ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А03-13052/2021 от 24.08.2022 АС Западно-Сибирского округа

75/2022-48878(2)



АРБИТРАЖНЫЙ СУД
 ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тюмень Дело № А03-13052/2021 

Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2022 года  Постановление изготовлено в полном объеме 29 августа 2022 года 

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Чапаевой Г.В.
судей Алексеевой Н.А.
 ФИО1

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства строительства и  жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края на решение от 26.01.2022  Арбитражного суда Алтайского края (судья Музюкин Д.В.) и постановление от 06.05.2022  Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Бородулина И.И., Павлюк Т.В.,  Хайкина С.Н.) по делу № А03-13052/2021 по иску Министерства строительства  и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края (ОГРН <***>,  ИНН <***>, 656043, <...>) к Управлению  Федерального казначейства по Алтайскому краю (ОГРН <***>;  ИНН <***>, 656043, <...>)  о признании частично недействительным представления. 

 Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета  спора: общество с ограниченной ответственностью «Ринел» (656330, <...>), муниципальное казенное учреждение «Управление  жилищно-коммунального благоустройства и дорожного хозяйства Администрации города  Бийска» (ОГРН <***>, ИНН <***>, 659303, <...>), общество с ограниченной ответственностью «Строительная  компания «Стройкомплект» (ОГРН <***>, ИНН <***>, 634029, <...>). 

Суд установил:

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края  (далее – Министерство, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края  с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Алтайскому краю (далее –  Управление казначейства) о признании недействительными пунктов 3, 6 представления  от 23.06.2021 № 17-84-24/5074 в части необеспечения по состоянию на 01.01.2021  Министерством достижения результата регионального проекта Алтайского края,  а именно, не реализованы мероприятия по благоустройству мест массового отдыха 


[A1] населения (городских парков), общественных территорий (набережные, центральные  площади, парки и др.) и иные мероприятия, предусмотренные государственными  (муниципальными) программами формирования современной городской среды,  фактически - 619 единиц при запланированной 621 единице, в связи с невыполнением  Администрацией г. Бийска фактического значения показателя результативности  использования субсидии в части количества благоустроенных общественных территорий,  включенных в муниципальную программу формирования современной городской среды  в течение планового года, фактически - 0; в части количества благоустроенных дворовых  территорий, включенных в муниципальную программу формирования современной  городской среды в течение планового года, фактически – 59 (заявленные требования  уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации, далее – АПК РФ). 

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных  требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной  ответственностью «Ринел» (далее – ООО Ринел»), муниципальное казенное учреждение  «Управление жилищно-коммунального благоустройства и дорожного хозяйства  Администрации города Бийска» (далее – Учреждение), общество с ограниченной  ответственностью «Строительная компания «Стройкомплект» (далее –  ООО «СК «Стройкомплект»). 

Решением от 26.01.2022 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным  без изменения постановлением от 06.05.2022 Седьмого арбитражного апелляционного  суда, в удовлетворении заявленных требований отказано. 

В кассационной жалобе и возражениях на отзыв Министерство, ссылаясь  на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит принятые  по делу судебные акты отменить, вынести новое решение об удовлетворении заявленных  требований. 

Учреждение поддерживает доводы Министерства по основаниям, изложенным  в отзыве. Управление казначейства возражает против удовлетворения кассационной  жалобы согласно отзыву. 

В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной  инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом  первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм  материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого  судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, если иное  не предусмотрено АПК РФ

Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ  проанализировав доводы кассационной жалобы, отзывов, возражений, проверив  правильность применения судами норм материального и процессуального права,  не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов. 

Судами установлено и материалами подтверждено следующее. 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 № 1710  утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального 


[A2] бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных  программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования  современной городской среды (далее - Правила № 1710). 

Правила формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального  бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации утверждены постановлением  Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 № 999 (далее - Правила № 999). 

