Арбитражный суд
Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тюмень Дело № А03-12555/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2023 года
Постановление изготовлено в полном объеме 19 октября 2023 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Дружининой Ю.Ф.
судей Черноусовой О.Ю.
Шохиревой С.Т.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации Железнодорожного района города Барнаула на постановление от 15.07.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Киреева О.Ю., Афанасьева Е.В.,
Сорокина Е.А.) по делу № А03-12555/2022 Арбитражного суда Алтайского края по заявлению Администрации Железнодорожного района города Барнаула (656015, Алтайский край, город Барнаул, проспект Красноармейский, дом 104,
ОГРН 1022200895441, ИНН 2221020552) к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Лига» (656015, Алтайский край, город Барнаул, проспект Красноармейский, дом 108а, помещение/офис Н3/25, ОГРН 1182225038467,
ИНН 2221241880) об обязании привести фасад здания в надлежащее состояние.
Другие лица, участвующие в деле: Комитет жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула (656043, Алтайский край, город Барнаул, улица Гоголя, дом 48,
ОГРН 1022201760635, ИНН 2225018307), Управление государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края (656038, Алтайский край, город Барнаул улица Кирова, дом 25А, ОГРН 1172225000078, ИНН 2225178156); общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Алмаз» (656043, Алтайский край, город Барнаул улица Никитина, дом 107, помещение О1, ОГРН 1092221006350,
ИНН 2221174827).
Суд установил:
Администрация Железнодорожного района города Барнаула (далее – администрация) обратилась в Арбитражный суд Алтайского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «УК «Лига» (далее – ООО «УК «Лига», общество) об обязании привести фасад здания, расположенного по адресу: город Барнаул, проспект Ленина, дом 69, в надлежащее состояние путем выполнения с сохранением цветового решения фасада здания работ по восстановлению штукатурного и окрасочного слоя фасада здания с северо-западной и северо-восточной сторон здания в течении 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула (далее – комитет), Управление государственной охраны объектов культурного наследия, общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Алмаз» (далее – ООО «УК «Алмаз»).
Решением от 03.03.2023 Арбитражного суда Алтайского края заявленное требование удовлетворено частично; на общество возложена обязанность привести фасад здания, расположенного по адресу: город Барнаул, проспект Ленина, дом 69, в надлежащее состояние путем выполнения с сохранением цветового решения фасада здания работ по восстановлению штукатурного и окрасочного слоя фасада здания с северо-западной и северо-восточной сторон здания в течении 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Постановлением от 15.07.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено; в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, администрация просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, ссылаясь на нарушение норм права, оставить в силе решение суда первой инстанции.
По мнению подателя кассационной жалобы, включение многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта не освобождает общество от исполнения обязанностей по содержанию и выполнению текущего ремонта многоквартирного дома.
В возражениях на кассационную жалобу ООО «УК «Лига» просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения как соответствующий действующему законодательству.
Иные участвующие в деле лица отзывы на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не представили.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и возражениях на нее, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, ООО «УК «Лига» на основании лицензии
от 01.02.2019 и договора управления осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: город Барнаул, проспект Ленина, дом 69 (далее – многоквартирный дом).
В ходе проведения рейдовых мероприятий по соблюдению и исполнению требований Правил благоустройства территории городского округа – города Барнаула Алтайского края, утвержденных решением Барнаульской городской Думы № 645
от 19.03.2021 (далее – Правила благоустройства), администрацией в ходе визуального осмотра выявлено, что фасад здания спорного многоквартирного дома находится в неудовлетворительном состоянии, а именно: выявлено отслоение элементов штукатурного слоя с северо-западной и северо-восточной сторон многоквартирного дома (акт осмотра
от 14.08.2022).
16.08.2022 администрацией в адрес общества направлена претензия с требованием в срок до 31.08.2022 выполнить работы по приведению фасада дома в надлежащее состояние, устранив выявленные дефекты внешнего облика.
В связи с невыполнением ООО «УК «Лига» требований в добровольном порядке, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования частично, суд первой инстанции пришел к выводу, что работы по восстановлению штукатурного и окрасочного слоя фасада здания многоквартирного дома относятся к текущему ремонту, в связи с чем обязанность по выполнению соответствующих работ возложена на общество.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд апелляционной инстанции исходил из того, что в настоящем случае ремонт фасада относится к капитальному ремонту, а его проведение до проведения работ по капитальному ремонту крыши и чердачного перекрытия нецелесообразно.
