656015, г.Барнаул, пр.Ленина, 76.
г. Барнаул Дело № АОЗ-12728/06-3
24 сентября 2007 г.
(резолютивная часть объявлена 12 сентября 2007)
Апелляционная инстанция арбитражного суда Алтайского края в составе председательствующего Мошкиной Е.Н., судей Семенихиной Н.И. и Кайгородова А.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Коркиной Л.М.
при участии представителей сторон:
от истца – ФИО1 (паспорт, доверенность № 25 от 30.08.2007 г.),
от ответчика – не явился, надлежащим образом извещен,
от третьего лица – 1) ФИО2 (доверенность № 10-15/8 от 20.04.2007г.), 2) ФИО3 (доверенность №16-12/ 14Д от 07.08.2007 г., удостоверение),
от Прокурора – не явился, надлежащим образом извещен,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу частного образовательного учреждения «Школа Евстафьева среднего (полного) образования», г. Барнаул, на решение от 23.07.2007 года (судья Шехтман И.В.) по делу № А03-12728/06-3 по заявлению частного образовательного учреждения «Школа Евстафьева среднего (полного) образования», г. Барнаул к Управлению по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Октябрьского района г. Барнаула, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора – Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации г. Барнаула и Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края, с участием Прокурора Алтайского края, о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛА:
Частное образовательное учреждение «Школа Евстафьева среднего (полного) общего образования» (далее- заявитель, школа) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Октябрьского района г. Барнаула (далее- Управление), при участии третьих лиц – Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации г. Барнаула, Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края, Прокурора Алтайского края, о признании незаконным бездействия.
В обосновании заявленных требований учреждением указано, что денежные средства на 2005, 2006 годы утверждены Законами Алтайского края о краевых бюджетах для частного образовательного учреждения "Школа Евстафьева среднего (полного) общего образования" в достаточном размере, по типу и виду образовательного учреждения, и в размере, не менее установленного на 31.12.2004. Учитывая, что распределение финансовых средств в разрезе школ является компетенцией администрации г. Барнаула, а распределение бюджетных средств управления по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Октябрьского района г. Барнаула, то недофинансирование учреждения должно возмещаться управлением по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Октябрьского района г. Барнаула в размере по фонду оплаты труда - 7954220 руб., по начислениям на оплату труда - 2009182 руб. за 2005 год и пять месяцев 2006 года в соответствии со ст. 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Решением от 11.12.2006 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 29.01.2007 г., заявителю в удовлетворении требований было отказано.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд исходил из того, что с 01.01.2005 пункты 6, 7 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" утратили силу в связи с внесением в них Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ изменений, в результате которых исключено право негосударственных образовательных учреждений на включение их в схему централизованного государственного финансирования (п. 16 ст. 33 Закона). С этого момента финансирование таких учреждений стало правом, а не обязанностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, т.к. прямое финансирование негосударственных образовательных учреждений за счет средств бюджетов всех уровней действующим с 2005 года законодательством не предусмотрено.
Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 05.05. 2007 года решение и постановление арбитражного суда Алтайского края отменены. Дело передано на новое рассмотрение в арбитражный суд Алтайского края.
При новом рассмотрении суд первой инстанции решением от 23.07.2007 г. в удовлетворении заявленных требований отказал. В обоснование судебного акта указано на финансирование ЧОУ «Школа Евстафьева» на 2005 год в соответствии с утвержденным Законом Алтайского края от 28.12.2004 № 65-ЗС «О краевом бюджете на 2005 год» нормативом расходов на одного учащегося, составляющего 6 188 руб., в полном объеме. Процент исполнения сметы доходов и расходов на 2005 год составил 100%. Законность действий райфинуправления, горфинкомитета по финансированию ЧОУ «Школа Евстафьева» в 2005 году подтверждена судебными актами вступившими в законную силу по делам № А03-15339/15-11, А03-9522/06-26, А03-1201/07-36, А03-578/07-37, имеющими преюдициальное значение для рассмотрения данных требований заявителя в силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Прямое финансирование негосударственных образовательных учреждений за счет средств бюджетов всех уровней действующим законодательством не предусмотрено. Финансирование школы на 2006 год произведено в рамках утвержденных лимитов бюджетных обязательств на 2006 год в полном объеме согласно реестрам на финансирование по мере поступления субвенций из краевого бюджета, а недостаток финансирования может быть компенсирован путем взимания платы за обучение согласно статьям 46, 47 Закона РФ «Об образовании».
Не согласившись с решением суда, заявитель обратился в апелляционном порядке с жалобой. Просит решение суда отменить полностью и принять новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В отзывах на жалобу третьи лица доводы школы отклонили за необоснованностью. Считают решение суда законным, не подлежащим отмене.
