75/2022-48878(2)
АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тюмень Дело № А03-13052/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2022 года Постановление изготовлено в полном объеме 29 августа 2022 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Чапаевой Г.В.
судей Алексеевой Н.А.
ФИО1
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края на решение от 26.01.2022 Арбитражного суда Алтайского края (судья Музюкин Д.В.) и постановление от 06.05.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Бородулина И.И., Павлюк Т.В., Хайкина С.Н.) по делу № А03-13052/2021 по иску Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края (ОГРН <***>, ИНН <***>, 656043, <...>) к Управлению Федерального казначейства по Алтайскому краю (ОГРН <***>; ИНН <***>, 656043, <...>) о признании частично недействительным представления.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: общество с ограниченной ответственностью «Ринел» (656330, <...>), муниципальное казенное учреждение «Управление жилищно-коммунального благоустройства и дорожного хозяйства Администрации города Бийска» (ОГРН <***>, ИНН <***>, 659303, <...>), общество с ограниченной ответственностью «Строительная компания «Стройкомплект» (ОГРН <***>, ИНН <***>, 634029, <...>).
Суд установил:
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края (далее – Министерство, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Алтайскому краю (далее – Управление казначейства) о признании недействительными пунктов 3, 6 представления от 23.06.2021 № 17-84-24/5074 в части необеспечения по состоянию на 01.01.2021 Министерством достижения результата регионального проекта Алтайского края, а именно, не реализованы мероприятия по благоустройству мест массового отдыха
[A1] населения (городских парков), общественных территорий (набережные, центральные площади, парки и др.) и иные мероприятия, предусмотренные государственными (муниципальными) программами формирования современной городской среды, фактически - 619 единиц при запланированной 621 единице, в связи с невыполнением Администрацией г. Бийска фактического значения показателя результативности использования субсидии в части количества благоустроенных общественных территорий, включенных в муниципальную программу формирования современной городской среды в течение планового года, фактически - 0; в части количества благоустроенных дворовых территорий, включенных в муниципальную программу формирования современной городской среды в течение планового года, фактически – 59 (заявленные требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее – АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью «Ринел» (далее – ООО Ринел»), муниципальное казенное учреждение «Управление жилищно-коммунального благоустройства и дорожного хозяйства Администрации города Бийска» (далее – Учреждение), общество с ограниченной ответственностью «Строительная компания «Стройкомплект» (далее – ООО «СК «Стройкомплект»).
Решением от 26.01.2022 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 06.05.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе и возражениях на отзыв Министерство, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит принятые по делу судебные акты отменить, вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Учреждение поддерживает доводы Министерства по основаниям, изложенным в отзыве. Управление казначейства возражает против удовлетворения кассационной жалобы согласно отзыву.
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, если иное не предусмотрено АПК РФ.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ проанализировав доводы кассационной жалобы, отзывов, возражений, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Судами установлено и материалами подтверждено следующее.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 № 1710 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального
[A2] бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды (далее - Правила № 1710).
Правила формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 № 999 (далее - Правила № 999).
Во исполнение пункта 7 Правил № 1710, пункта 9 Правил № 999 Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России) и Правительством Алтайского края 19.12.2019 заключено Соглашение № 069-09-2020-022, предметом которого является предоставление из федерального бюджета в 2020-2022 годах бюджету Алтайского края субсидии на реализацию программ формирования современной городской среды в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству как получателю средств федерального бюджета по соответствующим кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации (далее – Соглашение от 19.12.2019).
В отношении Министерства Управлением казначейства проведена плановая выездная проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевые назначения, на реализацию федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жилье и городская среда» за проверяемый период с 01.01.2020 по 01.04.2021.
По результатам проверки составлен акт от 12.05.2021, в котором, в частности, указано на нарушения вследствие недостижения Администрацией г. Бийска значений показателей результативности использования субсидии в части количества благоустроенных общественных пространств, включенных в муниципальную программу формирования современной городской среды в течение планового года, не менее 2 (фактически - 0, по отчету на 01.01.2021 - 1), в части количества благоустроенных дворовых территорий, включенных в муниципальную программу формирования современной городской среды в течение планового года, не менее 80 (фактически - 59, по отчету на 01.01.2021 - 63); необеспечения достижений результата регионального проекта Алтайского края, а именно, реализованы не полностью мероприятия по благоустройству мест массового отдыха населения (городских парков), общественных территорий (набережные, центральные площади, парки и др.) и иные мероприятия, предусмотренные государственными (муниципальными) программами формирования современной городской среды: фактически - 619 единиц при запланированной 621 единице, соответственно, результат регионального проекта по состоянию на 01.01.2021 не был достигнут; также указано, что направленный Министерством в Минстрой России отчет о достижении результатов регионального проекта по состоянию на 31.12.2020 содержит недостоверную информацию в части отражения результата «Реализованы мероприятия по благоустройству мест массового отдыха населения (городских парков), общественных территорий (набережные, центральные площади, парки и др.) и иные мероприятия, предусмотренные государственными
[A3] (муниципальными) программами формирования современной городской среды» - 624, фактически достигнут результат - 619.