Во исполнение пункта 7 Правил № 1710, пункта 9 Правил № 999 Министерством  строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой  России) и Правительством Алтайского края 19.12.2019 заключено Соглашение   № 069-09-2020-022, предметом которого является предоставление из федерального  бюджета в 2020-2022 годах бюджету Алтайского края субсидии на реализацию программ  формирования современной городской среды в соответствии с лимитами бюджетных  обязательств, доведенными Министерству как получателю средств федерального бюджета  по соответствующим кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации  (далее – Соглашение от 19.12.2019). 

В отношении Министерства Управлением казначейства проведена плановая  выездная проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления  из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, иных  межбюджетных трансфертов, имеющих целевые назначения, на реализацию федерального  проекта «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жилье  и городская среда» за проверяемый период с 01.01.2020 по 01.04.2021. 

По результатам проверки составлен акт от 12.05.2021, в котором, в частности,  указано на нарушения вследствие недостижения Администрацией г. Бийска значений  показателей результативности использования субсидии в части количества  благоустроенных общественных пространств, включенных в муниципальную программу  формирования современной городской среды в течение планового года, не менее  2 (фактически - 0, по отчету на 01.01.2021 - 1), в части количества благоустроенных  дворовых территорий, включенных в муниципальную программу формирования  современной городской среды в течение планового года, не менее 80 (фактически - 59,  по отчету на 01.01.2021 - 63); необеспечения достижений результата регионального  проекта Алтайского края, а именно, реализованы не полностью мероприятия  по благоустройству мест массового отдыха населения (городских парков), общественных  территорий (набережные, центральные площади, парки и др.) и иные мероприятия,  предусмотренные государственными (муниципальными) программами формирования  современной городской среды: фактически - 619 единиц при запланированной  621 единице, соответственно, результат регионального проекта по состоянию  на 01.01.2021 не был достигнут; также указано, что направленный Министерством  в Минстрой России отчет о достижении результатов регионального проекта по состоянию  на 31.12.2020 содержит недостоверную информацию в части отражения результата  «Реализованы мероприятия по благоустройству мест массового отдыха населения  (городских парков), общественных территорий (набережные, центральные площади,  парки и др.) и иные мероприятия, предусмотренные государственными 


[A3] (муниципальными) программами формирования современной городской среды» - 624,  фактически достигнут результат - 619. 

В адрес Министерства Управлением казначейства вынесено представление  от 23.06.2021 № 17- 84-24/5074, в пунктах 3 и 6 которого отражены указанные выше  нарушения, также предложено рассмотреть информацию о перечисленных нарушениях  и в срок до 20.09.2021 принять меры по устранению причин и условий их совершения. 

Указанные обстоятельства явились основанием для обращения Министерства  в арбитражный суд. 

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды по результатам оценки  представленных в материалы дела доказательств, руководствуясь положениями  статей 130, 269.2, 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ),  Правилами № 1710 и № 999, Соглашением от 19.12.2019, пришли к выводу о том,  что представление в оспариваемой части является законным и обоснованным,  не нарушает права и законные интересы Министерства. 

Суд кассационной инстанции, поддерживая вывод судов двух инстанций, исходит  из положений норм материального права, указанных в судебных актах, и фактических  обстоятельств дела. 

Согласно пункту 4.3.5. Соглашения от 19.12.2019 (в редакции дополнительного  соглашения от 10.12.2020 № 069-09-220-0022/3) Правительство Алтайского края обязуется  обеспечивать представление в Минстрой России в форме электронного документа  в государственной интегрированной информационной системе управления  общественными финансами «Электронный бюджет» отчеты о (об) достижении  значения(ий) результата(ов) регионального проекта по форме приложения № 4  к Соглашению от 19.12.2019, являющемуся его неотъемлемой частью, не позднее 20 числа  месяца, следующего за отчетным кварталом. 

Согласно Приложению № 1 к Соглашению от 19.12.2019 значение результата  по показателю «Реализованы мероприятия по благоустройству общественных территорий  (набережные, центральные площади, парки и др.) и иные мероприятия, предусмотренные  государственными (муниципальными) программами формирования современной  городской среды» определено в количестве 621 единиц. 