Ответчик и прокурор отзывы не представили, их представители в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представители заявителя и третьих лиц поддержали свои доводы и возражения по апелляционной жалобе. Представитель школы заявил ходатайство о приобщении к материалам дела решения Арбитражного суда Алтайского края от 15.06.2007 г. по делу № 2374/07-3, вступившее в законную силу. Рассмотрев заявленное ходатайство, суд, с учетом мнения третьих лиц, удовлетворил его и приобщил к материалам дела данное решение суда.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, материалы дела, заслушав объяснения лиц, присутствующих в судебном заседании, проверив законность принятого судебногоакта, апелляционная инстанция не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Частное образовательное учреждение «Школа Евстафьева среднего (полного) общего образования», согласно Уставу, было учреждено физическим лицом ФИО1 в 1995 году. Переданное в оперативное управление этой школе имущество принадлежит на праве собственности учредителю ФИО1. В соответствии с положениями Устава школа вправе заниматься коммерческой деятельностью и извлекать от этой деятельности доходы. Обучение в ЧОУ осуществляется на платной основе.
В соответствии со статьей 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации частное образовательное учреждение «Школа Евстафьева среднего (полного) общего образования» является негосударственным внебюджетным учреждением.
С 2002 года в отношении негосударственного образовательного учреждения «Школа Евстафьева», осуществлялось бюджетное финансирование в соответствии с пунктами 6, 7 статьи 41 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании», поскольку данному учреждению с 2002 года выдавались свидетельства о государственной аккредитации.
Полагая, что в 2005 году и за пять месяцев 2006 года произошло недофинансирование ЧОУ «Школа Евстафьева», учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из того обстоятельства, что с 01.01.2005 пункты 6, 7 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" утратили силу в связи с внесением в них Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ изменений, в результате которых исключено право негосударственных образовательных учреждений на включение их в схему централизованного государственного финансирования (п. 16 ст. 33 Закона).
Так, Федеральными законами от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ от 29.12.2004 г. № 199-ФЗ внесен целый ряд изменений в правовое положение негосударственных образовательных учреждений.
С 01.01.2005 г. утратили силу пункты 6, 7 статьи 41 Закона Российской Федерации от 10.07. 1992 г. № 3266-1 «Об образовании», предусматривающие право негосударственных общеобразовательных учреждений на государственное и (или) муниципальное финансирование с момента их государственной аккредитации. Исключено право данных учреждений на включение в схему централизованного государственного финансирования с момента аккредитации.
Таким образом, с 01.01.2005 г. финансирование негосударственного общеобразовательных учреждений является не обязанностью, а правом органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Согласно статьям 33, 41 Закона РФ «Об образовании» (в новой редакции), регламентирующим вопросы финансирования деятельности образовательных учреждений, правом на государственное финансирование обладают только государственные и муниципальные образовательные учреждения.
Кроме того, утвержденная смета расходов на содержание данного учреждения на 2006 год профинансирована по состоянию на 01.09.2006 г. в полном объеме.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции признал обязанность Управления по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Октябрьского района г. Барнаула по обеспечению государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общедоступного и бесплатного общего образования, а также дополнительного образования, органами государственной власти субъектов РФ - Алтайского края и органами местного самоуправления выполненной надлежащим образом и в полном объеме.
Доводы заявителя в жалобе о ненадлежащем исполнении заинтересованными лицами обязанности по финансированию школы на 2005, 2006 годы несостоятельны.
В соответствии со ст. 158 Бюджетного кодекса РФ с целью контроля за целевым использованием бюджетных средств распорядитель бюджетных средств в лице райфинуправления имеет право на утверждение сметы расходов по нормативам, утвержденным законом Алтайского края от 28.12.2004 № 65-ЗС «О краевом бюджете на 2005 год». При расчете финансирования, положенном в основе составления и утверждения сметы расходов и доходов на 2005 год ЧОУ «Школа Евстафьева», применялся утвержденный Законом Алтайского края «О краевом бюджете на 2005 год» норматив расходов на одного учащегося в размере 6188 руб., и районный коэффициент (1,15). Учитывая количество учащихся в ЧОУ «Школа Евстафьева» (241 человек), а также денежный размер норматива расходов на одного учащегося с применением районного коэффициента в соответствии с действующим законодательством был произведен расчет расходов ЧОУ «Школа Евстафьева», которые составили 1723,0 тыс. руб.
В соответствии с произведенным расчетом смета доходов и расходов на 2005 год была утверждена в размере 1723, 0 тыс. руб.
