АРБИТРАЖНЫЙ СУД 
ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА 
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 
 г. Тюмень 
 Дело № А03-10364/2020 
 Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2023 года. 
 Постановление изготовлено в полном объеме 18 сентября 2023 года. 
 Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе: 
 председательствующего 
 Черноусовой О.Ю. 
 судей 
 Дружининой Ю.Ф. 
 Шохиревой С.Т. 
 рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Комитета по дорожному 
 хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула на решение от 01.02.2023 
 Арбитражного суда Алтайского края (судья Мищенко А.А.) и постановление 
 от 17.04.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Зайцева О.О., 
 Бородулина И.И., Хайкина С.Н.) по делу № А03-10364/2020 по заявлению общества 
 с ограниченной ответственностью «АлтайГАЗавтосервис» (656011, <...>
 , ИНН <***>, ОГРН <***>) к Комитету по 
 дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула (656043, 
 <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>) об 
 оспаривании решений. 
 Другие лица, участвующие в деле: Управление Федеральной антимонопольной 
 службы по Алтайскому краю (656056, <...>, 
 ИНН <***>, ОГРН <***>), общество с ограниченной ответственностью 
 «Автомиг» (649113, Республика Алтай, <...>
 , ИНН <***>, ОГРН <***>), общество с ограниченной 
 ответственностью «Автомиг» (656057, <...>, 
 ИНН <***>, ОГРН <***>; 656063, <...>
 ), общество с ограниченной ответственностью «Барнаульское 
 автотранспортное предприятие» (656006, <...>
 , ИНН <***>, ОГРН <***>; 656057, <...>
 ), общество с ограниченной ответственностью 
 «Бизнес-Авто» (656064, <...>, ИНН <***>, 
 ОГРН <***>; 656000, <...>
 ), общество с ограниченной ответственностью «Фрайбус плюс» 
 (659220, <...>, 
 А03-10364/2020 
 ИНН <***>, ОГРН <***>), общество с ограниченной ответственностью 
 «АвтоРетейл» (656906, город Барнаул, <...>
 , ИНН <***>, ОГРН <***>), индивидуальный 
 предприниматель ФИО1 (ОГРНИП <***>), индивидуальный 
 предприниматель 
 ФИО2
 (ОГРНИП 
 <***>), 
 индивидуальный предприниматель ФИО3 (ОГРНИП <***>). 
 С у д у с т а н о в и л : 
 общество с ограниченной ответственностью «АТП «АГАС-ТРАНС» (далее – 
 ООО «АТП «АГАС-ТРАНС») обратилось в Арбитражный суд Алтайского края 
 с заявлениями, уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса 
Российской Федерации (далее – АПК РФ), к Комитету по дорожному хозяйству, 
благоустройству, транспорту и связи города Барнаула (далее – комитет) о признании 
незаконными решений о проведении открытого конкурса на право осуществления 
перевозок по маршрутам регулярных перевозок города Барнаула №№ 33, 77, 121 по 
нерегулируемым тарифам (приказ 
от 16.06.2020 № 40), об отстранения 
ООО «АТП «АГАС-ТРАНС» от участия в данном конкурсе (протоколы заседания 
конкурсной комиссии от 23.07.2020 № 1, от 25.08.2020 № 3). 
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных 
требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной 
антимонопольной службы по Алтайскому краю (далее – антимонопольный орган), 
общества с ограниченной ответственностью «Автомиг», «Барнаульское автотранспортное 
предприятие», «Бизнес-Авто», «Фрайбус плюс», «АвтоРетейл», индивидуальные 
предприниматели ФИО1, ФИО2, ФИО3
. 
На основании статьи 48 АПК РФ судом первой инстанции произведена 
процессуальная замена ООО «АТП «АГАС-ТРАНС» на его правопреемника – общество 
с ограниченной ответственностью «АлтайГАЗавтосервис» (далее – общество). 
Решением от 01.02.2023 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным 
без изменения постановлением от 17.04.2023 Седьмого арбитражного апелляционного 
суда, признано недействительным решение конкурсной комиссии комитета по 
отстранению ООО «АТП «АГАС-ТРАНС» от участия в конкурсе, оформленное 
протоколами от 23.07.2020 № 1, от 25.08.2020 № 3, в удовлетворении остальной части 
заявленных требований отказано. 