Оставляя без изменения обжалуемый судебный акт, суд кассационной инстанции исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
В силу положений пункта 25 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения относится, в том числе утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами.
Правила благоустройства территории муниципального образования - муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения (статья 2 Закона № 131-ФЗ).
Для организации благоустройства территории города Барнаула решением Барнаульской городской Думы от 19.03.2021 № 645 утверждены Правила благоустройства территории городского округа - города Барнаула Алтайского края (далее – Правила благоустройства).
Статьей 2 Правил благоустройства предусмотрено, что элементы благоустройства - декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, фонтаны, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, контейнерные площадки, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории;
фасад здания, строения, сооружения - наружная, лицевая сторона здания, строения, сооружения;
содержание объектов благоустройства – поддержание в надлежащем техническом, физическом, эстетическом состоянии объектов благоустройства, их отдельных элементов, обеспечение чистоты и безопасности объектов благоустройства.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Правил благоустройства, при надлежащем содержании фасадов зданий, строений, сооружений должно быть исключено: повреждение, загрязнение поверхности фасадов зданий, строений, сооружений, а также наличие надписей, графических изображений, подтеков, отшелушивания краски, трещин, отслоившейся штукатурки, отслоение облицовки, повреждение кирпичной кладки, нарушение герметизации межпанельных стыков, неисправность конструкций оконных и входных проемов, приямков, повреждение архитектурных и художественно- скульптурных деталей зданий и сооружений, в том числе колонн, пилястр, капителей, фризов, барельефов, украшений, орнаментов, мозаик, художественных росписей, повреждение, загрязнение выступающих элементов фасадов зданий, строений, сооружений, в том числе балконов, лоджий, эркеров, тамбуров, карнизов, козырьков, входных групп, ступеней, разрушение, загрязнение ограждений балконов, лоджий, парапетов.
Исходя из положений части 2.3 статьи 161, части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) по договору управления многоквартирным домом управляющая организация обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме; управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 2 статьи 189 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме в любое время вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по предложению лица, осуществляющего управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, регионального оператора либо по собственной инициативе.
Расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме финансируются за счет средств фонда капитального ремонта и иных не запрещенных законом источников (часть 2 статьи 158 ЖК РФ), в том числе дополнительных взносов.
Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции установил, что работы, на необходимости выполнения которых настаивает администрация, относятся к капитальному ремонту; решение о проведении капитального ремонта собственниками помещений в многоквартирном доме не принималось; с учетом того, что спорный многоквартирный дом является объектом культурного наследия, нанесение штукатурки и окраска без выполнения всего комплекса работ, необходимых для восстановления фасада, нарушают технологию обращения с соответствующими объектами; проведение ремонтных работ целесообразно после завершения капитального ремонта крыши и чердачного перекрытия во избежание образования дефектов и повреждений фасадов из-за протечек с крыши и карнизов; решением от 16.12.2015 Железнодорожного районного суда города Барнаула по делу № 2-2865/15 на комитет возложена обязанность по ремонту крыши и кровли спорного многоквартирного дома; указанное решение до настоящего времени не исполнено.
При указанных обстоятельствах, учитывая результаты проведенной по делу судебной экспертизы и пояснения вызывавшегося в порядке части 3 статьи 86 АПК РФ в судебное заседание эксперта, а также принимая во внимание, что ранее администрация уже обращалась с аналогичными требованиями к предыдущей управляющей организации – обществу с ограниченной ответственностью «УК «Алмаз» и в рамках дела
№ А03-6688/2020 было заключено мировое соглашение, в соответствии с которым стороны согласовали следующую очередность проведения ремонтных работ в спорном многоквартирном доме: приведение фасада здания в надлежащее состояние после завершения работ по ремонту кровли и крыши, суд апелляционной инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленного требования.
Довод подателя кассационной жалобы о том, что спорные работы включены в Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290, отклоняется судом округа как направленный на переоценку фактических обстоятельств дела, что не входит в полномочия кассационной инстанции в силу части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
постановление от 15.06.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу
№ А03-12555/2022 Арбитражного суда Алтайского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий Ю.Ф. Дружинина
Судьи О.Ю. Черноусова
С.Т. Шохирева