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства,которые подтверждали соответствие ООО «ФармГруп» критериям, предусмотренным статьей 4 Закона № 209-ФЗ, характеризующим организацию как субъект малого и среднего предпринимательства.

Учитывая, чтоперечень предоставляемых документов, предусмотренный пунктом 3.2 Правил предоставления микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства, не предусматривает предоставление выписки из реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, суды обоснованно в данном конкретном случае признали неверным вывод Управления казначействао том, что заем за счет субсидий из федерального бюджета ООО «ФармГруп» был выдан в нарушение статьи 4 Закона № 209-ФЗ, а также пункта 3.10 Правил предоставления микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства, в связи с чем правомерно удовлетворили заявленные требования, признав пункт 2 оспариваемого представления незаконным.

В целом доводы кассационной жалобы повторяют позицию Управления казначейства о том, что решение о выдаче микрозайма ООО «ФармГруп» принято Фондом в нарушение положений Закона № 209-ФЗ, основанную на ошибочном толковании вышеуказанных положений норм, и не могут быть положены в основу отмены судебных актов.

Ссылка Управления казначейства на письмо ФНС России от 08.08.2017 № ГД-4-14/15554@ не опровергает правильных выводов судов о том, что перечень предоставляемых документов, предусмотренный пунктом 3.2 Правил предоставления микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства, не предусматривает предоставление выписки из реестра субъектов малого и среднего предпринимательства. Указанным письмом Федеральная налоговая служба сообщает, что с 10 августа 2017 года на основании пункта 1 части 5 статьи 4.1 Закона № 209-ФЗ будет переформирован Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Подтверждение принадлежности юридического лица (индивидуального предпринимателя) к субъекту малого и среднего предпринимательства осуществляется заинтересованным лицом при обращении к Единому реестру субъектов малого и среднего предпринимательства.

Более того, указанное письмо издано после принятия Фондом решения от 06.12.2016 о предоставлении щзайма.

Несогласие Управления казначейства с выводами судебных инстанций со ссылкой на иное толкование положений законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о нарушении судами норм материального и процессуального права.

Нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, в том числе предусмотренных в части 4 статьи 288 АПК РФ, при рассмотрении дела не установлено.

При таких обстоятельствах оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 03.10.2017 Арбитражного суда Республики Алтай и постановление от 14.12.2017 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А02-829/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий И.В. Перминова

Судьи А.А. Кокшаров

Г.В. Чапаева