ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А03-10364/20 от 14.09.2023 АС Алтайского края


АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Тюмень
Дело № А03-10364/2020

Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 сентября 2023 года.

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего



Черноусовой О.Ю.
судей






Дружининой Ю.Ф.








Шохиревой С.Т.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Комитета по дорожному
хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула на решение от 01.02.2023
Арбитражного суда Алтайского края (судья Мищенко А.А.) и постановление
от 17.04.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Зайцева О.О.,
Бородулина И.И., Хайкина С.Н.) по делу № А03-10364/2020 по заявлению общества
с ограниченной ответственностью «АлтайГАЗавтосервис» (656011, <...>
, ИНН <***>, ОГРН <***>) к Комитету по
дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула (656043,
<...>, ИНН <***>, ОГРН <***>) об
оспаривании решений.
Другие лица, участвующие в деле: Управление Федеральной антимонопольной
службы по Алтайскому краю (656056, <...>,
ИНН <***>, ОГРН <***>), общество с ограниченной ответственностью
«Автомиг» (649113, Республика Алтай, <...>
, ИНН <***>, ОГРН <***>), общество с ограниченной
ответственностью «Автомиг» (656057, <...>,
ИНН <***>, ОГРН <***>; 656063, <...>
), общество с ограниченной ответственностью «Барнаульское
автотранспортное предприятие» (656006, <...>
, ИНН <***>, ОГРН <***>; 656057, <...>
), общество с ограниченной ответственностью
«Бизнес-Авто» (656064, <...>, ИНН <***>,
ОГРН <***>; 656000, <...>
), общество с ограниченной ответственностью «Фрайбус плюс»
(659220, <...>,


А03-10364/2020
ИНН <***>, ОГРН <***>), общество с ограниченной ответственностью
«АвтоРетейл» (656906, город Барнаул, <...>
, ИНН <***>, ОГРН <***>), индивидуальный
предприниматель ФИО1 (ОГРНИП <***>), индивидуальный
предприниматель
ФИО2


(ОГРНИП
<***>),
индивидуальный предприниматель ФИО3 (ОГРНИП <***>).
С у д у с т а н о в и л :
общество с ограниченной ответственностью «АТП «АГАС-ТРАНС» (далее –
ООО «АТП «АГАС-ТРАНС») обратилось в Арбитражный суд Алтайского края
с заявлениями, уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации (далее – АПК РФ), к Комитету по дорожному хозяйству,
благоустройству, транспорту и связи города Барнаула (далее – комитет) о признании
незаконными решений о проведении открытого конкурса на право осуществления
перевозок по маршрутам регулярных перевозок города Барнаула №№ 33, 77, 121 по
нерегулируемым тарифам (приказ
от 16.06.2020 № 40), об отстранения
ООО «АТП «АГАС-ТРАНС» от участия в данном конкурсе (протоколы заседания
конкурсной комиссии от 23.07.2020 № 1, от 25.08.2020 № 3).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных
требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной
антимонопольной службы по Алтайскому краю (далее – антимонопольный орган),
общества с ограниченной ответственностью «Автомиг», «Барнаульское автотранспортное
предприятие», «Бизнес-Авто», «Фрайбус плюс», «АвтоРетейл», индивидуальные
предприниматели ФИО1, ФИО2, ФИО3
.
На основании статьи 48 АПК РФ судом первой инстанции произведена
процессуальная замена ООО «АТП «АГАС-ТРАНС» на его правопреемника – общество
с ограниченной ответственностью «АлтайГАЗавтосервис» (далее – общество).
Решением от 01.02.2023 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным
без изменения постановлением от 17.04.2023 Седьмого арбитражного апелляционного
суда, признано недействительным решение конкурсной комиссии комитета по
отстранению ООО «АТП «АГАС-ТРАНС» от участия в конкурсе, оформленное
протоколами от 23.07.2020 № 1, от 25.08.2020 № 3, в удовлетворении остальной части
заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа,
комитет просит отменить указанные судебные акты в части удовлетворения заявленных
требований, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов
обстоятельствам дела, и отказать в удовлетворении заявленных требований в полном
объеме.
По мнению подателя кассационной жалобы, обществу необоснованно восстановлен
срок на обжалование протокола от 25.08.2020 № 3; резолютивная часть решения суда


