ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А03-12772/2022 от 23.11.2023 АС Западно-Сибирского округа

Арбитражный суд

Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тюмень Дело № А03-12772/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2023 года

Постановление изготовлено в полном объеме 27 ноября 2023 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Дружининой Ю.Ф.

судей Черноусовой О.Ю.

Шабановой Г.А.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Контрольно-счетной палаты Смоленского района Алтайского края на решение от 24.04.2023 Арбитражного суда Алтайского края (судья Ильичева Л.Ю.) и постановление от 06.07.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кривошеина С.В., Бородулина И.И.,
Павлюк Т.В.) по делу № А03-12772/2022 по заявлению коммунального муниципального предприятия «Баланс» Смоленского района Алтайского края (659600, Алтайский край, район Смоленский, село Смоленское, улица Школьная, дом 128, ОГРН 1182225030790, ИНН 2271006200) к Контрольно-счётной палате Смоленского района Алтайского края (659600, Алтайский край, район Смоленский, село Смоленское, улица Титова, дом 40, комната 37, ОГРН 1212200028303, ИНН 2271006480) о признании недействительным представления от 04.07.2022 № 36.

Другое лицо, участвующее в деле, – Администрация Смоленского района Алтайского края (659600, Алтайский край, район Смоленский, село Смоленское, улица Титова, дом 40, ОГРН 1022202669763, ИНН 2271001315).

Суд установил:

коммунальное муниципальное предприятие «Баланс» Смоленского района Алтайского края (далее – КМП «Баланс», предприятие) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к Контрольно-счетной палате Смоленского района Алтайского края (далее – контрольно-счетная палата) о признании недействительным представления от 04.07.2022 № 36.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Смоленского района Алтайского края (далее – администрация).

Решением от 24.04.2023 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 06.07.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование удовлетворено.

В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, контрольно-счетная палата просит судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт.

По мнению подателя кассационной жалобы, проверка правомерности начисления заработной платы КМП «Баланс» проведена по обращению администрации в рамках осуществления контроля за использованием по назначению и сохранностью муниципального имущества, выполнением показателей экономической эффективности деятельности унитарного предприятия.

Лица, участвующие в деле, отзывы на кассационную жалобу в порядке статьи 279 АПК РФ не представили.

Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.

Как следует из материалов дела, на основании пункта 2.3 Плана работы Контрольно-счетной палаты Смоленского района Алтайского края на 2022 год, утвержденного распоряжением Контрольно-счетной палаты Смоленского района Алтайского края от 20.05.2022 № 4, в период с 30.05.2022 по 17.06.2022 контрольно-счетной палатой в отношении предприятия проведено контрольное мероприятие «Проверка правомерности начисления и выплаты заработной платы в КМП «Баланс», в ходе которого выявлены нарушения требований статей 15, 57, 91, 99, 104, 112, 133, 152, 153, 191 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), Порядка исчисления нормы рабочего времени на определенные календарные периоды времени (месяц, квартал, год) в зависимости от установленной продолжительности рабочего времени в неделю, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 13.08.2009 № 588н, пункта 2.6 Устава КМП «Баланс», утвержденного постановлением администрации от 03.09.2018 № 977; пунктов 2.2.4., 3.9 Положения об оплате труда и материальном стимулировании работников.

По результатам проведенного мероприятия контрольно-счетной палатой составлен акт от 20.06.2022 и вынесено представление от 04.07.2022, которым указано на необходимость: разработать новое положение об оплате труда и материальном стимулировании работников, новое штатное расписание; согласовать данные документы с администрацией; принять меры по устранению нарушений при оформлении трудовых договоров с сотрудниками, работа которых носит сменный характер (указывать, что работа осуществляется в соответствии с графиком сменности, а также продолжительность рабочей смены); в локальных актах предприятия предусмотреть введение суммированного учета рабочего времени для работников, трудящихся по сменному графику работы; при расчете оплаты труда, произведенного сверх нормы установленного рабочего времени, руководствоваться статьей 152 ТК РФ; принять меры по устранению нарушений относительно продолжительности сверхурочной работы; обеспечить устранение нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов при исчислении оплаты труда; машинистам насосных установок (4 человека) произвести выплату разницы, сложившейся между начисленной заработной платой предприятием и результатами расчетов контрольно-счетной палаты в общей сумме 65 680,18 руб.; машинистам-кочегарам котельных произвести перерасчет и выплатить разницу, сложившуюся из фактически начисленной суммы за период отопительного сезона (с 24.09.2021 по 29.04.2022) и рассчитанной (с учетом всех указанных выше нарушений), по часовой тарифной ставке 50,45 в 2021 году и 53,88 руб. в 2022 году; отменить ежемесячную доплату юрисконсульту предприятия и восстановить необоснованно выплаченную сумму (которая сложится на момент отмены доплаты) на счете предприятия; восстановить необоснованно выплаченную Шипунову С.Н. сумму в размере 7 738,10 руб. на счете предприятия; провести проверку по фактам выявленных нарушений законодательства Российской Федерации, муниципальных правовых актов, локальных актов, по результатам которых рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в допущенных в КМП «Баланс» нарушениях.