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, 
комитет просит отменить указанные судебные акты в части удовлетворения заявленных 
требований, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов 
обстоятельствам дела, и отказать в удовлетворении заявленных требований в полном 
объеме. 
По мнению подателя кассационной жалобы, обществу необоснованно восстановлен 
срок на обжалование протокола от 25.08.2020 № 3; резолютивная часть решения суда 
А03-10364/2020 
первой инстанции не соответствует положениям части 1 статьи 174 АПК РФ; судебные 
акты не направлены на восстановление прав и законных интересов общества. 
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить обжалуемые судебные 
акты без изменения как соответствующие действующему законодательству. 
Иные участвующие в деле лица отзывы на кассационную жалобу в порядке 
статьи 279 АПК РФ не представили. 
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, 
изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд кассационной инстанции 
считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения. 
Как следует из материалов дела и установлено судами, председателем комитета 
принят приказ от 16.06.2020 № 40 об объявлении и проведении открытого конкурса на 
право осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок города Барнаула 
№ 33, № 77, № 121 по нерегулируемым тарифам. 
ООО «АТП «АГАС-ТРАНС» подало заявки на участие в указанном конкурсе по 
лотам № 1 (маршрут № 33), № 2 (маршрут № 77) и № 3 (маршрут № 121). 
Согласно протоколу заседания конкурсной комиссии от 23.07.2020 № 1 
ООО «АТП «АГАС-ТРАНС» было отказано в допуске к участию в конкурсе (по всем 
лотам) в связи с нарушением условий пункта 3.2 Положения о проведении открытого 
конкурса на право осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок города 
Барнаула по нерегулируемым тарифам, утвержденного постановлением администрации 
города Барнаула от 11.08.2016 № 1633 (далее – Положение № 1633). 
Во исполнение предписания антимонопольного органа от 14.08.2020 конкурсная 
комиссия аннулировала указанный протокол, повторно рассмотрела заявки участников 
и вновь отказала ООО «АТП «АГАС-ТРАНС» в допуске к участию в конкурсе (по всем 
лотам) по аналогичному основанию (протокол заседания конкурсной комиссии 
от 25.08.2020 № 3). 
Не согласившись с решениями комитета о проведении открытого конкурса (в части 
разделения на лоты), об отказе в допуске к участию в конкурсе, общество обратилось 
в суд с настоящим заявлением. 
Суды первой и апелляционной инстанции, удовлетворяя заявленные требования 
частично, пришли к выводам о правомерном определении лотов при проведении спорного 
конкурса и необоснованном отказе заявителю в допуске к участию в конкурсе. 
Оставляя без изменения принятые по делу судебные акты в обжалуемой части, суд 
округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств 
рассматриваемого спора. 
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа 
автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том 
числе отношения, связанные с допуском юридических лиц и индивидуальных 
предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, урегулированы Федеральным 
законом от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров 
А03-10364/2020 
и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом 
в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты 
Российской Федерации» (далее – Закон № 220-ФЗ). 
В соответствии с частью 3 статьи 2 Закона № 220-ФЗ отношения по организации 
регулярных перевозок, не урегулированные нормативными правовыми актами, 
указанными в частях 1 и 2 данной статьи, регулируются муниципальными нормативными 
правовыми актами. 
Законом № 220-ФЗ предусмотрено осуществление регулярных перевозок по 
регулируемым тарифам и регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам. 
Главой 3 Закона № 220-ФЗ установлены правила организации регулярных перевозок 
по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутам 
регулярных перевозок, смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок по 
регулируемым тарифам (статьи 14-15) и по нерегулируемым тарифам (статьи 17-20), в том 
числе общие условия и порядок проведения конкурса на право получения свидетельств об 
осуществлении перевозок по одному или нескольким маршрутам (статьи 21-24). 