А03-10364/2020
первой инстанции не соответствует положениям части 1 статьи 174 АПК РФ; судебные
акты не направлены на восстановление прав и законных интересов общества.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить обжалуемые судебные
акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Иные участвующие в деле лица отзывы на кассационную жалобу в порядке
статьи 279 АПК РФ не представили.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов,
изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд кассационной инстанции
считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, председателем комитета
принят приказ от 16.06.2020 № 40 об объявлении и проведении открытого конкурса на
право осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок города Барнаула
№ 33, № 77, № 121 по нерегулируемым тарифам.
ООО «АТП «АГАС-ТРАНС» подало заявки на участие в указанном конкурсе по
лотам № 1 (маршрут № 33), № 2 (маршрут № 77) и № 3 (маршрут № 121).
Согласно протоколу заседания конкурсной комиссии от 23.07.2020 № 1
ООО «АТП «АГАС-ТРАНС» было отказано в допуске к участию в конкурсе (по всем
лотам) в связи с нарушением условий пункта 3.2 Положения о проведении открытого
конкурса на право осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок города
Барнаула по нерегулируемым тарифам, утвержденного постановлением администрации
города Барнаула от 11.08.2016 № 1633 (далее – Положение № 1633).
Во исполнение предписания антимонопольного органа от 14.08.2020 конкурсная
комиссия аннулировала указанный протокол, повторно рассмотрела заявки участников
и вновь отказала ООО «АТП «АГАС-ТРАНС» в допуске к участию в конкурсе (по всем
лотам) по аналогичному основанию (протокол заседания конкурсной комиссии
от 25.08.2020 № 3).
Не согласившись с решениями комитета о проведении открытого конкурса (в части
разделения на лоты), об отказе в допуске к участию в конкурсе, общество обратилось
в суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанции, удовлетворяя заявленные требования
частично, пришли к выводам о правомерном определении лотов при проведении спорного
конкурса и необоснованном отказе заявителю в допуске к участию в конкурсе.
Оставляя без изменения принятые по делу судебные акты в обжалуемой части, суд
округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств
рассматриваемого спора.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа
автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том
числе отношения, связанные с допуском юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, урегулированы Федеральным
законом от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров


А03-10364/2020
и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом
в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации» (далее – Закон № 220-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 2 Закона № 220-ФЗ отношения по организации
регулярных перевозок, не урегулированные нормативными правовыми актами,
указанными в частях 1 и 2 данной статьи, регулируются муниципальными нормативными
правовыми актами.
Законом № 220-ФЗ предусмотрено осуществление регулярных перевозок по
регулируемым тарифам и регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.
Главой 3 Закона № 220-ФЗ установлены правила организации регулярных перевозок
по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутам
регулярных перевозок, смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок по
регулируемым тарифам (статьи 14-15) и по нерегулируемым тарифам (статьи 17-20), в том
числе общие условия и порядок проведения конкурса на право получения свидетельств об
осуществлении перевозок по одному или нескольким маршрутам (статьи 21-24).
Частью 4 статьи 17 Закона № 220-ФЗ предусмотрено, что установление требований
к осуществлению перевозок по нерегулируемым тарифам допускается муниципальным
нормативным правовым актом, при этом в силу части 2 статьи 24 данного Закона
требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого
конкурса, к форме и составу заявки на участие в открытом конкурсе устанавливаются
организатором открытого конкурса.
Порядок, условия организации и проведения открытого конкурса на право
осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок города Барнаула по
нерегулируемым тарифам определен Положением № 1633.
Согласно пункту 3.2 Положения № 1633, в редакции действовавшей в спорный
период, заявка на участие в открытом конкурсе с перечнем прилагаемых документов
не должна содержать сведений о транспортных средствах, используемых на иных
маршрутах и включенных в договор на диспетчерское обслуживание с организацией,
осуществляющей автоматизированный контроль и управление движением на территории
города Барнаула, с даты окончания приема заявок на участие в открытом конкурсе,
указанной в извещении о проведении открытого конкурса, а также сведений
о транспортных средствах, включенных в иные заявки, в случае подачи претендентом
двух и более заявок в отношении разных лотов.
Нарушение условий названного пункта в силу абзаца пятого пункта 4.5 Положения
№ 1633 является основанием для отказа в допуске к участию в открытом конкурсе.
В рассматриваемом случае конкурсная комиссия установила, что заявки
ООО «АТП «АГАС-ТРАНС» по состоянию на 17.07.2020 (день вскрытия конвертов)
содержали сведения о транспортных средствах, используемых на иных маршрутах
и включенных в договор на диспетчерское обслуживание с организацией,