Таким образом, поскольку предоставление субсидии в силу статьи 130 БК РФ,  Правил № 999, Правил № 1710 осуществлялось на основании Соглашения от 19.12.2019,  то в ходе проведения проверки соблюдения Министерством целей, порядка и условий  предоставления из федерального бюджета бюджету Алтайского края соответствующей  субсидии Управление казначейства правомерно руководствовалось значениями  показателей, содержащимися именно в приложениях № 1 и № 2 к Соглашению  от 19.12.2019 как документу, на основании которого субсидия была предоставлена. 

В силу вышеизложенного суд округа соглашается с выводами судов,  что необходимый результат по названному показателю, который необходимо было  достигнуть Алтайскому краю, составляет 621 единицу, а доводы кассатора  о предоставлении субсидии в целях достижения показателей федерального проекта  по субъекту, установлении показателей паспортом федерального проекта, были 


[A4] обосновано отклонены как основание к признанию недействительным оспариваемого  представления. 

Доводы Министерства о том, что работы по благоустройству дворовых территорий  в г. Бийске по адресам: ул. Николая Гоголя, 212; ул. Южная, 4; ул. Южная, 2;  ул. Ильи Мухачева, 149, были выполнены в полном объеме и приняты заказчиком,  что свидетельствует о достигнутом результате работ по муниципальному контракту,  судами были обоснованно отклонены в силу следующего. 

В соответствии с подпунктом а) пункта 7 Правил № 1710, пунктом 6.1.2 Соглашения  от 19.12.2019, постановлением Правительства Алтайского края от 31.08.2017 № 326  под благоустроенной территорией понимается дворовая территория, благоустроенная  в соответствии с минимальным перечнем работ. 

К минимальному перечню работ по благоустройству дворовых территорий  относятся: ремонт дворовых проездов, обеспечение освещения дворовых территорий,  установка скамеек и урн (муниципальная программа г. Бийска «Формирование  современной городской среды на территории муниципального образования г. Бийск»,  утвержденная постановлением Администрации г. Бийска Алтайского края от 21.11.2017   № 2850). 

Таким образом, является обоснованным вывод судов о том, что для того, чтобы  дворовая территория считалась благоустроенной, необходимо, чтобы на данной  территории были выполнены все работы из минимального перечня работ, включая  установку во дворе скамеек и урн. 

В ходе проведенных осмотров фактически выполненных работ проверяющими было  выявлено, что по адресам в <...>  не установлены скамейки и урны; по адресу: ул. Ильи Мухачева, 149 - скамейки. 

Как установлено судами, между Учреждением и ООО «СК «Стройкомплект»  по итогам электронного аукциона заключен муниципальный контракт от 27.05.2020   № Ф.2020.00013 на выполнение работ в 2020 году по благоустройству дворовых  территорий многоквартирных домов в рамках муниципальной программы «Формирование  современной городской среды на территории муниципального образования г. Бийск  на 2018-2022 годы». Первоначальными локальными сметами к муниципальному  контракту работы по установке скамеек и урн были предусмотрены. 

Между тем дворовые территории включены Министерством в отчет о достижении  значений показателей результативности использования субсидии по состоянию  на 01.01.2021 как благоустроенные, несмотря на то, что Учреждением при организации  и выполнении работ не был соблюден минимальный перечень работ по благоустройству  дворовых территорий по спорным адресам в г. Бийске. Следовательно, Управление  казначейства обоснованно сделало вывод о том, что на момент проведения осмотров  данные дворовые территории нельзя считать благоустроенными. 

В пункте 3 оспариваемого представления также отражено, что в г. Бийске  фактически не было благоустроено ни одно из общественных пространств, включенных  в муниципальную программу формирования современной городской среды в течение  планового года. 


[A5] Не согласившись с данным выводом, Министерство указало,  что общественная территория «Сквер Льнокомбината» была благоустроена в 2020 году  в рамках муниципального контракта от 05.08.2020 № Ф.2020.00030, заключенного между  Учреждением и ООО «Ринел». 