Частью 4 статьи 17 Закона № 220-ФЗ предусмотрено, что установление требований 
к осуществлению перевозок по нерегулируемым тарифам допускается муниципальным 
нормативным правовым актом, при этом в силу части 2 статьи 24 данного Закона 
требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого 
конкурса, к форме и составу заявки на участие в открытом конкурсе устанавливаются 
организатором открытого конкурса. 
Порядок, условия организации и проведения открытого конкурса на право 
осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок города Барнаула по 
нерегулируемым тарифам определен Положением № 1633. 
Согласно пункту 3.2 Положения № 1633, в редакции действовавшей в спорный 
период, заявка на участие в открытом конкурсе с перечнем прилагаемых документов 
не должна содержать сведений о транспортных средствах, используемых на иных 
маршрутах и включенных в договор на диспетчерское обслуживание с организацией, 
осуществляющей автоматизированный контроль и управление движением на территории 
города Барнаула, с даты окончания приема заявок на участие в открытом конкурсе, 
указанной в извещении о проведении открытого конкурса, а также сведений 
о транспортных средствах, включенных в иные заявки, в случае подачи претендентом 
двух и более заявок в отношении разных лотов. 
Нарушение условий названного пункта в силу абзаца пятого пункта 4.5 Положения 
№ 1633 является основанием для отказа в допуске к участию в открытом конкурсе. 
В рассматриваемом случае конкурсная комиссия установила, что заявки 
ООО «АТП «АГАС-ТРАНС» по состоянию на 17.07.2020 (день вскрытия конвертов) 
содержали сведения о транспортных средствах, используемых на иных маршрутах 
и включенных в договор на диспетчерское обслуживание с организацией, 
А03-10364/2020 
осуществляющей автоматизированный контроль и управление движением на территории 
города Барнаула. 
Так, на основании постановления администрации города Барнаула № 2080 
от 13.12.2018 по результатам короткого конкурса ООО «АТП «АГАС-ТРАНС» были 
выданы свидетельства на право пассажирских перевозок по маршрутам № 33, № 77, 
№ 121 со сроком действия с 17.06.2020 по 03.11.2020; для осуществления диспетчерского 
контроля пассажирских перевозок на период действия вышеуказанных свидетельств были 
заключены договоры № 454-Д, № 455-Д, № 456-Д с муниципальным унитарным 
предприятием «Центртранс» города Барнаула; в названные договоры включены 58 
транспортных 
средств, 
каждое 
из 
которых 
может 
использоваться 
ООО «АТП «АГАС-ТРАНС» на любом из маршрутов № 33,№ 77, № 121. 
Нарушение ООО «АТП «АГАС-ТРАНС» требования пункта 3.2 Положения № 1633 
послужило основанием для отказа ему в допуске к участию в спорном конкурсе 
(протоколы заседания конкурсной комиссии от 23.07.2020 № 1, от 25.08.2020 № 3). 
Между тем частью 4 статьи 21 Закона № 220-ФЗ предусмотрено, что юридическое 
лицо, индивидуальный предприниматель, уполномоченный участник договора простого 
товарищества, которым свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту 
регулярных перевозок выдано по результатам открытого конкурса, обязаны приступить 
к осуществлению перевозок по данному маршруту не позднее чем через девяносто дней 
со дня утверждения результатов открытого конкурса и не ранее окончания срока действия 
последнего из ранее выданных свидетельств об осуществлении перевозок по данному 
маршруту. 
Таким образом, законодательством на федеральном уровне не ограничено право на 
участие в конкурсе действующих перевозчиков, имеющих свидетельство об 
осуществлении перевозок по маршруту, срок действия которого истекает к моменту 
начала действия свидетельства, выданного по результатам проведения соответствующего 
конкурса. 
Решением от 12.08.2021 Центрального районного суда города Барнаула по 
заявлению общества признан недействующим со дня принятия пункт 3.2 Положения 
№ 1633 в части отсутствия условий, позволяющих включить в заявку на участие 
в открытом конкурсе транспортные средства, используемые на маршрутах, срок действия 
свидетельств по которым заканчивается на дату начала действия свидетельств по 
объявленному открытому конкурсу. 
