ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А03-14290/14 от 12.05.2015 АС Западно-Сибирского округа

Арбитражный суд

 Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г.Тюмень                                                                   Дело № А03-14290/2014

Резолютивная часть постановления объявлена   мая 2015 года

Постановление изготовлено в полном объёме   мая 2015 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего                     Григорьева Д.В.

судей                                                    Отческой Т.И.

                                                              Черноусовой О.Ю.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Комитета муниципального заказа города Барнаула на решение от 29.10.2014 Арбитражного суда Алтайского края (судья Ильичева Л.Ю.) и постановление от 27.01.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда
(судьи Павлюк Т.В., Хайкина С.Н., Ходырева Л.Е.) по делу
№ А03-14290/2014 по заявлению Комитета муниципального заказа города Барнаула (656043, Алтайский край, город Барнаул, улица Никитина, 59 А,
ИНН 2225126623, ОГРН 1112225015132) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю (656002, Алтайский край, город Барнаул, проспект Калинина, 8, ИНН 2221022528,
ОГРН 1022201518547) о признании недействительным предписания.

Суд установил:

Комитет муниципального заказа города Барнаула (далее – комитет, заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю (далее – управление, антимонопольный орган) о признании недействительным предписания об устранении нарушений в сфере контрактной системы
от 31.07.2014 № 97 (50-ВП/14) (далее – предписание от 31.07.2014).

Решением от 29.10.2014 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 27.01.2015 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.

В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, комитет, ссылаясь на нарушение судами норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит решение
от 29.10.2014 и постановление от 27.01.2015 отменить, принять по делу новый судебный акт.

По мнению подателя кассационной жалобы, в связи с отсутствием установленных Правительством Российской Федерации дополнительных требований к участникам закупки товаров, работ, услуг, непосредственно поименованных в статье 56 Федерального закона от 05.04.2013
№ 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг
для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон
№ 44-ФЗ),
проведение конкурса с ограниченным участием неправомерно.

Управление в отзыве на кассационную жалобу, соглашаясь с выводами арбитражных судов, просит оставить кассационную жалобу комитета
без удовлетворения.

Проверив в порядке статей 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на неё, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Из материалов дела следует и судами установлено, что 27.06.2014
комитетом на электронной площадке на сайте www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет» размещено извещение № 0317300301914001195 о проведении открытого конкурса на поставку молока и молочной продукции (далее – открытый конкурс). Заказчиками в указанном конкурсе явились муниципальные бюджетные дошкольные образовательные учреждения.

Антимонопольным органом по обращению Управления Федеральной службы безопасности России Федерации по Алтайском краю была проведена внеплановая проверка соблюдения комитетом требований Закона № 44-ФЗ при проведении открытого конкурса № 0317300301914001195.

В ходе данной проверки управлением установлено, что комитетом допущено нарушение пункта 1 части 2 статьи 56 Закона № 44-ФЗ, которое выразилось в выборе неверного способа определения поставщика молока
и молочной продукции для дошкольных образовательных учреждений.

По результатам проведённой проверки заявителю выдано предписание
от 31.07.2014, в соответствии с которым комитету предписано в срок
до 15.08.2014 аннулировать открытый конкурс.

Предписание от 31.07.2014 исполнено в установленный срок, открытый конкурс на поставку молока и молочной продукции для муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений города аннулирован.

Полагая, что данное предписание не соответствует действующему законодательству, комитет обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой
и апелляционной инстанций исходили из того, что оспариваемое предписание соответствует действующему законодательству и направлено
на защиту прав и законных интересов иных лиц.

Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд кассационной инстанции исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.

Статьёй 24 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме
(далее также – электронный аукцион), закрытый аукцион) являются конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), которые используют заказчики при осуществлении закупок (части 1 и 2).

Частями 1 и 2 статьи 48 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация
о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путём размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования. Заказчик во всех случаях осуществляет закупку путём проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 названного Закона.

В рассматриваемом случае, как полагает антимонопольный орган, закупка могла быть осуществлена путём проведения конкурса
с ограниченным участием или путём проведения электронного аукциона.

Согласно части 1 статьи 56 Закона № 44-ФЗ под конкурсом
с ограниченным участием понимается конкурс, при котором информация
о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путём размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования
и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор.

Проведение конкурса с ограниченным участием осуществляется
в случае, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг
по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 56 Закона № 44-ФЗ).

Перечень случаев отнесения товаров (работ, услуг) к товарам (работам, услугам), которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, утверждён постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1089 (далее – Перечень № 1089).

К одному из таких случаев согласно пункту 5 указанного Перечня отнесено оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений
начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья, учреждений для детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа для детей и подростков
с девиантным (общественно опасным) поведением, нетиповых образовательных учреждений высшей категории для детей, подростков
и молодых людей, проявивших выдающиеся способности, образовательных учреждений дополнительного образования детей и других организаций, осуществляющих образовательный процесс для детей, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления.

С учётом изложенного выводы судов о наличии у комитета обязанности по проведению конкурса с ограниченным участием при осуществлении закупки молока и молочной продукции являются обоснованными.

Кроме того, согласно части 2.1 статьи 56 Закона № 44-ФЗ заказчик вправе осуществлять закупки товаров, работ, услуг, указанных в части
2 настоящей статьи, с учётом требований закона путём проведения электронного аукциона, закрытого аукциона, запроса котировок, запроса предложений, а также у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

При этом к участникам таких закупок не применяются дополнительные требования, установленные в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона
№ 44-ФЗ в отношении участников закупок, которые осуществляются только путём проведения конкурса с ограниченным участием.

В соответствии с частью 2 статьи 59 Закона № 44-ФЗ заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включённых в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации,
за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путём проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки
у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учётом требований Закона о контрактной системе.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.10.2013
№ 2019-р утверждён Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (далее – Перечень).

В Перечне содержится исключение, которое освобождает заказчика
от обязанности проводить электронный аукцион при закупке пищевых продуктов и напитков, закупаемых для дошкольных образовательных учреждений: код по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2007 ОКПД-15 «Продукты пищевые
и напитки».

Вместе с тем это не исключает право заказчика провести электронный аукцион для закупки пищевых продуктов и напитков.

Проанализировав изложенное арбитражные суды указали, что для осуществления закупки молока для дошкольных образовательных учреждений был избран открытый конкурс, однако данный способ определения поставщика при закупке товаров указанных в части 2 статьи
56 Закона № 44-ФЗ, не поименован в части 2.1 статьи 56 данного Закона.

Исследовав и оценив в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ представленные в дело доказательства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, чтодля закупки молока
и молочной продукции для дошкольных образовательных учреждений комитет был обязан проводить конкурс с ограниченным участием или
был вправе провести электронный аукцион.

С учётом изложенного арбитражные суды правомерно отказали комитету в удовлетворении заявленного требования в связи с отсутствием предусмотренных частью 3 статьи 201 АПК РФ оснований для признания недействительным оспариваемого предписания.

Иное толкование заявителем норм действующего законодательства,
а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют
о неправильном применении судами норм права.

Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов
в соответствии со статьёй 288 АПК РФ не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 29.10.2014 Арбитражного суда Алтайского края
и постановление от 27.01.2015 Седьмого арбитражного апелляционного
суда по делу № А03-14290/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий                                             Д.В. Григорьев

Судьи                                                                          Т.И. Отческая

                                                                                    О.Ю. Черноусова