В адрес Министерства Управлением казначейства вынесено представление от 23.06.2021 № 17- 84-24/5074, в пунктах 3 и 6 которого отражены указанные выше нарушения, также предложено рассмотреть информацию о перечисленных нарушениях и в срок до 20.09.2021 принять меры по устранению причин и условий их совершения.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения Министерства в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды по результатам оценки представленных в материалы дела доказательств, руководствуясь положениями статей 130, 269.2, 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), Правилами № 1710 и № 999, Соглашением от 19.12.2019, пришли к выводу о том, что представление в оспариваемой части является законным и обоснованным, не нарушает права и законные интересы Министерства.
Суд кассационной инстанции, поддерживая вывод судов двух инстанций, исходит из положений норм материального права, указанных в судебных актах, и фактических обстоятельств дела.
Согласно пункту 4.3.5. Соглашения от 19.12.2019 (в редакции дополнительного соглашения от 10.12.2020 № 069-09-220-0022/3) Правительство Алтайского края обязуется обеспечивать представление в Минстрой России в форме электронного документа в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» отчеты о (об) достижении значения(ий) результата(ов) регионального проекта по форме приложения № 4 к Соглашению от 19.12.2019, являющемуся его неотъемлемой частью, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Согласно Приложению № 1 к Соглашению от 19.12.2019 значение результата по показателю «Реализованы мероприятия по благоустройству общественных территорий (набережные, центральные площади, парки и др.) и иные мероприятия, предусмотренные государственными (муниципальными) программами формирования современной городской среды» определено в количестве 621 единиц.
Таким образом, поскольку предоставление субсидии в силу статьи 130 БК РФ, Правил № 999, Правил № 1710 осуществлялось на основании Соглашения от 19.12.2019, то в ходе проведения проверки соблюдения Министерством целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета бюджету Алтайского края соответствующей субсидии Управление казначейства правомерно руководствовалось значениями показателей, содержащимися именно в приложениях № 1 и № 2 к Соглашению от 19.12.2019 как документу, на основании которого субсидия была предоставлена.
В силу вышеизложенного суд округа соглашается с выводами судов, что необходимый результат по названному показателю, который необходимо было достигнуть Алтайскому краю, составляет 621 единицу, а доводы кассатора о предоставлении субсидии в целях достижения показателей федерального проекта по субъекту, установлении показателей паспортом федерального проекта, были
[A4] обосновано отклонены как основание к признанию недействительным оспариваемого представления.
Доводы Министерства о том, что работы по благоустройству дворовых территорий в г. Бийске по адресам: ул. Николая Гоголя, 212; ул. Южная, 4; ул. Южная, 2; ул. Ильи Мухачева, 149, были выполнены в полном объеме и приняты заказчиком, что свидетельствует о достигнутом результате работ по муниципальному контракту, судами были обоснованно отклонены в силу следующего.
В соответствии с подпунктом а) пункта 7 Правил № 1710, пунктом 6.1.2 Соглашения от 19.12.2019, постановлением Правительства Алтайского края от 31.08.2017 № 326 под благоустроенной территорией понимается дворовая территория, благоустроенная в соответствии с минимальным перечнем работ.
К минимальному перечню работ по благоустройству дворовых территорий относятся: ремонт дворовых проездов, обеспечение освещения дворовых территорий, установка скамеек и урн (муниципальная программа г. Бийска «Формирование современной городской среды на территории муниципального образования г. Бийск», утвержденная постановлением Администрации г. Бийска Алтайского края от 21.11.2017 № 2850).
Таким образом, является обоснованным вывод судов о том, что для того, чтобы дворовая территория считалась благоустроенной, необходимо, чтобы на данной территории были выполнены все работы из минимального перечня работ, включая установку во дворе скамеек и урн.
В ходе проведенных осмотров фактически выполненных работ проверяющими было выявлено, что по адресам в <...> не установлены скамейки и урны; по адресу: ул. Ильи Мухачева, 149 - скамейки.
Как установлено судами, между Учреждением и ООО «СК «Стройкомплект» по итогам электронного аукциона заключен муниципальный контракт от 27.05.2020 № Ф.2020.00013 на выполнение работ в 2020 году по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов в рамках муниципальной программы «Формирование современной городской среды на территории муниципального образования г. Бийск на 2018-2022 годы». Первоначальными локальными сметами к муниципальному контракту работы по установке скамеек и урн были предусмотрены.