Не согласившись с представлением, предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанции исходили из отсутствия оснований для выдачи контрольно-счетной палатой представления, поскольку в ходе проверки выявлены нарушения трудового законодательства, связь указанных в представлении нарушений с бюджетными правоотношениями и предметом проверки не подтверждена.

Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд кассационной инстанции исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.

В соответствии со статьей 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета. Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий (пункт 1); внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (пункт 2).

Объектами государственного (муниципального) финансового контроля в соответствии с частью 1 статьи 266.1 БК РФ, частью 4 статьи 9 Закона № 6-ФЗ являются в том числе и государственные (муниципальные) унитарные предприятия.

Согласно пункту 1 статьи 268.1 БК РФ полномочиями органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внешнего государственного (муниципального) финансового контроля являются:

контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также за соблюдением условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета;

контроль за достоверностью, полнотой и соответствием нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, квартального и годового отчетов об исполнении бюджета;

контроль в других сферах, установленных Федеральным законом от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» (далее – Закон № 41-ФЗ) и Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее – Закон № 6-ФЗ).

Основные полномочия контрольно-счетных органов муниципального образования определены частью 2 статьи 9 Закона № 6-ФЗ.

При осуществлении полномочий по внешнему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля, в том числе проводятся проверки, ревизии, анализ, обследования, мониторинг в ходе осуществления ими в установленном порядке контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в соответствии с Законом № 41-ФЗ и Законом № 6-ФЗ; направляются объектам контроля представления, предписания (пункт 2 статьи 268.1 БК РФ).

Должностные лица контрольно-счетных органов не вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность проверяемых органов и организаций (часть 3 статьи 14 Закона № 6-ФЗ).

Представления и предписания органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля составляются и направляются объектам контроля в соответствии с Законом № 41-ФЗ и Законом № 6-ФЗ (пункт 3.1 статьи 270.1 БК РФ).

Согласно части 1 статьи 16 Закона № 6-ФЗ контрольно-счетные органы по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы федеральной территории, органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам представления для принятия мер по устранению выявленных бюджетных и иных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту Российской Федерации, федеральной территории, муниципальному образованию или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений.

Таким образом, контрольно-счетная палата, являющаяся органом внешнего государственного финансового контроля, уполномочена на выдачу представлений по устранению нарушений в рамках полномочий, установленных БК РФ и Законом № 6-ФЗ, выдача представлений по устранению иных выявленных нарушений, не связанных с указанными правоотношениями, не относится к полномочиям органа внешнего государственного (муниципального) финансового контроля.

В обоснование наличия полномочий на проведение проверки, контрольно-счетная плата указывает, что в соответствии с частью 2 статьи 9 Закона № 6-ФЗ контрольно-счетный орган муниципального образования осуществляет, в том числе полномочия по контролю за законностью и эффективностью использования средств местного бюджета, а также иных средств в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 1); оценке эффективности формирования государственной собственности субъекта Российской Федерации, управления и распоряжения такой собственностью и контроль за соблюдением установленного порядка формирования такой собственности, управления и распоряжения такой собственностью (включая исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, часть 5); иные полномочия в сфере внешнего государственного финансового контроля, установленные федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации (часть 14).

Вместе с тем, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды установили, что в настоящем случае предметом проверки являлась правомерность начисления и выплаты заработной платы в КМП «Баланс»; по результатам проверки выявлены нарушения трудового законодательства; бюджетные средства для выплаты заработной платы предприятием не использовались; вопрос об оценке эффективности использования муниципальной собственности, управления и распоряжения такой собственностью предметом проверки не являлся; Устав муниципального образования и Положение о контрольно-счетной палате Смоленского района Алтайского края, утвержденное решением Смоленского районного собрания депутатов Алтайского края от 19.10.2021 № 58, специальных полномочий органа внешнего муниципального финансового контроля в сфере трудового законодательства не содержат.

При указанных обстоятельствах суды обоснованно удовлетворили заявленное требование признав оспариваемое представление недействительным.

Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 24.04.2023 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 06.07.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А03-12772/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий Ю.Ф. Дружинина

Судьи О.Ю. Черноусова

Г.А. Шабанова