А03-10364/2020
осуществляющей автоматизированный контроль и управление движением на территории
города Барнаула.
Так, на основании постановления администрации города Барнаула № 2080
от 13.12.2018 по результатам короткого конкурса ООО «АТП «АГАС-ТРАНС» были
выданы свидетельства на право пассажирских перевозок по маршрутам № 33, № 77,
№ 121 со сроком действия с 17.06.2020 по 03.11.2020; для осуществления диспетчерского
контроля пассажирских перевозок на период действия вышеуказанных свидетельств были
заключены договоры № 454-Д, № 455-Д, № 456-Д с муниципальным унитарным
предприятием «Центртранс» города Барнаула; в названные договоры включены 58
транспортных
средств,
каждое
из
которых
может
использоваться
ООО «АТП «АГАС-ТРАНС» на любом из маршрутов № 33,№ 77, № 121.
Нарушение ООО «АТП «АГАС-ТРАНС» требования пункта 3.2 Положения № 1633
послужило основанием для отказа ему в допуске к участию в спорном конкурсе
(протоколы заседания конкурсной комиссии от 23.07.2020 № 1, от 25.08.2020 № 3).
Между тем частью 4 статьи 21 Закона № 220-ФЗ предусмотрено, что юридическое
лицо, индивидуальный предприниматель, уполномоченный участник договора простого
товарищества, которым свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту
регулярных перевозок выдано по результатам открытого конкурса, обязаны приступить
к осуществлению перевозок по данному маршруту не позднее чем через девяносто дней
со дня утверждения результатов открытого конкурса и не ранее окончания срока действия
последнего из ранее выданных свидетельств об осуществлении перевозок по данному
маршруту.
Таким образом, законодательством на федеральном уровне не ограничено право на
участие в конкурсе действующих перевозчиков, имеющих свидетельство об
осуществлении перевозок по маршруту, срок действия которого истекает к моменту
начала действия свидетельства, выданного по результатам проведения соответствующего
конкурса.
Решением от 12.08.2021 Центрального районного суда города Барнаула по
заявлению общества признан недействующим со дня принятия пункт 3.2 Положения
№ 1633 в части отсутствия условий, позволяющих включить в заявку на участие
в открытом конкурсе транспортные средства, используемые на маршрутах, срок действия
свидетельств по которым заканчивается на дату начала действия свидетельств по
объявленному открытому конкурсу.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что по условиям
конкурсной документации от 16.06.2020 юридическое лицо, индивидуальный
предприниматель, уполномоченный участник договора простого товарищества, которым
выдано свидетельство по результатам открытого конкурса, обязаны приступить
к осуществлению перевозок по маршрутам № 33, № 77 и № 121 не позднее чем через 90
дней со дня утверждения результатов открытого конкурса и не ранее 04.11.2020.


А03-10364/2020
Заявки ООО «АТП «АГАС-ТРАНС» содержали сведения о транспортных средствах,
используемых на маршрутах, срок действия свидетельств по которым заканчивается на
дату начала действия свидетельств по объявленному открытому конкурсу, что не
создавало препятствий к выполнению требований части 4 статьи 21 Закона № 220-ФЗ
и конкурсной документации.
С учетом изложенного cуды первой и апелляционной инстанций пришли к верному
выводу о том, что решение конкурсной комиссии, отказавшей в допуске
ООО «АТП «АГАС-ТРАНС» к участию в конкурсе на основании нарушения пункта 3.2
Положения № 1633 (протоколы от 23.07.2020 № 1, от 25.08.2020 № 3), не соответствует
действующему законодательству и нарушает права и законные интересы участника
закупки в сфере предпринимательской деятельности.
При таких обстоятельствах суды обоснованно удовлетворили заявленное
требование, признав незаконным оспариваемое решение и возложив на антимонопольный
орган в порядке пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ обязанность по устранению
допущенных нарушений прав и законных интересов общества.
Доводы подателя кассационной жалобы повторяют его позицию по спору, являлись
предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций и не опровергают их выводы,
сделанные на основании правильного применения норм права к установленным
обстоятельствам дела.
Ссылка комитета на пропуск обществом срока, предусмотренного частью 4 статьи
198 АПК РФ, на обжалование протокола от 25.08.2020 № 3 подлежит отклонению.
В рассматриваемом случае предметом спора являлось решение комитета об отказе
в допуске ООО «АТП «АГАС-ТРАНС» к участию в конкурсе, объявленном 16.06.2020, на
момент обращения общества в суд (29.07.2020) данное решение было оформлено
протоколом от 23.07.2020 № 1, а в период рассмотрения спора переоформлено
протоколом от 25.08.2020 № 3, что послужило основанием для уточнения заявителем
своего требования в порядке статьи 49 АПК РФ. Первоначальное заявление было подано
обществом в суд в пределах срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ;
последующее переоформление комитетом оспариваемого решения не влечет за собой
новое исчисление срока на оспаривание решения.
Вопреки доводам комитета отсутствие в резолютивной части решения суда указания
на конкретный способ устранения нарушенных прав и законных интересов заявителя не
является безусловным основанием для его отмены. Согласно правовой позиции,
изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации от 08.09.2009 № 1570/09, в рассматриваемой ситуации суд вправе на
основании части 1 статьи 179 АПК РФ по заявлению лиц, участвующих в деле, или
судебного пристава-исполнителя разъяснить решение без изменения его содержания.
Кроме того, в настоящем деле правовосстановительная функция судебного акта,
вынесенного по требованию к государственному органу, заключается в констатации
незаконности его решения и нарушении им прав и законных интересов заявителя. Такой


А03-10364/2020
судебный акт, исходя из целей и задач правосудия, несет воспитательную функцию,
функцию превентивного контроля, поскольку вносит ясность и определенность в сферу
применения норм права публичными органами, способствуя задачам укрепления
правопорядка в той сфере правоотношений, где принят оспариваемый акт.
Суд округа не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований
для отмены или изменения принятых по делу судебных актов в обжалуемой части.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского
округа
п о с т а н о в и л :
решение от 01.02.2023 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 17.04.2023
Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А03-10364/2020 оставить
без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда
Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия,
в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации.

Председательствующий





О.Ю. Черноусова

Судьи









Ю.Ф. Дружинина












С.Т. Шохирева