Судами установлено, что согласно данным, размещенным в Единой  информационной системе в сфере закупок (zakupki.gov.ru), по состоянию на 31.12.2020  контракт от 05.08.2020 № Ф.2020.00030 на выполнение работ по благоустройству  общественной территории сквера «Льнокомбинат» в рамках муниципальной программы  «Формирование современной городской среды на территории муниципального  образования г. Бийска на 2018-2022 годы» завершен, работы выполнены, приняты  и оплачены на сумму 14,6 млн. руб. 

Вместе с тем по результатам осмотра и выборочных обмеров выполненных работ  на общественной территории сквера «Льнокомбинат» в рамках муниципального контракта  от 05.08.2020 выявлено несоответствие объемов работ, указанных в актах о приемке  выполненных работ (КС-2), фактическим объемам работ. 

При этом соглашение об изменении объемов работ, предусмотренных  муниципальным контрактом от 05.08.2020, между заказчиком и подрядчиком  не заключалось. Акт о приёмке выполненных работ формы КС-2 от 30.10.2020 № 1  и справка о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3 от 30.10.2020 № 1  подписаны без замечаний. 

В ходе рассмотрения материалов дела об административном правонарушении  Управлением казначейства были установлены факты осуществления приемки  невыполненных работ по акту формы КС-2 от 30.10.2020 № 1 и справке о стоимости  выполненных работ и затрат формы КС-3 от 30.10.2020 № 1, что повлекло за собой оплату  Учреждением фактически невыполненных работ и дополнительное расходование  денежных средств федерального бюджета, уменьшение объема выполненных работ  для обеспечения муниципальных нужд. 

В ходе проведенных осмотров фактически выполненных работ проверяющими  установлено, что в нарушение Правил благоустройства территории муниципального  образования г. Бийск, утвержденных решением Думы города Бийска от 17.06.2019 № 276,  на территории сквера имеются незавершенные работы, хаотично расположен  строительный мусор, что ухудшает эстетическое состояние территории муниципального  образования и не позволяет считать завершенными работы по благоустройству  общественной территории сквер «Льнокомбината» на момент проверки. 

Между тем общественная территория сквера «Льнокомбинат» включена  Министерством в отчет о достижении значений показателей результативности  использования субсидии по состоянию на 01.01.2021 как благоустроенная общественная  территория. 

Учитывая, что установленные обстоятельства не опровергнуты Министерством,  в том числе в кассационной жалобе, суды обоснованно признали верным вывод  Управления казначейства о том, что направленный Министерством в Минстрой России  отчет о достижении результатов регионального проекта по состоянию на 31.12.2020 


[A6] содержит недостоверную информацию в части отражения результатов мероприятий  по указанным объектам. 

Довод Министерства о том, что выявленное нарушение было устранено в ходе  проведения контрольного мероприятия, был отклонен судами как документально  неподтвержденный. Судами установлено, что ООО «Ринел» выполнило все ранее  оплаченные работы и устранило недостатки уже после проведения контрольного  мероприятия. 

Как верно отмечено судами, указанное в представлении требование является мерой  предупреждения новых правонарушений, совершение которых обусловлено теми  же причинами и условиями, что и выявленные. В представлении отсутствует указание  на конкретные действия, подлежащие совершению в целях устранения (прекращения)  нарушения, поскольку выбор способов исполнения представления находится  в компетенции Министерства, в связи с чем именно оно должно самостоятельно избрать  приемлемый для него механизм исполнения представления в соответствии  с требованиями действующего законодательства. 

В целом доводы, изложенные в кассационной жалобе, выражают несогласие  кассатора с выводами судов, которые признали обоснованным вынесение Управлением  казначейства представления (в обжалуемой в суде части) по результатам исследования  представленных в материалы дела доказательств в их совокупности. 

Суд кассационной инстанции считает, что выводы судов подтверждены материалами  дела и основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах, получивших  надлежащую оценку в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, нормы  материального права применены правильно, нарушений процессуального закона, которые  могли повлечь принятие незаконных судебных актов, не установлено. 

Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского  округа 

постановил:

решение от 26.01.2022 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 06.05.2022  Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А03-13052/2021 оставить  без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда  Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия,  в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации. 

Председательствующий Г.В. Чапаева

Судьи Н.А. Алексеева 

 ФИО1