Согласно отчету об исполнении сметы расходов и доходов райфинуправления по состоянию на 01.01.2006 процент исполнения сметы с учетом уточнения ЧОУ «Школа Евстафьева» на 2005 год составил 100 процентов.
Кроме того, в арбитражном суде Алтайского края было рассмотрено заявление ЧОУ «Школа Евстафьева» о признании незаконным действия по утверждению сметы расходов на 2005 год и обязании утвердить смету расходов, направленную ЧОУ «Школа Евстафьева» (дело № АОЗ - 14790/05-20), в удовлетворении которого было заявителю отказано в полном объеме (материалы дела). Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22.05.2006 (материалы дела)указанное решение вступило в законную силу.
Согласно части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Кроме того, законность действий райфинуправления, горфинкомитета по финансированию ЧОУ «Школа Евстафьева» в 2005 году подтверждена судебными актами, имеющими преюдициальное значение для рассмотрения данных требований заявителя, а именно:
- по делу № А03-15339/05-11 отказано в удовлетворении требований ЧОУ «Школа Евстафьева» к управлению с привлечением в качестве третьих лиц администрации города Барнаула, комитета о возмещении убытков, понесенных вследствие прекращения финансирования в 2005 году, в размере 70 030, 20 руб.;
- по делу № А03-9522/06-26 отказано в удовлетворении требований ЧОУ «Школа Евстафьева» к комитету и администрации города о признании незаконными бездействия органов местного самоуправления;
- по делу № А03-1201/07-36 отказано в удовлетворении требований ЧОУ «Школа Евстафьева» к комитету, управлению о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления в части недофинансирования по оплате труда и обязании профинансировать в размере 24,2 млн. руб.;
- по делу № А03-578/07-37 отказано в удовлетворении требований ЧОУ «Школа Евстафьева» о взыскании 24 927,80 руб. с управления;
- по делу № А03-934/07-36 отказано в удовлетворении требований ЧОУ «Школа Евстафьева» к управлению, комитету о признании действий органов местного самоуправления при распределении субвенции на 2005 - 2006 гг. незаконными и об обязании установить размер субвенции, исходя из норматива бюджетного финансирования, утвержденного в 2004 году в сумме 42 008 руб. на одного учащегося в год.
Указанными судебными актами установлено, о том, что финансирование ЧОУ «Школа Евстафьева» в 2005-2006 гг. осуществлялось в полном объеме.
Доводам заявителя о незаконности бездействия райфинуправления и крайфинкомитета со ссылкой на письмо Министерства образования и науки РФ и Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 26 октября 2004 года № АФ - 947/96 «О размерах и условиях оплаты труда работников образовательных учреждений в 2005 году» дана правильная оценка судом первой инстанции, поскольку требование распространяется на оплату труда работников бюджетных учреждений, к которым ЧОУ «Школа Евстафьева» не относится (ст. 161 БК РФ).
Письмо управления Алтайского края по образованию и делам молодежи от 07.06.2007 № 3316 дает разъяснения о Методике расчета нормативов по душевного бюджетного финансирования и субвенций из краевого бюджета на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение образования на 2007 год, тогда как требования заявителя касаются недофинансирования за 2005 - 2006 гг.
В соответствии с п. 3 ст. 159, абз.2 п. 1 ст. 163 Бюджетного кодекса РФ с целью финансирования ЧОУ «Школа Евстафьева» райфинуправлением были утверждены лимиты бюджетных обязательств на 2006 год в размере 1299,0 тыс. руб. в соответствии с Законом Алтайского края от 24.12.2006 № 130-ЗС «О краевом бюджете на 2006 год» и доведены до ЧОУ «Школа Евстафьева» письмом от 08.02.2006 № 02-04/83. Уведомление о поквартальном распределении бюджетных ассигнований на 2006 год было направлено ЧОУ «Школа Евстафьева» (материалы дела). По состоянию на 01.01.2007 бюджетные ассигнования были профинансированы в полном объеме (материалы дела). Финансирование ЧОУ «Школа Евстафьева» осуществлялось согласно реестрам на финансирование по мере поступления субвенций из краевого бюджета.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены законного решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Учитывая предоставленную заявителю отсрочку по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, взыскать с него в доход Федерального бюджета РФ 1000 руб. государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная инстанция Арбитражного суда Алтайского края
П О С Т А Н О В И Л А:
Решение арбитражного суда от 23 июля 2007 г. по делу № АОЗ-12728/06-3 оставить без изменения, апелляционную жалобу, без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий Е.Н. Мошкина
Судьи Н.И. Семенихина