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что по условиям 
конкурсной документации от 16.06.2020 юридическое лицо, индивидуальный 
предприниматель, уполномоченный участник договора простого товарищества, которым 
выдано свидетельство по результатам открытого конкурса, обязаны приступить 
к осуществлению перевозок по маршрутам № 33, № 77 и № 121 не позднее чем через 90 
дней со дня утверждения результатов открытого конкурса и не ранее 04.11.2020. 
А03-10364/2020 
Заявки ООО «АТП «АГАС-ТРАНС» содержали сведения о транспортных средствах, 
используемых на маршрутах, срок действия свидетельств по которым заканчивается на 
дату начала действия свидетельств по объявленному открытому конкурсу, что не 
создавало препятствий к выполнению требований части 4 статьи 21 Закона № 220-ФЗ 
и конкурсной документации. 
С учетом изложенного cуды первой и апелляционной инстанций пришли к верному 
выводу о том, что решение конкурсной комиссии, отказавшей в допуске 
ООО «АТП «АГАС-ТРАНС» к участию в конкурсе на основании нарушения пункта 3.2 
Положения № 1633 (протоколы от 23.07.2020 № 1, от 25.08.2020 № 3), не соответствует 
действующему законодательству и нарушает права и законные интересы участника 
закупки в сфере предпринимательской деятельности. 
При таких обстоятельствах суды обоснованно удовлетворили заявленное 
требование, признав незаконным оспариваемое решение и возложив на антимонопольный 
орган в порядке пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ обязанность по устранению 
допущенных нарушений прав и законных интересов общества. 
Доводы подателя кассационной жалобы повторяют его позицию по спору, являлись 
предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций и не опровергают их выводы, 
сделанные на основании правильного применения норм права к установленным 
обстоятельствам дела. 
Ссылка комитета на пропуск обществом срока, предусмотренного частью 4 статьи 
198 АПК РФ, на обжалование протокола от 25.08.2020 № 3 подлежит отклонению. 
В рассматриваемом случае предметом спора являлось решение комитета об отказе 
в допуске ООО «АТП «АГАС-ТРАНС» к участию в конкурсе, объявленном 16.06.2020, на 
момент обращения общества в суд (29.07.2020) данное решение было оформлено 
протоколом от 23.07.2020 № 1, а в период рассмотрения спора переоформлено 
протоколом от 25.08.2020 № 3, что послужило основанием для уточнения заявителем 
своего требования в порядке статьи 49 АПК РФ. Первоначальное заявление было подано 
обществом в суд в пределах срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ; 
последующее переоформление комитетом оспариваемого решения не влечет за собой 
новое исчисление срока на оспаривание решения. 
Вопреки доводам комитета отсутствие в резолютивной части решения суда указания 
на конкретный способ устранения нарушенных прав и законных интересов заявителя не 
является безусловным основанием для его отмены. Согласно правовой позиции, 
изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской 
Федерации от 08.09.2009 № 1570/09, в рассматриваемой ситуации суд вправе на 
основании части 1 статьи 179 АПК РФ по заявлению лиц, участвующих в деле, или 
судебного пристава-исполнителя разъяснить решение без изменения его содержания. 
Кроме того, в настоящем деле правовосстановительная функция судебного акта, 
вынесенного по требованию к государственному органу, заключается в констатации 
незаконности его решения и нарушении им прав и законных интересов заявителя. Такой 
А03-10364/2020 
судебный акт, исходя из целей и задач правосудия, несет воспитательную функцию, 
функцию превентивного контроля, поскольку вносит ясность и определенность в сферу 
применения норм права публичными органами, способствуя задачам укрепления 
правопорядка в той сфере правоотношений, где принят оспариваемый акт. 
Суд округа не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований 
для отмены или изменения принятых по делу судебных актов в обжалуемой части. 
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного 
процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского 
округа 
п о с т а н о в и л : 
решение от 01.02.2023 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 17.04.2023 
Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А03-10364/2020 оставить 
без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения. 
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда 
Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, 
в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса 
Российской Федерации. 
Председательствующий 
О.Ю. Черноусова 
Судьи 
Ю.Ф. Дружинина 
С.Т. Шохирева