Между тем дворовые территории включены Министерством в отчет о достижении значений показателей результативности использования субсидии по состоянию на 01.01.2021 как благоустроенные, несмотря на то, что Учреждением при организации и выполнении работ не был соблюден минимальный перечень работ по благоустройству дворовых территорий по спорным адресам в г. Бийске. Следовательно, Управление казначейства обоснованно сделало вывод о том, что на момент проведения осмотров данные дворовые территории нельзя считать благоустроенными.
В пункте 3 оспариваемого представления также отражено, что в г. Бийске фактически не было благоустроено ни одно из общественных пространств, включенных в муниципальную программу формирования современной городской среды в течение планового года.
[A5] Не согласившись с данным выводом, Министерство указало, что общественная территория «Сквер Льнокомбината» была благоустроена в 2020 году в рамках муниципального контракта от 05.08.2020 № Ф.2020.00030, заключенного между Учреждением и ООО «Ринел».
Судами установлено, что согласно данным, размещенным в Единой информационной системе в сфере закупок (zakupki.gov.ru), по состоянию на 31.12.2020 контракт от 05.08.2020 № Ф.2020.00030 на выполнение работ по благоустройству общественной территории сквера «Льнокомбинат» в рамках муниципальной программы «Формирование современной городской среды на территории муниципального образования г. Бийска на 2018-2022 годы» завершен, работы выполнены, приняты и оплачены на сумму 14,6 млн. руб.
Вместе с тем по результатам осмотра и выборочных обмеров выполненных работ на общественной территории сквера «Льнокомбинат» в рамках муниципального контракта от 05.08.2020 выявлено несоответствие объемов работ, указанных в актах о приемке выполненных работ (КС-2), фактическим объемам работ.
При этом соглашение об изменении объемов работ, предусмотренных муниципальным контрактом от 05.08.2020, между заказчиком и подрядчиком не заключалось. Акт о приёмке выполненных работ формы КС-2 от 30.10.2020 № 1 и справка о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3 от 30.10.2020 № 1 подписаны без замечаний.
В ходе рассмотрения материалов дела об административном правонарушении Управлением казначейства были установлены факты осуществления приемки невыполненных работ по акту формы КС-2 от 30.10.2020 № 1 и справке о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3 от 30.10.2020 № 1, что повлекло за собой оплату Учреждением фактически невыполненных работ и дополнительное расходование денежных средств федерального бюджета, уменьшение объема выполненных работ для обеспечения муниципальных нужд.
В ходе проведенных осмотров фактически выполненных работ проверяющими установлено, что в нарушение Правил благоустройства территории муниципального образования г. Бийск, утвержденных решением Думы города Бийска от 17.06.2019 № 276, на территории сквера имеются незавершенные работы, хаотично расположен строительный мусор, что ухудшает эстетическое состояние территории муниципального образования и не позволяет считать завершенными работы по благоустройству общественной территории сквер «Льнокомбината» на момент проверки.
Между тем общественная территория сквера «Льнокомбинат» включена Министерством в отчет о достижении значений показателей результативности использования субсидии по состоянию на 01.01.2021 как благоустроенная общественная территория.
Учитывая, что установленные обстоятельства не опровергнуты Министерством, в том числе в кассационной жалобе, суды обоснованно признали верным вывод Управления казначейства о том, что направленный Министерством в Минстрой России отчет о достижении результатов регионального проекта по состоянию на 31.12.2020
[A6] содержит недостоверную информацию в части отражения результатов мероприятий по указанным объектам.
Довод Министерства о том, что выявленное нарушение было устранено в ходе проведения контрольного мероприятия, был отклонен судами как документально неподтвержденный. Судами установлено, что ООО «Ринел» выполнило все ранее оплаченные работы и устранило недостатки уже после проведения контрольного мероприятия.
Как верно отмечено судами, указанное в представлении требование является мерой предупреждения новых правонарушений, совершение которых обусловлено теми же причинами и условиями, что и выявленные. В представлении отсутствует указание на конкретные действия, подлежащие совершению в целях устранения (прекращения) нарушения, поскольку выбор способов исполнения представления находится в компетенции Министерства, в связи с чем именно оно должно самостоятельно избрать приемлемый для него механизм исполнения представления в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В целом доводы, изложенные в кассационной жалобе, выражают несогласие кассатора с выводами судов, которые признали обоснованным вынесение Управлением казначейства представления (в обжалуемой в суде части) по результатам исследования представленных в материалы дела доказательств в их совокупности.
Суд кассационной инстанции считает, что выводы судов подтверждены материалами дела и основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах, получивших надлежащую оценку в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, нормы материального права применены правильно, нарушений процессуального закона, которые могли повлечь принятие незаконных судебных актов, не установлено.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 26.01.2022 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 06.05.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А03-13052/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий Г.В. Чапаева
Судьи Н.А. Алексеева
ФИО1